А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 13)

   Итак, после небольшого введения, описывающего «ранние годы» вашего сказочного героя, можно перейти к тому, как он начал принимать собственные решения (первым из которых может быть решение уйти из дому) и как ему пришлось столкнуться с тем, что принять решение легко, и выполнить его не очень сложно, но вот что делать с последствиями самостоятельного шага (например, где завтракать, обедать и ужинать после того, как родительский дом с его кухней и любимой мамой на этой кухне остался за спиной?!)…

   Третий этап – это этап выбора пути. Если ты решил идти сам, а не подчиняться воле того, кто всегда решал за тебя и подсказывал, куда идти и что делать, то тогда на вопросы «Куда идти?» и «Что делать?» тоже придется отвечать самому. Ежедневно самостоятельно делать выбор и воплощать его в жизнь. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева так описывает этот этап:
   «Герой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации – проверка на „доброе сердце“. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит – как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент – тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.
   В жизни человека – это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:
   Принятие самого себя – «я такой, какой я есть».
   Принятие своего пути – «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».
   Принятие ответственности за свои выбор и действия – «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».
   На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя, – вопрос о Совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки».

   Четвертый этап – это этап борьбы со злом, которое встречается на пути. В сказке это – отрицательные герои, старающиеся погубить «добра молодца».
   Из нашей сказки дети должны вынести следующие уроки:
   – не стоит бояться неизбежного;
   – оказавшись в трудной ситуации, никогда не следует терять присутствия духа, помощь всегда придет – иногда из самых неожиданных источников – нужно только не терять решимости победить, несмотря ни на что, и быть готовым принять помощь, в какой бы необычной или неожиданной форме она ни явилась;
   – трудности нужны, потому что именно благодаря им мы меняемся, становимся мудрее, мягче, терпимее (вряд ли последний урок дети смогут ясно сформулировать, но после сказки у них должно оставаться совершенно однозначное понимание того, что все те испытания, которые выпали на долю нашего героя, были для него нужны и он смог извлечь из них урок).

   Пятый этап учит тому, что «достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении». Сказочный герой победил Кощея Бессмертного, но его испытания на этом не заканчиваются. Кощеево царство начинает рушиться и грозит уничтожить и победителя – ему приходится со всех ног спасаться, преодолевая новые трудности.
   Сказка учит нас тому, что испытания – никогда не закончатся, часто они застают тебя врасплох, но смекалка и приобретенный опыт всегда помогут найти правильный выход.

   Шестой этап – это этап триумфального возвращения в родительский дом и вовсе даже не торжественной встречи со стороны родителей. «Однако дома многое изменилось, – так описывает этот этап Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, – героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным; и самое главное на этом этапе – своевременное применение приобретенных возможностей».

   И наконец, седьмой этап, – это торжественная свадьба, воцарение главного героя на престоле, заслуженная награда – «и получил он невесту и полцарства в придачу». «Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни».
   Итак, если вы определились с целью вашей сказки, со скрытыми «командами и посылами», которые вы хотели бы внушить вашему ребенку, если вы нашли подходящий сюжет, то вам остается только провести ваших героев через все перипетии сказочного сюжета, описанные выше, – вот и все.
   Самое главное – сочиняя или рассказывая сказку, не теряйте веры в то, что ваши безграничная любовь и искреннее желание помочь своему ребенку во что бы то ни стало преодолеют все трудности и вы достигнете желаемой цели – поможете самому родному и самому дорогому человечку и научите его справляться с теми трудностями, которых он, к сожалению, все равно не сможет избежать… У вас все получится, даже и не сомневайтесь в этом, ведь вы делаете это не ради удовлетворения каких-то собственных амбиций, а единственно ради своего ребенка. А тут уже особого выбора нет: если вы ему не поможете, то кто еще ему поможет, если вы не научите, кто другой – научит? А поэтому – удачных вам сказок и теплых и искренних взаимоотношений с вашими детьми. Взаимоотношений, построенных на доверии, любви и прощении…

   Глава пятая
   Анализ развития, эмоционального состояния, психологической зрелости собственного ребенка

   В этой книге мы много говорили о том, как важно понимать чувства и мироощущение вашего ребенка, как важно попытаться увидеть мир глазами ребенка, как важно понять, что именно он чувствует на самом деле и что именно его беспокоит и почему. Одной из возможностей узнать это является сказка. Но в сказке многое – символично, многое – аллегорично, не всегда сказочные символы просто правильно истолковать. В таком случае есть еще одно средство, которое может помочь вам выяснить, что же все-таки происходит. Это средство – психологические тесты, некоторые из которых мы приводим ниже. Основное достоинство тестов, отобранных нами, заключается в следующем:
   • во-первых, все они просты в исполнении и интерпретации, не требуют специальной подготовки и могут быть выполнены не только профессиональными психологами, но и просто родителями или людьми, заинтересованными в выяснении состояния ребенка;
   • во-вторых, практически все они могут быть выполнены в виде игры, их можно использовать не только для тестирования собственного ребенка, но и «поиграть» в них в тот момент, когда в вашем доме собирается какая-то детская компания (но даже в том случае, если вы тестируете только своего ребенка, вовсе не обязательно говорить ему: «Садись, дорогой, сейчас мы займемся выяснением того, что тебя беспокоит», и в этом случае в эти тесты можно и нужно поиграть).

   Тест 1
   «Сказка»

   (источник: Кэтрин Тэйлор. «Психологические тесты и упражнения для детей»)
   Цель: наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем. Тест состоит из десяти сказок, каждая из которых «провоцирует» ребенка на проявление тех или иных чувств, затрагивая какую-то одну определенную область взаимоотношений ребенка с окружающим миром (семьей): взаимоотношения в семье, привязанность к родителям, ощущение ребенком своего места в семье, определение его отношения к каждому члену семьи и т. д.
   Тест предназначен для детей младшего школьного возраста, достаточно прост в использовании и может, при соблюдении некоторых несложных правил, проводиться в домашних условиях, даже неподготовленным человеком.
   Однако прежде чем дать инструкции к тесту, хотелось бы отметить, что если тест и кажется не очень сложным, то интерпретация его результатов может оказаться не столько простым и однозначным делом, поэтому если при проведении теста у вас возникли какие-то подозрения по поводу психического состояния вашего ребенка или тест воспринимается им неадекватно (в штыки, со слезами, с явно выраженной постоянной неохотой), то лучше всего найти хорошего психотерапевта (для этого можно ненавязчиво порасспрашивать знакомых, проконсультироваться у педиатра или школьного психолога, если они вызывают у вас доверие, просто поболтать с другими мамочками) и обратиться вначале самому, а затем, если доктор вызовет у вас доверие и выскажет необходимость встречи с ребенком, к профессионалу, специалисту в своей области. Данный тест, как и любой тест, проводимый в домашних условиях, имеет целью не постановку диагноза, а получение информации для размышления. В данном случае – информация для размышления адресована взрослым, окружающим ребенка и ответственным за его физическое, психологическое и душевное состояние.

   Инструкции к тесту
   Тест представляет собой серию из десяти сказок, которые постепенно должны быть рассказаны и обсуждены с ребенком. Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ. Нас интересует тип реакции на сказку, а также ответ ребенка на вопрос, следующий сразу за сказкой.
   Проводя данный тест, нужно постараться соблюсти следующие несложные условия.
   1. Для рассказа очередной сказки необходимо выбрать подходящий момент (если ребенок регулярно просит рассказать ему сказку, то можно просто дождаться подобной просьбы), когда ребенок будет в состоянии адекватно реагировать, а вы – внимательно наблюдать (состояние рассказчика и наблюдателя не менее важно, чем состояние ребенка, так как ребенок воспринимает наши раздражение, усталость, недовольство каким-то таинственным и неподвластным логике образом, что называется, «на уровне флюидов», поэтому если вы сами неважно себя чувствуете, то лучше отложить тест вне зависимости от готовности ребенка).
   2. Во время рассказа и обсуждения сказки очень важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.
   Вас должны насторожить такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:
   – просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
   – торопливые и поспешные ответы, изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
   – отказ отвечать на вопрос;
   – возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала.
   Все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства. Если вы наблюдаете подобные симптомы – обратитесь за консультацией к специалисту.
   3. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Это считается нормой при условии, что это не носит навязчивого характера. Не подавляйте искренних выражений чувств ребенка, лучше отметьте для себя и постарайтесь подумать и понять, в чем корни его агрессии или иных негативных эмоций – вызваны ли они только и исключительно содержанием сказки или это типичное для ребенка поведение в жизни.
   4. Если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, – на это следует обратить внимание. С одной стороны – возможно, вы просто выбираете неудачное время для сказок, с другой стороны – постоянное избегание сложных ситуаций в жизни – это признак неуверенности и страха – с их причинами необходимо разбираться, и не исключено, что вновь при помощи специалиста.
   5. Когда будете задавать вопросы, имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания, дайте ему возможность подумать и – главное – спокойно высказать то, что он думает, даже если его комментарии возмущают или обижают вас. Используйте данный тест как еще одну возможность установления и укрепления доверительных отношений с ребенком.
   6. Не следует поспешно переходить от одной сказки к другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз. Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность.
   7. Помните, что нужно внимательно отнестись как к положительным, так и к отрицательным результатам теста. И те и другие должны стать для вас материалом для размышления и могут быть использованы в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация