А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Преодоление кризиса и вкус жизни" (страница 9)

   История 9. «Я настрою себя на…»

   «Невеселая это жизнь, а привыкаешь к ней. Иногда случается, что совсем даже ничего другого не хочется, потому что днем домой придешь – думаешь, что через три часа опять в присутствие идти нужно; вечером придешь – думаешь, как бы выспаться, да утром ранехонько опять в присутствие идти. Выходит, что в голове у тебя ничего, кроме присутствия, нет.

   Придет это воскресенье, так день то длинный раздлинный тебе покажется; сидишь-сидишь руки склавши – словно одурь тебя возьмет. По той причине, что мы ни к какому другому делу способности в себе не имеем; все нам кажется, что оно все равно не так, не по форме глядит, – ну, и тоскуешь до понедельника.

   По той же самой причине, сколь понимать могу, и пьянства много между приказными бывает; потому как в воскресенье ему девать себя некуда – вот он и закурил, глядишь».
Салтыков-Щедрин М. Е. Первый шаг. Собр. соч. Т. 1. С. 500
   Если тебе плохо сейчас, то это не означает, что так будет завтра и позже. «Плохое», «неблагоприятное», «ужасное», «тяжелое» – это те слова, которые люди употребляют, чтобы обозначить для других и себя переживания и чувства, испытываемые ими в данный момент или в прошлом. Любые наши переживания – это естественная реакция человека на какие-то события, в которых проявляется наше отношение к этим событиям: нравится – не нравится, страх – радость и т. п. Форма и степень выраженности этих реакций зависят и от природных особенностей данного человека, и от воспитания, и от уровня развития его возможностей саморегуляции.
   Наши переживания выполняют очень важные функции: с одной стороны, они сигнализируют о степени опасности или благоприятности каких-либо воздействий для личности, а с другой – стимулируют личность к каким-либо действиям, например, защитным или приспособленческим.
   Конечно, у человека не все так просто, как хотелось бы. Попробуйте откровенно ответить себе на два вопроса:

   – всегда ли степень и содержание наших переживаний адекватны тому, что происходит на самом деле?
   – разве нет ситуаций, в которых мы психологически слепы или неадекватны?

   Если да, то, наверное, вполне допустимо, что мои чувства отражают не то, что на самом деле происходит, а что-то другое, например, то, что я хотел бы видеть в этой ситуации. Вспомните людей, которые практически всегда, даже в самой обычной, ничем и никому не угрожающей ситуации, переживают чувство настороженности, опасности, страха и т. п. Но, как известно, ничего не бывает просто так: если человек стремится испытывать то, что приносит ему страдания, мучения дискомфорт, то видимо зачем-то ему это надо? Вполне может быть, что любое напряжение психологически благоприятно для таких людей.
   Если сможете, то ответьте себе на вопрос – почему я так настроен к миру, к людям, что заставляет меня быть в этом состоянии?
   Ответы могут быть самые разнообразные, но применительно к нашей теме, скорее всего, следует предполагать, что именно таким образом происходит своеобразная защита, охрана себя от каких-то достаточно серьезных вопросов, проблем. Как только мы начинаем воспринимать мир таким, какой он есть (а не таким, каким он может быть сейчас представлен в нашем восприятии), на эти серьезные вопросы возникает потребность давать ответы, а может даже и менять кардинально мировоззрение и образ жизни. Именно этого и не всегда хочется, так как оно связано не только с самокритикой, признаниями себе в чем-то не очень приятном, но и требует активных действий, а значит вполне определенных неудобств, нарушения стабильности.
   «Всяк кулик свое болото хвалит» – это о тех, кто замечательно чувствует себя в своем «болоте», потому что для них важен сам факт постоянства этого вроде бы плохого, но своего, знакомого мира, к которому уже привык, который понятен и легко управляем. А «новая жизнь» – это что-то не совсем понятное, а зачастую и не прогнозируемое вообще.
   Давайте все же рискнем и попробуем разобраться в своих состояниях. Для этого можно в любое свободное от забот время в течение 10—15 минут проделать несколько несложных процедур.
...
   «СКАЗКА»
   Жанр сказки предполагает, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (только ли молодцам?). Поэтому Вы можете выдумывать все что хотите, но в этом должна быть мысль, основная идея, какая-то логика. В этой сказке Вы можете быть любым существом (живым или неживым, с полом или без пола и т. п.). Легче всего начинать с традиционной фразы: «Жили-были (жил-был…, жила-была…)». Все остальное – как получится.
   Естественно, что сказку надо как-то записать: на бумагу, на магнитофон и т. п. Закончив эту творческую работу, отложите Ваш опус куда-нибудь подальше и постарайтесь в течение двух-трех недель не читать (смотреть, слушать) то, что получилось.
   Выдержав положенное время, перечитайте (прослушайте, просмотрите) то, что получилось. Попытайтесь зафиксировать все свои состояния, которые будут сопровождать этот процесс.
   Попробуйте прочитать (или дать послушать, просмотреть) свою сказку кому-либо из знакомых, но, не выдавая, что автор ВЫ. Постарайтесь побеседовать поле этой процедуры, но не по поводу «понравилась – не понравилась», а по поводу каждого героя, события и прислушайтесь, какие чувства вызывают у Вас слова собеседника, высказанные по поводу конкретных персонажей, ситуаций.

   «АВТОПОРТРЕТ»
   Чтобы нарисовать свой автопортрет, можно воспользоваться несколькими приемами.
   1. Напишите в столбик с левой стороны листа через небольшой интервал 20 раз букву «Я», а затем попробуйте написать после каждого «Я» одну из характерных черт Вашей личности. Это могут быть прилагательные (ответственный, аккуратный и т. п.) или какие-либо сочетания слов (умею делать пирожки).
   2. Отложите этот листок куда-нибудь подальше, чтобы он не попадался Вам на глаза недели две. По истечении времени прочитайте его. При этом попытайтесь зафиксировать (в памяти, в дневнике) все чувства, которые будут появляться в процессе чтения этих характеристик.
   3. Напишите в столбик с левой стороны листа через небольшой интервал 20 раз букву «Я», а затем попробуйте написать после каждого «Я» одну из характерных черт Вашей личности, но используя для этого только метафоры. Например: «Я как чайник без свистка на плите: закиплю, но никто об этом не услышит, разве только, если подойдет и заметит пар…» и т. п.
   4. Зафиксируйте (в памяти, в дневнике) те состояния и чувства, которые будут сопровождать этот процесс.

   «ПОРТРЕТ С НАТУРЫ»
   В этом упражнении потренируйтесь в развитии психологической зоркости. «Материалом» для тренировки могут быть Ваши знакомые или люди, которых Вы смогли бы наблюдать в течение какого-то времени (например: на прогулке, сидя в сквере на лавочке…).
   Ваша задача – постараться зафиксировать (в памяти, в дневнике) наблюдаемое как целое, как определенный тип и научиться свободно и легко описывать все его качества.

   «ДОРОГА К…»
   Основной задачей этого упражнения является осознание своих отношений и состояний во время общения с близкими Вам людьми.
   Сядьте в удобное кресло, закройте глаза, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
   Представьте себе близкого Вам конкретного человека.
   Попробуйте в двух-трех фразах описать характер Ваших с ним отношений.
   Вообразите, что ваши отношения с этим человеком – это тропинка, дорожка, хрупкий мостик, шоссе, бетонный или металлический мост, дорога и т. п., по которой Вы ходите друг к другу. Как Вы ее себе представляете, какая она? Что на ней? Что вокруг нее?
   Перечислите все ее особенности, зарисуйте ее в воображении или на бумаге. Зафиксируйте (в памяти, в дневнике) те состояния, которые будут сопровождать этот процесс.
   Отложите этот рисунок на время (на несколько часов, дней).
   Вернитесь через некоторое время к рисунку (вызовите созданный образ из памяти) и внимательно разглядывая его, попробуйте проследить за теми чувствами, состояниями, которые будут сопровождать этот процесс. Зафиксируйте их (в памяти, в дневнике).

   «ПОЛЕЗНОСТЬ»
   Задача этого упражнения – определить полезность тех состояний, которые сопровождают Вашу жизнь. Для этого можно применять ряд простых приемов.
   1. Напишите в строчку все состояния, которые постоянно сопровождают Вашу жизнь или которые Вы более или менее часто испытываете, когда занимаетесь чем-либо. Здесь надо писать все, без какой-либо оценки («плохое и хорошее»).
   2. Выпишите из этого списка в левый столбик те, которые по Вашему мнению мешают вам, а в правый – те, которые помогают.
   3. Попробуйте стать адвокатом для «мешающих» состояний. Подготовьте речь, направленную на то, чтобы доказать их полезность и необходимость именно для того, кто считает их «мешающими». Зафиксируйте все чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).
   4. Попробуйте стать прокурором для тех состояний, которые оценены как «помогающие». Подготовьте речь, направленную на то, чтобы доказать их вредность или не такую уж полезность, как представлялось. Зафиксируйте все чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).
   5. А теперь Вы – судья, который выслушал речи адвоката и прокурора и должен принять решение, произнести приговор и тем, и другим.
   6. Зафиксируйте все, что будет происходить с Вами в разных позициях, попробуйте как можно точнее описать те состояния, чувства, которые будут появляться в процессе этой работы (в памяти, в дневнике).
   7. Выделите сильные и слабые стороны тех или иных состояний.
   Сделайте для себя выводы в форме принципов или правил.

   История 10. «Имеем – не храним, потеряем – плачем»

   «Знал бы, где упаду – соломку бы постелил» – частенько говорил пожилой и опытный человек, с которым в молодости мне довелось работать на разгрузке машин, привозящих на базу молоко. К сожалению, жизнь заставляет нас убеждаться в справедливости этого утверждения.
   Жизнь – это не только приобретения, но и потери. Каждый из нас в течение своей жизни не раз переживает состояние потери. Вспомните, как горько плачет ребенок, потерявший свою любимую игрушку или маму среди незнакомых людей (в магазине, на рынке, в любом столпотворении). А разве меньшие потрясения испытывает человек, который потерял друга, близкого или любимого? Известно, что наибольшее эмоциональное потрясение человек испытывает при потере близкого, любимого человека. Такие переживания называют горем, в такие минуты жизни люди нуждаются в максимальной душевной поддержке.
   История, которая описана ниже, выбрана не случайно. В ней есть то, что человек ценит превыше всего в своей жизни – любовь, дети, родители, и то, что может приносить невыносимые душевные страдания – измена, развод, смерть. Это реальная цепочка событий. Но то, что это именно цепочка, то есть закономерная последовательность событий, стало известно в конце. Если бы в начале участники этих событий могли предвидеть, к чему приведут их действия, возможно, они бы поступили по-другому. Здесь невозможно осветить все то, что каким-то образом связано с этими событиями, для этого понадобился бы объем двух таких книг. Поэтому остановимся только на самом существенном.
   Внешне в семье все казалось достаточно благополучным: муж занимал руководящую должность в структуре регионального управления министерства внутренних дел (дело происходило до распада СССР), жена работала в сфере услуг. Совместными усилиями родственников построили дом, в котором родились два сына, где были отдельные комнаты для каждого из членов семьи, подвал, в котором хранились вкусные летние заготовки из овощей, выращенных на участке, расположенном вокруг дома и во дворе которого сто я ли мотоцикл и автомобиль.
   Будущее представлялось стабильным и не несущим ничего такого, чтобы могло существенно изменить жизнь. Но, как известно из «Сказки о рыбаке и рыбке», нет предела человеческим потребностям. В какой-то момент 36-летняя женщина стала испытывать неудовлетворенность в отношениях с мужем, а тут и новая работа, новые знакомства и новые ощущения…
   Словом, прожив 18 лет в браке, она предпочла оставить дом, двух сыновей и достаточно успешного мужа и уйти к человеку, который уже не единожды имел опыт неудачной семейной жизни, работал простым подсобным рабочим и жил у мамы в коммунальной квартире.
   Для мужа этот уход стал настолько неожиданным и сильным ударом, что он решил испытать судьбу и поставить под реальную угрозу собственную жизнь (выразил желание участвовать в реальных боевых действиях), однако предупредил, что если останется живым, то готов простить и забыть измену.
   Испытав все «прелести» реальной войны, где он отвечал за жизнь почти сотни молодых парней и сделал все, чтобы никто из них не погиб, этот человек возвращается домой с надеждой на чудо, но…
   Все произошло не как в кино, а как в обычной жизни. Высунувшись из окна вагона, мужчина пытался разглядеть на перроне ту единственную, которую до сих пор любил, с которой много прожил и пережил и т. п. Однако его надежды не оправдались. Не пришли встретить отца даже сыновья.
   Сколько мужества и душевных сил надо иметь для того, чтобы пережить потерю любимого и близкого тебе человека, особенно когда подаешь в суд, разводишься, делишь имущество и т. д. При этом на тебя обрушиваются проблемы, о которых ты раньше имел смутное представление, а теперь их надо не только понять, но и срочно решать: вникнуть в сложности учебы младшего сына, серьезно подойти к выбору будущей профессии старшего. А как жить без женской любви и заботы, если ты привык к этому с детства?
   Но беда не приходит одна. Неожиданно происходит смена высшего руководства и новый начальник активно начинает выживать с основных должностей тех, кто не из его команды. Про неформальный, но истинный повод для увольнения ему сообщили «добрые люди». Причина оказалась неожиданной и оскорбительной – национальность. Новому начальнику не нравились люди его национальности.
   Естественно, возникло желание пресечь эту дискриминацию, и мужчина начал в разных формах решать эту проблему, внутренне понимая, что его судьба предрешена. Формальный повод появился через несколько месяцев: 25 лет службы позволяли отправить его, 43-летнего здорового мужчину, на пенсию.
   Можно представить, что происходит в душе зрелого мужчины, когда он понимает, что его выживают с работы, которой он отдал всю жизнь, лишь только потому, что новому начальнику надо освободить места для своих. Что переживает человек, который никогда в жизни не чувствовал себя чужим по национальному признаку, который прожил всю жизнь и никогда не задумывался над вопросом, почему он не вписал в паспорт «русский», почему не взял фамилию матери?
   История закончилась трагедией – внезапный обширный инфаркт и смерть в 43 года человека, у которого в медицинской карте после ежегодных обследований стояла одна и та же запись: «практически здоров».
   Понятно, что у человеческой жизни нет цены – она бесценна. Но в текучке обыденности не все люди помнят об этом. Довольно часто мы осознаем ценность человека только после его потери. Описанный случай – не исключение. Каждый из тех, кто жил и работал с этим человеком, понял, что было потеряно с уходом его из жизни.
   В той или иной форме эти люди переживали чувство вины за то, что не сделали многое из того, что могло сохранить жизнь мужчине. Многие и них старались как-то компенсировать свое изначальное к нему отношение: одни позаботились о пышных похоронах и убранстве могилы, другие – о судьбе оставшихся детей, третьи просто не забывают его и в компании (или по одиночке) ходят на могилу в день его рождения. Дети, которые по молодости вообще мало что понимали, поклялись на могиле, что продолжат профессиональную династию и не опозорят фамилии…
   Известно, что средняя продолжительность жизни современного российского мужчины значительно ниже, чем у женщины. В ряду причин, существенно влияющих на продолжительность жизни мужчин, немаловажное место занимают следующие:

   – общественные ожидания, требования к мужскому поведению (ответственность за содержание семьи, сила характера, запрет на такие проявления эмоциональных состояний, как слезы и т. п.);
   – психологические черты сформированные под влиянием требований к мужской «роли» (чувствительность к неуспехам, глубокие внутренние переживания неудач и т. п.).

   Инфаркты сорокалетних мужчин стали в наше время настолько типичным явлением, что не вызывают уже такого сильного внимания, которое было лет 10—15 назад. Сердца мужчин не выдерживают нагрузок, которые возникают в современном обществе. «Берегите мужчин» – призыв, зазвучавший в 70-х годах, становится все актуальнее с каждым днем.
   Самое страшное заключается в том, что неосознанно (по глупости, по недомыслию, в силу общей психолого-педагогической безграмотности и бескультурья и т. п.) человека чаще всего «добивают» близкие, которые почему-то мало задумываются о том, что дом – это то место, где человеку должно быть хорошо во всех отношениях. Однако реальность достаточно часто такова, какой она представлена в описываемом выше случае. Поэтому вернемся к тому, что случилось – к смерти. В решении такого рода проблем очень важно знать ответы на такие вопросы, как:

   – что происходит во внутреннем мире человека, потерявшего близкого?
   – как можно помочь ему в этот момент?
   – чем может помочь себе человек сам?
   – как можно смягчить боль от такой потери?

   После смерти близких людей (а в рассматриваемой ситуации, конкретного мужчины) у его родственников и друзей могут возникать различные противоречивые чувства:

   – желание умереть и страх перед какой-либо внезапной катастрофой;
   – страх за осиротевших детей и охлаждение эмоциональных отношений с ними;
   – сильные переживания и нежелание возвращаться в опустевший дом после работы и т. п.

   Обычно такие переживания не долговременны. В то же время их постоянное проявление может серьезно отразиться на дальнейшем развитии отношений в семье.
   В нашем разговоре по поводу отношений человека со временем было отмечено, что у людей, попавших в стрессогенные события, выделяют несколько временных стадий, каждая из которых отличается по своему психологическому содержанию.
...
   1. Вначале человек находится в состоянии тревожной неопределенности.
   2. Затем могут возникать тяжелейшие переживания и событие становится самым актуальным в психологическом времени.
   3. Позже появляется возможность дифференцировать, разделять события, продолжается работа по «вплетению» произошедшего события в контекст прошлого.
   4. Далее обычно происходит понимание того, что жизнь продолжается, и все большее место начинают занимать светлые и спокойные переживания.
   5. В течение всего последующего времени может происходить возвращение к первоначальному состоянию, но последствия события обесцениваются, пропадает интерес к поиску его причин и переживания превращаются в воспоминание об очень давнем – событие уходит из актуальных психологических переживаний.
   Самые острые переживания сопровождают жизнь человека на второй стадии. Поэтому главной задачей в преодолении искажения восприятия времени в этот период является снятие остроты переживаний ограниченности жизни.
   Некоторые люди после потери близких внешне почти не изменяют своего поведения, демонстрируя тем самым высокий самоконтроль. Однако, по сути, их поведение не естественное – оно автоматизированное, другими словами, переключенное в режим «автопилота». Вывести человека из такого состояния не так-то просто. Достаточно эффективен прием «переключения», то есть смены обстановки для того, чтобы человек смог отключиться от напряжения, которое автоматически включало режим «автопилота», защищая его психику от чрезмерных нагрузок. После этого человек возвращается в дом, где он потерял близкого, в состоянии, позволяющем вести себя естественно, быть таким, каким его привыкли видеть.
   Особенно чувствительно реагируют на случившееся и надолго фиксируют в своем сознании происходящие с ними изменения дети. Они же и могут стать невольными жертвами таких «автоматических состояний», так как более всего нуждаются в этот период в чутком отношении и естественной близости.
   В таких ситуациях всем, кто окружает людей, потерявших близких, важно соблюдать следующие правила:

   – постарайтесь внимательнее наблюдать за изменениями в поведении тех, кто потерял близкого человека, и относиться с пониманием и терпением ко всем трудностям в общении с ними;
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация