А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Преодоление кризиса и вкус жизни" (страница 4)

   История 3. «Суета сует и…»

   «…одиночество и само по себе имеет втягивающую силу. Оно нашептывает думы, не имеющие ничего общего с думами живых людей. Что-то совершенно особенное; не скажу чтобы фантастическое или бессвязное, но никогда не кончающееся и притом доступное для бесконечных видоизменений. Думы плывут безостановочно, сами собой, не бередя старых ран и не смущая тревогами будущее. Для человека, перешибленного пополам и имеющего за плечами целое бремя всевозможных «сований», одно воспоминание о которых заставляет краснеть, – это до того хорошо, что всякий перерыв, всякое внешнее вторжение кажется несносным, тяжелым.»
Салтыков-Щедрин М. Е. Дворянская хандра. Собр. соч. Т. 4. С. 415
   Наши отношения с другими людьми зачастую складываются так, как диктуют конкретные обстоятельства личной жизни, а не так, как видится в идеале, как хотелось бы самому себе и тем, с кем ты эти отношения устанавливаешь. На одном примере из имеющих место в нашей практике можно увидеть, как и почему это иногда происходит. Вот что рассказала женщина, пришедшая на консультацию:

   «Личная жизнь и семейное счастье как-то не складывались: в период первого брака были рождены в любви два ребенка, но социальная неустроенность супруга привела к разрыву отношений, конкретным поводом которого стало пьянство мужа. Попытка создать новую семью закончилась тем же.
   В сорок лет я оказалась в ситуации, которой не позавидуешь: комната в служебной коммунальной квартире, двое несовершеннолетних детей, старые и больные родители и непрестижная, низкооплачиваемая работа. Старшей дочери надо было помогать решать проблемы продолжения обучения в высшей школе, младшей – оплачивать обучение в средней школе, дающей возможность освоения перспективной профессии.
   Сегодняшний день для меня – это суета, постоянные попытки «залатать» очередные дыры, это только то, что никаким образом не связано даже с намеком о возможности изменения жизни. В детстве, студенчестве и даже в первые годы супружеской жизни я не страдала от проблем общения с другими людьми. У меня было много хороших знакомых, несколько близких друзей. С коллегами по работе было легко и просто.
   Но со временем, по ходу развития проблем в личной жизни, все постепенно приобрело совершенно другой вид: я постоянно испытываю напряжение в общении с другими людьми, у меня стало очень мало знакомых, а в близких друзьях осталась одна такая же как я неудачливая (если не хуже) подруга.
   Я разучилась нормально разговаривать с детьми, – все общение преимущественно носит деловой характер, связано с «разбором полетов» и напоминает общение начальника с подчиненными».

   Впечатление от этого монолога можно сопроводить фрагментом из известного рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»:

   «Во имя чего ждать, я вас спрашиваю?
   Во имя каких соображений?
   Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время.
   Но кто это говорит?
   Где доказательства, что это справедливо?
   Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» (Чехов А. П. Собр. соч. Т. 10. С. 64).

   В самом общем виде можно сказать об этой ситуации следующее:

   – человек жил и не испытывал внутреннего дискомфорта;
   – в его жизни стало происходить что-то, что привело к возникновению таких проблем;
   – можно предположить, что с определенного времени обстоятельства жизни породили какие-то внутренние препятствия, создающие трудности для успешного общения и позитивного отношения к другим людям, к жизни;
   – у него есть достаточно сильное желание изменить свою жизнь.

   Не секрет, что довольно часто многие из нас живут по логике событий, в которые вовлекают (сознательно или непреднамеренно) либо окружающие, либо сам образ жизни, либо характер работы и т. п. Любой человек обладает как способностью поддаваться влиянию извне, так и влиять на события, разворачивающиеся вокруг него. Но не всегда мы можем заметить тот период, когда происходит переход от ситуации, которая контролируется нами, к ситуации, в которой мы уже теряем эту возможность (или она значительно снижается).
   Здесь важно отметить, что человек обладает уникальной способностью «выхода за пределы чувственного опыта». Поэтому люди в своих мыслях и образах могут быть далеки от реальности и, как следствие этого, совершать действия и поступки, адекватные выдуманному, а не существующему реальному миру. Причин этому множество. Иногда просто не хочется жить в той реальности, которая вас окружает. Способы, с помощью которых легко убежать от реальности, давно известны.
   Об одном из них очень ярко пишет все тот же М. Е. Салтыков-Щедрин:

   «Я не хочу тоски, а хочу жить в гробу без прошлого, без будущего, даже без настоящего, хотя это и кажется на первый взгляд нелепым. Я убежден, что можно до такой степени убить в себе чувство жизни, что самая реальная, осязательная действительность – и та не то что покажется, а воистину сделается призрачною, неуловимою…
   Чтобы достигнуть этого результата, необходимо, прежде всего, отучиться от настоящих человеческих мыслей и заменить их другими, получеловеческими. Во-первых, это засвидетельствует о несомненном повороте в сторону благонамеренности, а во-вторых, удивительно как помогает жить, то есть умирать.» (Салтыков-Щедрин М. Е. Дворянская хандра. Собр. соч. Т. 4. С. 424—425).
   Человек, который накручивает в своих фантазиях на реальные события то, чего на самом деле нет, может настолько поверить в созданное его воображением, что все его поведение будет соответствовать выдуманной ситуации, а не той которая существует на самом деле. Как следствие, окружающие перестанут понимать логику его поступков, а он будет трактовать их действия в логике своей «реальности» и в этом смысле будет несоответствовать (будет неадекватен) тем реальным обстоятельствам, в которых действует.
   Наверное есть большая доля правды в словах героя повести А. Белого «Серебряный голубь», который говорит следующее:

   «Россия – несчастная страна; вот вы говорите о несказанном; стало быть у вас в душе есть что-то такое, что вы не можете высказать; вы, молодой человек, не только чудак, но вы еще и косноязычный чудак; вы – несчастный немой молодой человек, как и все теперь молодые люди немы; они говорят о чреватом молчании, потому что не умеют членораздельно выражаться. Когда говорят о несказанном, это опасный симптом; это доказывает лишь то, что человечество впадает в скотоподобное состояние; к сожалению, все теперь скотоподобны, не одни русские!…вот вы, молодой человек, по-видимому, принадлежите к интеллигенции, а посмотришь на вас – мужик мужиком: это потому, что подлинная культура вам не под силу; оттого-то вы и чудачите; вы себя заставляете видеть сны: проснитесь…» (Белый А. Собр. соч. М., 1995. С. 169).

   Может быть, поэтому специалисты советуют людям почаще задавать себе такие простые вопросы, как:
   – Что происходит в данный момент?
   – Что я сейчас чувствую?
   – О чем я думаю?
   – Что я сейчас делаю?
   Подобного рода анализ позволяет посмотреть на себя как бы со стороны и помочь объективно оценить то, что на самом деле происходит в данный момент. Одновременно рекомендуется следить за своим дыханием, что также может помочь возвратиться человеку из воображаемых событий в мир реальности.
   Именно этим мы и занимались с нашей посетительницей. На каждой встрече мы не только пытались просто ответить на обозначенные выше вопросы, но и проверить, насколько ее ответ соответствует реальности. Например, если на вопрос о том, что происходит в данный момент, звучал только один бесспорный ответ – «Я сижу на стуле и беседую с психологом», то сразу же возникал вопрос: «А еще что?» – и этот вопрос повторялся до тех пор, пока не исчерпывались возможности ответов на него. При этом дополнительные вопросы появлялись при любых неполноценных трактовках происходящего. Все это позволяло нашей посетительнице точнее, реальнее видеть ситуацию, в которой она оказалась. В результате этого стало происходить то, что мы называем «открытия», то есть обнаружилось, что:

   – в реальности все не совсем так плохо, как казалось;
   – та ситуация, в которой она оказалась – это не конец жизни, а всего лишь один из промежуточных этапов, на котором жизнь не останавливается, а требует принятия решений, определяющих цель следующего периода жизни;
   – не так сложно оценить реальность, принять решение и начать действовать.
   «Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктивными, их можно пытаться контролировать» – пишет известный специалист Джаннет Рейнуоттер. По ее мнению, в таких ситуациях необходимо переключаться на любое реальное событие, например:
...
   «Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте его, думайте только о нем. Пытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, правый ботинок – 'он коричневый, носки у него стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на подкладке еле-еле можно прочесть' и т. д.».
   Другая опасность кроется в «уходе» от реальности через размышления оценочного характера, которые направлены на то, что уже произошло и может восприниматься как неудача. Чаще всего этот «уход» начинается с мысли, выраженной примерно в такой форме: «Вот если бы я…, то…» или «Надо было тогда… и все пошло бы по-другому».
   Обычно это связано с неуверенностью в себе, заниженной самооценкой человека, с неприятием каких-то своих качеств, себя таким, какой вы есть, а может даже с тем, что можно назвать психологическим мазохизмом, то есть постоянным стремлением приносить себе душевную боль.
   Для таких случаев можно воспользоваться следующим советом.
   Если вам ничего не мешает, то перед сном можно попробовать делать так:

   – закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке;
   – вспомните все события и все действия в течение дня до утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны, делайте это без эмоций и рассуждений;
   – вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру «Если бы я…». Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.

   Приходящие за помощью люди ждут совета о том, как изменить ситуацию, имея в виду прежде всего внешние обстоятельства. Особенность нашей профессии заключается в том, что мы помогаем людям изменить, прежде всего, что-то внутри себя. Во многих случаях именно внутренние проблемы не позволяют человеку успешно справляться с внешними неблагоприятными обстоятельствами. Это может быть и то, что называют «не тот настрой», «комплекс неполноценности» или слабая развитость и даже отсутствие каких-либо важных для личности навыков (успешного общения, психологической зоркости) и т. п.
   Мы уже говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах не всегда есть время для посещения психолога или не всегда рядом есть специалист, которого вы знаете и которому доверяете. Не стоит особенно переживать по этому поводу, так как известно, что любой человек при определенных усилиях может эффективно помочь себе сам. Особенно, если речь идет не о застарелой проблеме и у человека есть достаточно сильное желание ее решить. Как отмечалось во введении к этой книге, Приложение содержит ряд упражнений, которые доступны каждому и могут помочь «распутать клубок» ваших внутренних противоречий. Попробуйте с помощью предлагаемых различных простых приемов осознать – что именно происходит с вами в данный момент. Например, ответьте на вопросы:

   – насколько активна моя позиция в преодолении тех обстоятельств, в которых я нахожусь в данный момент: «Я сделал все, что мог?»;
   – что мешает мне самостоятельно справиться с этой проблемой;
   – что я сделаю, чтобы устранить эти препятствия.
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация