А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Практика вскармливания детей первого года жизни" (страница 5)

   Введение прикорма

   Под прикормом понимают немолочную пищу более густой консистенции, чем грудное молоко, с постепенно усложняющимся составом, которая дополняет рацион ребенка, обогащая его энергией, нутриентами, минеральными веществами, клетчаткой, витаминами и микроэлементами.
   Виды прикорма
   ♦ овощной, фруктовый;
   ♦ злаковый;
   ♦ мясной;
   ♦ смешанный (фруктово-злаковый, фруктово-молочный, мясо-, рыбоовощной и т. д.).
   Первые два прикорма (овощной и злаковый) преимущественно углеводные, третийприкорм (мясо) – белковый.

   Анатомо-физиологические особенности созревания системы пищеварения, важные для возможности расширения питания детей раннего возраста
   1. Если ребенок, вскармливаемый грудью, хорошо развивается, нормально прибавляет в весе, не имеет признаков рахита, анемии и других отклонений, то до 4–6 мес. никакого дополнительного питания ему не нужно. Первые 4 мес. жизни ребенка являются чисто молочным периодом и введение дополнительных пищевых продуктов неоправданно из-за физиологической незрелости ЖКТ, возможности инфицирования, снижения адсорбции минералов (железа), более высокого риска развития пищевой аллергии. Раннее введение новой пищи может снижать частоту и интенсивность сосания груди и, как следствие, лактацию. Кроме того, у детей раннего возраста преобладают жировые источники энергии, а новые виды питания – прежде всего углеводы.
   2. Однако, несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином «прикорм». Возможность ребенка усваивать новые виды питания связана, в первую очередь, с созреванием функции желудочно-кишечного тракта, а также механизмов проглатывания полужидкой и твердой пищи. Приблизительно к 4 мес. объем желудка ребенка увеличивается до 150–200 мл, появляется так называемый пластический тонус желудка, то есть возможность его растяжения, происходит формирование кардиального сфинктера.
   3. К 3–4 мес. жизни снижается проницаемость слизистой оболочки кишечника, формируется достаточный уровень местного иммунитета, возрастает секрето-, ферментообразование основных желез верхних отделов пищеварительного тракта, обеспечивающих полостное пищеварение.
   4. После введения прикорма переваривание углеводов осуществляется не только за счет дисахаридаз, но также амилазы слюны и поджелудочной железы, кишечной глюкоамилазы. Особенностью усвоения и переваривания белка у детей раннего возраста является большая доля внутриклеточного пищеварения и адсорбция путем пиноцитоза. После введения прикорма возрастает доля полостного гидролиза, при этом в 3 раза возрастает продукция трипсина. Уровень липолитических ферментов в пищеварительных соках зависит от вида вскармливания. Однако в целом содержание ферментов остается невысоким, даже к 1 году составляя не более 30–50 % от уровня взрослого, что диктует определенные требования к новым видам пищи, вводящимся в рацион ребенка.

   Введение прикорма связано с необходимостью:
   ♦ обеспечить возросшие потребности ребенка в энергии, основных пищевых веществах, минералах, клетчатке при сохранении прежних объемов питания;
   ♦ адаптировать ребенка к разнообразной по составу пище путем развития путей метаболизма, ферментативного обеспечения новых пищевых ингредиентов, создания новых вкусовых ощущений;
   ♦ своевременно формировать развивающиеся навыки питания.

   Можно обозначить следующие признаки готовности ребенка к введению прикорма (И. М. Воронцов, 1993).
   1. Возраст ребенка 5–6 мес. и, естественно, старше (но не более 8–9 мес.), когда ребенок удвоил массу тела при рождении.
   2. Наблюдается угасание рефлекса «выталкивания» языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи.
   3. Готовность ребенка к жевательным движениям при попадании в рот соски или других предметов.
   4. Начавшееся прорезывание зубов (это хорошо контролируется по усиленному слюноотделению).
   5. Уверенное сидение и владение головой для выражения эмоционального отношения к пище или насыщения.
   6. Зрелость функции желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

   Очевидным показанием к введению основного энергетически значимого прикорма в возрасте 4–6 мес. может быть ряд объективных признаков:
   ♦ формирование объективных признаков недостаточности питания (замедление темпов весовых прибавок до уровня низких или крайне низких показателей);
   ♦ проявление неудовлетворенности ребенка количеством высасываемого молока. Это состояние мать легко узнает по беспокойству и учащению крика, что приводит к частым прикладываниям к груди, редким мочеиспусканиям, повторным ночным пробуждениям с голодным криком, появлению «голодного стула». Нередко ребенок проявляет интерес к пище – «тянется» к матери;
   ♦ замедление темпов психомоторного развития – дети становятся апатичными, снижается двигательная активность.

   Правила введения прикорма

   При введении прикорма следует придерживаться нескольких правил, которые наиболее удачно сформулировал еще А. Ф. Тур.
   1. Вводить прикорм возможно тогда, когда ребенок здоров, имеет хорошо функционирующий кишечник.
   2. Прикорм не назначают при изменении условий жизни: во время переездов, смены места жительства, в жару, а также сразу после болезней либо в период проведения профилактических прививок. В крайнем случае прикорм может быть назначен в период выздоровления, но при устойчивом стуле.
   3. Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного вида продукта. Убедившись в его хорошей переносимости, постепенно можно предлагать ребенку смесь двух, а затем и нескольких продуктов этой группы.
   4. Блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми и не вызывать затруднений при глотании.
   5. Нельзя одновременно вводить два новых вида прикорма, причем в одно кормление нельзя сочетать два густых или 2 жидких блюда.
   6. Прикорм дают перед кормлением грудью с ложечки, а не через соску. С возрастом следует переходить к более густой, а позже плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки.

   При введении первого и последующих прикормов как новых видов питания соблюдают 2 важных принципа.
   1. Постепенность. Постепенное наращивание объема прикорма (с 1/2 чайной ложки) и постепенное изменение консистенции нового продукта (приучение к более густой пище). На практике это означает, что введение нового блюда занимает около 4 нед.
   2. Переносимость. Важно то, как ребенок усваивает новое блюдо. Показателями хорошей переносимости прикорма являются:
   ♦ отсутствие срыгиваний;
   ♦ отсутствие изменений со стороны стула (как по частоте, так и по качеству);
   ♦ отсутствие кожных изменений.
   Результирующими показателями при хорошей переносимости и усвоении прикорма будут адекватная весовая прибавка и положительная динамика показателей нервно-психического развития ребенка.
   Количество прикорма за одно кормление устанавливают в зависимости от ритма кормления и возраста ребенка. Так, при 5-разовом ритме кормлений у ребенка до 1 года объем основного блюда прикорма составляет 150 мл (3/4 от объема кормления). Объем 150 мл не должен рассматриваться как жесткая регламентация. Ребенок в реальных условиях может съедать и несколько меньше, и несколько больше с учетом аппетита.
   Желательно и после введения полной дозы прикорма в это же кормление давать ребенку грудь (в конце кормления, чтобы лактация у матери не угасла).

   Потребность ребенка в пищевых ингредиентах при введении прикорма

   Прикорм является для ребенка инородной пищей и утилизируется хуже, чем грудное молоко. В связи с этим после введения первого прикорма изменяется потребность ребенка в пищевых ингредиентах, что в первую очередь касается белка. Можно рекомендовать следующий подход – введение каждого прикорма увеличивает потребность в белке на 0,2–0,3 г/кг (при использовании промышленных продуктов для детского питания – 0,2 г/кг, приготовленных в домашних условиях продуктов – 0,3 г/кг массы тела ребенка).
   Таким образом, после введения первого прикорма потребность в белке составит 2,4–2,5 г/кг массы ребенка, второго – 2,6–2,8 г/кг, третьего 2,8–3,1 г/кг.
   Соответственно, в связи с увеличением количества белка при малоизмененных потребностях в жирах и углеводах изменяется и соотношение этих ингредиентов (коэффициент корреляции). После введения третьего прикорма коэффициент корреляции или соотношение Б: Ж: У составит 1:2:4.

   Подготовка к введению прикорма

   К моменту введения прикорма ребенка не следует кормить беспорядочно. Он должен находиться в режиме 5-разовых дневных кормлений с 4-часовыми интервалами между кормлениями. При этом рекомендуемые часы приема пищи: 6, 10,14,18, 22 ч. Такой режим желателен с 4,5-5-месячного возраста. Однако нельзя ориентировать мать на строжайшее соблюдение времени кормления. Отклонение в пределах получаса или 1 часа вполне допустимо.
   Необходимость режима кормлений с момента введения прикорма диктуется продолжительностью пребывания пищи в желудке: женское молоко эвакуируется из желудка через 2–2,5 ч, искусственные молочные смеси через 3 ч, а блюда прикорма дольше: каши – через 3–4 ч, а овощи через 4–5 ч. Большое содержание жира и белка увеличивает нахождение пищи в желудке.
   Объемный метод расчета указывает, что объем питания в этом возрасте (4–6 мес.) составляет 1000 мл – это 5 кормлений по 200 мл. Во втором полугодии объем питания остается прежним, лишь к концу 1-го года может возрастать до 1100–1200 мл.
   Первый продукт, который можно ввести ребенку, находящемуся на преимущественно грудном вскармливании, – осветленный сок (без сахара). Это связано с жидкой консистенцией сока и легкостью усвоения. Соки начинают давать в 4–4,5-месячном возрасте с половины чайной ложки, после одного из утренних кормлений. Более раннее введение сока нецелесообразно, так как это не вносит значительного вклада в удовлетворение потребности в микронутриентах и витаминах. Консервированные соки обеспечивают 2–5 % суточной потребности в витаминах и покрывают не более 2 % потребности в микронутриентах. Исключение составляют соки, специально обогащенные витамином С.
   В первое время рекомендуют яблочный сок, который характеризуется низкой кислотностью и невысокой сенсибилизирующей активностью. При хорошей переносимости количество сока постепенно увеличивают и в течение 5–7 дней доводят до 4–6 чайных ложек. К концу месяца количество сока может достигать 40 мл. В дальнейшем используется простой расчет:

   количество сока, необходимое ребенку = 10 × n,

   где n – число месяцев жизни ребенка.
   Если сока больше 40–50 мл, то его можно давать в 2 приема. Когда ребенок привыкнет к яблочному соку (через 3–4 нед.), ему можно давать и другие соки (вишневый, черносмородиновый, лимонный), в том числе и овощные (морковный, капустный, свекольный).
Чтение онлайн



1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация