А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Практика вскармливания детей первого года жизни" (страница 16)

   Организация самостоятельного приема пищи ребенком

   Для организации кормления ребенка необходима посуда и стул-стол для кормления. С 8 мес. ребенок может сидеть за столом на специальном стульчике. Стол может быть съемный, а стул подвижным, чтобы опускать его при необходимости ближе к полу в целях безопасности.
   Для кормления ребенка используют определенный набор посуды:
   ♦ 2 детские тарелки из керамики или пищевой пластмассы (в керамической посуде пища остывает быстрее);
   ♦ удобный стаканчик, типа «непроливайка» либо чашечка с удобной ручкой;
   ♦ 2 ложечки из пищевой пластмассы (металлические, в том числе и серебряные быстро нагреваются и могут обжечь ребенка);
   ♦ бутылочки объемом 200–250 мл (при проведении искусственного вскармливания).
   Детская посуда должна быть такой, чтобы ее можно было легко мыть, а также обрабатывать путем кипячения или паровой стерилизации.
   Одежда для кормления ребенка — нагрудные передники: 1–2 клеенчатых или пластиковых и 3–4 тканевых.
   Ребенок в процессе роста и освоения навыков проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. В возрасте от 9 мес. до 1 года ребенок начинает пользоваться во время еды руками. При этом опыта самостоятельного питания у него нет, что требует бдительности и терпения ухаживающих взрослых. На первых этапах обучения дети не столько съедают пищу, сколько перебирают ее, разбрасывают вокруг себя, размазывают по одежде и столу. Поэтому специальные передники используются для защиты одежды и привития гигиенических навыков опрятности.
   Во время приема пищи ребенка нельзя оставлять одного. С пищей во рту он должен находиться сидя и быть под постоянным наблюдением взрослого. Если ребенок подавился, используют простой прием – необходимо перевернуть его вниз головой и энергично хлопнуть по спине. При отсутствии эффекта требуется срочная медицинская помощь.

   Формирование вкуса ребенка

   К сожалению, стало традицией, что при организации рационального питания детей раннего возраста исключительное внимание уделяют оптимальному обеспечению ребенка основными пищевыми ингредиентами, минеральному и витаминному составу пищи. Тем не менее, хорошо известно, что многие стереотипы питания формируются уже в самом раннем возрасте, в том числе и вкусовые.
   По мнению физиологов, ребенок сразу после рождения различает только два вкуса – сладкий и горький. Поскольку грудное молоко и рекомендуемые смеси для смешанного и искусственного вскармливания являются сладкими, то без специального формирования других вкусовых ощущений нередко на долгие годы для детей понятие «вкусное» ассоциируется с понятием «сладкое». Уже на первых годах жизни ребенка надо обращать внимание на то, что пища должна быть полезной, вкусной и доставлять эстетическое удовольствие.
   В первые месяцы жизни ребенок получает однообразную пищу, в оптимальном варианте грудное молоко или какуюлибо смесь (адаптированную, реже простую). В этот период времени основная забота родителей и врача-педиатра заключается в обеспечении ребенка основными пищевыми ингредиентами. Более того, в этот период времени при хорошей переносимости ребенком предлагаемых смесей не рекомендуют их заменять другими.
   Формирование новых вкусовых ощущений начинается после введения прикормов, когда ребенку предлагают пищу другого вкуса. Возможности при этом весьма ограничены, поскольку главным является привыкание малыша к новым продуктам питания, но уже после введения третьего прикорма нужно разнообразить виды каш и овощей, используемых в питании, тем более что среди консервированных продуктов, которые в настоящее время, чаще всего, используются родителями, их выбор весьма велик.
   Более широкие возможности возникают, начиная с 910 мес., когда ребенок может получать достаточно широкий набор продуктов. В целом, воспитание вкуса у ребенка на первом и втором году жизни происходит почти исключительно за счет разнообразия блюд, которыми питается ребенок. В качестве примера можно привести следующую недельную диету годовалого ребенка с некоторыми последующими комментариями (табл. 25).

   Таблица 25
   Возможное недельное меню ребенка 1 года при четырехразовом кормлении


...
   ПРИМЕЧАНИЕ
   Мусс – вареная манная каша, взбитая с ягодным или фруктовым соком.
   Зразы – мясные паровые котлеты с любой крупой (гречневой, рисовой и т. д.).
   «Ленивые» вареники – отварное блюдо (тесто в смеси с творогом). «Ленивые» голубцы – тушеная мелко нарезанная капуста с мясным фаршем.
   В качестве комментариев к приведенной выше диете хотелось бы отметить следующее: авторы ставили своей целью не столько рекомендовать именно такую диету ребенку, сколько показать, насколько разнообразные блюда могут быть предложены для детей.
   В связи с этим обед, как правило, повторяют по крайней мере два дня подряд. Мясо, курицу, рыбу чаще всего применяют как для приготовления первого, так и второго блюда. Необходимо также учитывать и появляющиеся у ребенка привязанности к определенным блюдам, например, любовь или нелюбовь к отдельным видам каш. Это представляется очень важным, поскольку начиная со второго года жизни малыш постепенно переходит на блюда, которые готовят для всех членов семьи с некоторыми ограничениями по использованию острых и терпких приправ и специй. Внимание к разнообразию пищи ребенка нередко положительно сказывается и на режиме питания всей семьи.

   Влияние семейных пищевых привычек на пищевое поведение ребенка

   Если удалось привить ребенку навыки питания и воспитать у него рациональные пищевые пристрастия, можно считать, что родители заложили фундамент его будущего здоровья. Задача родителей – познакомить ребенка с пищей, как и с жизнью, во всем их многообразии.
   Не надо навязывать ребенку свои вкусы и пристрастия. Ребенок должен знакомиться с разнообразными натуральными полезными продуктами, формируя свои вкусовые предпочтения. Пусть он полюбит тыкву, морковь, бобовые или печень, даже если другие члены семьи их не любят.
   Новые продукты (блюда) предлагают в небольших количествах, чтобы сразу же не отвратить ребенка от ранее незнакомой пищи. Как правило, если новый вид пищи ребенку понравится, он сразу же даст об этом знать. Новый вид пищи следует давать ребенку в привлекательном виде, возбуждающем аппетит. Помните, если ребенку с малых лет что-то понравилось (например рыба), он будет любить это и в дальнейшем.
   С 9-10 мес. с введением «кусочкового» питания (фрикадельки, паровые котлеты, рыба и др.) окончательно формируется структура обеда. В обед желательно организовать питание так, чтобы ребенок получал отдельно сервированное первое и второе блюдо. К концу 1 года необходимо обращать внимание на эстетическое воспитание ребенка по отношению к пище.
   Супы малышу предлагают в глубокой тарелке, второе – в тарелках для второго блюда. Причем основное блюдо и гарнир размещаются отдельно. Желательно гарнир украсить – небольшим количеством натертой моркови, капусты как свежей, так и квашеной, несколькими ломтиками огурца (свежего или соленого), помидора и т. д. Необходимо позаботиться о том, чтобы стол был украшен яркой салфеткой, а сама посуда была бы привлекательной для ребенка. Как только малыш научится есть самостоятельно, очень полезно, чтобы с ним одновременно принимал пищу кто-нибудь из взрослых, подстраиваясь под темп принятия пищи ребенком. Необходимо, чтобы и отношение кормящего взрослого к новому виду пищи было положительным, так как ребенок это хорошо чувствует. Важны слова и выражение лица взрослого.
   С детства необходимо приучать ребенка к сырым овощам, их употребление должно войти в привычку. Важно найти наилучшую форму, в которой ребенок предпочтет есть сырые овощи (целиком, в натертом виде, сдобренные соком и т. д.).
   Если в семье есть старшие дети (с хорошими привычками питания), желательно, чтобы они несколько раз питались совместно с малышом – хороший пример старшего брата или сестры обычно заразителен. Внушайте малышу, что если он съест то-то и то-то, он скорее станет взрослым. Такое желание может оказаться сильным психологическим стимулом.
   Важно, чтобы время, которое ребенок проводит за столом, в том числе с другими членами семьи, доставляло ему удовольствие. Заставляя ребенка что-либо съесть, осуществляют насилие над его природой, и это в конечном итоге оказывает лишь негативный эффект. «Пищевое насилие» может принести ребенку непоправимый физический и психологический вред.
   Старайтесь, чтобы на глаза ребенку не попадали привлекательные, но «нездоровые» виды пищи – чипсы, лимонад, шоколад. Лучше, чтобы их в доме не было вообще, иначе вам будет трудно избежать просьб ребенка и стремления их попробовать.
   При переходе к самостоятельному питанию и включению в рацион продуктов, которые употребляют взрослые члены семьи, надо стремиться к тому, чтобы ребенок ел то, что ему полезно и соответствует возрастным возможностям его желудочно-кишечного тракта, пищевым навыкам. С учетом национальных особенностей взрослых рационов надо стремиться к исключению опасных и неполноценных в пищевом отношении продуктов.
   К числу опасной относится пища, при употреблении которой у ребенка есть риск подавиться:
   ♦ сырые овощи и фрукты плотной консистенции;
   ♦ фрукты, содержащие косточки и семечки (вишня, черешня, груша, некоторые ягоды);
   ♦ орехи, семечки, чипсы, мелкие конфеты, леденцы.
   Неполноценная пища:
   ♦ жареная и копченая пища;
   ♦ газированные сладкие напитки;
   ♦ шоколад, леденцы, конфеты;
   ♦ колбасы, копчености, маринады и т. д.
   Важным является факт: чем младше ребенок, тем легче выработать у него пищевые привычки и положительные пристрастия в питании.

   Отлучение ребенка от груди

   Оптимальным сроком отлучения ребенка от груди следует считать второй год жизни ребенка. Отнимать ребенка от груди надо постепенно, сокращая число кормлений. Тогда молоко у матери будет естественно убывать. Не следует забывать, что, несмотря на введение прикормов, грудное молоко является основной и наиболее подходящей пищей для ребенка до 1–1,5 лет. Грудное молоко является надежной профилактикой аллергических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, ожирения. Оно гарантирует ребенку психологический комфорт, контакт с матерью. Выбор конкретных сроков прекращения кормления зависит от ряда факторов: времени года, состояния здоровья ребенка и бытовой ситуации.
   Не рекомендуют отлучать ребенка от груди:
   ♦ летом – в самый жаркий период, зимой – с ноября по март;
   ♦ в период вакцинации ребенка;
   ♦ в период прорезывания зубов;
   ♦ при заболеваниях ребенка и в первые 2 нед. после простудных, кишечных и других инфекций;
   ♦ при перемене климата и обстановки, при переездах.
   С момента введения прикорма роль женщины в поддержании лактации особенно возрастает, так как сокращается число кормлений грудью, рефлекторно уменьшается выработка молока. Мамы начинают думать, что ребенок «вырос» настолько, что может питаться обычной пищей. Такой психологический настрой опасен, так как мать может прекратить кормление грудью, лишив ребенка столь необходимого для его развития продукта – грудного молока. Отмена одного кормления грудью в период введения прикорма происходит длительно – с индивидуальными разбросами от недели до полутора месяцев. Резкое прекращение грудного вскармливания при полноценно функционирующей молочной железе вредно для здоровья ребенка.
   К моменту введения трех прикормов в питании ребенка остается два полноценных грудных кормления: утром и вечером. К 10–11 мес. происходит дальнейшее уменьшение числа прикладываний к груди: первым убирают кормление утром, остается одно ночное грудное кормление.
   Иногда, если у матери много молока, то после прекращения кормления грудью может быть нагрубание'.молочных желез. В таких случаях рекомендуют проводить сцеживание небольших количеств молока, туго бинтовать грудь и ограничить потребление жидкости. В случаях необходимости быстрого прекращения лактации – прибегают к нетугому бинтованию груди, прикладыванию кусочков льда в грелке, умеренному снижению объема потребляемой жидкости.
   Из медикаментозных средств прекращению лактации способствует прием небольших доз эстрогенов, мочегонных.
   Если ребенок настаивает на продолжении кормления грудью, то не нужно ему препятствовать, так как это может быть следствием психологического дискомфорта. Однако не стоит забывать, что именно сознательная привязанность ребенка к процессу сосания как самому простому способу удовлетворить эмоциональный и физический голод делает процесс отлучения от груди в более старшем возрасте более сложным и болезненным.
   Сроки сохранения грудного вскармливания индивидуальны – от 1 до 1,5 лет. Эти сроки разумно учитывают как интересы здоровья ребенка и матери, так и социальные интересы семьи в целом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация