А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор" (страница 1)

   Анна Лазебникова, Елена Рутковская, Максим Брандт
   ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор

   ВВЕДЕНИЕ

   Среди школьных предметов, по которым можно сдать единый государственный экзамен, есть и обществознание. ЕГЭ по обществознанию сдают около половины всех выпускников школ Российской Федерации.
   Данная книга обращена к тем, кому еще только предстоит это испытание, – старшеклассникам, а также их наставникам и помощникам в сложном деле подготовки к нему – учителям и родителям. Конечно, самый надежный путь к успешной сдаче экзамена – прочное и глубокое усвоение курса обществознания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем нелишней станет и специальная работа по формированию умений выполнять задания различных типов.
   О том, какие типы заданий представлены в каждом варианте проверочной работы, исходя из каких критериев оценивают эсперты ответы учащихся (имеются в виду задания с открытыми ответами), каковы наиболее типичные ошибки экзаменующихся и как их избежать, и о многом другом говорится в этой книге. Все рассуждения, наблюдения, советы авторов, а ими являются разработчики контрольных измерительных материалов по данному экзамену, подкрепляются многочисленными примерами заданий, использованных в ходе единого экзамена. Книга выстроена в «вопросно-ответном» жанре, это позволяет начать ознакомление с ней с того вопроса, который представляется читателю наиболее важным или первоочередным, а затем двигаться по ее содержательному пространству собственным познавательным маршрутом.

   I. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   1. Почему данная форма итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы называется единым государственным экзаменом?

   Единый государственный экзамен является одним из звеньев общероссийской системы оценки качества образования. Эксперимент по его введению был начат в 2001 году в пяти регионах страны с нескольких учебных предметов, в число которых вошло обществознание. К 2008 году он был успешно завершен.
   Единым государственным экзаменом можно считать, во-первых, потому, что при проведении этого экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Во-вторых, его результаты учитываются при поступлении во все вузы и ссузы страны. В-третьих, технология ЕГЭ предусматривает одинаковые условия, обеспечивающие достоверность результатов и их объективную оценку. Проверка ответов проводится компьютерными средствами и группой независимых экспертов.
   Введение единого экзамена позволяет восстановить преемственность общего среднего, среднего специального и высшего образования, утраченную в последние десятилетия. Единство требований в рамках ЕГЭ облегчает доступ к высшему образованию, особенно для учащихся сельских школ, дальних регионов страны.
   С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой итоговой государственной аттестации выпускников школ и основным способом поступления в вуз или ссуз.

   2. Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся до введения ЕГЭ?

   Первый опыт относится к 20-м годам прошлого века.
   В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы. В числе первых появились тесты по обществоведению, природоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, правописанию, пониманию прочитанного. Тесты школьной успешности разрабатывались, активно обсуждались и были основой массовых обследований вплоть до 1936 года. Затем в силу политических причин они надолго ушли из широкой педагогической практики.
   В настоящее время практически все страны Европы активно используют тестирование в области образования. Массовое тестирование стало основой международных сравнительных исследований. Одно из них касалось обществоведческой подготовки. Россия в числе 28 стран мира участвовала в 1999 году в международном исследовании по гражданскому образованию CIVIC (Civic Education Study), организованном Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В ходе исследования 14-летним подросткам был предложен тест, выявляющий их знания, представления, позиции, мнения в области обществоведческих проблем, а также отношения к социальным процессам, явлениям и умения решать конкретные практические вопросы. Результаты тестирования позволили определить общее состояние знаний и умений российских школьников, выявить место России среди других стран-участниц по уровню гражданского образования учащихся, а главное – показали значимость использования тестовых материалов в методике обществоведческого образования и объективной проверке его результатов.
   Параллельно с проведением международных сравнительных исследований в течение ряда лет в России развивалось централизованное тестирование. Центр тестирования разрабатывал два основных направления – аттестационное и абитуриентское.

   3. Используются ли аналогичные ЕГЭ формы аттестации учащихся в зарубежной школе?

   Говоря «тесты, аналогичные ЕГЭ», мы сознательно оставляем за рамками рассмотрения тесты изучения индивидуальных психофизиологических и личностных характеристик, диагностики уровня интеллектуального развития, тесты для профессионального отбора, прогностические тесты и др. В поле нашего внимания попадают тесты, по результатам которых осуществляют прием в вузы. Такие тесты используются в зарубежной школе достаточно широко.
   К примеру, в США существуют два вида таких тестов – тесты на учебные способности и на предметные знания. Большинство вузов страны принимают результаты одного или другого тестирования. Стандартизированное тестирование с целью отбора в вузы является частью системы высшего образования США.

   4. Чем обеспечивается большая достоверность и объективность результатов ЕГЭ по сравнению с устными выпускными и вступительными экзаменами?

   Объективность результатов обеспечивается применением заданий и критериев, позволяющих сравнивать выпускников по уровню подготовки, а также самой процедурой оценивания ответов. Выполнение заданий, предполагающих выбор одного ответа из приведенных вариантов или требующих коротких свободных ответов, проверяется компьютерными средствами. Развернутые свободные ответы анализируют независимые эксперты.
   Каждый ответ проверяют два независимых эксперта, а в случае расхождения их оценок назначается третий эксперт.
   Каждое задание с развернутым ответом сопровождается стандартизированной схемой оценивания. При разработке экзаменационных материалов это самая сложная часть работы – по каждому вопросу необходимо сформулировать направления разворачивания ответа, примеры верных ответов и отдельных позиций, а также создать шкалу, позволяющую видеть, как распределяются баллы при различных комбинациях элементов ответа (полного правильного и частично правильного). По каждому заданию предъявляется максимальный балл. Согласно разработанным шкалам можно обоснованно говорить, что требуется знать и уметь для того, чтобы получить тот или иной бал.
   Объективности экзаменационной проверки способствует открытость материалов, регламентирующих структуру и содержание экзаменационной работы. Заранее предъявлены объекты проверки – и знаниевые, и деятельностные компоненты (см. опубликованный кодификатор). Предъявляются возможные баллы за всю работу, ее отдельные части, задания разных уровней сложности (см. спецификацию). Заранее известна вся структура экзаменационной работы, последовательность заданий, их разнообразные модели, тексты инструкций (см. демонстрационный вариант).

   5. Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью единого экзамена?

   Единый экзамен призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников. В частности, выявить, в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.
   В работе 2011 года, в отличие от ЕГЭ предшествующих лет, будет несколько изменена структура и количество заданий. Так, будет сокращено число заданий с выбором ответа до 22. На позиции В1, наряду с заданием на заполнение пропущенного элемента схемы, будут задания на заполнение пропущенного элемента таблицы. На позиции В7 появится еще одно задание на множественный выбор. В третью часть работы, как и в 2010 году, включается задание С8, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. За полное правильное выполнение этого задания можно получить два первичных балла. Опять несколько обновляется схема оценивания мини-сочинения (эссе). Максимальный балл за это задание – 5 баллов.
   В экзаменационную работу включаются задания, проверяющие сформированность следующих умений:
    распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
    сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
    соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
    оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
    анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
    распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
    устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
    применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
    различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
    называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
    перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
    раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
    применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
    осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
   Экзаменационная работа оценивает качественное овладение обществоведческими знаниями на различных уровнях (базовом, повышенном и высоком) с помощью различных типов заданий.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация