А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Маркетинг: Учебник для вузов" (страница 1)

   Георгий Леонидович Багиев, Валентина Михайловна Тарасевич
   Маркетинг: Учебник для вузов

   Сведения об авторах

   Георгий Леонидович Багиев – инженер-экономист, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик, заведующий секцией экономики предпринимательства Международной академии наук высшей школы, член редсовета всероссийского журнала «Маркетинг» и международного журнала «Jeems» (Германия).
   Автор более 300 научных и методических работ, опубликованных в России и за рубежом. Организатор и участник международных и национальных научно-практических конференций и симпозиумов, научный руководитель международных исследований по проблемам маркетинга в сотрудничестве с вузами Германии (г. Циттау, Бернбург, Кётен, Кемнитц), Швеции (г. Уппсала) и Финляндии (г. Вааса).
   Валентина Михайловна Тарасевич – экономист, кандидат экономических наук, профессор кафедры ценообразования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
   Автор более 60 научных и методических работ в области микроэкономики, ценообразования, экономической конъюнктуры, экономико-математических методов, в том числе монографий и учебников.

   Предисловие[1]

   Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и постоянно меняющейся конкурентной среды требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности, связанной с созданием, распределением и потреблением товаров и услуг.
   Важным направлением предпринимательства является организация маркетинговой деятельности на всех уровнях иерархии управления рыночным хозяйством.
   В последние десять лет, особенно после выхода книги Филипа Котлера «Основы маркетинга» (1990 г.), интересе практиков, ученых и широкой общественности к маркетингу как философии и инструментарию предпринимательства значительно возрос. Все возрастающий спрос на литературу по маркетингу возродил предложение в виде научных, практических и учебно-методических материалов. Но если в практической и научной библиографии по маркетингу уже существует вполне представительная литература, то на рынке учебно-методических изданий, относящихся к этой отрасли знаний, образовалась определенная ниша.
   Несомненно, большой вклад в развитие теории, методологии и методики разработки маркетинговых систем и рыночных коммуникаций внесли и вносят ученые, специалисты научно-исследовательских, производственных организаций и педагоги вузов России.
   Если перед учеными и специалистами стоят задачи по развитию научных и практических основ маркетинга, то для педагогических работников важно грамотно, с современных научных позиций, используя принципы и методы педагогики и эдукологии, изложить в доступной форме генезис, результаты, проблемы и перспективы той или иной науки.
   Поэтому как высшая школа, так и наука и практика с нетерпением ждут и с благодарностью встречают появление учебников и учебных пособий. Это относится к любой науке и дисциплине, в том числе и к такой отрасли, как маркетинг.
   В России маркетинг, вполне правомерно, стал предметом изучения, философией и инструментарием предпринимательства. Теперь уже можно говорить о становлении научной школы маркетинга, которая обязана своим рождением созданной в 1980-х гг. первой Всесоюзной ассоциации маркетинга, президентом которой был избран профессор Г. Г. Абрамишвили. Значение и роль этой ассоциации следует высоко оценить как в политическом, так и в экономическом отношении. Создание ассоциации провозгласило свободу маркетингового мышления и маркетинговой деятельности, которые еще до 1985 г. трактовались в рамках апологетики буржуазной, капиталистической экономики. В настоящее время повсюду – на производстве, в зарождающемся предпринимательстве, в вузах, в техникумах, в школах – начался активный процесс изучения и внедрения основ маркетинга. Создаются маркетинговые центры, институты и кафедры маркетинга. Появились первые книги, учебники и учебные пособия, в которых излагаются зарубежный опыт и первые шаги организации маркетинговой деятельности в России.
   Следует отметить большой вклад российских ученых и специалистов, которые первыми поддержали и стали развивать научные основы и разрабатывать рекомендации по внедрению маркетинга в практическую деятельность, в условиях становления рыночных отношений. Это Г. Абрамишвили, А. Браверман, И. Герчикова, Е. Голубков, А. Горячев, В. Демидов, П. Завьялов, Н. Капустина, Н. Кретов, Д. Костюхин, Ф. Левшин, С. Медведков, Н. Моисеева, А. Романов, Ю. Сергеев, Б. Соловьев и многие другие. Именно работы этих ученых послужили базой при организации рыночных отношений, маркетинговой деятельности и организации обучения студентов, школьников и специалистов в системе переподготовки кадров. При ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов и региональных центров были сформированы и теперь успешно функционируют кафедры маркетинга.
   Так, кафедра маркетинга, организованная при факультете коммерции Санкт-Петербургского государственного университета, уже в 1989 г. осуществила первый выпуск экономистов по специальности «Маркетинг». В настоящее время кафедра ежегодно выпускает около ста высококвалифицированных экономистов по специальности «Маркетинг», спрос на которых значительно превышает предложение. Кафедра маркетинга, обладая высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, создала свою школу, свое направление, в рамках которого маркетинг рассматривается как наука и искусство взаимодействия субъектов рынка по созданию и воспроизводству спроса.
   В предлагаемом читателю учебнике «Маркетинг», авторами которого являются ведущие профессора Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, сделана попытка комплексно, логически стройно, в рамках учебной программы изложить основы маркетинга.
   Достоинством этого учебника являются одновременно научность и энциклопедичность изложения достаточно сложных вопросов маркетинга. В этом убеждаешься, когда знакомишься с каждой из глав учебника. В нем обобщен обширный круг вопросов современного воззрения на маркетинг как на концепцию и функцию предпринимательства. Если принять во внимание, что это одна из первых попыток в вузовской практике России обобщить и методически, упорядоченно рассмотреть маркетинг в ракурсе теории взаимодействия хозяйственных субъектов, то становится ясным значение данного учебника для высшей школы и практики.
   Анализируя процесс становления предпринимательства в России, авторы справедливо отмечают, что маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства внедряется в рыночные отношения с определенными трудностями. Одну из причин этих трудностей авторы связывают с неразвитостью сети подготовки специалистов в области маркетинга, которые могли бы с научных позиций организовать и контролировать процесс создания и воспроизводства спроса на товары и услуги.
   В первых главах учебника авторы рассматривают предмет и задачи дисциплины, место и роль маркетинга в подготовке современного экономиста, раскрывают содержание и основные функции маркетинговой деятельности как элемента предпринимательства и бизнеса.
   К основополагающим главам следует отнести и главу «Маркетинговые исследования и бенч-маркинг», где рассматриваются процесс и дизайн маркетингового исследования, методы получения и обработки маркетинговой информации, маркетинговая разведка и бенч-маркинг, методы сегментации и диагностики конкурентной среды.
   После описания основ маркетинга авторы предлагают оригинальный подход к изложению дальнейшего содержания материала учебника. Этот подход базируется на современной концепции теории взаимодействия субъектов маркетинговой системы в процессе предпринимательства. В таком контексте рассматриваются следующие разделы учебника: интеграция и координация в маркетинге; товарная политика; ценовая политика, основы принятия маркетинговых решений в сбытовых и логистических системах; методология и методика организации коммуникативной политики; основы планирования, контроллинга и аудита в системах маркетинга. Уместным является приведение в учебнике и терминологического словаря по маркетингу.
   По мнению авторов учебника, маркетинг должен быть не просто функцией предпринимательства, а пронизывать всю сферу и все системы человеческой деятельности в конкурирующей экономике. Знакомство с материалом учебника позволяет сделать вывод о том, что авторы попытались, и эта попытка удалась, обобщить, развить основы маркетинга и достаточно полно и методически грамотно изложить терминологический аппарат, инструментарий, концепции, методы и основные стратегии маркетинга. Разумеется, можно критически анализировать содержание учебника, но бесспорно то, что авторам удалось раскрыть содержание маркетинга как двигателя «невидимой руки», т. е. конкуренции, регулирующей равновесное состояние рыночного механизма.
   Появление учебника «Маркетинг» восполнит существующий дефицит рынка литературы в этой отрасли знаний, будет способствовать развитию рыночного менталитета и более эффективной подготовке высококвалифицированных экономистов-маркетологов.
   Н. Я. ПЕТРАКОВ,
   академик российской академии наук

   Глава 1
   Маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства

   1.1. Модель предпринимательства и система маркетинга

   Переход к рыночной экономике вызвал глубокие социально-экономические преобразования, требующие решения принципиально новых задач управления хозяйственными субъектами.
   Перед отечественными предприятиями, вступающими в рыночные отношения, возникают проблемы, которые требуют научно обоснованных творческих решений во всех сферах предпринимательства.
   Развитие предпринимательства в России все еще носит скачкообразный характер и сопровождается определенными трудностями. В то же время нельзя не отметить и позитивные изменения, которые имеют место в сфере предпринимательства: рост числа предприятий в негосударственном секторе; повышение эффективности малого и среднего предпринимательства. Более трети средних и крупных предприятий, выпускающих более 40 % промышленной продукции, находятся в частной и смешанной формах собственности. Растет инновационная активность предприятий, формируется рыночный менталитет производителей и потребителей товаров и услуг.
   Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
   Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
   В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают с именами Р. Кантильона, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смита, Ж. Б. Сэя, а затем К. Маркса, Й. Шумпетера, А. Маршалла, Ф. Хайека, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Вебера, В. Зомбарта, П. Друкера[2] и других исследователей. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства: несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и Й. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (Й. Тиммонс и П. Друкер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).
   Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992 г.) определяет предпринимательство (предпринимательскую деятельность) как инициативную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность.
   Как видно, основными признаками предпринимательской деятельности являются: направленность на получение прибыли (дохода), осуществление ее на свой риск, инициативность, самостоятельность, осуществление этой деятельности от своего имени и под имущественную ответственность.
   Предпринимательство определяют с различных позиций как: деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, связанную с получением прибыли; прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений [8, 9].
   Большинство практиков и исследователей делают акцент на получении прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
   В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
   В этом определении акцент делается не на максимизации прибыли, а на потребителе, на его потребностях, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
   Здесь уместно отметить точку зрения известного специалиста в области маркетинга Питера Друкера, который цель предпринимательства определяет как создание потребителя: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность – вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех» [54].
   Предпринимательство – не просто бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг, тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
   Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательства: производственную, коммерческую, финансовую и сферу потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

   Таблица 1.1. Классификация предпринимательской деятельности

   Генезис терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связан с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса (табл. 1.2).
   В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т. д.
   Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.
   Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (рис. 1.1).

   Таблица 1.2. Генезис содержательной сущности понятия «предприниматель»

   Всеохватывающим видом предпринимательской деятельности можно назвать маркетинговую деятельность, так как она осуществляется в рамках любой сферы предпринимательства.

   Рис. 1.1. Типология предпринимательской деятельности

   Маркетинговая деятельность может выступать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности и как функция по интеграции усилий всех звеньев предпринимательской и производственной деятельности в целях достижения поставленных целей (удовлетворения спроса и получения прибыли). Особенность маркетинговой деятельности как вида и функции предпринимательской деятельности заключается в том, что она должна осуществляться при любой модели рыночной экономики – американской, японско-немецкой, шведской и др. Всякая модель рыночной экономики предполагает создание условий для соединения всех факторов производства с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли. В рыночной экономике предпринимательская деятельность и бизнес требуют развитости таких функций, как финансовая деятельность, управление трудовым потенциалом, логистика, материально-техническое обеспечение и коммерция, а также функции маркетинга. Кроме того, выделяют функции по организации поддержки предпринимательства, НИОКР, связи с общественностью (паблик рилейшнз) и др. Благодаря осуществлению совокупности функций предпринимательство тесно связано материальными, финансовыми, энергетическими, информационными, товарными и другими потоками с рынками и со всеми субъектами рыночной системы (рис. 1.2).

   Рис. 1.2. Схема бизнес-коммуникаций в предпринимательской деятельности

   Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать: получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств; удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона. В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
   • накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
   • улучшение социальных условий сотрудников фирмы;
   • оптимизация спроса покупателей на продукцию фирмы;
   • оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т. д.
   Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики фирмы.
   Политика фирмы определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение фирмы в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.
   Задачи предпринимательской деятельности и их решения, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление – это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя; второе направление – это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только начали осуществляться.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация