А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Словарь конфликтолога" (страница 4)

   АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ОБЫДЕННЫЙ – заключается в естественном стремлении человека к тому, чтобы, во-первых, поставить себя в центр мироздания, во-вторых, выделить свой вид из остального животного мира и поставить человека над всеми. Такое понимание человеком своего места в мире формируется естественным образом самими объективными условиями жизни людей. Однако сегодня помимо человека на Земле обитает еще более 2 млн видов различных животных. Млекопитающие, к которым принадлежит человек, являются одним из малочисленных видов среди др. живых существ. Если человек настолько совершенен, то почему он столь малочислен? Человек сегодня – наиболее сложное и могущественное существо на Земле. Но то, что он наиболее совершенен по сравнению с др. видами животных, еще требует доказательств. Дальние предки человека – питекантроп, неандерталец, кроманьонец – вымерли, не сумев приспособиться к неблагоприятным обстоятельствам. Крокодилы же, как вид, живут на Земле уже около 200 млн. лет и не исчезли даже после катастроф мелового периода, вызвавших гибель динозавров (В. А. Бердников, 1991). А. о. присущ подавляющему большинству людей. Последние 5 тыс. лет он формируется самим укладом человеческой жизни. А. о. препятствует формированию целостного представления о конфликтах. Человек не видит, что некоторые основные мотивы конфликтов у него такие же, как у животных: борьба за территорию, др. жизненные ресурсы, особь противоположного пола, борьба за статус в группе, конфликты, связанные с защитой потомства.
   АПАРТЕИД (раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, при которой целые группы населения страны ставятся в неравноправное положение по сравнению с др. группами населения по причине их расовой принадлежности. Эти группы населения существенно ограничиваются в политических, гражданских и социально-экономических правах, вплоть до изоляции в специальных территориальных образованиях. Политика А. закономерно вызывает протесты ущемленных в своих правах групп населения, вплоть до массовых насильственных конфликтов с многочисленными жертвами. Международное право признает А. преступлением против человечества.
   АПАТИЯ (от греч. apatheia – бесстрастность) – состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Конфликт создает для человека значительные интеллектуальные и еще большие эмоциональные нагрузки. В длительных острых конфликтах люди со слабой нервной системой могут их просто не выдерживать. В такой ситуации у них может возникнуть состояние А. Оно выражается в потере воли и интереса к борьбе, уступках в том, о чем ранее не могло идти и речи. Участник конфликта, попавший в состояние А., может выйти из борьбы, определив для себя максимальные масштабы того, чем он имеет возможность пожертвовать. Если оппоненты станут «дожимать» уставшего противника, он может мобилизоваться и продолжить конфликт.
   АРБИТР (от лат. arbiter – посредник, судья) – тип участия третьей стороны в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником или наблюдателем. А. изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное, обязательное для выполнения решение. Решение А. м. б. обжаловано в более высокой инстанции. Роль А. эффективна в случаях: дефицита времени для урегулирования конфликта, когда требуется быстрое решение; если конфликт длителен и участники уже не надеются найти взаимоприемлемое решение; опасной эскалации конфликта; высокого авторитета и доверия участников к А.
   АРБИТРАЖ (от фр. – arbitrage) – способ разрешения споров и конфликтов, при котором стороны обращаются к судьям (арбитрам), избираемым самими сторонами или назначаемым по их соглашению либо в порядке, установленном законом, и рекомендации которых обязательны (авторитетны). Различные формы А. с давних времен и поныне используются для регулирования межгрупповых (в т. ч. внутригосударственных и межгосударственных) и межличностных конфликтов. В организационной среде функции А. нередко возлагаются на руководителя. Схема А. предполагает: а) обсуждение арбитром проблемы с каждым из участников конфликта в отдельности; б) составление им собственного мнения; в) встречу с обеими сторонами для сообщения принятого решения. Эта схема может упрощаться (напр., за счет принятия решения уже на первом шаге) или усложняться (напр., при необходимости повторных встреч со сторонами или при включении дополнительных посредников и экспертов). Функции арбитра может выполнять отдельный человек или коллегиальный орган, наделенный или не наделенный официальными полномочиями.
   АРГУМЕНТАЦИЯ – способ доказательства, подтверждения истинности суждения или обоснование своей позиции и требований в ситуации противоречия на основе логических рассуждений, подкрепленных фактами, ссылками на правовые нормы или авторитетное мнение. Психологами установлено, что разъяснение своих целей и интересов, четкая А. с опорой на правовые и нравственные нормы примерно в одинаковой степени применяются как в конфликтных ситуациях, которые разрешались успешно, так и в тех, которые не были разрешены или еще более обострились. Указанные средства воздействия м. б. рассмотрены как универсальные, необходимые для применения в любых ситуациях.
   АРК-ТЕХНОЛОГИЯ (технология альтернативного разрешения конфликта) – одна из разновидностей разрешения конфликта. В современной конфликтологической литературе упоминается в двух значениях. Во-первых, этот термин используется для обозначения совокупности процедур, обеспечивающих неконфронтационное и ненасильственное разрешение конфликтов и дающих возможность конфликтующим сторонам либо непосредственно, либо с участием третьей стороны выработать взаимоприемлемое решение проблемы, удовлетворяющее интересам каждой из них. Однако чаще это понятие применяется, когда речь идет о неюридических, внесудебных формах разрешения конфликта и вмешательстве третьей стороны.
   АРМИЯ (фр. armйe, от лат. armo – вооружаю) – 1. Сухопутные войска (сухопутные силы), в отличие от военно-морского флота. 2. Совокупность вооруженных сил государства. 3. Оперативное объединение, предназначенное для ведения операций, состоящее из нескольких соединений и отдельных частей различных родов войск и специальных войск. А., составляющая значительную часть вооруженных сил государства, играет важнейшую роль в международных конфликтах – как в войнах, так и в конфликтах менее высокой интенсивности. Велика роль А. и в крупных социальных конфликтах внутри общества.
   АРТЕФАКТ (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. В конфликтологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой исследования и до вмешательства исследователя конфликту не присущие. Напр., один из оппонентов сообщает конфликтологу важную информацию, которая не соответствует действительности. Такое сообщение считается А.
   АРХЕТИП (от греч. archetipos – первообраз, досл. «древнейший образец») – способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. – центральное понятие аналитической психологии. Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они исследуются подобно тому, как исследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни. В этой обстановке происходит спонтанная активизация соответствующего А. В конфликтных ситуациях А. могут оказывать заметное влияние на выбор человеком способа действий. Однако влияние А. на конфликтное поведение людей пока не изучено.
   АССЕРТИВНОСТЬ – самопродвижение или продвижение своей воли. Автор методики – американский ученый А. Салтер, который дал А. такое определение: «уметь настаивать на своем, убеждать». Развитие А. требует обучения спонтанным реакциям, соответствующему проявлению эмоций, искусству выражать свои желания и потребности. Салтер исходит из того, что компромисс – часто наибольшая победа. А. – необходимое качество переговорщика, как и любого, кто желает научиться конструктивно разрешать межличностные противоречия.
   АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ (от греч. A – не…, без… + + symmetria – соразмерность) – решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором почти полностью реализуются интересы только одной стороны. М. б. принято как в результате значительного превосходства ресурсов одной из сторон, так и в виде решения третьей стороны, регулирующей данную конфликтную ситуацию.
   АСКЕТИЗМ (от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы во имя социальных целей). Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе. Значительного развития А. достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне-иудейские секты). А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от нее. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Для А. характерна низкая внутриличностная конфликтность человека.
   АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio – соединение) – 1. Связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного (восприятие, представление, идеи, поведенческие акты) из них влечет за собой появление др. 2. В социальной психологии – группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: а) просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из социальной среды; б) асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер.
   АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ (от греч. asthenes – слабый) – форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, в т. ч. в конфликтной ситуации. О переживании человеком А. э. можно судить по внешним признакам, напр. он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
   АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – дискретное, дезинтегрированное состояние общества в переходный период развития. Постсоветская Россия – яркий пример А. с. Обвал централизованной системы социального и хозяйственного равновесия породил не гражданское общество, а привел к А. с. жизни общества, ее «варваризации». В 90-е гг. ХХ в. рынок обернулся примитивным базаром, приватизация собственности – ее легальным разграблением неономенклатурой. Демократия как власть народа в значительной мере была подменена властью различных «групп влияния». Свобода на местах оказалась под угрозой со стороны этнократов и регионократов и т. д. В итоге вместо восходящего процесса создания гражданского общества получаем своеобразный нисходящий процесс «варваризации» как скачкообразного движения вспять. Очевидно, что из общества коммунистического равенства нет прямой и короткой дороги в общество гражданское. Это общество в странах «западной цивилизации» создавалось столетиями: формировался национальный рынок, шла тяжелейшая борьба за гражданские права, многими десятилетиями складывалась парламентская система. Д. Рисмен описал основные типы характеров, соответствующих типам общественного устройства. Первый тип – «традиционно-ориентированный», консервативный, приверженный обычаям и традициям, устоявшимся образцам поведения, конформный по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип – «изнутри-ориентированная» личность – характерен для периода развития индустриального общества, которому свойственна А. с., обусловленная ослаблением силы традиций, внутригрупповой интеграции, возрастанием социальной конфликтности, утратой контроля со стороны первичных групп, а также неразвитостью средств массовых коммуникаций. Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится динамичной, целеустремленной, предприимчивой, более открытой по отношению к нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значительной.
   АТРИБУЦИЯ (от англ. attribute – приписывать, наделять) – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Это актуально для условий конфликта, где присутствует дефицит информации и А. является ведущим механизмом в восприятии поведения оппонента. Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А. Выделяют диспозиционную и ситуационную А.
   АТРИБУЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ (англ. dispositional attribution) – частный случай атрибуции, объяснение причин своего или чужого поведения, а также описание и понимание др. людей, исходя из их личностных качеств. К характерным проявлениям т. н. обыденного диспозиционизма (приверженности людей к А. д. и склонности игнорировать ситуационные факторы) относят: 1) гораздо более частое использование ими при описании людей терминов, обозначающих личностные черты (напр., добрый, умный, наглый), чем тех, что характеризуют ситуации, поведение, ролевую и групповую принадлежность, аттитюды, демографические данные и даже внешность (показано, что в западной культуре употребление детьми диспозиционных терминов неуклонно возрастает по мере их развития и со временем становится самым частым способом свободного, т. е. не подчиненного особым инструкциям, описания др. людей); 2) неспособность людей понимать вынужденный характер поведения; 3) интерпретацию инициативы людей как проявление их диспозиций (в ущерб др. объяснениям, напр. действию по принуждению или ради вознаграждения); 4) игнорирование ролевых факторов в пользу диспозиционных.
   АТРИБУЦИЯ ОШИБОЧНАЯ – ложное понимание и объяснение поведения др. людей и своего собственного. В большинстве случаев в процессе атрибуции люди прибегают к одной из следующих практик. Они пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). В итоге получаются вполне пригодные для обыденной жизни результаты. В то же время специалисты выделили ряд исключений, типичных случаев А. о. К ним относятся: 1) фундаментальная ошибка атрибуции; 2) тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным атрибуциям, а наблюдатель – к диспозиционным); 3) тенденция людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным атрибуциям в случае успеха, и к ситуационным – в случае неуспеха; 4) чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности атрибуция в большой степени определяется убеждениями и предрассудками человека.
   АТРИБУЦИЯ СИТУАЦИОННАЯ (англ. situational attribution) – частный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужого поведения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку). При А. с. наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях др. людей и пр. Ситуационность фактора не всегда означает его внешнего по отношению к субъекту характера: атрибуция причин поведения в таких, несомненно, внутренних факторах, как утомление или плохое самочувствие, представляет собой А. с. Она не сводится только к атрибуции каузальной, а касается и др. областей обыденной психологии: в первую очередь описания и понимания др. людей. Как показали многочисленные исследования (Э. Ньютон, Д. Гриффин и Л. Росс; Дж. Дарли и К. Бэтсон; Р. Нисбетт и П. Пьетромонако и др.), в процессе атрибуции люди уделяют ситуационным факторам недостаточное внимание. Антагонистом А. с. можно считать атрибуцию диспозиционную.
   АТТИТЮД, АТТИТЬЮД (от фр. attitude – поза, лат. aptitudo – пригодность, соответствие) – предрасположенность (склонность) субъекта к определенному социальному поведению. А. имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. Использование термина «А». во многом зависит от теоретической позиции автора (еще в 1935 г. Г. Олпорт насчитал 17 дефиниций А.). Функции А.: 1) социально приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): мы действуем в соответствии с определенными А., потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу; 2) когнитивная: А. упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко оценивать происходящие события; 3) выражения (экспрессивно-оценочная): проявляясь в мнениях и поведении, А. способствует самовыражению личности; 4) психологической защиты: А. предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку. В 1942 г. М. Смит разработал т. н. трехкомпонентную структуру А.: а) когнитивный (осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный, отражающий диспозицию к действию) компоненты. Эмпирическими исследованиями обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами А., так и между А. и реальным поведением. Так, Р. Ла Пьер (Lа Pier, 1933) выявил у 90 % исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженный негативный А. относительно обслуживания китайцев, что практически в 100 % случаев противоречило реальному их поведению (т. н. парадокс Ла Пьера). Н. Рокич усложнил структуру А., предположив одновременное существование двух А., каждый из которых может актуализироваться в данный момент времени – на объект и на ситуацию. Причина устойчивого интереса к проблеме А. коренится в понимании А. как необходимого условия поведения, что превращает целенаправленное формирование и изменение А. в потенциальный ключ к контролю за поведением. Исследование влияния А. на поведение человека в предконфликтных и конфликтных ситуациях – важнейшая задача конфликтологии.
   АТТИТЮДА ИЗМЕНЕНИЕ (англ. attitude change) – процесс трансформации ранее сложившегося у индивида аттитюда. От естественной динамики аттитюда (т. е. процессов порождения, фиксации, актуализации, элиминации и пр.) А. и. отличается целенаправленным характером воздействия. В зависимости от того, кто выступает инициатором А. и., выделяют две принципиально отличающиеся ситуации: 1) изменение собственного аттитюда (человек сознательно пытается изменить свой аттитюд, что является необходимым компонентом различных программ психотренинга и психотерапии); 2) изменение чужого аттитюда (воздействие на носителя аттитюда оказывает посторонний субъект, нередко действующий без согласия субъекта и даже против его желания). Социальные психологи бихевиористической ориентации (К. Ховланд и др.) в А. и. большое значение придают процессам научения, в т. ч. социального. Сторонники когнитивного направления (Л. Фестингер, Т. Ньюком и др.) склонны объяснять А. и. разрешением когнитивного диссонанса, потребностью индивида восстановить когнитивное соответствие (классическим примером служит диссонанс между негативным аттитюдом на объект и позитивным – на человека, дающего этому объекту позитивную оценку). Одно из направлений исследования: выявление условий, способствующих А. и., – характера информации (устрашающий, позитивный или нейтральный), авторитетности источника информации; пассивности-активности субъекта изменения и пр. Попытки изменить аттитюды не всегда бывают успешны. Даже если А. и. происходит, оно не всегда может считаться эффективным, поскольку нередко аттитюд меняется в направлении, противоположном предполагаемому (эффект бумеранга). В зависимости от достигнутого результата, А. и. подразделяют на позитивные (в желательном для инициатора направлении) и негативные (в нежелательном направлении). А. и. обычно выступает необходимым условием регулирования многих социальных конфликтов, особенно между большими социальными группами. Умение оценить основные особенности аттитюдов основных участников конфликта и, при необходимости, произвести их коррекцию является важным для конфликтолога.
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация