А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Словарь конфликтолога" (страница 47)

   ПЕРЕПЕЛИЦА ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ – доктор политических наук, профессор. Докторская диссертация по теме: «Военно-политический конфликт: методология исследования и урегулирования» защищена в Киеве в 1996 г. Текст диссертации на украинском языке хранится в диссертационном отделе Российской государственной библиотеки.
   ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ – выделение в истории развития данной науки периодов, этапов, др. временных промежутков, отличающихся качественными характеристиками состояния конфликтологии. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых исследований. Это позволило выявить в эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов. I период – до 1924 г.; II период – 1924–1992 гг.; III период – 1992 г. – настоящее время. См. История отечественной конфликтологии.
   ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА – разделение конфликта на фазы, периоды и этапы, позволяющее рассматривать его как явление со сложной динамикой. См. Динамика конфликта.
   ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. perceptio – восприятие, socialis – общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, социальных групп) в процессе общения и совместной деятельности. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер в 1946 г. для обозначения феномена социальной обусловленности восприятия. По мнению ряда специалистов, является центральным звеном системы общения. Выполняет две основные функции: а) диагностическую и б) регулятивную. Деформация в сфере П. с. ведет к конфликтному функционированию всей системы общения. Напр., диссонанс внутри установок и между установками становится конфликтогенным фактором, основой возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов. Деформация социальных установок препятствует социально-адаптивному поведению. Коррекционно-диагностический подход к личностным установкам как ролевым стабилизаторам является средством профилактики конфликтов в общении (Л. К. Качалов, 1997). Он позволяет выделить актуальные личностные конструкты, установки и на этой основе прогнозировать конфликтное взаимодействие. Коррекционное воздействие на социальные установки через систему П. с. позволяет управлять конфликтами в общении.
   ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА – проект проведения экспериментального исследования со специально отобранными группами. Включает определение состава групп, их характеристик, отбор переменных, чередование воздействий, обоснование шкал измерения переменных и т. д. (В. Н. Дружинин, 2000). Ограниченность области проведения планируемых экспериментов в конфликтологии кажущаяся. Вся работа по профилактике конфликтов требует проверки предлагаемых методик или систем предупреждения. Следовательно, необходимы эксперименты, проведение которых нужно проводить в соответствии с П. э. Внедрение масштабных инноваций, которыми так богата современная российская жизнь, также требует предварительной апробации на ограниченном количестве объектов. Эффективность и обоснованность нововведений объективно можно оценить только в результате грамотно спланированного эксперимента. Известно 16 типовых планов проведения эксперимента в социальной психологии (Д. Кэмпбел, 1980). Все они м. б. полезны конфликтологам.
   ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis – множественность) – проявление в обществе, социальной группе, деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений, в групповой дискуссии, в совместной творческой деятельности. П. – важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия, условие предупреждения конфликтов. Будучи условием гласности, демократизации и свободного мышления, П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством. Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 г.
   ПОВЕДЕНИЕ – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Конфликты реализуются именно в П., а не в деятельности людей. П. человека в предконфликтных и конфликтных ситуациях, а также конфликтогенное П. являются основными процессами, которые изучает конфликтология.
   ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к др. человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. П. а. может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Возможна суммация П. а. отдельных личностей, превращение межличностной агрессии в межгрупповую в рамках т. н. массовидных явлений. В зарубежной психологии существует много объяснений П. а. Психоанализ видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления либидозных стремлений. Необихевиоризм считает П. а. следствием фрустраций в процессе «социального научения», интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», когнитивизм – результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют попытки объяснить П. а. как инстинктивное. П. а. является основной формой поведения оппонентов в конфликте по отношению друг к другу. Оно способствует эскалации конфликта.
   ПОВЕДЕНИЕ АУТОАГРЕССИВНОЕ – разновидность агрессивного поведения, направленного против себя. Рассматривается как аутодеструктивное поведение. Ряд авторов трактуют П. а. как осознанное насилие человека над самим собой (Ю. М. Антонян, И. Б. Бойко). В исследованиях представителей психоаналитической школы этот феномен понимается как проявление агрессии по отношению к себе (суицид, членовредительство, голодовка) и как скрытые проявления агрессии (алкоголизм, наркомания, увлечение «травматичными» видами спорта). Выделены две группы П. а.: суицидальные проявления (самоубийство и попытки к нему), где целью является достижение смерти суицидентом, и несуицидальные проявления (самоповреждения), где целью является не лишение себя жизни, а получение какого-л. др. результата.
   ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ – единство внешней и внутренней активности индивида по выходу из трудной ситуации. В силу своей трудности подобная ситуация требует мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, обрабатывает информацию о ней посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на П. в т. с. В трудной ситуации стремление индивида удовлетворить какой-л. мотив блокируется противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий и возникает собственно трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме П. в т. с. м. б. троякой. Эмоции выступают как: а) индикатор трудности; б) оценка значимости ситуации для личности; в) фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент П. в т. с. Среди основных типов П. в т. с. выделяют: а) активное поведение как деятельная форма адаптации субъекта, активное преобразование среды (конструктивное или деструктивное); б) пассивное поведение (приспособление или уход от ситуации). Ряд ученых считают, что трудная ситуация порождается в основном объективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени также субъективна: 1) объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную (напр., ребенок боится оставаться один в темной комнате); 2) могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную (привычный ритм жизнедеятельности населения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.); 3) личность может осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую для себя (напр., «не удается, ну и ладно», «не получается – ничего страшного, в др. раз получится»); 4) ситуация м. б. значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее разрешение, человек уходит от реальности посредством включения механизмов психологической защиты; 5) ситуация м. б. объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации ресурсов (напр., трудность боевой операции различна для новичка и бывалого воина).
   ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ (в конфликте) – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативных последствий конфликта. П. к. (в к.) зависит от уровня конфликтной компетентности личности и ее оппонента, силы мотива борьбы, степени противодействия. Развитие П. к. (в к.) протекает по трем блокам психологических характеристик: мотивационно-ценностных ориентаций, эмоционально-волевой саморегуляции и коммуникативной компетентности (Г. Н. Малюченко, 1996). Стихийное развитие П. к. (в к.) характеризуется односторонним развитием одного из трех указанных блоков. Чем больше разрыв между уровнями развития этих блоков в структуре личности, тем ниже вероятность П. к. (в к.).
   ПОВЕДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЕ – пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации; поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов др. стороны. Включает внешние (вербальные и невербальные действия, поступки) и внутренние (мыслительные, эмоциональные, волевые) процессы. До конфликта П. к. является фактором, способствующим его возникновению, а в ходе конфликта – частью конфликтного взаимодействия. П. к. реализуется через действия, направленные против оппонирующей стороны. П. к. может вызываться личностными особенностями человека, факторами конкретной ситуации социального взаимодействия, объективными либо организационно-управленческими причинами. См. Конфликтная личность, Конфликтогенный фактор.
   ПОВЕДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЕ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ – особенности поведения шизоидной личности, провоцирующие конфликты с ближайшим окружением на работе, в быту, семье.
   Особенности шизоидных патологических свойств личности объясняются наличием аутистического мышления, аутистического чувствования и аутистического поведения в различных аспектах жизни, в т. ч. и в организационных или семейных взаимоотношениях. Возникновению конфликтов способствуют следующие шизоидные свойства: 1) чрезмерно высокая требовательность к людям, обусловленная аутистически-идеализированными представлениями об отношениях между людьми; 2) болезненно-обостренное неприятие любой авторитарности; 3) неловкость, напряженность, формальность в общении с характерологически «несозвучными» людьми, неспособность к эмоционально-теплым отношениям. Механизмы психотерапии творческим самовыражением (Н. Л. Зуйкова, 1997): изучение пациентами собственной характерологии, позволяющее им осознать свой личностный склад, особенности характеров др. людей; неординарно-доброжелательное общение в создаваемой атмосфере духовности, в обстановке единения и взаимопонимания; целебно-творческое общение (обнаружение своей индивидуальности, неповторимости в общении), творческое переживание произведений искусства и литературы, радость собственного творчества, общественной, профессиональной и личной самореализации; формирование конструктивного отношения к деятельности, семейной жизни и настроя на поиск решения проблем.
   ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ – система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды П. о. – преступность и уголовно не наказуемое, аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Совершению правонарушений предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях П. о. значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностям предупреждения и преодоления. В происхождении П. о. особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. П. о. также определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. П. о. всегда конфликтогенно. Поэтому исследование механизмов П. о., причин конкретных проступков, способов профилактики П. о. во взаимосвязи этих проблем с конфликтами является важным направлением конфликтологии. Развитием этого направления занимаются конфликтологи – психологи, педагоги, юристы, социологи.
   ПОВЕДЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ (в семейных отношениях) – поведение одного из членов семьи, направленное на саморазрушение и обусловленное семейными конфликтами. Психологами выделены три типа семейных конфликтов, сопряженных с возникновением П. с. (в с. о.): а) реальный; б) нереальный, или вымышленный; в) психопатологический. В последнем случае психопатологическая симптоматика, особенности личности и микроситуация не выступают в качестве единственных причин П. с. (в с. о.). Суицидальное решение обусловлено личностной мотивационной переработкой семейного конфликта. Существуют методики лечения постсуицидального состояния, включающие сочетание психофармакотерапии с психодраматическим тренингом и свободной дискуссией.
   ПОВОД – событие или обстоятельство, являющееся толчком к началу конфликта. П. не только возникает случайно, но и активно ищется или придумывается одним из оппонентов. См. Провокация конфликта.
   ПОГРЕБНЫЙ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ – доктор филологических наук, профессор. В 1982 г. в Киевском госуниверситете им. Т. Г. Шевченко защитил докторскую диссертацию по теме:
   «Проблема художественного конфликта в теории и практике современной художественной литературы». Специальность: 10.01.08 – теория литературы и 10.01.02 – советская литература. Автором дан первый систематический анализ важнейших теоретических и прикладных аспектов художественного конфликта. Им обоснован взгляд на художественный конфликт как на многослойную категорию, которая является средством выражения противоречивого движения идей, мыслей, чувств, образов и воплощается на макро– и микроструктурном уровнях произведения. Устанавливая внутриструктурные связи и отношения художественного конфликта, автор пришел к заключению о многофункциональности и многослойности этой категории, о ее вертикальной направленности в структуре произведения. Предложено собственное понимание связей конфликта со стилем и сюжетом, особенностей его развертывания в произведении, выражен авторский взгляд на некоторые дискуссионные моменты, которые касаются зависимости конфликта и характеров.
   ПОДАВЛЕНИЕ – максимально возможное уменьшение возможностей оппонента по активному противодействию в конфликте.
   ПОДАВЛЕННОСТЬ – состояние угнетенного настроения, возникающее в результате поражения в межличностном конфликте, где отстаивались значимые цели и интересы.
   ПОДДЕРЖКА ОППОНЕНТА – оказание прямой или косвенной помощи, содействие одному из участников конфликта группой поддержки.
   ПОДРАЖАНИЕ – социально-психологический механизм воздействия, имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. П. – основа обучения и передачи культурной традиции из поколения в поколение. С помощью П. человек с детского возраста приобретает навыки агрессивного способа разрешения проблемных ситуаций социального взаимодействия.
   ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) – собирательное понятие, которым обозначают различные непознаваемые системы психики (напр., предсознательное и бессознательное) или их совокупность. Понятие введено Э. Плятнером во второй половине XVIII в. и уточнено на уровне представлений о «душе-айсберге» Г. Фехнером в середине ХIХ в. Вопреки распространенному заблуждению, в учении З. Фрейда понятие «П.» практически не употреблялось, хотя психоанализ непреднамеренно содействовал популяризации этого понятия и его внедрению в общественное сознание и язык обыденной жизни.
   ПОДСТРЕКАТЕЛЬ – лицо, организация или государство, подталкивающее субъекта взаимодействия к конфликту. П. может затем в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между др. субъектами.
   ПОЕДИНОК – бой двух лиц смертоносным оружием для восстановления оскорбленной чести, протекающий по условленным правилам. Исторические формы П.: единоборство на войне, перед решающей битвой, рыцарский П., дуэль и судебный П. как один из способов доказать свою правоту. В современных условиях П. часто называют ситуации спортивного единоборства.
   ПОЕДИНОК СУДЕБНЫЙ – способ разрешения споров путем вооруженной борьбы сторон, применявшийся в средневековом судебном процессе. Регламентирован Бургундской и Рипуарской правдами, Саксонским зерцалом, описан «кутюмами Бовуази» Бомануара, известен «Польской правде», чешской правовой кодификации XIV в.; в русских юридических источниках XIII–XVI вв. носит название «поле». П. с. назначался между спорящими сторонами, между спорящей стороной и свидетелем, чьи показания она считает ложными; между спорящей стороной и судьей, который, по мнению первой, вынес несправедливый приговор. Сословные различия определяли выбор оружия: знатные сражались на мечах, простолюдины – на дубинках. Проигравшим процесс считался тот, кто первый ронял оружие, чья кровь пролилась раньше и т. п. Первые ограничения П. с. были введены в Англии в XII в., однако пережитки его существовали в Европе вплоть до XVII в.
   ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от лат. роsitivus – положительный и греч. psyche – душа + theraрeia – лечение) – форма психотерапии. Основана на рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента. Автор Н. Пезешкиан (1977).
   ПОЗИЦИЯ (от лат. positio – положение) – система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении; совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующихся в конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности. Характеризуется динамичностью, относительной устойчивостью.
   ПОКАЗАТЕЛЬ – любая характеристика объекта восприятия, исследования, которая м. б. оценена человеком. Любое явление, объект, процесс имеют бесконечное множество характеристик. Часть из них в принципе не м. б. оценена человеком. Напр., количество молекул, из которых состоит организм второго оппонента. Часть характеристик можно в принципе оценить, но в конкретной ситуации они не учитываются. Напр., рост первого оппонента, состояние его здоровья и т. д. Некоторые характеристики объекта воспринимаются, оцениваются, учитываются. Они являются П. Через них объект показывается человеку, его воспринимающему. Число П. конечно и ограничено. Чем больше П. исследователь оценивает, тем более разностороннее представление об объекте он имеет.п., посредством которых оценивается конфликт, м. б.: число участников конфликта; жизненный опыт каждого из них; характер деятельности коллектива, в котором развивается конфликт; интенсивность конфликта и др. Конфликт может иметь от нескольких П. до нескольких сотен. Напр., чеченский конфликт можно оценивать по сотням П.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [47] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация