А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст" (страница 2)

   Стили речи(текста)

   Функциональный стиль – это определенная разновидность речи, соответствующая сфере ее функционирования и отличающаяся особым набором средств, харак-терных для данной сферы.
   В первую очередь разграничиваются две противопоставленные друг другу группы функциональных стилей: книжные и разговорный. К книжным стилям, в свою очередь, относятся следующие: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
   Каждый из названных стилей отличается определенным набором характеризующих его признаков.

   НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
   Данный стиль обсуживает сферу научной деятельности, научного общения и употребляется для донесения результатов научно-исследовательской деятельности.
   Цель научного стиля – сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей.
   Форма реализации этого стиля – письменный (реже – устный) монолог.
   Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, лаконичность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.
   В научном стиле часто используются:
   • термины (нейтрон, морфема, тромб);
   • слова с абстрактным значением (процесс, явление, свойство);
   • отглагольные существительные (состояние, описание, доказательство);
   • большое количество причастий и деепричастий (выраженный, используемый, рассматривая, обобщая);
   • краткие прилагательные и причастия (условна, ясна, доказано, использован);
   • глаголы страдательного залога (используется, рассматривается);
   • сложные предлоги и союзы (в заключение, в связи с тем что, вследствие того что);
   • вводные слова, подчеркивающие логичность изложения (во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом);
   • прямой порядок слов в предложении;
   • сложноподчиненные и сложносочиненные предложения;
   • безличные предложения;
   • цитаты, ссылки, сноски.
   Слова в тексте научного стиля употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально окрашенные слова используются довольно редко.
   Жанры научного стиля: учебник, диссертация, монография, научная статья, отзыв, рецензия, дипломная работа, курсовая работа, реферат, научный доклад, лекция, аннотация, словарные и энциклопедические статьи.
   Например:
...
   Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в нее электродами – катодом и анодом.
(Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев)
...
   Каково соотношение понятий «язык» и «речь» с точки зрения их места в речевой коммуникации?
   Язык в человеческом обществе является основным средством общения. Упрощенно можно сказать, что язык – это естественно возникшая и развивающаяся в обществе знаковая система, служащая для выработки, хранения и переработки информации. Эта система представляет собой упорядоченную структуру единиц – фонем, морфем, слов и словосочетаний, предложений. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонемный – морфемный – лексический – синтаксический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.
(А.А. Радугин)
   ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
   Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение.
   Цель официально-делового стиля – информация.
   Форма реализации этого стиля – письменный монолог.
   Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
   В официально-деловом стиле часто используются:
   • стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
   • термины (правоспособность, юрисдикция);
   • сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ);
   • составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
   • отглагольные существительные (регулирование, опровержение);
   • краткие прилагательные типа должен, обязан;
   • использование неопределенной формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку);
   • причастные и деепричастные обороты;
   • указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т. п.);
   • прямой порядок слов в предложении;
   • развернутые предложения.
   Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.
   Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.
   Например:
...
   Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов.
   Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
   а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской федерации;
   б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
   в) проверяют факты и предоставленные для опознавания заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
   г) направляют Президенту Российской Федерации документы в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы
(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ)
   ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
   Данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни.
   Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.
   Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог.
   Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
   В публицистическом стиле часто используются:
   • торжественные слова (держава, святыня);
   • прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий);
   • фразеологизмы (стоять насмерть);
   • эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат — «отступник», «изменник»);
   • устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл;
   • метафоры (нарост на теле государства);
   • сравнения (деньги текут рекой);
   • эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
   • разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток);
   • иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг);
   • новые слова, т. е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг — «похищение людей с целью выкупа»);
   • профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент);
   • слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство);
   • обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
   • вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости):
   • преимущественно простые предложения;
   • номинативные предложения (особенно в заголовках);
   • риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
   • вопросительные и восклицательные предложения;
   • неполные предложения;
   • присоединительные конструкции.
   Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
   Например:
...
   Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов
(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)
   РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
   Этот стиль употребляется в сфере бытовых и неофициальных профессиональных отношений, в обыденной речи, в беседах.
   Цель разговорного стиля – общение.
   Форма реализации этого стиля – диалог.
   Свойства текстов разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, зависимость от ситуации, спонтанность, участие мимики и жестов (невербальных средств общения), эмоциональность, индивидуализация речи, отсутствие предварительного отбора языковых средств.
   В разговорном стиле часто используются:
   • глаголы (пошла, пришел, увидели);
   • личные местоимения (я, он, ты);
   • частицы (же, вон, только);
   • междометия (Ого!), причем часто в качестве сказуемых (Марш домой!);
   • слова и фразеологизмы разговорного стиля (болтать, ни рыба ни мясо);
   • просторечные слова (облапошить, ляпнуть);
   • слова с эмоционально-оценочной окраской (хвастун, красавец);
   • метафоры (в голове – каша);
   • повтор слов;
   • обращения;
   • вводные слова (наверно, кажется);
   • замена словосочетаний одним словом (маршрутка — маршрутное такси);
   • особые звательные (сокращенные) формы (Мам! Люб!);
   • вопросительные и восклицательные предложения (Как дела? Какие люди!);
   • неосложненные простые, сложносочиненные, бессоюзные предложения;
   • неполные предложения (Мы в кино).
   Например:
...
   Как-то раз Домна Платоновна спросила у меня:
   – Ты Егупова полковника знаешь?
   – Нет, не знаю.
   – Ну как чай, не знать! Красивый такой, брюхастый: отличный мужчина. Девять лошадей под ним на войне убили, а он жив остался. В газетах писано было об этом.
   – Я его все-таки, Домна Платоновна, не знаю. Вы уж не мучьте, рассказывайте!
   – Да, эту историю уж точно стоит рассказать. Как он только называется?.. есть тут землемерКумовеев ни то Макавеев, в седьмой роте в Измайловском он жил.
   – Бог с ним.
   – Бог с ним? Нет, не бог с ним, а разве черт с ним, так это ему больше кстати.
   – Да это я только о фамилии-то.
   – Да, о фамилии – ну это пожалуй; фамилия ничего – фамилия простая, а что сам уж подлец, так самый первый в столице подлец. Пристал: «Жени меня, Домна Платоновна!»
(Н.С. Лесков. «Воительница»)
   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
   Данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества.
   Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.
   Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог.
   Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств.
   В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.), которые будут описаны ниже (в п. «Средства выразительности речи»).
   Жанры художественного стиля: трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.
   Например:
...
   Пешеходов надо любить.
   Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
   И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
(И.А. Ильф, Е.П. Петров. «Золотой теленок»)
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация