А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Фрегат «Звенящий»" (страница 6)

   – Нет! Называется он ШПОР. Похоже на слово «шпора», только мужского рода.
   – Ш п о р втыкается в с т е п с, – догадался Слава.
   – Правильно. Так же, как шпора в т ы к а е т с я в бок лошади. Хотя это сравнение мне не очень нравится, потому что жаль лошадь…
   – То «ступает», то «втыкается», – капризно заметила Ксеня.
   – Зато все эти слова легко запомнить, – сказал Вася. – А можно вопрос? Как называется отверстие в палубе, через которое мачта уходит вверх?
   Мотя заскреб бороду.
   – Ох… это, пожалуй, одно из самых трудных слов в корабельных названиях. Его не с чем сравнить. Надо просто запомнить: ПЯРТНЕРС.
   – Действительно, язык сломаешь, – пробормотал Слава и несколько раз повторил слово шепотом.
   – П я р т н е р с не просто отверстие в палубе, – объяснил Мотя. – Спереди и сзади оно сжато бимсами, а по бокам – палубными стрингерами. И, кроме того, укреплено специальной деревянной «подушкой». Иначе мачта, покачиваясь, расшатает палубу.
   – Разве мачты внизу, у палубы, качаются? – удивилась Ксеня.
   – Чуть-чуть, но качаются… Может быть, вам приходилось отдыхать в лесу под высокой прямой сосной? Вспомните, у подножья ствол кажется неподвижным, но когда привалишься к нему спиной, чувствуется еле заметное шевеление…
   – Да, я помню! – обрадовался Вася.
   – А что еще вы собираетесь нам рассказать? – спросил Слава.
   – На сегодня хватит. Давайте только повторим, как устроена мачта.


   Мотя начал рисовать в воздухе, а все весело повторяли знакомые корабельные термины:
   – Степс! Шпор! Пяртнерс!.. Колонна мачты!.. Марс!..
   Чертеж получился длиннющий – ростом со Славу Воробьева.
   – Вот это да! – почесывая затылок, – сказал Вася. – Пока не знаешь, думаешь, что мачта – совсем простая вещь: обтесал бревно, воткнул в палубу и готово. А здесь вон какое… сооружение.
   – Да, – согласился Мотя. – Но теперь с устройством этого «сооружения» вы знакомы. Осталось только запомнить, как все мачты называются. Ведь на корабле у каждой мачты свое имя…
   – Ну, это просто! – воскликнула Ксеня. – Это мы и раньше слышали. Передняя называется ФОК-МАЧТА…
   – Средняя – ГРОТ-МАЧТА! – поспешил Вася.
   – А задняя – БИЗАНЬ-МАЧТА, – похвастался своими знаниями и Антон. – Это во многих книжках написано.
   – «Грот» обозначает «большой», – вставил образованный Слава. – Ведь средняя мачта на корабле обычно самая высокая.
   – Чаще всего так, – согласился гном Мотя. – Хотя случается, что все мачты делают одинаковой длины…
   Слава продолжал:
   – Но мне непонятно вот что: названий три, а мачт бывает больше. Я видел на рисунках корабли и с четырьмя мачтами, и с пятью…
   Модест Мокроступович кивал:
   – Верно, верно… Справедливое замечание. В этом случае дело обстоит так: передняя мачта всегда – ф о к – м а ч т а. Задняя – всегда б и з а н ь – м а ч т а (или просто «бизань»). А те, что стоят между ними, называются начиная спереди: п е р в а я г р о т – м а ч т а, в т о р а я г р о т – м а ч т а, т р е т ь я г р о т – м а ч т а и так далее. Иногда для краткости говорят «первый грот», «второй грот», «третий грот». Не надо только путать с парусами, у которых могут быть такие же названия.
   Порой, конечно, с этими гротами морякам приходится трудновато: не сразу разберешься, где какой. Около ста лет назад в Америке стали строить шестимачтовые шхуны. Выходит, что на них – по четыре грот-мачты… А на единственной в мире семимачтовой шхуне «Томас У. Лаусон» терпение у моряков лопнуло. И они договорились называть мачты по дням недели…
   – Вот это да! – обрадовался первоклассник Антон. – Понедельник-мачта, вторник-мачта…
   – Немного не так. У американцев неделя начинается с воскресенья… Впрочем, шхуна с такими мачтами была исключением. Вернемся к нормальным названиям. Надо ведь разобраться и в том, как именуются составные части разных мачт. Думаю, Яков Платонович не обидится, что я вместо него затрону этот вопрос.
   – Нисколько не обидится! – заверила Ксеня. – Вы же друзья.
   – Да… Ну вот, смотрите. У каждой мачты свое имя. Каждая состоит из пяти частей. И если, например, боцман говорит: «А ну-ка друзья, проверьте, в порядке ли эзельгофты на трюм-стеньге», матросы могут запутаться: на какой из трех? Поэтому каждая составная часть имеет приставку из названия своей мачты.
   – Ну, это просто! – воскликнул Вася.
   – Да… но есть некоторые сложности. Слушайте…
   Проще всего с грот-мачтой. Там все ясно: «колонна грот-мачты», потом «грот-стеньга», «грот-брам-стеньга»…
   – Над ней «грот-бом-брам-стеньга»! – поспешил опередить Вася Славу, который уже открыл рот.
   – А выше всех «грот-трюм-стеньга»! – победно закончил Антон.
   Но Слава все-таки вставил слово:
   – Наверно, есть названия и у площадок?
   – Конечно. «Грот-марс», «грот-салинг». И «грот-бом-салинг», хотя это уже и не площадка… Короче говоря, тут вопросов нет. А вот с фок-мачтой посложнее.
   Там все, что выше колонны мачты, имеет приставку не «фок», а «фор». То есть «передний». «Фор-стеньга», «фор-марс», «фор-брам-стеньга» и так далее.
   – «Фок» и «фор» похожие слова, – сказала Ксеня. А различие запомнить нетрудно.
   – Но не забывайте: «фор» – это на стеньге и выше. А на колонне мачты – «фок».
   Все уверили Модеста Мокроступовича, что не перепутают.
   – А сложнее всего с бизань-мачтой. Казалось бы, чего мудрить? Называй все части с приставкой «бизань» и никаких хлопот. Но у моряков сложилась иная традиция. Колонна задней мачты – «бизань», а все, что над ней – с приставкой «крюйс».
   – Непонятное слово! – сердито сказал Антон.
   – Откуда оно взялось? – придирчиво спросил Вася.
   – Честно говоря, я не знаю, – вздохнул гном Мотя.
   – Может быть, это в честь адмирала Крюйса? – предположил начитанный Слава. – Я читал, что такой адмирал служил в российском флоте при Петре Первом.
   – Может быть, – неуверенно отозвался Мотя. – Хотя едва ли… Но если помнить об этом адмирале, то слово «крюйс» вы не забудете.
   – Да здравствует адмирал! – воскликнул Вася. – Значит, на задней мачте у нас что? Колонна – это «бизань». А дальше «крюйс-марс», «крюйс-стеньга»… И так до самой верхушки, да?
   – Мотя согласился. И стал чертить в воздухе большую схему с надписями.
   Когда рисунок был окончен, Мотя довольно потер ладони.
   – Пожалуй, это следовало бы нарисовать в ваших тетрадках.
   – А я и так запомню, – заявил Вася.
   – Тут нет ничего сложного, – сказала Ксеня.
   Гном опять кивнул, щелкнул пальцами, и все мигом оказались на палубе. Над морем занимался рассвет.
   – Пора домой, – вздохнула Ксеня. – Ой, а где же Синька?
   Кот Василиса встревоженно терся о Васины джинсы и смотрел вверх.
   – Мя-а… – жалобно донеслось сверху.
   – Синька! – ахнула Ксеня. – Вот хулиган! Забрался на самый клотик, а слезать боится. Он всегда так: залезет куда-нибудь наверх, а потом орет – снимайте!
   Модест Мокроступович покачал вязаным колпачком и направил из фонаря вверх тонкий луч. По этому лучу перепуганный Синтаксис съехал вниз как по скользкому канату.
   – Негодник, – сказала Ксеня. Синька виновато прижал уши. Василиса, чтобы утешить приятеля, лизнул ему загривок.
   – Хорошо, что это во сне, а то бы я тебе всыпала, – с облегчением сказала Ксеня. – Ой, мальчики! Нам пора просыпаться.
   Слава Воробьев торопливо проговорил:
   – Простите, но у меня еще один вопрос насчет мачты. Не может ли случиться, что между колонной мачты и п… пярт-нерсом появится щель, и в нее будет попадать вода?
   – Может, – согласился Мотя. – Чтобы вода туда не сочилась, на мачту у палубы надевается трубчатый чехол из брезента. Нижним краем он закрывает щель. И называется БРЮКАНЕЦ.
   – Это не от слова «брюки»? – хихикнула Ксеня. – Он ведь похож на штанину.
   – Похож…
   – Придется мальчишкам обрезать свои джинсы, – рассудила Ксеня. – Для брюканцев на нашем"Звенящем". Иначе где мы их добудем на необитаемом острове?
   – Ну и пожалуйста, – пожал плечами Вася. – Остров же в тропических водах, там круглый год можно в шортах…
   – Ничего не получится, – заметил Слава. – Мачты слишком толстые. Придется где-то добывать материал. Тем более, что все равно он нужен для парусов.
   Вася задумался: где же брать парусину? И с этой мыслью проснулся от весеннего солнца, которое било в окно.
Подвижный рангоут
   Днем Яков Платонович с удовольствием прослушал рассказ о волшебно-учебном сне.
   – Молодец Мокроступыч. Не разучился еще колдовать. И корабельное дело помнит… Ну, раз вы столько всего ночью узнали, перейдем к подвижному рангоуту.

Мы помчимся с громким гиком
К реям, гафелям и гикам! —

   вдруг сочинил Антон Штукин. У него неожиданно прорезались поэтические способности.
   Яков Платонович довольно растопырил усы.
   – Молодец. Действительно, подвижный рангоут – это реи, гафели и гики. Начнем с р е е в. Вы уже знаете – так называют поперечины на мачтах. Они для парусов. На нашем фрегате на каждой мачте реев будет пять.
   Антон охнул:
   – И у каждого тоже свое название?
   – Да. Ничего сложного. Вы в них разберетесь, так же, как разобрались в стеньгах… Но сначала о том, как устроены реи.
   Это очень большие рангоутные детали. Например, на российском четырехмачтовом барке «Крузенштерн» нижние реи на обеих грот-мачтах длиною почти тридцать метров. Представляете? Если поставить торчком, то это высота десятиэтажного дома. А толщина у такого рея – как у большущей железной бочки.
   Если вы посмотрите на фотоснимок парусного судна, или вот сюда, на модель «Меридиана,» то увидите: в середине рей толще, чем на концах. У него, как говорят, форма веретена. Это сделано для прочности.
   Посмотрите еще. Рей прикреплен к мачте особым приспособлением. Это БЕЙФУТ.
   Б е й ф у т ы бывают самых разных форм и конструкций. Но задача у них одна: это такие вертлюги или шарниры, с помощью которых можно поворачивать реи в самые разные положения. Вместе с парусами или без них.
   – А что это за трос, который тянется под реем на тонких подвесках? – спросил Слава и приготовился рисовать.
   – Это ПЕРТ. Матросы у п и р а ю т с я в него, когда работают с парусами. Встают на перт подошвами, ложатся на рей животом и грудью и тянут или распускают парусину. Раньше это была опасная работа. В наше время все матросы, оказавшись на высоте, пристегиваются к рею страховочными поясами…
   Теперь посмотрите на закругленные концы реев. Называется такой конец НОК. Короткое слово, легко запоминается.
   Может быть, читали в книжках про пиратов, как грозный капитан кричит пленникам: «Если не скажете, где золото, всех повешу на нока-рее!» Это не совсем правильное выражение. Следует говорить «на ноке рея»…
   – Это совсем неправильное выражение!" – возмутилась Ксеня. – Вешать пленников вообще нельзя! Ни на ноке и нигде…
   – Верно, верно. Однако это ведь не я, а пираты…
   Теперь еще несколько слов о н о к е. Этим же коротким термином называется конец и у г и к а, и у г а ф е л я. Тот, который далеко от мачты. А тот, что упирается в мачту, носит название – ПЯТКА.
   – Ну, это понятно, почему, – заметил Вася. – Пятка всегда для того, чтобы упираться. А на пятках есть бейфуты? Ведь гик и гафель тоже должны поворачиваться вокруг мачты!
   – Разумеется есть… А иногда на пятках делают так называемые у с ы. Вот, на модели они есть.
   – Похоже на бабушкин ухват, – сказала Ксеня.
   Все согласились, что похоже. Но концы «усов» были соединены тросиком с надетыми на него деревянными шариками. Ребята догадались, что шарики для того, чтобы тросик не терся о мачту. Яков Платонович сказал, что это р а к с – к л о т ы.
   – «Клот» или «клотик» значит «шарик», это вы знаете. А с р а к с а м и мы еще познакомимся. Так называются петли и крючки на парусах, которые скользят по тросу.
   – Ну, а теперь приступим к названиям реев, – решил Яков Платонович. – Для этого надо, чтобы вы вспомнили, как называются стеньги и все, что есть на мачте.
   – Мы помним! – заверил Антон.
   – Тогда поехали… – Яков Платонович нарисовал на доске мачту из пяти частей, с марсом и салингом. Потом изобразил на ней пять реев. – На каждой составной части мачты ставится по одному рею…
   – А я видел снимки, где реев на корабле гораздо больше, – вмешался Слава. – Шесть или семь.
   – Бывает и так. Мы об этом поговорим позже, когда речь пойдет о р а з р е з н ы х п а р у с а х. А пока мы разбираем т и п и ч н у ю с х е м у . Мы ведь договорились, что на «Звенящем» все будет по строгим правилам.
   – Извините, – смутился Слава.
   – Ничего, ничего. Пытливость ума – качество замечательное. Но не будем спешить…
   Когда речь идет об отдельной мачте, рей, что снизу, так и называется – н и ж н и й р е й. А второй…
   – «Рей на стеньге»! – нетерпеливо сунулся Антон.
   – Он действительно на стеньге. Но называется м а р с а – р е й… Кто скажет, почему?
   – Потому что он над марсовой площадкой! – догадался Вася.
   – А третий рей, который над салингом, – «салинг-рей»? – спросил Слава.
   – Нет. Там уже все проще: на брам-стеньге – б р а м – р е й. На бом-брам-стеньге – б о м – б р а м – р е й . На трюм-стеньге…
   – Т р ю м – р е й! – дружно сказала четверка юных моряков.
   – Молодцы. Я же говорил: если знать составные части мачты, другие названия напрашиваются сами собой – надеваются, как бусины на нитку…
   – Как ракс-клоты на тросик у пятки гика! – вспомнила Ксеня.
   Яков Платонович одобрительно глянул на внучку и продолжал:
   – С отдельной мачтой мы справились. Но ведь названия реев зависят и от того, какая это мачта. Так же, как названия стеньг.
   – Ну, это просто, – храбро заявил Вася. – Там наверняка такие же приставки: «фор…», «грот…», «крюйс…»
   – Да, это легко сообразить. Надо только запомнить кое-что о нижних реях.
   Напоминаю: про нижний рей на фок-мачте не говорит «фор-рей». «Фор» – это начиная со стеньги и марса. А то, что на колонне мачты – «фок…»
   – Значит, фок-рей"! – обрадовался Антон.
   – Да. Но принято говорить «фока-рей»… Сложнее всего опять с бизань-мачтой. Казалось бы, само собой напрашивается: «бизань-рей». Но в данном случае, в названии рея, слово «бизань» видоизменилось и превратилось в «бегин». Таким образом нижний рей на бизань-мачте – б е г и н – р е й.
   – Запомнить нетрудно, – сказал Слава. – Но, может быть, все-таки нарисовать корабль с реями и подписать название каждого?
   – Хорошо. Только у меня пальцы разболелись, рисуй сам.
   Слава послушался. Он умело изобразил корпус судна и мачты с полным набором стеньг. И начал вычерчивать реи. А Яков Платонович потребовал:
   – Ну-ка, друзья, по очереди называйте, какой рей чертит Слава. Начиная с первой мачты, снизу… Ксеня!
   – Подумаешь, – сказала Ксеня. – Фока-рей… Фор-марса-рей… Фор-брам-рей… Фор-бом-брам-рей… Фор-трюм-рей! Ура!
   Антону досталась грот-мачта. Он справился легко:
   – Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей… Правильно?
   – Молодец. Теперь Вася. Бизань-мачта…
   – Самый нижний – это бегин-рей… Потом крюйс-марса-рей. Крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей. Все!
   А на доске возникла вот такая схема:
   – Замечательно, – одобрил Яков Платонович. – И хорошо, что ты не забыл нарисовать на бизань-мачте гафель и гик. Они обязательно стоят там на каждом большом судне.
   Вот теперь самое время поговорить о гиках и гафелях.
   Когда на корабле их всего по одному, в названиях не запутаешься. Но бывают суда без реев, с косыми парусами. Или реи только на первой мачте, как у нашей модели. Зато хватает там гиков и гафелей… Впрочем, с ними все просто. Они всегда расположены на колоннах мачт и названия их напрашиваются сами собой… Слава, нарисуй-ка судно с тремя мачтами, каждая из которых состоит только из колонны и стеньги… Так. И гафели с гиками изобрази тоже… Прекрасно. А теперь поименуем их…
   И на доске появилось вот что:
   – Значит, на бизань-мачте гик называется"бизань-гик"? – уточнил Антошка. – А гафель – «бизань-гафель»? А не «бегин….»?
   – Нет. Приставка «бегин» – только у рея. Запомните это.
   – На нашем «Звенящем» только они и будут, верно? – вставил свое слово Вася. – Бизань-гафель, и бизань-гик?
   – Правильно. Они необходимы для косого паруса, который обязательно устанавливается на больших кораблях, если даже все главные паруса – на реях. Этот гафельный парус помогает кораблю при маневрировании.
   Вася помог Антошке дорисовать схему и спросил:
   – Теперь мы разобрались с рангоутом полностью? С неподвижным и с подвижным?
   – Нет, голубчик. Ты забыл про бушприт. Он ведь тоже относится к рангоуту. К неподвижному, кстати…
Бушприт
   – А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.
   – Даже у «простого бревна» необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.
   Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.
   – Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же «ватер…»?
   – Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг… Вообще-то слово «вулинг» оначает «крепление из троса». Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…
   Видите, сколько всего связано даже с «простым бревном». Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.
   Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ-УТЛЕГАРЬ.
   – Логичнее было бы «брам-утлегарь», – заметил Слава.
   – Может быть. Но так уж повелось: «бушприт, утлегарь, бом-утлегарь».
   Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!
   Как хорошо по ним побегать! —
   сочинил Антон Штукин.
   – Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.
   – Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели «Меридиана»…
   – Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.
   – Какими отростками? – удивился Антон.
   – Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. «Блинд» в переводе на русский язык означает «слепой». В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка – БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.
   А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему «гик» – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему «мартин», я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…
   Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,
И океан бурлил в кипеньи диком.
И наш корабль вперед летел над морем,
Распарывая гребни мартин-гиком…

   Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.
   – А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…
   Так они и сделали…
   – Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.
   – Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.
   А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта – тоже маленькая, вспомогательная. Б о н а в е н т у р – м а ч т а . «Бонавентура» на некоторых языках значит «счастливая судьба». Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация