А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Фрегат «Звенящий»" (страница 13)

   СУДА С СОВРЕМЕННЫМ ПАРУСНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

   Начнем с того, что установим четкий порядок.
   Прежде всего современные парусные суда делятся на две категории.
   Первая: б о л ь ш и е п а р у с н ы е с у д а.
   Вторая: м а л ы е п а р у с н ы е с у д а.
   Различие принципиальное. Дело вовсе не в размерах корпуса, грузоподъемности или площади парусов. Например, крошечный б р и г в любом случае относится к б о л ь ш и м судам, а к е ч или и о л, которые могут быть гораздо крупнее этого брига, все равно остаются м а л ы м и.
   В чем же дело?
   Дело в рангоуте.
   У малых парусных судов не бывает больше двух мачт.
   Но у брига, бригантины и у многих шхун мачт тоже по две.
   Разница в том, что на больших парусных двухмачтовых судах стоят ф о к – м а ч т а и г р о т – м а ч т а. То есть задняя больше передней. Или, в крайнем случае, они одинаковы. А на малых парусных судах мачты – грот и бизань. Впереди большая, сзади поменьше.
   Иногда малые суда называются п о л у т о р а м а ч т о в ы м и, потому что бизань бывает гораздо ниже грота.
   Но о малых судах мы поговорим попозже. А теперь:
Большие парусные суда
   Прежде всего здесь различаются три разновидности: суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.
   Будем их рассматривать по порядку.
1. Суда с прямым парусным вооружением
   Начнем с фрегата. Ведь наш-то «Звенящий» – как раз фрегат.
   И сразу надо сказать, что с названием «фрегат» часто возникает путаница. Даже в книжках по морскому делу.
   Иногда открываем книгу, видим заголовок схемы: «Основные типы парусников ХIХ века», а на схеме силуэты или рисунки – «линейный корабль», «фрегат», «корвет», «шлюп», «бриг», «барк» – все в одной куче.
   А дело в том, что таких понятий – «линейный корабль», «корвет», «шлюп» (когда речь идет о трехмачтовом судне) в характеристиках парусного вооружения нет. Это чисто военные понятия. Так назывались боевые корабли разной величины, когда военный флот был еще парусным. Они отличались друг от друга размером и количеством орудий. Самыми крупными в этой грозной семье были л и н е й н ы е к о р а б л и. Так они назывались потому, что чаще всего вели сражение, выстроившись в боевую л и н и ю. Тяжелых морских пушек на них было очень много – от шестидесяти до ста тридцати (в зависимости от этого парусные линкоры делились на ранги). Пушки располагались на двух, трех, а иногда и на четырех батарейных палубах (деках). Отсюда и название: «двухдечный корабль», «трехдечный корабль»…
   Эти орудийные деки хорошо видны на картинах морских художников, любивших изображать парусный флот. Я вам покажу потом альбом замечательного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского…
   Поменьше линейных кораблей были другие военные суда – ф р е г а т ы. Пушек там было от сорока до шестидесяти. Чаще всего орудия располагались на двух деках, но могли стоять и на одном, если фрегат небольшой. Фрегаты вместе с линейными кораблями участвовали в больших сражениях. Но использовались также для разведывательных рейдов и одиночного крейсерства – то есть самостоятельной охоты за вражескими кораблями. На военных фрегатах моряки совершали и кругосветные плавания, открывали новые земли.
   «Младшим» по отношению к фрегату считался к о р в е т – до сорока пушек. Чаще всего корветы были разведывательными и посыльными судами.
   А самый маленький в этом семействе – ш л ю п. Артиллерийское вооружение – от полутора до трех десятков пушек. Располагались пушки обычно (как и на корвете) на верхней палубе. И задачи у шлюпов были похожи на те, что у корветов: посыльная, разведывательная, дозорная служба.
   Но в России шлюпы проявили себя прежде всего не военными доблестями, а географическими открытиями. На шлюпах «Надежда» и «Нева» капитаны И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский первыми из русских мореплавателей обошли вокруг света. На шлюпах «Восток» и «Мирный» Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев первыми в мире вплотную подошли к берегам Антарктиды. О.Е.Коцебу на шлюпе «Предприятие» тоже совершил немало открытий. И В.М.Головнин на шлюпах «Диана» и «Камчатка»… Почитайте об их плаваниях. Приключений там не меньше, чем в романах Стивенсона…
   Ну, а если вернуться к рассуждениям о т и п а х п а р у с н ы х к о р а б л е й, надо сказать вот что. Отличаясь друг от друга размерами и мощью артиллерийского вооружения, линейные корабли, фрегаты, корветы и шлюпы в парусном отношении были однотипны. Они все несли на себе п о л н о е к о р а б е л ь н о е п а р у с н о е в о о р у ж е н и е. Так говорят о судах, на которых не меньше трех мачт и на в с е х мачтах стоят прямые паруса (исключая, конечно, гафельный парус бизань или контр-бизань, без него не обойдешься).
   Надо подчеркнуть, что морские правила предписывают лишь такое судно именовать термином к о р а б л ь. Остальные парусники следует называть с у д н о. В просторечии случаются нарушения, даже среди моряков. Но мы-то сейчас говорим о строгой морской классификации.
   И еще одно уточнение, очень важное. Когда речь идет о парусах, к о р а б л ь и ф р е г а т – одинаковые понятия. Иначе говоря, ф р е г а т – это и есть корабль, судно с полным корабельным парусным вооружением.
   Таким образом, по своей парусной оснастке линейные корабли, корветы и шлюпы тоже были ф р е г а т а м и. А потом, когда военные парусники исчезли с морей, исчезло и различие по числу орудий. И остались только фрегаты.
   Названия «корабль» и «фрегат» используют, как говорится, в соответствии со вкусом и привычкой. В Германии такие суда называют обычно «фольшиф» – «полный корабль». А полякам больше нравится слово «фрегат». «Белым фрегатом» они любовно называли свой учебный парусник «Дар Поможа» («Дар Поморья»), который ходил по морям пятьдесят с лишним лет. Сейчас от стал плавучим музеем, а его место занял другой «белый фрегат» – «Дар млодежи» («Дар молодежи»). Польская молодежь всей страны собирала деньги для его строительства.
   На «Дар млодежи» похожи трироссийских фрегата. Их по заказу нашей страны тоже построили на польской верфи. Это «Паллада», «Мир» и «Дружба». А еще есть их родной брат – украинский фрегат «Херсонес»…
   В других странах тоже есть фрегаты. Это, как правило, учебные суда. В Италии – «Америго Веспуччи», в Дании – «Данмарк» и «Георг Стейдж-II» в Норвегии – «Сорландет» и «Кристиан Радиш», в Аргентине – «Либертад»…
   Самым большим в мире фрегатом был, видимо, немецкий пятимачтовый винджаммер «Пройссен» («Пруссия»).
   «Пройссен» принадлежал к знаменитой серии судов «Летающие П» (говорят по-разному: «Пэ» или «Пи»). Владельцем всех этих винджаммеров был Фридрих Лайеш из Гамбурга. На мачтах его суда несли голубые вымпелы с буквами FL. Лайеш был горячим сторонником парусного флота и старался доказать его преимущества перед «дымящими чудовищами».
   Название «Летающие П» эти парусники получили за хорошую скорость и за то, что все их имена начинались с буквы П: «Пудель», «Панама», «Патагония» и так далее.
   Сначала суда Лайеша были деревянными, но потом он взялся строить стальные великаны. И «самым главным великаном» стал «фольшиф» «Пройссен».
   Это был пятимачтовый фрегат-гигант. Длина корпуса больше ста двадцати метров, площадь парусов – больше пяти с половиной тысяч квадратных метров (это же целое поле стадиона!), бегучий такелаж – тридцать километров. А двигателя, даже маленького, вспомогательного, у этого фрегата не было – Лайеш не любил пар и верил в паруса.
   «Летающими П» командовали умелые и храбрые капитаны. Но море есть море, и многие суда Лайеша нашли гибель в пучине и на скалах. Не миновала горькая судьба и «Пройссен».
   В ноябре 1910 года фрегат в тумане шел по тесному Английскому каналу (так моряки называют пролив Ла-Манш, где всегда очень много судов). Там он столкнулся с английским почтовым пароходом «Брайтон». Виноваты были англичане: суда с механическим двигателем должны уступать дорогу парусникам, но «Брайтон» не сделал этого.
   В трюме фрегата появилась течь.
   Началась борьба за спасение «Пройссена», на помощь пришли буксиры. Но к тому времени разыгрался сильный шторм, буксирные канаты лопнули, и громадный стальной фрегат бросило на Дуврские скалы.
   Снять «Пройссен» со скал не удалось. Шторм его разрушил. Остатки корабля сбросило с камней, и он навсегда скрылся в глубине… Вот такие дела, друзья мои. Море шутить не любит, – вздохнул Яков Платонович. Потом сообщил более бодрым голосом:
   – А сейчас на свете тоже есть пятимачтовый фрегат, размерами примерно такой же, как «Пройссен», но более современный. Паруса на нем ставятся и убираются механизмами, снабжен он самым современным оборудованием и предназначен для путешествий с туристами. Построен этот туристический фрегат-великан в 2000 году. Начинали строить в Польше, достраивали в Голландии. Принадлежит он компании «Стар Клиперс Лимитед», которая находится в княжестве Монако. Роскошный корабль…
   – А как называется-то? – не выдержал Вася.
   – Ох, я и забыл сказать. Называется «Ройял Клипер». То есть «Король клиперов». И он вполне имеет право на такое название, потому что скорость под парусами у него великолепная – до двадцати узлов. Вполне достойная стремительных клиперов прежних времен.
   Яков Платонович подергал усы и другим уже, деловым тоном продолжал:
   – А теперь запишем: первым среди судов с прямым парусным вооружением мы называем ФРЕГАТ. Иначе говоря – КОРАБЛЬ.
   Ф р е г а т – судно с числом мачт от трех до пяти и с прямыми парусами на всех мачтах. Ясно?
   – Ясно! – сказали Вася, Ксеня, Антон и Слава.
   – Очень хорошо. Переходим к б р и г у.
   БРИГ – судно с д в у м я мачтами (фок и грот) и прямыми парусами на обеих мачтах (опять же исключая задний гафельный парус, грота-трисель, который, как и гафельный парус на бизань-мачте фрегата, помогает маневрированию).
   Бриг по размерам, как правило, меньше фрегата. Это и понятно – мачт-то всего две. Такую особенность следует учесть особо. А то порой приходится читать в романах с морскими приключениями о трехмачтовых бригах. Скандал да и только!
   Среди русских бригов больше всех известен, конечно, «Меркурий». О его подвигах написано немало. В мае 1829 года, во время войны с Турцией на Черном море, «Меркурий» встретился с двумя вражескими военными кораблями. Разница в боевой мощи была… ну, скажем, если бы наш Синтаксис встретился с двумя тиграми. У турок на двоих сто восемьдесят четыре могучих корабельных орудия. У брига – восемнадцать короткоствольных небольших карронад да еще две пушчонки на подвижных станках.
   Турецкий адмирал потирал руки – легкая добыча! Но бой принес туркам великую досаду, а русскому флоту – большую славу. «Меркурий» маневрировал так, что турки не могли сделать ни одного губительного попадания. А бриг своим ядром перебил ватер-штаг под бушпритом у стадесятипушечного «Селемие». Фок-мачта турецкого корабля-флагмана качнулась назад, кливера опали, парусный линкор лег в дрейф. Отстал и «Реал-бей», ему тоже досталось от карронад «Меркурия». Турецкие командиры рвали на себе волосы , а "Меркурий благополучно присоединился к своей эскадре. Конечно, повреждений было много, несколько человек погибли, и все же – победа. Все матросы и офицеры получили награды, бригу было дано право носить почетный Георгиевский флаг, а командиру «Меркурия» капитан-лейтенанту Казарскому в Севастополе поставили памятник.
   Но не только в боях отличались русские бриги. Внесли они свой вклад и в географическую науку. На бриге «Рюрик» флотский лейтенант Коцебу совершили свое первое кругосветное путешествие, сделав при этом немало открытий. В Ледовитый океан ходил на бриге «Новая земля» знаменитый русский мореплаватель Федор Петрович Литке… Во второй половине девятнадцатого века по морям плавало немало и купеческих бригов.
   Но в наше время бриги почти исчезли. Моряки в конце концов пришли к выводу, что гораздо удобнее, легче в управлении похожие на бриги б р и г а н т и н ы. Но о них мы поговорим позже.
   Сейчас, насколько я знаю, есть на свете лишь один бриг. Это английское судно «Роялист». На нем проходят практику морские курсанты.
   – «Роялист» – это значит музыкант, который играет на рояле? – спросил первоклассник Антон. Все расхохотались. Даже Василиса и Синька начали от веселья лупить друг друга по усам растопыренными лапами. Антон слегка обиделся:
   – А чего я сказал? «Пианист» – на пианино, «роялист» – на рояле.
   – «Роялист» – это значит «сторонник королевской власти». От слова «ройял» – «королевский». Ведь Великобритания – королевство.
   – А зачем тогда они своему королю голову отрубили?
   – Ну… в революцию всякое бывает. Отрубили, а потом передумали и снова сделали монархию. Королю Карлу, правда, от этого не легче. Но это уже вопрос науки истории, а не морского дела. А мы вернемся к типам парусных судов.
   Два типа больших парусников с прямым вооружением мы разобрали – это ФРЕГАТ и БРИГ.
   Третий тип – БАРК.
   У б а р к а, как и у фрегата, может быть три, четыре или пять мачт. Отличие том, что бизань-мачта у барка с у х а я. То есть на ней нет реев, а стоят гафельный парус и топсель…
   – Как на шхуне? – спросил Слава Воробьев.
   – Да, как на гафельной шхуне, о которой мы уже говорили.
   – Извините, но тогда непонятно, – опять подал голос Слава.
   – Что же тебе непонятно?
   – Раз на барках есть мачты не только с прямыми, но и с косыми парусами, их, наверно, следует отнести к судам со с м е ш а н н ы м вооружением…
   – Иногда так и делают, – согласился Яков Платонович. – Но большинство специалистов относят барк все-таки к судам с прямым вооружением. Давайте так поступим и мы… Дело в том, что на барках бизань-мачта, как правило, меньше остальных и у ее парусов вспомогательная роль. Примерно такая же, как у гафельной бизани фрегата. А основные паруса у барка все-таки прямые.
   – Понятно, – кивнул Слава и в своей тетради тут же поместил барк в разряд судов с прямым вооружением.
   Четырехмачтовый барк
   Яков Платонович продолжал:
   – Среди барков немало знаменитых судов. Барками были некоторые клипера и многие винджаммеры, в том числе и «Летающие П». Превратился, кстати, из фрегата в барк и клипер «Хесперус», когда стал российским учебным судном. Чтобы восстановить реи на бизань-мачте, не хватило средств, и капитан Лухманов распорядился сделать ее «сухой». Он писал в своей книге «Соленый ветер», что судну это не повредило.
   Многие моряки считают, что барками управлять легче, чем фрегатами. Меньше людей приходится посылать на реи. А по скорости барки и фрегаты примерно одинаковы.
   Самыми большими барками на свете были французские пятимачтовые винджаммеры «Франс» и «Франс-2». С барком «Франс» случилась странная история: он по неизвестной причине был брошен экипажем в открытом море. Что стало с экипажем, я не знаю, а судно затонуло. Это произошло в 1901 году. Вместо этого барка французы построили «Франс-2». Ему тоже не повезло. В 1922 году он погиб на скалах у берегов Австралии. Экипаж, правда, спасся, успел переправиться на берег.
   Среди наших учебных судов был известен четырехмачтовый барк «Товарищ», который ходил по морям-океанам до Великой Отечественной войны. Одно время им командовал капитан Лухманов, который написал про это книгу «20 000 миль под парусами».
   Есть у нас барк «Товарищ» и сейчас, но уже другой. Старый погиб во время войны в Мариуполе. У нынешнего три мачты. Он хороший ходок, хотя возраст его не молодой. Это судно подняли со дна Балтийского моря и восстановили после войны.
   Еще более «зрелые» по возрасту два других наших барка – «Седов» и «Крузенштерн». Длина корпуса у них около ста метров («Седов» чуть крупнее своего собрата). Площадь парусов у «Крузенштерна» – свыше трех с половиной тысяч квадратных метров, у «Седова» – свыше четырех тысяч. Мачты – высотой с двадцатиэтажный дом.
   «Седов» раньше носил имя «Магдалена Виннен». Он был спущен на воду в 1921 году в германском городе Киле. «Седовым» этот барк стал после войны, когда оказался в нашей стране.
   «Крузенштерн» тоже немецкой постройки. Это последний в мире винджаммер из семьи «Летающих П». Раньше он назывался «Падуя». В конце шестидесятых годов я ходил на «Крузенштерне» вокруг Европы и не раз видел, как практиканты начищали на баке медный корабельный колокол с надписью «Paduja». Дело в том, что рынду менять было не принято, даже если судно меняет название. Впрочем, сейчас, если судить по фотографиям, все же сменили…
   Несмотря на почтенный возраст, наши барки добросовестно несут свою службу и неоднократно побеждали в международных гонках учебных парусников.
   В мире существует такое объединение – Ассоциация учебных парусных судов. Сокращено ее называют «СТА».
   «СТА» регулярно устраивает соревнования на дальних морских маршрутах. Большие учебные парусники многих стран мира выходят на них с молодыми экипажами, которые состоят из курсантов и просто из любителей морской романтики. Наши парусные суда не раз привозили из таких плаваний золотые медали и кубки победителей. Об этом написано немало статей и книг. Если интересно, дам почитать…
   А теперь двинемся дальше.
2. Суда с косым парусным вооружением
   У больших судов с косым вооружением тип один – шхуна.
   Ш х у н а – это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса.
   Казалось бы, все просто. Но сложность в том, что среди шхун множество разновидностей. И дело здесь не в разном количестве мачт. Дело в том, какие и м е н н о паруса на этих мачтах.
   Если на шхуне основные паруса б е р м у д с к и е , она так и называется – б е р м у д с к а я ш х у н а.
   Я не раз бывал в гостях у моряков на трехмачтовой бермудской шхуне «Кодор». Она ходила с курсантами по Атлантике и по разным морям, в основном, по Балтийскому. Потом ее переправили на Каспий… Вы смотрели многосерийное кино «В поисках капитана Гранта»? Так вот, яхту «Дункан» там играет именно шхуна «Кодор». Правда, специально для фильма переоборудованная…
   Трехмачтовая бермудская шхуна
   На фок-мачте «Кодора» был рей, и на рее ставился иногда прямой парус брифок. Но на характеристику типа судна брифок не влияет, потому что считается вспомогательным парусом. Он хорош при попутном ветре, когда косые паруса любят «покапризничать».
   Бермудская шхуна с брифоком
   Встречаются (хотя и не часто) шхуны с люгерными парусами. Иногда такое вооружение бывает у больших беспалубных баркасов.
   А есть еще довольно оригинальный вид шхун – с т а к с е л ь н ы е. Это такие, где главные по площади паруса не на мачтах, а стоящие на штагах стакселя. Этакие громадные треугольники. А паруса на мачтах у таких шхун имеют непривычную форму перевернутых треугольников. Их задний угол оттянут назад специальным гафелем из двух упругих дуг (он называется у и ш б о н). Гика нет и в помине, он мешал бы стакселям. А на задней мачте парус – бермудский.
   Стаксельная шхуна
   А больше, чем другие, на всех морях распространены г а ф е л ь н ы е шхуны. Их немало и сейчас. За границей есть даже «Общество любителей гафельных шхун».
   Гафельная шхуна
   В начале двадцатого века был просто бум в строительстве таких судов. Особенно в Соединенных Штатах и Канаде. Впрочем, началось это еще в конце девятнадцатого века. В 1880 году была спущена на воду первая в мире четырехмачтовая шхуна – «Уильям Л.Уайт». Затем стали появляться пяти– и даже шестимачтовые гафельные шхуны. Они были удобны тем, что брали много груза и в то же время не требовали большой команды – на реи-то лазать не надо. Они были достаточно быстроходны и удобны в маневрировании при встречных ветрах.
   Все эти качества так вдохновили кораблестроителей, что в конце концов в Америке была построена шхуна-великан с семью мачтами.
   – Это у которой мачты назывались как дни недели! – вспомнил Вася.
   – Да, это она. «Томас У. Лаусон». Называлась она так по имени писателя, который был известен книгой «Пятница, тринадцатое число». Я этой книги не читал, но то, что пятница – день несчастливый, а число 13 – и того хуже, известно многим.
   Шхуна была длиной более ста метров, а двигателя не имела. Хозяева решили, что сойдет и так. И сходило до поры, до времени. Шхуна плавала между портами Америки с грузами жидкого горючего. Иногда ее поэтому называют шхуной-танкером. Танкер – это судно, где жидкий груз наливают прямо в емкости корпуса. Едва ли так было с «Томасом У. Лаусоном». Скорее всего, шхуна возила свой опасный товар в больших канистрах или цистернах…
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация