А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Новейшая книга фактов. Том 2. Мифология. Религия" (страница 47)

   Кто был главным соперником Соломона в борьбе за отцовский престол?

   Адония, четвертый сын царя Давида (от Аггифы), после смерти старших братьев возомнил себя законным наследником престола. Одряхлевший к тому времени царь Давид, уже обещавший своей любимой жене Вирсавии передать престол ее сыну Соломону, не принимал всерьез слова и поступки Адонии и никак на них не реагировал. Однако честолюбивые замыслы Адонии поддержали два очень влиятельных человека: главный военачальник Иоав и иудейский первосвященник Авиафар. Считая их поддержку вполне достаточной для осуществления своих замыслов, Адония «заколол… овец и волов и тельцов… И пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя». Узнавший об этом собрании пророк Нафан, один из противников Адонии, упреждая события, сообщил Вирсавии: «Слышала ли ты, что Адония… сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?» Вирсавия немедленно напомнила Давиду о его обещании сделать наследником Соломона и потребовала объявить это решение публично. Уступая настойчивости жены и поддержавшего ее Нафана, Давид приказал срочно помазать Соломона на царство. Узнав о свершившемся воцарении Соломона, гости Адонии немедленно покинули его, а сам Адония, «боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника… говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом». Соломон обещал сохранить жизнь брату при следующем условии: «…если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет».

   Почему царь Соломон не отдал Ависагу Сунамитянку в жены своему старшему брату Адонии?

   Ависагу взяли в гарем престарелого царя Давида, чтобы она своим молодым телом согревала в постели одряхлевшего царя и ухаживала за ним. «Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее», – свидетельствует ветхозаветная Третья книга Царств. После смерти Давида его старший сын Адония обратился к Вирсавии, матери занявшего отцовский трон Соломона, с просьбой: «Поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену», предварительно напомнив ей: «Ты знаешь, что царство принадлежало мне и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему». Вирсавия согласилась передать своему царственному сыну просьбу Адонии. Выслушав мать, мудрый Соломон усмотрел в просьбе старшего брата то самое лукавство, от которого его ранее предостерегал, – попытку получить дополнительные основания для будущих притязаний на престол, поскольку, по старинному обычаю, гаремом покойного царя мог пользоваться только его законный наследник. Царские браки отражали политические и экономические альянсы, заключенные в интересах государства, и переход гарема в собственность нового царя обеспечивал непрерывность действия взаимных обязательств. Поэтому всякая попытка заполучить женщину из гарема рассматривалась как признак бунта и посягательства на власть. Возможно, Адония рассчитывал на неопределенность статуса Ависаги, однако Соломон не стал вникать в такие детали и приказал убить брата.

   Откуда Соломон получал материалы и мастеров для постройки иерусалимского храма?

   Приступая к строительству храма, Соломон обратился за помощью к Хираму, царю финикийского Тира, и тот прислал ему «дерева кедровые и дерева кипарисовые» из Ливана, а также умелых ремесленников – плотников, каменщиков и зодчих, в том числе искусного мастера по имени Хирам-Авий. Присланные материалы и ремесленников Соломон использовал также при строительстве нового царского дворца. За оказанную услугу Соломон в течение 20 лет, пока продолжались строительные работы, ежегодно «давал Хираму двадцать тысяч куров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать куров оливкового выбитого масла». По истечении указанных лет Соломон отдал Хираму также 20 городов в Галилее. «И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне?» Несмотря на свое недовольство, Хирам послал Соломону 120 талантов (примерно 4 тонны) золота, а также отдал несколько городов в Финикии, которые затем Соломон обустроил и заселил евреями. Хирам оказал также неоценимую помощь Соломону в организации чрезвычайно прибыльной торговли на Средиземном и Красном морях, предоставив в распоряжение израильского царя морские суда, которые евреи не умели строить, и опытных финикийских мореходов – «своих подданных корабельщиков, знающих море».

   Что больше всего поражало в царе Соломоне его подданных и чужестранцев?

   Еще больше, чем сказочное богатство, подданных Соломона и чужеземцев поражала его безграничная мудрость. Когда еще в начале царствования Соломону во сне явился Бог и пообещал исполнить любое его желание, молодой царь попросил даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ… И различать, что добро и что зло». Всевышнему эта просьба Соломона очень понравилась. «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, я сделаю по слову твоему: вот, я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. <…> И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря». Мудрость Соломона вошла в поговорку. Одним из наиболее известных примеров «соломонова решения» стало определение им на суде матери спорного ребенка, когда, сделав вид, что хочет разрубить младенца и разделить его между двумя претендовавшими на него женщинами, царь узнал, кто из них настоящая мать. Дарованная свыше «премудрость, художница всего», позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней». И она же, премудрость, привела царя к выводу, что «во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» и что вся жизнь – всего лишь «суета и томление духа». Соломон ясно понял, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». И открылась перед Соломоном еще одна печальная истина, состоящая в том, что «участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» А поскольку «все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах», и никто не знает, «дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю», то «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?»

   Почему Бог отвернулся от царя Соломона и как его наказал?

   Библейский летописец рассказывает, что у царя Соломона был огромный гарем (700 жен и 300 наложниц), в который входили и женщины из народов, с представительницами которых Бог категорически запретил евреям вступать в браки еще во времена Моисея: «…не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам». Соломон пренебрег этим запретом, и «развратили жены его сердце его», а к старости даже «склонили сердце его к иным богам». Предав Бога своих предков, Соломон «стал… служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской». Потворствуя женам-чужестранкам, «построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской». Не потерпев такого отступничества, разгневанный Бог возвестил Соломону, что отнимет у его сына власть над общееврейским царством и, лишь учитывая заслуги Давида, оставит его потомкам власть над Иудеей. И действительно, вскоре после смерти Соломона 10 северных колен Израилевых отделились от царя Ровоама, сына и преемника Соломона. Общееврейское государство распалось на два соперничающих царства – Израильское (северное) и Иудейское (южное).

   Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

   Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.
   Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [47] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация