А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ" (страница 21)

   Глава 7. Формирование управленческой деятельности на предприятии

   7.1. Определение маркетинговых целей

   События конца 1990-х – начала 2000-х гг. поставили перед предприятиями страны много важных и сложных задач, связанных с выживанием в сложившейся в этот период нелегкой социально-экономической ситуации. В отличие от предприятий военно-промышленного комплекса, а также других производственных формирований, имевших важное государственное стратегическое значение, многие производственные (хозяйствующие) субъекты оказались перед необходимостью самостоятельного решения задач формирования портфеля заказов, поиска рынков ресурсов, рынков сбыта, путей реализации своей продукции. Иными словами, уход государства из сферы управления экономикой вынудил многие предприятия серьезно заняться поиском резервов собственного спасения путем реорганизации производства, изменения технологий, организации производства и т. д. И было признано, что одним из важных путей решения накопившихся, подобно снежному кому, проблем является бенчмаркинг, в свою очередь являющийся одной из разновидностей маркетинга. В целях более четкого формирования понятия роли и значения маркетинга в деле управления хозяйственной деятельностью предприятия следует рассмотреть основные функции маркетинга.
   Сердцевиной маркетинга является способность на основании собранной информации своевременно произвести предварительные расчеты спроса и предложения, цен, без которых невозможно надежно спрогнозировать ожидаемые уровни продажи, которые рассчитываются в интервале «минимум – максимум».
   С учетом сказанного можно утверждать, что:
   1) для изучения и прогнозирования рынка необходимо провести:
   а) сбор, обработку и анализ информации о потребностях, спросе и предложении;
   б) сбор и анализ других сведений, обеспечивающих эффективную работу данного предприятия, производящего или реализующего товары, услуги;
   в) сбор информации обо всех видах услуг, сопровождающих введение товаров и услуг на рынок, связанных с его потреблением (эксплуатацией);
   г) сбор сведений о различных товарах;
   д) сбор и анализ сведений о конкурентах и др.;
   2) товарная политика должна строиться согласно направленности произведенных товаров и услуг на конкретные группы потребителей, чтобы рыночный продукт имел четкий потребительский адрес. Не дифференцированные по покупательским характеристикам товары могут оказаться не востребованы покупателем;
   3) действие рекламы должно направляться на закрепление завоеванного сегмента рынка и формирование нового. Главная особенность рекламы в системе маркетинга заключается в непрерывности ее воздействия и постоянном обновлении содержания и форм. Однако при проведении рекламной акции не следует менять твердо закрепившиеся в психологии покупателей элементы, давшие в прошлом положительные эффекты, особенно образ (имидж) и марку товара и фирмы. Известно, что имидж марки – это совокупность положительных свойств товара, его качественных, вернее, пользовательских характеристик, гарантируемых производителем данного товара. К этому можно присовокупить, что имидж марки – это также выраженная в графике (бренде, товарном знаке) философия того или иного производителя продукции, его отношение к своим потребителям, как реальным, так и потенциальным, гарантия успеха и экономического роста;
   4) функция стимулирования роста объемов продаж позволяет достичь запланированных уровней реализации вводимого на рынок товара и услуги и окупить произведенные затраты, получив необходимую прибыль. Данная функция реализуется с помощью различных форм активной продажи, например, выставок-продаж, ярмарок, использования услуг торговых агентов, а также льготных цен, льготных продаж и др.;
   5) с помощью политики цен регулируются соотношения спроса и предложения;
   6) в системе маркетинга значительную роль выполняет функция сбыта, т. е. организация процесса товародвижения по стадиям предполагает точный анализ воздействия принимаемых решений на каждой последующей стадии движения товарной массы – от производства до потребления. При этом под сбытом понимается вся система связей между производством и торговлей, включая оптовую и розничную торговлю, транспортировку, хранение;
   7) сервис, являющийся неотъемлемой функцией маркетинга, позволяет повысить конечный потребительский эффект от приобретенных на рынке товаров и услуг. Применительно к товарам выделяются несколько видов специально организованного обслуживания: предпродажное, которое способствует принятию решения о покупке и создает благоприятный климат для вводимых на рынок товаров; сопровождающее продажу, например, консультирование покупателей; послепродажное – доставка покупок, их установка, техническое обслуживание, замена на новые изделия и т. д. Сервис в сфере услуг, особенно финансовых, пока еще ограничен, однако и он расширяется за счет разных форм (банковского, страхового, риелторского и др.) обслуживания путем использования современных информационных технологий.

   7.2. Проведение анализа и сравнительной характеристики предприятия

   В эффективном производстве продукции и развитии предприятия (выработке долгосрочной перспективы) существенное значение имеет экономический (факторный) анализ использования имеющихся производственно-ресурсного, финансового потенциалов, человеческого капитала и т. д. Методика проведения экономического анализа и сравнительной характеристики предприятий (отраслевой, межотраслевой, региональный и т. д.) достаточно подробно рассмотрена в имеющейся на книжном рынке экономической, учетно-статистической и другой литературе. Вопрос заключается лишь в необходимом подборе упомянутой литературы и творческом ее использовании.
   Как упоминалось выше, в целях успешной работы на сырьевых рынках и рынках сбыта произведенной продукции необходимо, чтобы весь комплекс функций маркетинга использовался одновременно и с учетом местных особенностей.
   Следует отметить, что параллельность проведения маркетинговых акций обеспечивает непрерывный поток информации как от потребителей к производителям и продавцам, так и в обратном направлении – от производителей и продавцов к потребителям. Это позволяет одновременно вносить необходимые изменения в производство, ассортимент и качество товаров и услуг, условия продажи, сервис и влиять на покупателя и продавца в выгодном сторонам отношении.
   Обычно предприятия (организации) негосударственного сектора экономики в своей основе идентичны друг другу, и практически различия между ними незначительны. Постсоветский период во многих отраслях российской экономики, с одной стороны, открыл перед предприятиями (организациями) широкие возможности выхода на различные рынки с конечной целью стабилизации и улучшения своего положения, с другой же – они столкнулись с массой непредвиденных проблем, о которых говорилось выше, т. е. связанных с перестройкой хозяйственного механизма своей производственно-финансовой деятельности, ориентированной, в сущности, на удовлетворение нужд среднестатистического потребителя как в России, так и на рынках других стран. При этом, естественно, определяющая роль в успехе этого дела отводилась маркетингу и как составной и важной его части – бенчмаркингу.
   Необходимо иметь в виду, что система маркетинга охватывает широкий круг операций по воздействию на потребности, оценку и поведение людей. Маркетинг, опираясь на рекламу, методы формирования и стимулирования сбыта, используя специально собранную и обработанную информацию о потребностях, запросах, предпочтениях, вкусах разных групп покупателей, научно-техническом прогрессе, уровне и способах удовлетворения потребностей в товарах и услугах на отечественном рынке и за рубежом, создает экономические, организационные и социальные предпосылки для формирования покупательских установок и ориентации. Сложный процесс маркетинга во взаимосвязях отдельных его этапов зависит от многих факторов.
   Положительная практика подтверждает, что маркетинговое мышление начинается с идеи, которая проходит через сложную систему мероприятий, осуществление которых позволяет достичь намеченной цели.
   К элементам процесса маркетинга можно отнести:
   1) нахождение идеи;
   2) обсуждение идей;
   3) установку целей;
   4) базисный анализ;
   5) учет параметров предприятия;
   6) учет параметров рынка;
   7) анализ данных (п. 5 и 6);
   8) консультирование по реализации;
   9) выбор рынка;
   10) обеспечение финансирования и закупок;
   11) подбор и обучение кадров;
   12) формирование продукта;
   13) формирование услуг;
   14) производство;
   15) концепцию сбыта;
   16) планирование рекламы;
   17) планирование продаж;
   18) планирование распределения продукта;
   19) тестирование рынка;
   20) модификации разных элементов маркетинговой кампании;
   21) начало маркетинговой кампании;
   22) наблюдение за маркетинговой кампанией;
   23) контроль результатов;
   24) коррекцию.

   7.3. Концепции и направления маркетинга на предприятии

   Как отмечалось ранее, маркетинг применяется как в коммерческой, так и в некоммерческой деятельности, например, в деятельности, связанной с благотворительностью, распространением общественных идей (проведением мероприятий против курения, загрязнения окружающей среды и др.). Маркетинговые приемы, в частности, оказались весьма эффективным инструментом в политической борьбе за власть в нашей стране и за рубежом.
   Независимо от сферы применения бенчмаркинга необходимо твердо усвоить, что фундаментом успешного развития предприятия в условиях перехода к социально ориентированной экономике является твердый учет того положения, что любое предприятие в настоящий период функционирования в рыночных условиях, т. е. в условиях хозяйственной неопределенности, представляет собой важный элемент информационного поля. Другими словами, для выживания в современных условиях, предприятие должно быть постоянно в курсе всех событий, в той или иной степени связанных с его профильной производственно-финансовой деятельностью (не пренебрегая также возможностью диверсификации производства). Поэтому при разработке системы мероприятий необходимо самым тщательным образом учитывать необходимость серьезной разработки вопросов информационно-аналитического обеспечения руководства предприятия необходимой ему информацией. В сжатом виде сюда можно отнести информацию маркетингового, оперативно-статистического характера, бухгалтерского учета (контроллинга) и др. В данном случае есть смысл обратиться к имеющемуся опыту организации отделов (секторов) информационного обеспечения руководства и специалистов оборонных предприятий страны в 1970-1990-е гг. Это была довольно стройная и логически завершенная система сбора информации и передового опыта не только внутри страны, но и за ее пределами. При этом использовались зарубежная техническая и другая необходимая для предприятий литература на иностранных языках (преимущественно на английском, немецком, французском и других иностранных языках), так как в штате этих отделов (секторов) в обязательном порядке имелись переводчики, владеющие этими иностранными языками. При разработке системы мероприятий по внедрению бенчмаркинга на предприятии желательно предусмотреть возможность разработки и внедрения на предприятии АСУ (автоматизированных систем управления). Это условие очень важно еще и потому, что нужно осознать и твердо усвоить, что настоящий период – это период информационной революции, новой экономики, экономики знаний, следовательно, информационные ресурсы являются важнейшим фактором в организации, внедрении и постоянном использовании бенчмаркинга на предприятиях независимо от форм собственности и вида деятельности.
   Очень важно также учитывать основные различия между коммерческим и некоммерческим маркетингом, приведенные ниже.
   Некоммерческий маркетинг:
   1) связан с организациями, территориями и идеями, а также товарами и услугами;
   2) используется для привлечения голосов избирателей в ходе выборных кампаний;
   3) цели являются более сложными, поскольку успех или неудача не могут измеряться с чисто финансовых позиций;
   4) преимущества некоммерческого маркетинга часто не связаны непосредственно с финансовыми результатами;
   5) от некоммерческих организаций могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка;
   6) некоммерческие организации обычно имеют две категории клиентов – потребителей и спонсоров.
   Коммерческий маркетинг:
   1) связан главным образом с товарами и услугами;
   2) обмениваются рубли на товары и услуги;
   3) цели обычно касаются сбыта, прибылей и получения денег;
   4) преимущества коммерческого маркетинга обычно связаны с платежами потребителей;
   5) коммерческий маркетинг ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов рынка;
   6) коммерческий маркетинг имеет только одну категорию клиентов.
   Действительно, рассматривая этот перечень, можно согласиться, что маркетинг – это целостная концепция стратегических и тактических решений по интеграции усилий всех участников производственно-торгового процесса, экономически заинтересованных в общей политике формирования и удовлетворения спроса. Маркетинг в известной мере представляет собой систему баланса интересов различных субъектов рынка, и снижения остроты противоречий путем предоставления рыночных продуктов по приемлемым для покупателя ценам, и обеспечения достаточного уровня рентабельности для производителей и продавцов рыночных продуктов.
   Маркетинг позволяет осуществить максимальную адаптацию к рынку путем выработки стратегии и тактики, ориентированных на потребителя. Заметим, что в некоммерческом маркетинге конечный результат измеряется не прибылью, а силой психологического или иного воздействия на объекты маркетинговой деятельности и степенью достижения поставленных целей.
   Несмотря на общие принципы и подходы, применяемые в маркетинге, вся маркетинговая политика фирмы формируется исходя из специфических особенностей ее рыночных продуктов и рынков, на которых она действует.
   Маркетинговая политика финансовой компании строится на основе изучения рынков, в процессе которого выявляются предпочтения клиентов тем или иным финансовым инструментам и их отдельным характеристикам (цене, сроку погашения доходности, качеству обслуживания и т. д.). Полученная в результате исследования информация используется при разработке необходимых рынку финансовых продуктов.
   Стратегия выхода фирмы на рынок и завоевания на нем желаемых позиций заставляет предпринимателя постоянно приспосабливаться к требованиям покупателей, оценивать свои действия и действия конкурентов, как бы проверяя их на реакцию рынка, прогнозировать возможные изменения и своевременно реагировать на них, корректируя также тактику делового поведения фирмы на рынке в зависимости от экономической среды, в которой она функционирует.
   Менеджерам различных уровней управления необходимо осознавать, что экономическая среда – это множество самых разнообразных факторов, формирующих вкусы и запросы потребителей с учетом их финансовых возможностей.
   Постановка стратегических задач управления рынком со стороны компании базируется на учете макросреды, т. е. факторов широкого социального спектра. Необходимо иметь в виду, что макросреда постоянно изменяется. Она является внешней по отношению к фирме, и воздействие ее факторов на фирму не зависит от усилий ее работников, но, конечно, их надо учитывать в той мере, в какой они воздействуют на внутреннюю политику фирмы и ее экономическое положение. В частности, это такие факторы, как государственная политика в области регулирования цен на продукцию предприятиймонополистов, законодательство о собственности.
   Важными факторами предпринимательской деятельности являются: государственные субсидии, федеральная и местная налоговая политика, научно-технический прогресс, общеэкономические, социальные, политические, демографические изменения, условия использования природных ресурсов и т. д.
   Как уже упоминалось выше, на формирование потребительского спроса, его структуру оказывает воздействие множество факторов, тесно связанных с предприятием и влияющих на его способность удовлетворять претензии клиентов.
   К этим факторам относятся сама компания, посредники, поставщики, конкуренты, целевые потребители и контактные аудитории.
   Тактические решения связаны главным образом с учетом микросреды, т. е. факторов, непосредственно зависящих от деятельности фирмы и ее работников: взаимоотношений с партнерами (поставщиками, посредниками, конкурентами, покупателями и клиентами), связей с общественностью, рекламы, установления цен на свою продукцию, улучшения технического оснащения производства, внедрения новых производственных программ, ноу-хау, стимулирования сбыта и т. д.
   Там, где макро– и микросреда пересекаются, взаимодействуют, образуется маркетинговая среда фирмы. Данная среда – это набор не зависящих от предприятия факторов, вместе с тем оказывающих существенное влияние на его маркетинговую стратегию. Это и конкурентная борьба, и финансовая ситуация в различных регионах, и положение на сырьевых рынках и рынках сбыта продукции, изменения в налоговом законодательстве и др. Стратегия и тактика маркетинга постоянно взаимодействуют, пересекаются, тактические решения перерастают в стратегические в зависимости от их значимости для перспектив развития фирмы, а факторы микросреды нередко становятся объектом стратегии. Например, такой, казалось бы, чисто тактический вопрос, как упаковка, превращается в предмет рыночной стратегии фирмы, если реакция покупателей на упаковку определяет покупательские предпочтения. На фондовом рынке величина номинала ценной бумаги может стать существенным рыночным фактором.
   За период существования маркетинга были выработаны концептуальные подходы, которые используются фирмами, ведущими маркетинговую деятельность.
   Акционерам предприятия, его менеджменту следует постоянно помнить, что концепция маркетинга – это философия, свод корпоративных законов организации производства и управления им в целях удовлетворения потребительского спроса, а также извлечения оптимальных объемов прибыли вследствие эффективного производства товаров и успешной их реализации реальным и потенциальным клиентам. Также немаловажное значение имеет постоянная борьба за расширение и закрепление своей доли на данном рынке сбыта своей продукции.
   Современная маркетинговая концепция в деятельности предприятий предполагает решение задач, от которых зависит их успешная работа. Среди этих задач следует выделить то, что:
   1) деятельность фирмы и предлагаемые фирмой рыночные продукты должны постоянно ориентироваться на нужды и запросы потребителей;
   2) получение прибыли является не самоцелью, а конечным результатом деятельности компании;
   3) достижение компанией поставленных целей возможно только при условии слаженных совместных действий всех структурных подразделений.
   В настоящее время аналитики выделяют пять основных маркетинговых концепций:
   1) совершенствование производства;
   2) совершенствование товара;
   3) интенсификация коммерческих усилий;
   4) маркетинговый подход;
   5) социально-этический маркетинг.
   При принятии фирмой концепции управление маркетингом нацелено на совершенствование производства, а также форм и методов реализации. Применение этой концепции имеет смысл тогда, когда спрос на продукцию достаточно устойчив и стабильно превышает предложение, или в случае наличия экономически обоснованных резервов снижения себестоимости выведенной на рынок продукции. Например, широкое внедрение на рынке ценных бумаг электронно-вычислительной техники и интернет-трейдинга позволяет значительно ускорить процесс совершения операций и существенно снизить затраты на осуществление фондовых операций. Сутью концепции совершенствования товара является то, что потребитель отдает предпочтение рыночным продуктам, качество которых выше и которые полнее удовлетворяют постоянно возрастающие потребности и спрос покупателей. Руководствуясь этой концепцией, компании направляют основные усилия на улучшение качества и расширение ассортимента предлагаемых рынку товаров и услуг. Например, финансовые институты (банки, инвестиционные и страховые компании и др.) на основе выявляемых потребностей рынка обновляют и совершенствуют ассортимент предлагаемых финансовых инструментов. Например, если в начале 1990-х гг. количество видов финансовых инструментов, обращающихся на фондовом рынке страны, исчислялось весьма скромной цифрой, а качество (надежность) многих эмитентов, как показала практика, было низким, то по мере становления рыночных отношений возрастают требования нормативных актов, регулирующих деятельность участников фондового рынка, в том числе и к эмитентам долговых финансовых инструментов, и повышаются гарантии возвратности вложенных средств.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация