А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ" (страница 11)

   4.2. Исследование сбыта, рекламы, ценовой политики

   При исследовании рекламы важнейшим показателем является ее эффективность. Определение эффективности рекламы и оптимизация затрат на проведение рекламных мероприятий являются основными проблемами, которые встают перед специалистами по рекламе. С помощью точных исследований эффективности рекламы, а также их анализа специалисты ведут исследования в таких направлениях, как:
   1) степень доступности визуального ряда для рекламной аудитории;
   2) степень воздействия на потребителя рекламных слоганов;
   3) влияние рекламной кампании на рост продаж.

   При изучении аспекта качественной рекламы необходимо обратить внимание на два момента:
   1) речевая действенность рекламы (как эффективно рекламный носитель воздействует на потенциального покупателя). Важнейшими целями рекламы являются повышение знания аудитории о продвигаемом товаре, услуге или торговой марке, улучшение отношения к продукту, побуждение к покупке;
   2) коммерческая или маркетинговая сторона рекламы – элемент, отражающий соотношение затрат на рекламу и конечного результата (эффекта) от этой рекламы, ее окупаемости.
   Работы по исследованию эффективности рекламы подразумевают проверку рекламных материалов относительно эффективности их воздействия на потенциальных покупателей. Наряду с этим проводятся трекинговые исследования, они занимаются изучением изменения впечатлений и поведения покупателей в ходе проведения рекламных мероприятий. Когда приближается окончание рекламной кампании, производится оценка эффективности речевого воздействия рекламы на потенциальных потребителей (так называемое пост-тестирование).
   Тестирование рекламных материалов, напротив, осуществляется перед началом рекламной акции для нахождения раздражающих и привлекающих внимание элементов в рекламе. Впоследствии проводится оценка соответствия рекламы и той цели, которая ставилась перед ней. Определяются также понятность и убедительность рекламных материалов. Цель проведения подобного рода работ – возможность рациональной доработки и изменения рекламных материалов еще до начала самой рекламной кампании.
   Проведение рекламных акций также нуждается в оценке, результаты которой будут использоваться в дальнейшем при планировании и разработке новых рекламных кампаний. При этом важно узнать, оправдали ли себя реклама, усилия и ресурсы, затраченные на нее (учитываются достижение определенного уровня ознакомления потребителей с продуктом, охват целевой аудитории, изменения в ходе продаж рекламируемого товара). Для объективной информации рекламы оцениваются:
   1) степень «раскрученности» бренда;
   2) пристрастие потребителя к определенной торговой марке;
   3) наличие ассоциаций, связанных с рекламой;
   4) изменение имиджевых характеристик марки;
   5) изменение продаж.

   Ценовые исследования
   В маркетинговых исследованиях цена занимает одно из самых важных мест, так как является своеобразным регулятором спроса, которым нельзя пренебрегать. Существует несколько видов ценовых исследований, применяющихся для новых или существующих товаров и услуг. Среди них различают упрощенные (прямые) методы изучения ценовых вопросов и косвенные.
   Прямые методы имеют массу достоинств, к которым относятся прежде всего простота и возможность использования как составляющей при проведении телефонных опросов или личного интервьюирования. Недостатком прямых методов является то, что потенциальный покупатель осознает цель опроса, а это в свою очередь может исказить объективность результатов. По сути, у потребителя выясняют, какую максимальную цену он может заплатить за тот или иной товар.
   Прямыми методами исследования фактора цены являются метод PSM (price sensitivity measurement) и метод «лестница цен» (price laddering).
   Метод PSM (price sensitivity measurement – исследование чувствительности к цене) является очень популярным. Он был предложен голландским специалистом Вестерндорпом в 1970-е гг.
   Метод не относится к «простым» методам исследования, потому что предполагает, что основная масса покупателей не должна считать цену низкой (как синоним плохого качества), но и соглашаться с тем, что она завышена, нельзя.
   Метод «лестница цен» предполагает представление характеристик товара или услуги и сообщение предполагаемой цены опрашиваемому потребителю, который в свою очередь по специальной шкале (шкале Лайкерта) определяет, готов ли он купить указанный продукт по заданной цене. Далее предлагается другая цена и т. п. Этот процесс повторяется снова и снова до тех пор, пока не определится нужное количество изменений цены.
   Маркетологов в ходе опросов, по сути, интересует прежде всего оптимальная цена на товар, при которой большинство покупателей захочет и сможет купить продукт, т. е. не слишком низкая или высокая.
   В работе по изучению ценообразования используются также косвенные методы исследований. Такие методы предназначены для преодоления недостатков прямых методов (теоретическое желание купить товар не говорит об осуществлении реальной покупки этого товара). Косвенные методы являются более точными, но и более сложными в осуществлении.
   К косвенным методам относятся: «имитация процесса покупки» (randomized shopping situation) и BPTO (BrandPrice-Trade-Off).
   Методика Brand-Price-Trade-Off используется для того, чтобы устранить недостатки методов «лестницы цен» и других, когда не учитывается реакция потребителей на изменение цен. Метод BPTO делает прогноз поведения потребителя в случаях реальных изменений цены на продукт. Потребитель находится в ситуации реальной покупки, ему предлагается приобрести товар определенной торговой марки по определенной цене. Далее происходит изменение цены на исследуемый продукт в сторону увеличения при сохранении или снижении цен на продукты-заменители, выпускаемые на рынок конкурентами. Потребитель опять же встает перед выбором. Этот метод трудоемок и сложен в процессе проведения и обработки полученных данных. Недостатком этого метода, как и предыдущих, остается то, что потенциальный покупатель понимает, что конкретно пытаются от него узнать, а именно, сколько он может заплатить за продукт.

   4.3. Этапы принятия маркетинговых решений

   Научные основы формирования теории принятия маркетинговых решения были заложены в период Второй мировой войны. Родоначальниками трудов в этой области считаются Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн, которые в 1944 г. выпустили книгу по теории игр. Позднее зарубежные специалисты (Р. Акофф, Ф. Эмери, Ст. Оптнер, Р. Льюс, Х. Райфа, Ст. Бир, Дж. Форрестер, Дж. Диксон, Л. Ластед, Р. Мюллер и др.), а также отечественные специалисты (П.В. Авдулов, Ф.Ф. Аунапу, Г. Афанасьев, А.Г. Венделин, Д.М. Гвишиани, В.М. Глушков, Л.В. Кантарович, О.И. Ларичев, И.М. Сыроежин и др.) внесли существенный вклад в развитие и обогащение этой теории.
   Любая управленческая деятельность, особенно в сфере маркетинга, непосредственно связана с принятием соответствующих решений.
   Решение представляет собой набор воздействий (меры со стороны лица, осуществляющего принятие решения на объект (систему, комплекс, организацию и т. д.) управления), способствующий приведению данного объекта в желаемое состояние или достижения поставленной перед ним цели.
   Специалисты по теории различают бинарное решение, стандартное решение, многоальтернативное решение, непрерывное решение, инновационное решение и т. д. Все эти виды решений отличаются количеством альтернатив.
   Принятие решений является процессом выбора наиболее рационального решения из возможного множества решений или упорядочение совокупности решений.
   В специальной литературе постоянно употребляются следующие важнейшие термины: «маркетинговые решения», «решения в сфере маркетинга», «предпринимательские решения». По сути, под всеми этими терминами понимается одно и то же. Очень часто их содержание и сущность не раскрываются вообще, хотя от понимания разграничений этих терминов отчасти зависит успех маркетинговых решений.
   Решения в сфере маркетинга основываются на принятии решений в отношении комбинации маркетинга-микс, их цели – разработка и реализация стратегий маркетинга и (или) его составляющих. Для принятия решения используются популярные модели (матрица «продукт – рынок», модель Портера, различные варианты матрицы «Бостон консалтинг групп», модель Артура Д. Литла и т. д.). Эти модели очень похожи, отчасти они взаимозаменяемы, однако исходные побудители у них различны, это и является важнейшим критерием при выборе модели и влияет на конечный результат.
   Термин «маркетинговые решения» является более широким понятием. Его появление основано на расширении понимания маркетинга, переходе отношения к нему как к концепции управления, ориентированной на потребителя. В этом случае маркетинговые решения принято считать неотъемлемым элементом управленческих решений, охватывающих все сферы деятельности организации. При этом решения в сфере маркетинга или логистики являются составляющей предпринимательских решений. В предпринимательстве выделяют ряд аспектов, основанных на принятии решений. В рамках своей компетенции некоторые решения принимает менеджер. Наиболее значимые для предприятия решения принимает предприниматель, а маркетологи в свою очередь участвуют в подготовке и обсуждении этих решений.
   Предпринимательские решения и маркетинговые решения – совершенно разные вещи. Предпринимательские решения часто имеют неформальный, случайный, инновационный, творческий характер.

   Глава 5. Стратегический бенчмаркинг

   5.1. Понятие и задачи стратегического бенчмаркинга

   Стратегический бенчмаркинг – это взаимосвязь методологии стратегического планирования и процесса бенчмаркинга, конечным результатом которого является нахождение уникальных возможностей, необходимых для завоевания предприятием конкурентных преимуществ. Необходимые для этого исходные данные собирают, используя любую из четырех возможных стратегий. Проведение стратегического бенчмаркинга способствует развитию организации. Осуществление стратегического бенчмаркинга до начала стратегического планирования повышает степень эффективности управления, позволяет максимально осуществить задуманные проекты, базирующиеся на результатах бенчмаркинга (при условии учета основных направлений, близких перспектив развития организации). Направленность проектов может быть совершенно разнообразной. Например, она может включать в себя разработку инновационных или модернизацию выпускаемых в настоящее время изделий, обновление оборудования, разработку новых деловых и производственных процессов или совершенствование уже существующих, освоение новых или довольствование старыми рынками сбыта и т. д. Поэтому если организация хочет сохранить управление такой сложной системой изменений, то ей совершенно необходимо выработать новый стиль менеджмента.
   Цели стратегического бенчмаркинга:
   1) поиск в организации областей, с помощью правильного воздействия на которые возможно изменение модели ведения бизнеса;
   2) поиск и открытие новых методов управления для эффективного проведения стратегических изменений в организации.
   Партнерами по стратегическому бенчмаркингу являются либо конкуренты (потенциальные и реальные), либо другие организации, опыт которых в тех или иных вопросах, представляющих стратегический интерес для руководства вашей компании, является бесспорным.
   Объекты изучения стратегического бенчмаркинга:
   1) использование конкурентами и сторонними организациями-лидерами стратегии ведения бизнеса и распределения ресурсов;
   2) альтернативные управленческие структуры организации;
   3) передовые решения, касающиеся области поглощения, слияния, инвестиций в научно-исследовательских и опытноконструкторских работах (НИОКР);
   4) позиции организации в целом, позиционирование отдельных линий продукции (услуг);
   5) применение инновационных стратегий управления изменениями при внедрении программных средств управления организацией либо методов, стимулирующих организационные изменения (система менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000, методов всеобщего управления качеством).
   Из написанного выше становится очевидно, что стратегический бенчмаркинг охватывает большой круг проблем – от разработки стратегии ведения бизнеса до распределения ресурсов организации. Таким образом, становятся возможными изучение возможностей для организации выделиться из общего круга конкурентов на рынке, а также проведение анализа функционирования организации и производимой ею продукции.
   Возможности, открывающиеся при проведении стратегического бенчмаркинга, рассмотрим ниже на примерах.
   Проведение стратегического бенчмаркингового исследования в корпорации «Hewlett-Packard» (НР). С помощью данного анализа корпорация стремилась выяснить, насколько следует прилагать усилия в области дальнейшего повышения качества в ближайшие четверть века. Целями проведенного бенчмаркингового исследования стали проверка концепции «качество как средство конкурентной борьбы» и выявление отличительных особенностей признанных компаний-лидеров, с помощью изучения которых НР планировала найти собственное решение и выбрать стратегическое направление развития корпорации.
   Перед проведением исследований высшее руководство приняло решение изучить опыт лидеров в своей отрасли из Европы, США, Японии; отобрать для анализа те компании, которые смогли добиться наивысшей степени развития и занимаются разработкой новинок продукции в соответствии с требованиями рынка; воспользоваться для исследований до пяти компаний из выбранных трех регионов.
   Договорившись со своими партнерами, НР к каждому из них направила по два менеджера и одному консультанту. В задачи входило интервьюирование сотрудников принимающей стороны. Обобщив полученную информацию, консультанты составляли отчеты. По исходу каждой встречи ими проводились совещания, где они подводили итоги и разрабатывали презентации для показа приобретенного в результате визитов опыта. Высшее руководство НР получало копии отчетов, в которых были выводы о деятельности каждой компании в отдельности, а также комментарии к системам менеджмента качества изучаемых компаний.
   После проведенных бенчмаркинговых исследований представители НР разработали для своей корпорации два приемлемых подхода к обеспечению качества. Во-первых, качество производимых изделий уже на стадии проектирования должно тщательно отслеживаться; во-вторых, компании нужно создать производственные процессы, способные обеспечить качество продукции в условиях массового производства.
   Чтобы применить два выбранных подхода, НР пришлось внедрить две разные модели ведения бизнеса, причем каждой из них соответствовала собственная система менеджмента качества. Одна из них соответствовала требованиям небольшого серийного производства по изготовлению электронных систем и приборов по заказу, другая была ориентирована на массовое производство компьютерных систем и бытовой радиоэлектроники.
   Стратегическое бенчмаркинговое исследование прошло в «Nokia Mobile Phones» (NMP). Нам всем хорошо известно качество продукции этой компании. А между тем, делая ставку на качество как на средство конкурентной борьбы, NMP воспользовалась результатами бенчмаркинговых исследований корпорации «Hewlett-Packard» и на основе их изучения выработала свою стратегию.
   Краткая характеристика развития «Nokia Mobile Phones». В 1982 г. компания выпустила свою первую модель мобильного телефонного аппарата Mobira Senator. В 1986 г. вышла в свет модель Talkman.
   В 1992 г. компания продала свой первый телефонный аппарат, функционирующий в стандарте GSM Nokia 1011. В том же году компания уже насчитывала в своих рядах 3147 сотрудников. При общегодовом доходе в 3,056 млрд евро производство сотовых телефонов составляло менее 20 % указанной суммы. В этом же году к бренду добавили знакомый сейчас всем лозунг «Connecting People» («Объединяя людей»). Компания применила стратегию развития своей торговой марки. Кроме того, был составлен план развития на 25 лет, в результате выполнения которого NMP должна стать признанным мировым лидером рынка аппаратуры сотовой связи.
   В период 1992–1996 гг. многократно увеличился рост продаж мобильных телефонных аппаратов.
   В 1998 г. количество сотрудников NMP превысило 18 тыс. человек. Годовой доход компании составил 18,627 млрд евро, 20 % которого приходилось на продажи сотовых телефонов. На долю NMP в 1998 г. приходилось 25 % общего рынка средств мобильной связи. Компания достигла своей цели – стала мировым лидером в своей отрасли.
   В 2000 г. европейско-африканское отделение NMP было награждено Европейской премией качества и получило от команды экспертов самую высокую оценку. Следующей наградой стала Национальная премия по качеству имени Малкольма Болдриджа.
   В 2002 г. объем годовых продаж «Nokia» перескочил отметку 30 млрд евро, и уже 77 % приходилось на продажи сотовых телефонов. В том же году корпорация владела 38 % общемирового рынка сотовых телефонных аппаратов.
   Компания «Nokia» свое название получила от названия небольшого финского города. До 1992 г. сотовая телефония и средства беспроводной связи не занимали ведущих позиций в бизнесе компании. Компания занималась тем, что производила бытовую радиоэлектронику, кабели, различные технические изделия и шины, а вот продажа аппаратуры сотовой связи составляла лишь 20 % валового дохода компании. На рынке мобильных средств телефонной связи «Nokia» была только третьей после таких лидеров, как «Motorola» и «Ericsson».
   В 1992 г. бывший президент «Nokia» Йорма Оллила принял судьбоносное для компании решение – сосредоточение на производстве средств беспроводной связи (деятельность в нескольких других направлениях была свернута). После проведения маркетинговых исследований для специалистов «Nokia» стало очевидно, что ее бренд, по сути, был неузнаваем. Другими словами, пользователи сотовых телефонов (те, которых опрашивали) либо вообще ничего о нем не знали, либо были знакомы с брендом, но почему-то думали, что Nokia является японской компанией, и т. д. Сложившаяся ситуация возникла в результате продвижения компанией своего товара под разными торговыми марками (Mobira, Techno-phone, Cityphone). Под руководством главы отдела маркетинга и сбыта Анси Ваньоки команда специалистов «Nokia» разработала стратегию повышения ценности бренда. Это было совершенно необходимо, так как компания планировала выйти в мировые лидеры. Цель NMP на ближайшие 25 лет – занять доминирующую позицию среди европейских конкурентов – производителей аппаратуры для телефонной сотовой связи.
   Тогда существовало пять конкурирующих друг с другом технологий сотовой связи. Постепенно добавились стандарты GSM, TDMA, CDMA к имеющемуся в то время AMPS. Мобильно развивающаяся «Nokia» сконцентрировалась на развитии и продвижении целого спектра технических средств, позволяющих своевременно реагировать на потребности мирового рынка. В планы компании входило завоевание 25 % существующих региональных рынков средств сотовой связи.
   В компании понимали, что, обеспечивая высочайшее качество продукции, «Nokia» сможет стать одной из самых конкурентоспособных компаний. Глядя на достижения своих соперников «Motorola» и «Ericsson» (обладателей престижных премий за внедрение современных систем менеджмента качества), «Nokia» прилагала усилия для того, чтобы потеснить лидеров на их Олимпе. В 1988 г. «Motorola» была награждена Национальной премией по качеству имени Малкольма Болдриджа. В 1994 г. «Ericsson» удостоилась Европейской премии качества. «Nokia» в 1994 г. наконец-то стала обладателем Финской национальной премии, хотя эта награда не могла по значимости соперничать с наградами конкурентов.
   Решив повысить свою репутацию в глазах потребителей, «Nokia» решила воспользоваться данными Института стратегического планирования, который в 1980-е гг. провел определенные маркетинговые исследования. Результаты исследований показали, что залогом прибыльности организации является представление потребителей о качестве ее продукции. Именно этим и решила воспользоваться «Nokia», предварительно все тщательно проанализировав.
   Приняв необходимые решения, руководство компании сконцентрировало внимание в нескольких направлениях развития продукции «Nokia» в целом. Компания приложила немалые усилия в области развития интеллектуального капитала компании и создания значительного ассортимента продукции данной всемирно известной марки. Руководство понимало, что необходимо достичь значительного уровня делового совершенства, который помог бы обеспечить прибыльное развитие компании и ее устойчивое положение на рынке средств сотовой связи после начала их массового производства. Налаживался тесный контакт в рамках связи «компания – потребитель», в ходе которого устанавливались тесные связи в целях предложения потребителям того продукта, который соответствовал бы спросу. «Nokia» сделала ставку на качество и эргономические свойства своей продукции, на придание ей черт, делающих ее уникальной и хорошо узнаваемой для потребителя, выгодно отличаемой от продукции конкурентов.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация