А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Бухгалтерское дело" (страница 24)

   Способ оценки списания стоимости материально-производственных запасов

   Для того чтобы определить фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), необходимо оценивать материальные ресурсы, списываемые в производство. Метод оценки выбытия запасов, применяемый в бухгалтерском учете, влияет на себестоимость реализованной продукции (товаров) и соответственно на финансовый результат. Организация может выбирать наиболее выгодный для себя вариант учета запасов, который обеспечит желаемую величину прибыли.
   В учетной политике должен быть указан один из следующих способов, которым в течение предстоящего года будет производиться оценка МПЗ по группам:
   1) по себестоимости каждой единицы (метод сплошной идентификации). Применяется организациями, выполняющими специальные заказы и имеющими небольшую номенклатуру материальных ресурсов (индивидуальное производство, например, ювелирная промышленность и торговля автомобилями). Этот способ предполагает ведение учета и осуществление контроля за каждой номенклатурной единицей материальных ресурсов;
   2) по средневзвешенной себестоимости. Подсчитывается путем деления всей стоимости материалов данного вида на их количество. Стоимость материальных запасов на конец периода, определенная таким образом, отражает все цены, по которым приобретались товары в течение отчетного периода, что позволяет сглаживать колебание цен;
   3) по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Этот метод основан на предположении, что себестоимость материальных ресурсов, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к продукции с более ранним периодом реализации. В период роста цен этот метод обеспечивает наиболее высокий из возможных уровень прибыли;
   4) по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).[20] Данный метод базируется на предпосылке, что себестоимость материальных ресурсов, приобретенных последними, используется для определения себестоимости продукции, реализованной в первую очередь. В период роста цен этот способ обеспечивает самый низкий из возможных уровень прибыли.
   Оценка товарно-материальных ценностей при их выбытии методом ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции (работ, услуг) и увеличить сумму остатка товарно-материальных ценностей. При использовании способа ЛИФО увеличиваются затраты на производство, а сумма остатка производственных запасов уменьшается.
   Применение разных вариантов списания товарно-материальных ценностей влияет на две основные финансовые категории:
   1) себестоимость продукции (работ, услуг) в части прямых материальных затрат и, как следствие, формирование финансового результата и рентабельности;
   2) стоимость оборотных активов в структуре баланса на конец отчетного периода, что влияет на такие категории финансового анализа, как ликвидность и финансовая устойчивость.
   Организациям, постоянно имеющим остатки материалов, ставящим целью увеличение прибыли, выгоднее применять способ ЛИФО; организациям, имеющим убытки и стремящимся их минимизировать в своей бухгалтерской отчетности, выгоднее применять метод ФИФО.

   Способ оценки списания стоимости финансовых вложений

   В соответствии с п. 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» при выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, стоимость рассчитывают исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:
   1) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
   2) по средней первоначальной стоимости;
   3) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
   При выборе одного из перечисленных способов по группе (виду) финансовых вложений необходимо исходить из допущения последовательности применения учетной политики.
   Списание стоимости финансовых вложений по аналогии соответствует способам списания товарно-материальных ценностей, за исключением возможности оценки по методу ЛИФО при выбытии финансовых вложений.

   Порядок учета общехозяйственных затрат

   В структуре затрат всех производственных предприятий имеются затраты, отнесение которых к одному виду продукции невозможно. Основная масса таких затрат связана с процессом управления предприятием. Поскольку отношение подобных затрат к той или иной выпускаемой продукции не явное, в ПБУ 10/99 «Расходы организации» определены следующие варианты распределения общехозяйственных расходов:
   1) суммы, собранные за отчетный период на дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы», списывают традиционным способом в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В этом случае при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке присутствует часть общехозяйственных расходов.
   2) в конце каждого отчетного периода общехозяйственные расходы со счета 26 «Общехозяйственные расходы» списываются непосредственно на счет 90 «Продажи». Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).
   Первый вариант соответствующим образом увеличивает себестоимость каждого вида выпускаемой продукции в отдельности, тем самым этот показатель уточняется. Второй вариант проще: корректируется соответствующим образом вся сумма затрат организации, но не уточняется себестоимость каждой единицы выпущенной продукции (работ, услуг).

   Порядок формирования и списания затрат в расходы будущих периодов

   Часть затрат, использованная на проведение текущих операций отчетного периода, рассматривается как расходы, а часть, которая еще не нашла своего применения (не обеспечила доходы), в качестве затрат включается в расходы будущих периодов (текущие активы, обещающие выгоды в будущем) или авансированные расходы. Организация определяет:
   1) момент, начиная с которого затраты, отраженные как расходы будущих периодов, следует включать в себестоимость продукции;
   2) период отнесения указанных затрат на себестоимость продукции (расходы отчетного периода), например, затраты, обусловленные сезонным характером производства, погашаются в период выпуска продукции (в сезон);
   3) способ списания данных затрат на себестоимость продукции (расходы отчетного периода), например, равномерно, пропорционально объему продукции.
   Для организаций положения учетной политики, определяющие порядок списания расходов будущих периодов, имеют большое значение, поскольку каждое из приведенных положений действует в коммерческих организациях. К расходам будущих периодов могут быть отнесены следующие категории расходов:
   • на рекультивацию земель;
   • горно-подготовительные работы;
   • подготовительные к производству работы, связанные с сезонным характером;
   • природоохранные мероприятия;
   • ремонт основных средств, если он выполняется неравномерно в течение года;
   • устройство некапитальных сооружений и временных приспособлений для нужд производства;
   • мероприятия по улучшению земель, включаемые в себестоимость в течение ряда лет.
   Расходы будущих периодов могут списываться при формировании финансового результата в том отчетном периоде, в котором появляется связь между этими расходами и полученными доходами, или становится ясно, что по ним не будут получены экономические вьггоды (доходы) или не поступят активы. При наступлении периода, в котором понесенные расходы принесли соответствующие доходы, расходы будущих периодов признаются в качестве текущих затрат.
   Следовательно, изменение прибыли (завышение или занижение) может происходить из-за расходов будущих периодов, которые были осуществлены в предшествующие периоды, или, наоборот, расходы будущих периодов можно в каком-то периоде не отражать, чтобы не снижать доходы в данном периоде.

   Формирование предстоящих расходов

   Для сглаживания колебаний некоторых видов производственных расходов в течение отчетного года могут создаваться резервы предстоящих расходов с использованием счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 72) предусмотрены следующие виды резервов:
   • на предстоящую оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации. Если в организации не будет предусмотрен резерв на оплату отпусков, затраты на их оплату будут отнесены на следующий финансовый год;
   • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Обычно данные выплаты производятся один раз в год установленным категориям работников. Таким образом, организация ежемесячно резервирует часть средств, а по истечении года за счет созданного резерва делает выплаты своим сотрудникам;
   • на выплату вознаграждений по итогам работы за год. Для повышения заинтересованности работников в конечных результатах деятельности организации некоторые организации производят выплаты вознаграждений по итогам работы за год. Если необходимый резерв в организации не создается, может получиться неравномерное распределение затрат в течение года, поскольку выплата вознаграждений осуществляется, как правило, в конце года или в более поздние сроки. В результате может сложиться ситуация, когда затраты по данной статье будут перенесены на следующий финансовый год, поэтому выплаты вознаграждений по итогам работы за год должны относиться на себестоимость продукции, произведенной в текущем отчетном периоде;
   • на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства. Смысл образования данного резерва заключается в том, что организация с сезонным характером производства имеет возможность отнесения предстоящих затрат на себестоимость в период, когда доходы, полученные от деятельности организации, значительно превышают текущие расходы, а списывать фактически произведенные затраты в период, когда практически не ведется деятельность, за счет созданных резервов, тем самым равномерно распределяя в течение года нагрузку на себестоимость;
   • на ремонт основных средств. Смысл резервирования затрат на ремонт состоит в исключении необоснованных колебаний себестоимости продукции, когда из-за роста стоимости ремонтных работ возможно резкое увеличение себестоимости единицы продукции, выпускаемой при помощи основных средств, которые находились в ремонте (стоимостный объем затрат растет, а натуральный объем выпуска продукции падает из-за сокращения времени работы оборудования);
   • на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий. Проведение природоохранных мероприятий – процесс довольно длительный, поэтому данные расходы, возникающие в определенный момент времени, должны быть равномерно распределены по отчетным месяцам периода, к которому относятся;
   • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Данный вид резерва создается организациями – продавцами продукции (работ), по которой устанавливаются гарантийные сроки эксплуатации. Это обычно вызвано потребностью равномерного распределения расходов на гарантийный ремонт (обслуживание), необходимость в котором, как правило, возникает ближе к окончанию гарантийного срока.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация