А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Боевые искусства Шаолиня" (страница 6)

   Шаолинь тунцзи гун шилю ши

   Шаолиньская пословица о тунцзигун: «Тренируешься с детства – останешься ребенком и в восемьдесят лет».
   Основоположником уникального метода считается чаньский патриарх Ян Деньюнь («Взошедший на облако»). Традиция ТУНЦЗИ ГУН включает в себя внутреннюю и внешнюю работы, янскую и иньскую формы. Янская форма развивает практическую технику, иньская – скрытые возможности человека.
   Из последних известных мастеров, познавших все тонкости этой системы пальма первенства отдается Хайдэну, единственному представителю ортодоксальной традиции Шаолиньской школы. Начав изучение УШУ с семи лет он не прекращал занятия на протяжении всей жизни. С семнадцати лет он посвятил себя изучению буддизма, а в сорок лет ему был присвоен духовный сан «Великого наставника». По приглашению монахов в конце 1982 года Хайдэн стал наставником Шаолиньского монастыря в провинции Хэнань. Жизнь мастера может быть примером «духовного подвига», «однако для простых смертных путь Хайдэна видимо недоступен».

   1. «СЛОЖИТЬ РУКИ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ» (соединенные ладони рук) (ШУАН ШОУ ХЕ ШИ)
   Обе ступни параллельно на расстоянии два цуня (6,4 см). Сложенные ладони, пальцами вверх, на расстоянии три цуня (9,6 см) от груди. Тело прямое, грудь расправлена, взгляд устремлен вперед.


   2. Поза СОЗЕРЦАНИЯ (Созерцание сидя с согнутыми коленями.) (ЦЮЙСИ ЦЗОЧАНЬ)
   Медленно сесть, приняв удобную позу «на каменный буддийский барабан». Затем, согнув ноги, подогнуть их внутрь. Ладони соединены перед грудью пальцами вверх. Грудь расправлена. Глаза прикрыты, оставлена щель, через которую смотрят в направлении кончика носа.


   3. «ПОДПИРАНИЕ НОГОЙ НЕБА» (чао тянъ ден)
   Медленно поднимают правую ногу к плечу; в момент, когда нога пересекает уровень макушки, правой рукой захватывают подошву правой ноги. Левая рука принимает позу перед грудью. Взгляд направлен вперед. Это положение кратковременно удерживают, после чего, опускают правую ногу и начинают выполнение упражнения на левую ногу.


   4. «ВТАПТЫВАНИЕ СВАЙ» (цай чжуан)
   Пять пеньков, диаметром около трех цуней (9,6 см) вкапывают на тренировочной площадке по вершинам четырехугольника и в его центре (расстояние между пнями от двух до пяти чи (ЧИ=0,33 м). Вначале упражнения установить пеньки на расстоянии двух чи, постепенно увеличивая до пяти чи. Поочередно выполняют упражнения по перемещению в позициях, а затем совмещают технику ходьбы с защитными и атакующими движениями.
   Упражняются до тех пор, пока движения ног не станут уверенными и непринужденными (отрыв ног быстрый, а постановка на пеньки твердая и уверенная).
   Это упражнение особо ценно при подготовке к поединкам.


   5. «Одна счастливая ладонь» (дань цзи чжан)
   Одна нога устойчиво стоит на пеньке, вторую – согнуть в колене и поднять. Руки сложены перед грудью. Затем взмахом рук принять позу. Взгляд устремлен вперед.


   6. «ОБХВАТИВ СТОПЫ, ПОКЛОНЯТЬСЯ БУДДЕ» (баофоц-зяо)
   В качестве опоры используют две деревянные чурки или два камня, расположенных на расстоянии один чи (0,33 м) друг от друга.
   Сесть ягодицами на один камень, а стопы вытянутых ног расположить на другом. Затем медленно наклонить туловище к ногам одновременно захватывая руками ступни ног. Лоб насколько возможно подтянуть к ступням.


   7. «Созерцание двух пальцев» (эр чжи чань)
   Принять позицию всю силу направлять на удержание тела на пальцах. Взгляд направлен на кончики пальцев. Наставник Хайдэн ежедневно практиковал это упражнение в течение двух минут.


   8. «Сон буддийского монаха» (лоуханьшуйцзяо)
   Приняв позу (рис.8) следить за прямым вытянутым положением корпуса, удерживая его в горизонтальном направлении. Глаза закрыты. Энергию направлять в правый локоть и левую ногу.


   9. «Подъем и приседание в шпагате»(цилоу хэнча)
   В позиции «сложить руки для поклонения» осуществить три раза сосредоточенное дыхание. Левой ногой сделать широкий шаг влево; наклонить туловище вперед и руками достать землю. Сохраняя равновесие тела, медленно раздвинуть ноги в шпагат. Поместить руки перед грудью. Взгляд устремлен вперед.


   10. «Ребенок поклоняется Будде» (детское приветствие Будды) (тунцзибайфо)
   Обе ноги стоят на буддийском коврике или на буддийской тарелке. Одну ногу поднять в висячее положение. Затем руки размещаются в приветственном жесте перед грудью. Выполнив движения наклонить голову и слегка присесть на опорной ноге.


   11. «Приветствие Будды лежа» (байфо пуцянь)
   Сесть, подогнув ноги под себя. Затем верхнюю часть тела наклонить вперед. Грудь и живот медленно прислонить к подстилке, обе руки сложены в приветственном жесте. Взгляд в левую сторону.


   12. «Голова на каменной стелле»
   Удерживать позу на макушке головы.


   13. «Опора не одной руке» (даньбейфучен)
   Правую кисть расставить «вилкой», тело натянуть как струну. Взгляд устремить вперед.


   14. «Железная ладонь усмиряет тигра» (течфанфуху)
   Выполнив дыхательные упражнения, сделать шаг правой ногой (в гунбу) и правой ладонью разбить камень.


   15. «Лежать на боку в шпагате» (чацево)
   Сесть в шпагат, наклонить тело влево, боковую часть лица приложить к колену. Огибая голову, захватить правой рукой стопу. Левая рука перед грудью. Глаза прикрыты и через щелочку направлять взгляд в сторону кончика носа.


   16. «Сидеть в позе „Лотос“ (ляньхуа пань Цзо)
   Используя, как основание буддийскую тарелку «лотос» или буддийский стул для созерцания, принять позу «лотос». Ладони перед грудью в молитвенном положении, грудь расправить, глаза прикрыты, и через оставшуюся щель смотреть в направлении кончика носа.


   С детальным описанием упражнений, методикой освоения системы, показаниями и противопоказаниями к выполнению мы не можем познакомить читателя, так как этими упражнениями можно заниматься только под руководством опытного наставника. В данной главе комплекс «Шаолинь тунцзи гун шилю ши» приводится только с ознакомительной целью.

   Глава 4
   Базовая техника шаолиньцюань

   Базовая техника является азбукой всего технического арсенала ушу. От того, как обучаемый освоит базовую технику, будет зависеть успех дальнейшего изучения техники изучаемого стиля или направления. Этот процесс можно сравнить с обучением грамотности. Выучишь азбуку, научишься правильно складывать из букв слова, а из слов предложения – будешь грамотным человеком. Допустишь где-нибудь ошибку, и мысль будет не понятна. А ошибки со временем перерастают в привычки, которые исправить чрезвычайно трудно.
   В изучении базовой техники нет мелочей. В простейшем упражнении все важно. Поэтому в процессе обучения не должно быть спешки, необходимо оттачивать каждое движение. Для этого рекомендуется использовать метод многократных повторений. В ходе отработки необходимо сохранять качество и скорость движений. Количество выполнения каждого упражнения зависит от индивидуальных способностей обучаемого, но желательно подойти к тому, чтобы выполнять движение 50 раз. Не надо пытаться достичь всего сразу. Известно, что мышечное утомление может накапливаться. В этом случае злоупотребление многократными повторениями может иметь противоположный эффект – движения становятся вялыми, неточными, наступает общее переутомление. Поэтому в ходе занятий необходимо «слушать себя», вносить коррективы в график тренировки.
   На начальном этапе отработка базовых упражнений, особенно махов ногами, стоек, ударов, прыжков, должна занимать практически весь период тренировки. При наработке гибкости и усвоении общей культуры движений долю базовой техники в процессе тренировки можно постепенно уменьшать.
   Независимо от того сколько лет или дней вы занимаетесь ушу каждая ваша тренировка после разминки должна начинаться с отработки базовой техники.
   Обязательным условием, обеспечивающим качественную отработку базовой техники, является хорошая разминка, которая должна включать различные виды бега и передвижения, суставную гимнастику и упражнения на развитие эластичности связок и разогрев мышц. Обратите внимание на то, чтобы во время разминки мышцы были расслаблены. Несложный самомассаж положительно дополнит вашу разминку.
   В ходе отработки базовых упражнений в движении рекомендуется построить обучаемых в колонну по одному, по два или более (в зависимости от количества учеников) и выполнять движения друг за другом вдоль зала(площадки). Дойдя до конца зала(площадки), ученики возвращаются на исходную позицию вдоль боковых сторон площадки в колонну по одному. Это даст им необходимый отдых перед следующим упражнением.
   Инструктор в процессе изучения и отработки базовой техники должен добиваться глубокого осознания обучаемыми того, что они делают, как делают и для чего.
   Сами монахи рекомендуют следующий порядок проведения тренировок. Утром, подъем обычно в 5.00, лучше всего отрабатывать базовую технику. Перед тренировкой – бег от 15 до 30 минут, затем 1,5-2 часа отработка базовой техники, 30 минут отдыха и завтрак.
   Днем, с 13—14 часов, отработка таолу. Сначала отрабатывается от одного до трех разделов базовой техники, после чего изучается или отрабатывается таолу. Во время отработки таолу можно отдыхать по 15—20 минут. Общее время тренировки до 3-х часов.
   Вечерняя тренировка проводится не раньше чем через час после ужина. В ходе тренировки повторяют базовую технику, после чего повторяют то, что было пройдено во время дневной тренировки. Вечерняя тренировка продолжается 2 часа.

   Основные стойки
   (БУСИН)

   Изучая стойки, необходимо помнить, что это не статичные позиции, а особые шаги, в зависимости от ситуации отличающиеся по длине и по форме. Это, прежде всего, динамика.
   Основные требования к выполнению стойки – устойчивость и возможность быстро перейти в другую стойку. Поэтому, изучая их, необходимо постоянно проверять, насколько быстро и легко вы можете сменить позицию.
   Изучив, как выполняется та или иная стойка, переходите к их отработке в движении. В дальнейшем, в ходе изучения связок и комплексов, заостряйте внимание на правильности выполнения стоек и позиций (под позицией надо понимать сочетание стойки с положением рук, направлением взгляда и внутренним состоянием).
   В шаолиньцюань высота стоек может быть разной в зависимости от боевой ситуации. Для обучающихся высота стоек будет указываться в требованиях к конкретным комплексам, но в начальный период стойки лучше отрабатывать в более низких позициях.
   В начальный период изучения стоек положение рук следующее: кисти сжаты в кулаки и прижаты к поясу, локти отведены назад.
   В процессе обучения надо помнить, что в монастыре Шаолинь стойкам уделялось особое внимание, причем этот вид тренировки занимал главное место в течение первых пяти лет подготовки усэнов.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация