А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Боевые искусства Шаолиня" (страница 4)

   После Хайдэна, который скончался в 1989 году, настоятелем Шаолиня стал Суси, он же стал президентом Международной ассоциации шаолиньцюань, созданной в мае 1994 года.

   Глава 2
   Принципы шаолиньских боевых искусств

   Современный шаолиньцюань продолжает славные традиции, заложенные легендарными основателями стиля. Обучение технике шаолиньцюань складывается из четырех больших разделов.
   Первый из них включает работу голыми руками – цюаньшу. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу.
   Второй раздел – парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).
   Третий раздел – искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Прежде всего, это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копье, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия.
   Четвертый раздел включает методы нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.
   Прежде чем начать изучение шаолиньцюань, ученик должен ознакомиться с принципами боевой добродетели, шаолиньскими заповедями, правилами настоятелей Чжэнсюя и Мяосина, как основ для духовной и нравственной подготовки бойца, который собирается изучать шаолиньское ушу как полноценный комплекс духовной, боевой и культурной традиции.

   Шаолиньские заповеди

   1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.
   2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
   3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.
   4. В отношении собратий следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
   5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.
   6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь на уровень бровей. Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали взаимопомощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.
   7. Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Нужно благоговейно придерживаться этого запрета, не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.
   8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, к тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.
   9. Нельзя необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в мир в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты точно уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и бесчеловечен, то можно начинать преподавать ему патру и рясу, т. е. учение. Но если он впадает в грех увлечения вином и развратными желаниями, то надо взять клятву с этого человека, дабы он впредь соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же уверовать в это на всю жизнь. Это первый и наиважнейший принцип нашей школы, и ни в коем случае им нельзя пренебрегать.
   10. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевые искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны накрепко запомнить это.

   Правила Мяосина

   Мяосину принадлежит последняя редакция правил шаолиньского удэ. Они были обобщены под названием «Пять запретов и семь вредоносных факторов».
   Монах писал: «Первое – сторонись нерадивости и лени, второе – сторонись гордыни и похвальбы, третье – сторонись вспыльчивости и суетливости, четвертое – избегай перескакивать через установленные ступени, пятое – избегай чрезмерного увлечения вином и женщинами». Семь вредоносных факторов заключались в следующем: «Первый – сексуальные связи вредят семени, второй – вспышки гнева вредят ци, третье – мучительные раздумья угнетают дух, четвертый – зависть вредит сердцу, пятый – излишества в напитках и питие вредят крови, шестой – ленивый образ жизни вредит мышцам, седьмое – суетливость вредит костям».

   Порядок и правила проведения занятий в группах шаолиньских боевых искусств

   1. При входе в зал боец должен осуществить приветственный поклон залу и поклон учителю, если он находится в зале, не подходя к нему и не ожидая ответного приветствия. При выходе из зала повторить церемонию.
   2. Бойцы самостоятельно разминаются до начала тренировки. Наставник (учитель или инструктор) в отдельной части (1/3 зала), и в это время его нельзя беспокоить, если он сам не позовет ученика. Все обращения к наставнику на тренировке делаются через младшего инструктора (старшего ученика).
   3. В начале тренировки наставник проводит построение и выполняет общешаолиньский поклон, сопровождающийся словами: «Нимэн хао». При выполнении шаолиньского поклона руки складываются перед грудью, кулак правой руки находится в ладони левой. В момент поклона головы руки легким толчком подаются вперед. При построении и приветствии все находящиеся в зале, в том числе посетители, должны стоять.
   4. Наставник объявляет тему и цели предстоящего занятия.
   5. Общая разминка. Разминка включает в себя: пробежку, дыхательные упражнения, упражнения для разогревания мышц и разминки суставов, махи ногами, удары в передвижении, прыжки и акробатические элементы.
   Специальная физическая подготовка.
   Перерыв в течение 3-х минут. Во время перерыва нельзя садиться, и следует самостоятельно размять те части тела, которые, по мнению бойца, не достаточно разогреты.
   6. Повторение (разъяснение) правил боевой морали Цзюэюаня.
   7. Повторение базовых комплексов (связок).
   8. Проверка усвоения материала прошлого занятия.
   9. Изучение нового комплекса или новых техник.
   10. Техника саньда, проведение поединков.
   11. Короткое повторение комплекса или части комплекса, изученного на данном занятии.
   12. Выборочные поединки для учеников среднего и старшего уровня. Для учеников начального уровня – акцентированные упражнения на растяжение сухожилий.
   13. Теоретическая часть занятия. В течение 10 минут провести разъяснение темы занятия.
   14. Шаолиньский цигун – Ицзиньцзин.
   15. Завершение занятия:
   – общее построение;
   – определение домашнего задания;
   – рассказ о построении самостоятельной тренировки до следующего занятия вне спортивного зала;
   – наставник осуществляет общешаолиньский поклон со словами «Цзай цзен».

   Примечания:
   1. На каждой тренировке уделять особое внимание:
   – истории и идеологии школы;
   – названию и истории международной федерации и ее национального отделения.
   2. Регулярно называть имена патриархов стиля и ведущих мастеров современности, ясно и четко разъясняя генеалогическую линию школы, чтобы ученики ощущали себя членами традиции.
   3. Перед объяснением каждой новой техники или комплекса рассказывать о ее особенностях, истории, объяснять название и место этой техники в общей структуре стиля.
   4. Уделять особое внимание воспитанию уважения к патриархам стиля, мастерам и инструкторскому составу. Четко определять и строго поддерживать иерархическую структуру школы. Обращать особое внимание на интеллектуальное развитие учеников, обеспечивать их ознакомление с литературой, рекомендованной Исполкомом национальной Федерации. Давать разъяснение по всем интересующим вопросам, касающимся обучения, истории и философии ушу, месте изучаемого стиля в общей структуре ушу.
   5. Прививать ученикам осознание понятия истинной традиции и разъяснять положения других школ и клубов ушу в этой системе.
   6. Знать наизусть и давать разъяснения по следующим стилевым положениям:
   – 10 запретов Цзюэюаня;
   – 10 шаолиньских заповедей;
   – правила настоятеля Чжэнсюя;
   – правила настоятеля Мяосина;
   – кодекс правил шаолиньского монастыря.

   Глава 3
   Система нэйгун в шаолиньской традиции

   Методы нэйгун («внутреннее искусство», «внутренняя работа») в шаолиньском ушу понимались как практика укрепления собственного тела путем налаживания циркуляции ци и достижение крепости духа через буддийские методы медитации. Они включали в себя комплексы дыхательных и медитативных упражнений, гигиенические и диетологические предписания, а также особый тип духовного воспитания.
   Шаолиньское искусство включает несколько десятков комплексов нэйгун: бадуаньцзин («Восемь отрезов парчи»), да шаолинь нэйгун («Большой комплекс внутреннего шаолиньского искусства»), цзиньгун («Легкое искусство»), дунцзягун («Искусство ребенка») и другие.
   Дунцзягун – «Искусство ребенка» – необычайно сложный и полезный комплекс, состоящий из шестнадцати основных упражнений. Этим комплексом можно было овладеть, лишь начав изучать его в детстве, ибо в зрелом возрасте многие упражнения, в частности развивающие гибкость и равновесие, были уже недоступны.
   Первые позиции – сидя и стоя со сложенными перед грудью руками – предназначались для медитации, концентрации внимания и регулирования дыхания перед остальными, более сложными упражнениями. Упражнение «Ударить ногой в небо» предусматривало стойку на одной ноге, другую ногу следовало поднять к голове и полностью выпрямить так, чтобы стопа смотрела вверх. Другое упражнение, «Чаньское искусство двух пальцев», заключалось в стойке на одной руке на двух пальцах. Существовало более сложное упражнение – стойка на голове, когда ладони прижаты к бедрам. Это требовало не только великолепного чувства равновесия, но и серьезных достижений в практике нэйгун, потому что посредством одних лишь физических усилий такую позицию принять невозможно. Занимаясь «Искусством ребенка», монахи учились раскалывать камни ударом, удерживать равновесие в сложных позициях и многое другое.


   «72 искусства Шаолиня» – система, состоящая из 72 классических тренировочных упражнений нэйгун, создание которой приписывается Цзюэюаню. 26 из них относились к мягкому разделу и способствовали «внутреннему укреплению», остальные были объединены в жесткий раздел и развивали внешний, силовой аспект.
   Одной из самых знаменитых систем шаолиньских методов нэйгун считается ицзиньцзин, чье название можно перевести как «Канон об изменениях в мышцах», или «Канон преобразования мышц». Многие авторы в работах, посвященных истории шаолиньского ушу, высказывают мнение, что именно в ицзиньцзин изложены секреты ранних видов ушу, представляющих комплекс приемов, которые преподавал сам Бодходхарма монахам.
   Ицзиньцзин по праву считается основным и базовым комплексом, с которого начинается обучение шаолиньской внутренней традиции.
   Шаолиньская традиция гласит, что ицзиньцзин был составлен самим Бодхидхармой перед тем, как он покинул монастырь, и поэтому традиционно именуется «Дамо ицзиньцзин» – «Канон изменения в мышцах», составленный Бодхидхармой. Если точно следовать легенде, Бодхидхарма оставил монахам, перед тем как покинуть монастырь, два трактата по основам духовной и физической практики: ицзиньцзин и «Сисуйцзин» («Канон об омовении спинного мозга»). Оригинал «Сисуйцзина» был утрачен, а затем, уже в XVIII—XIX вв., написан заново, однако мы не знаем, насколько он соответствует оригиналу. Ицзиньцзин же сохранился в целостном виде и считался долгое время «величайшей тайной монастыря Шаолинь».
   Возможно, что реальные события были несколько иными. Существует, в частности, версия, что трактат изначально был создан не в монастырской среде, но среди народных мистических школ, и уже затем в XVII—XIX вв. попал в монастырь. Сегодня существует несколько версий трактата, хранящихся в архивах Шаолиня. Они несколько отличаются по тексту, однако последовательность комплекса совпадает.


   Иллюстрации «Ицзиньцзина»: иглы и молоточки для воздействия на точки, гимнастические упражнения.

   Долгое время текст ицзиньцзина и методики, изложенные в нем, считались тайными и передавались лишь внутри Шаолиньского братства. Однако само название ицзиньцзин стало широко популярным, поэтому по всему Китаю появилось немало «подражаний» под древнюю систему, естественно, не представляющих собой ни полноценной духовной практики, ни дающей той эффективности, которую даровал истинный канон. Сегодня наиболее известным шаолиньским наставником, носителем традиций ицзиньцзина, считается Ши Дэцянь.
   С XVIII в. этот комплекс вошел в каждодневную практику шаолиньских монахов, независимо от того, практиковали они ушу или нет. Он рассматривался как основное оздоровительное и медитативное упражнение, как способ поддержания гибкости тела и чистоты сознания. С конца 80-х – начала 90-х гг. XX столетия комплекс ицзиньцзин стал преподаваться в ряде учебных заведений в уезде Дэнфэн, где располагается Шаолиньский монастырь. Он также является одним из основных базовых комплексов Международной федерации шаолиньского ушу (МФШУ) и Международной академии ушу Шаолиньского монастыря. Начиная с 1996 г., российские представители и члены Федерации шаолиньских боевых искусств начали активную практику этого комплекса под руководством наставника Ши Дэцяня.
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация