А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Макроэкономика" (страница 24)

   ВОПРОС 59

   Открытая экономика. Модель Манделла—Флеминга.
   ОТВЕТ
   ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА – это экономика, означающая:
   а) что страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг;
   б) что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках.
   Если в закрытой экономике все произведенные товары и услуги продаются внутри данной страны и все расходы делятся на три составные части: потребление, инвестиции и государственные расходы, то в открытой экономике значительная часть выпущенной продукции экспортируется за границу.
   В открытой экономике расходы на произведенную продукцию можно разложить на четыре составляющие:
   • потребление отечественных товаров и услуг – Cd;
   • инвестиционные расходы на отечественные товары и услуги – Id;
   • государственные закупки отечественных товаров и услуг – Gd;
   • экспорт товаров и услуг, произведенных внутри страны, – EX.
   Разделение расходов на указанные составляющие представлено в следующей формуле:
   Y = Cd+ Id+ Gd+ EX.
   Сумма первых трех слагаемых Cd+ Id+ Gdпредставляет собой величину внутренних расходов на отечественные товары и услуги. Четвертое слагаемое EX выражает величину расходов иностранцев на товары и услуги, произведенные внутри данной страны.
   Различают малую открытую экономику и большую открытую экономику.
   Малая открытая экономика – это экономика небольшой страны. Модель малой открытой экономики включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку ее сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.
   Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Япония, Китай, Германия и др.), оказывающая существенное влияние как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие страны обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому они оказывают воздействие на мировую ставку процента.
   МОДЕЛЬ МАНДЕЛЛА—ФЛЕМИНГА – модель малой открытой экономики, используется с целью оценки результатов проведения различных видов экономической политики при фиксированных и плавающих обменных курсах.
   Модель Манделла—Флеминга включает в себя три уравнения:
   Y = C(Y – T) + I(r) + G + NX(e), IS;
   M/P = L(r, Y), LM;
   r = r*.
   Первое уравнение характеризует товарный рынок, второе – денежный рынок, третье показывает, что внутренняя процентная ставка (r) определяется уровнем мировой процентной ставки (r*).
   Модель содержит три эндогенные переменные: Y, r и e. Предлагается построить два графика. В каждом графике одна из переменных величин принимается за константу, а анализ проводится во взаимосвязи двух переменных. Модель Манделла—Флеминга Y—r представлена на графике (рис. 59.1).
   На рис. 59.1 показано, что кривая IS направлена вниз, LM – вверх. Горизонтальная линия изображает мировую процентную ставку.
   График имеет две особенности:
   1) положение кривой IS обусловлено уровнем обменного курса. Повышение обменного курса сдвигает кривую влево;
   2) все три кривые пересекаются в одной точке. Но можно предположить, что эти три кривые не пересекаются в одной точке (рис. 59.2).
   В этом случае возможны два варианта:
   Рис. 59.1

   Рис. 59.2
   1) поскольку обменный курс очень низок, то кривые IS и LM пересекаются выше уровня мировой процентной ставки (рис. 59.2, а). Такая ситуация стимулирует зарубежных инвесторов во вложение капитала в экономику данной страны, что вызывает рост курса ее валюты и смещение кривой IS вниз;
   2) кривые IS и LM пересекаются в точке, где внутренняя процентная ставка ниже мировой (рис. 59.2, б). В этом случае инвесторы данной страны заинтересованы в том, чтобы вывезти свой капитал, в результате чего обменный курс ее валюты понизится и кривая IS сдвинется вверх.
   Таким образом, равновесие устанавливается в точке пересечения кривой LM с горизонтальной линией на уровне мировой процентной ставки.
   Модель Манделла—Флеминга (Y-e) представлена на графиках (рис. 59.3, 59.4).
   На рис. 59.3 по вертикальной оси обозначены значения обменного курса, по горизонтальной – значения дохода. Предполагается, что процентная ставка неизменна и равна мировой. В этом случае на графике показаны два уравнения:
   Y = C(Y – T) + I(r*) + G + NX(e), IS*;
   M/P = L(r*, Y), LM*.
   Равновесие экономики обеспечивается в точке пересечения двух кривых – IS и LM. Данная точка пересечения отражает уровни обменного курса и дохода. На графике изображено равновесие товарного рынка (IS*) и денежного рынка (LM*) . Когда мировая процентная ставка задана, то уравнение LM* фиксирует совокупный доход безотносительно к уровню обменного курса.
   На рис. 59.4, а показана кривая дохода LM при мировой процентной ставке r*, обозначенной горизонтальной линией. Эти кривые в своей совокупности определяют уровень дохода безотносительно к обменному курсу. На рис. 59.4, б изображено, каким образом кривая LM* принимает форму вертикальной прямой.
   Диаграмма Y-e показывает, как уровень обменного курса сказывается на изменении в экономической политике.
   Рис. 59.3
   Рис. 59.4
   Модель Манделла—Флеминга может использоваться при анализе экономической политики государства в условиях плавающего и фиксированного обменных курсов.
   Анализ модели Манделла—Флеминга приводит к выводу о том, что результаты любой экономической политики государства в малой открытой экономике обусловлены фиксированным или плавающим обменными курсами. Так, при плавающем обменном курсе на доход оказывает воздействие только кредитно-денежная политика, в то же время воздействие стимулирующей бюджетно-налоговой политики практически сводится к нулю вследствие повышения курса валюты. При фиксированном обменном курсе на доход воздействует только бюджетно-налоговая политика, в то время как кредитно-денежная политика практически не оказывает влияния на доход, ибо изменение предложения денег преследует цель обеспечить обменный курс на заданном уровне.
   МАНДЕЛЛ Роберт (р. 1932), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г. Закончил Технический институт штата Массачусетс. Автор работ по макроэкономике и по истории международной валютной системы. Манделл разработал один из первых проектов единой европейской валюты, теорию оптимального валютного пространства, теорию инфляции и процента, теорию экономики предложения. Им опубликовано более ста научных работ. Среди них такие как «Конфликт и реформа» (1965), «Человек, экономическая теория и мировая экономика» (1968), «Процент, инфляция и развитие мировой экономики» (1971), «Нарушение равновесия в мировой экономике» (1990) и др. В своей книге «Международная экономика» (1968) он анализирует влияние денежно-кредитной и фискальной политики на открытую экономику. В международную торговлю и в перелив капитала он вводит модель IS-LM, что позволяет ему показать зависимость между стабилизационной политикой и международным движением капитала. И только крах Бреттон-Вудской валютной системы анализу Манделл придает свою актуальность. Большое внимание им уделяется скорости установления экономического равновесия на товарном рынке и рынке активов, активному и пассивному сальдо платежного баланса.
   Особое внимание он придает валютной системе страны в долгосрочном периоде: при плавающем валютном курсе усиливается денежно-кредитная политика, а при фиксированном курсе государство проводит фискальную политику.

   ВОПРОС 60

   Формирование открытой экономики в России.
   ОТВЕТ
   Открытая экономика имеет конкретные качества на уровне макроэкономики, микроэкономики и в деятельности государства. В макроэкономке этими качествами являются:
   а) стабильная внешнеэкономическая специализация страны на базе сравнительных издержек производства и качества товаров:
   б) устойчивость валютно-финансового состояния страны;
   в) конвертируемость отечественной валюты.
   Экономика России располагает необходимым потенциалом для создания большой открытой экономики. Приведем один факт. Оценочная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых составляет в России $30 трлн, в США – 10, в Китае – 5, в Западной Европе в целом – не более $2,5 трлн.
   В качестве основных предпосылок формирования большой открытой экономики в России можно назвать следующие:
   1) более энергичное участие России в международном разделении труда;
   2) повышение роли международных экономических связей в качестве интенсивного фактора экономического развития страны и структурных преобразований;
   3) нарастание национального воспроизводства с перспективой достижения уровня промышленно развитых стран по:
   – технической вооруженности живого труда,
   – издержкам производства,
   – качеству выпускаемой продукции;
   4) на основании новой парадигмы взаимоотношений России с мировой экономикой необходимо осуществить переход от традиционного обмена товарами и услугами к более высоким формам международного сотрудничества: к взаимопроникновению капитала, к научно-технической кооперации, к производственной интеграции и др.;
   5) формирование и развитие конкурентной среды в экономике.
   Однако создание большой открытой экономики не исключает многочисленных потерь и негативных социально-экономических последствий, к которым можно отнести следующие:
   а) упадок национального производственного потенциала в результате ликвидации некоторых отраслей и предприятий;
   б) сохранение структуры экономики, в которой преимущественное значение будет иметь добывающая промышленность;
   в) консервация такой структуры вывоза и ввоза товаров и услуг, вследствие чего Россия будет экспортировать в основном сырье, а импортировать конечную продукцию;
   г) утрату Россией заметной роли во внешней торговле, в частности, мировых рынков сбыта машин, оборудования, транспортных средств и военной техники;
   д) потерю отечественными товаропроизводителями значительной доли внутрироссийского рынка сбыта и др.
   Что предполагает открытая экономика?
   – Элиминацию барьеров для движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы между национальным и внешним рынком.
   – Структурную перестройку народного хозяйства, а также учет национальных особенностей экономики России.
   – Активное участие государства в разработке и реализации структурной, индустриальной и международной экономической политики.
   – Повышение роли России на мировом рынке.
   – Свободную миграцию населения и рабочей силы.
   Формирование большой открытой экономики в России выдвигает проблему соотношения между уровнем открытости экономики и обеспечением защиты национальных интересов, которые должны иметь приоритетный характер.
   Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние экономики страны.
   К внутренним факторам относятся:
   а) нестабильность экономического роста. В 1990-1998 гг. в России происходил трансформационный экономический кризис и только с 1999 г. наметилось некоторое оживление экономики;
   б) резкое понижение технико-технологического уровня экономики. Физический износ основных производственных фондов в народном хозяйстве достиг критической стадии – 65-75%;
   в) продолжение криминализации экономики и общества. К внешним факторам, влияющим на ухудшение экономики России, относятся:
   а) угроза трансформации России в экспортера нефти, газа, металлов и других природных ресурсов;
   б) усиление импортной зависимости России от иностранных поставок пищевкусовых товаров и сырья для их производства; машин, оборудования, транспортных средств, а также промышленных товаров народного потребления;
   в) сокращение внешнего долга, составляющего на 01.01.2005 $110,5 млрд;
   г) крупные объемы утечки капитала из России за рубеж, достигающие, по оценкам специалистов, $25-30 млрд ежегодно.
   Внутренние и внешние факторы, отрицательно влияющие на экономику России, действуют в тесной взаимосвязи. Например, крупные масштабы внешнего долга сочетаются с сырьевой ориентацией российского экспорта.
   Открытость экономики не означает, что Россия должна полностью отказаться от протекционизма во внешней торговле. Напротив, необходимо применять как выборочный протекционизм, так и административные меры регулирования внешнеэкономических связей.
   Открытая экономика – понятие условное, в мире нет ни одной страны, которая имела бы абсолютную открытую экономику.
   Существуют и другие факторы, влияющие на экономическую безопасность России. Одной из наиболее актуальных является проблема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
   Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена (взамен ГАТТ) 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО – правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое существовало с 1947 г. по 1994 г.
   ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами.
   Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии проводятся по крайней мере каждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО.
   В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 140 стран мира, еще более тридцати государств находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Правилами ВТО регулируется почти 90% стоимости объема мировой торговли. В середине 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ, которой формально унаследован от бывшего СССР. Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Проблема вступления РФ в ВТО имеет два аспекта: стратегический и тактический. Исходя из стратегических интересов Россия, безусловно, не может существовать и развиваться обособленно от экономики других стран и регионов, она должна иметь свое место в мировой экономике. Следовательно, речь может идти не о выборе пути как такового. Тактическая составляющая должна исходить из фактора времени, условий, последствий, а также из готовности экономических агентов разных уровней к вступлению в эту международную организацию. Поэтому решение данной проблемы должно предполагать широкую дискуссию российской общественности, включая в первую очередь предпринимательский актив. Стремление ускорить вступление России в ВТО может обернуться для нашей страны отрицательными последствиями.
   Внешние и внутренние факторы экономической безопасности не существуют порознь, но сочетаются. Например, крупные объемы внешней задолженности сочетаются с сырьевой ориентацией экспорта, вызванной низким уровнем эффективности производства и низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей народного хозяйства.
   Мировой опыт показывает, что выход из кризисного состояния экономики может успешно достигаться посредством применения административных мер регулирования внешнеэкономических связей. Представляется, что протекционизм в экономической политике России относительно перспективных отраслей с точки зрения создания новой экономической модели, позволяющей успешнее входить в мировую экономику, может быть предпочтительнее.
   Формирование открытой экономики в России связано с глобализацией. Глобализация (от англ. global – мировой, всемирный) – весьма сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она стимулирует социально-экономическое развитие, а с другой – обостряет существующие и вызывает новые противоречия.
   В современной литературе существует множество различных определений глобализации.
   Зарубежные социологи характеризуют глобализацию как движущую силу перехода от одного типа общества к другому, от индустриальной социально-экономической системы к постиндустриальной.
   Отечественные ученые под глобализацией понимают новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов интернационализации всех сфер общественной жизни.
   Глобализация имеет положительные и отрицательные черты. К положительным эффектам относятся:
   • снижает таможенные барьеры;
   • сокращает издержки производства;
   • распространяет новые виды технологий;
   • привлекает капиталы ТНК, ТНБ к решению проблем модернизации экономики развивающихся стран;
   • способствует ускорению развития некоторых стран.
   Вместе с тем глобализация может выступать источником многих проблем, из них:
   • увеличивать неравномерность и противоречивость в мировом развитии:
   • размывать национальный суверенитет;
   • не обеспечивать социальной справедливости;
   • вызывать массовые потоки миграции населения из бедных стран в богатые, в результате чего обостряется ситуация в них;
   • нарастание конкурентной борьбы между странами и др.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28 29 30

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация