А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Макроэкономика" (страница 19)

   ВОПРОС 50

   Кредитно-денежная политика: цели и инструменты.
   ОТВЕТ
   КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы.
   Кредитно-денежная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
   Выделяют конечные и промежуточные цели. Конечные цели. К ним относят:
   а) быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
   б) низкий уровень безработицы;
   в) стабильные цены;
   г) устойчивый платежный баланс.
   Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики, является важным направлением экономической политики государства.
   Промежуточные цели. К ним относят:
   а) денежную массу;
   б) ставку процента;
   в) обменный курс.
   Эти цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики Центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.
   Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.
   К прямым инструментам относят:
   а) лимиты кредитования;
   б) прямое регулирование процентной ставки. К косвенным инструментам относят:
   а) операции на открытом рынке;
   б) изменение нормы обязательных резервов;
   в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
   Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, Центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.
   Операции на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.
   Изменение норм обязательных резервов – метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.
   Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от:
   а) вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);
   б) размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).
   Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.
   В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредит-ная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.
   Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.
   Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряют доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.
   Изменение учетной ставки – это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.
   В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.
   Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.
   Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.
   Кредитно-денежная политика, осуществляемая Центральным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокраща-ет инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.
   Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, Центральный банк воздействует на промежуточные цели – денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.
   Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей – на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере – на реальный объем выпуска.
   При осуществлении денежно-кредитной политики возникает необходимость в планомерных действиях экономических агентов, т. е. в трансмиссионном (передаточном) механизме. По мнению Кейнса, суть этого механизма заключается в следующем: при увеличении массы денег (например, путем покупки Центральным банком облигаций на открытом рынке) происходит увеличение резервов коммерческих банков. В этой ситуации коммерческие банки столкнутся с трудностью размещения кредитов при сложившейся процентной ставке. В результате на финансовом рынке произойдет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков. На рынке ценных бумаг будет происходить снижение облигационной процентной ставки. Следовательно цена облигации растет, а доходность снижается. При снижении доходности облигаций и расширении привлекательности подешевевших кредитов публика будет продавать облигации. И этот процесс будет наблюдаться до тех пор, пока не восстановится денежное равновесие. На товарном рынке снижение процентной ставки приведет к тому, что ранее неэффективные проекты станут для предпринимателей эффективными и они расширят спрос на инвестиции. Это приведет к росту общего объема плановых расходов и, следовательно, к расширению эффективного спроса.
   Таким образом, роль «несущей конструкции» в трансмиссионном механизме выполняет процентная ставка.

   ВОПРОС 51

   Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы.
   ОТВЕТ
   ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.
   Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:
   а) обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;
   б) развитие НТР, требующего огромных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;
   в) неспособность рынка решить экологические, социальные проблемы;
   г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.
   Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.
   СУБЪЕКТАМИ государственного регулирования являются:
   а) носители;
   б) выразители;
   в) исполнители хозяйственных интересов.
   К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
   Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные
   союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
   К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
   ОБЪЕКТАМИ государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
   Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
   Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
   а) фирма;
   б) район;
   в) отрасль;
   г) сфера производства;
   д) национальная экономика;
   е) международные отношения.
   ЦЕЛЯМИ государственного регулирования экономики выступают:
   а) экономическая и социальная стабильность – главная цель;
   б) опосредующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) – конкретные цели.
   В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, которые включают в себя:
   а) методы прямого государственного регулирования;
   б) методы косвенного государственного регулирования.
   Прямые методы выступают в следующих основных формах:
   а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;
   б) государственные закупки;
   в) функционирование государственного сектора экономики.
   Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
   а) кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
   б) бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
   в) ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
   г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).
   В государственном регулировании экономики используются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, основными формами которых являются:
   а) антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
   б) введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
   в) определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).
   Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:
   а) национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);
   б) строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;
   в ) покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь в настоящее время является преобладающим.
   Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридмен, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства.
   По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загрязнение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) наносят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной системы здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридмен считает, что спрос и предложение – наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».
   И еще один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон о минимальной заработной плате. По Саму-эльсону, этот закон является способом помочь рабочим, находящимся внизу доходной пирамиды. По Фридмену, наоборот, этот закон вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной плате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих; в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.
   САМУЭЛЬСОН Пол Антони (р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. Наиболее значительным экономическим трудом ХХ в. считается его книга «Основы экономического анализа» (1947), в которой ключевое значение имеет разработка теории экономической динамики, центральное место в ней занимают понятия экономического максимума и определение условий экономического равновесия. Его работа «Экономикс: введение в анализ» стала самым распространенным в мире учебником по экономической теории.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация