А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Макроэкономика" (страница 17)

   ВОПРОС 44

   Фискальная политика государства: цели и виды.
   ОТВЕТ
   ПОД ФИСКАЛЬНОЙ (БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ) ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВА понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
   Выделяют следующие цели фискальной политики:
   • сглаживание колебаний экономического цикла;
   • обеспечение устойчивого экономического роста;
   • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
   Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.
   Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы.
   Основными инструментами дискреционной политики выступают:
   а) изменения ставок налогообложения;
   б) проекты общественных работ;
   в) трудоустройство населения.
   Это активная фискальная политика государства.
   Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:
   1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.
   2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.
   Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.
   Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.
   Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.

   ВОПРОС 45

   Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды.
   ОТВЕТ
   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке.
   Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.
   Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных займов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.
   Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.
   Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.
   Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит.
   Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток.
   Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:
   а) у Центрального банка;
   б) у населения.
   Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие:
   а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) – ΔM;
   в) выпуск займов – ΔB.
   Дефицит = ΔM + ΔB.
   При монетизации дефицита государственного бюджета государство получает сеньораж – доход, извлекаемый в результате выпуска в обращение дополнительного количе-ства денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск:

   где Mc – затраты по изготовлению новых денег.
   Доход от сеньоража всегда получает государство, исключая случаи, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны в качестве официальной.
   В настоящее время сеньораж – это не просто способ печатания денег, явно усиливающий инфляцию, сеньораж реализуется путем создания резервов коммерческих банков[7].
   Инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств, которые несут потери, вызванные ростом инфляции; для него вполне применима кривая Лаффера, где базой налогообложения выступают реальные кассовые остатки.
   Если дефицит бюджета финансируется при помощи выпуска государственных займов, то увеличивается рыночная ставка процента соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.
   Выделяют первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу.
   Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами.
   Для того чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, государство может прибегнуть к:
   а) рефинансированию, т. е. выпуску новых займов;
   б) конверсии, т. е. изменению условий займа относительно доходности;
   в) консолидации государственного долга, т. е. изменению условий относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).
   Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
   Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости.
   Циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.
   Определить глубину бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга.
   Государственный бюджет РФ в 2004 г. принят Государственной думой, одобрен Советом Федерации, подписан 23 декабря 2003 г. Президентом РФ.
   Государственный бюджет РФ в 2004 г. утвержден по доходам 2 трлн 742 млрд 850 млн руб., по расходам – 2 трлн 659 млрд 447 млн руб., превышение доходов над расходами (профицит) составил 83 млрд 403 млн руб.
   Валовой внутренний продукт РФ в 2004 г. составит 15 трлн 300 млрд руб. Инфляция прогнозируется в пределах 10%. Экономический рост определен в пределах 5,2% ВВП.
   В 2004 г. бюджеты субъектов РФ увеличиваются на 451 млрд руб., что означает прирост в среднем на 27%, из них 90 млрд руб. – на прирост заработной платы.
   В 2004 г. на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы. В расчете бюджета была заложена цена на нефть 20 долл. за баррель. Разница между фактической ценой и 20 долл. за баррель поступит в стабилизационный фонд (его цель демпфировать колебания цен на нефть на мировом рынке), в него будут зачислены остатки средств федерального бюджета на конец 2003 г.
   Расходы на фундаментальную науку, содействие НТП увеличатся по сравнению с 2003 г. на 15%. На 20% возрастут расходы из федерального бюджета на образование и здравоохранение.
   В 2004 г. для сельхозсектора планируется реструктурировать 57 млрд руб. задолженности.
   От уровня развития человеческой личности зависит конкурентоспособность страны. Поэтому не случайно страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за последние два десятилетия увеличили свои социальные расходы с 19,5 до 24% к ВВП.

   ВОПРОС 46

   Бюджетный дефицит и государственный долг.
   ОТВЕТ
   Можно выделить три основные концепции бюджетного дефицита:
   1. Концепция ежегодного балансирования, основанная на рикардианском равенстве, согласно которому финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов.
   Пусть в первый период бюджетный дефицит равен:
   D = G1 – T1 (1)
   Правительство финансирует этот дефицит, продавая гособлигации, тогда во втором периоде правительство должно собрать налогов (T2) для выплаты задолженности, включая проценты для оплаты госзакупок (G2).
   T2 = D(1 + r) + G2, (2)
   где r – ставка процента.
   Подставив в (2) величину долга (1), получим:
   T2 = (G1 – T1 )(1 + r) + G2. (3)
   Раскроем скобки и перенесем налоги влево. Разделим полученное выражение на 1 + r:
   T1(1 + r) + T2 = G1(1 + r) + G2; (4)

   Полученное уравнение является государственным бюджетным ограничением.
   2. Концепция циклического балансирования основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.
   Для того чтобы противостоять спаду экономики, необходимо, снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом, правительство вызывает дефицит госбюджета. В ходе следующего за этим инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы.
   3. Концепция функциональных финансов основана на идее сбалансированности экономики, а не бюджета.
   Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
   Различают внешний и внутренний долг.
   Внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран.
   Внутренний долг – задолженность государства гражданам и организациям своей страны.
   Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвязаны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:
   1. Первая проблема возникает при оценке реального дефицита госбюджета.
   Реальный дефицит бюджета – это:
   Номинальный дефицит бюджета – Величина госдолга на начало года × Темп инфляции.
   2. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.
   3. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.
   Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность – происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
   Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно расплачиваться ресурсами страны.
   Соотношение Долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.
   В РФ крупный внешний долг и низкий показатель «внутренний долг/ВВП» (в 2001 г. он составил 8,4% против 21,6% в США).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация