А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Путеводитель по Даляню" (страница 1)

   Путеводитель по Даляню

   Информация об издателе

Издатель:
   Международный информационно-издательский центр «Азия-Дэйта»
   690090, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Вострецова, 36
   Тел./факс: (4232) 65-02-13, 65-02-15, тел.: (4232) 65-02-14,
   www.asiadata.ru, e-mail: format@asiadata.ru
Представительства в КНР:
   Пекин:
   Пекин, 100007, Дунчжимэнь нэй, Бэй сяоцзе, 16-4-4, F1, F2
   Тел: 86 (10) 840-78-136; тел./факс: 86 (10) 840-78-226
   Моб. 13811776770, e-mail: oleg.zvegintsev@gmail.ru

   Харбин:
   Информационно-консалтинговая компания по китайско-российскому сотрудничеству
   КНР, пров. Хэйлунцзян, Харбин
   Тел./факс: 86 (451) 83096278; тел. (сот.): 13384616502; e-mail: dsf612@126.com (англ., кит., рус.)

   Суйфэньхэ:
   Компания международной торговли «Юньчэн»
   КНР, пров. Хэйлунцзян, Суйфэньхэ, Центральная площадь, здание гост. «Сюйшэн», 803
   Тел./факс: 86 (455) 3993831; тел. (сот.): 13604603831; e-mail: yuncheng2005a@163.com (кит., рус.)

   Страницы истории

   Начало. Люйшунь и Даляньвань

   Если сегодня жемчужиной северо-восточного Китая считается город Далянь, то раньше основным центром жизни на побережье Желтого моря являлся город Люйшунь – основная крепость и база китайского флота на севере империи. Выгодное стратегическое положение Люйшуня и его соседа Даляня привело к тому, что за 100 лет оба этих города девять раз меняли своих хозяев.
   В начале XIX века Британия начала ввозить в Китай опиум и продавать его подданным китайской империи с завидной прибылью. Вскоре китайское правительство воспротивилось ввозу опиума англичанами на территорию Китая, так как практически каждый китаец начал употреблять его и это грозило полным подрывом генофонда нации. Между Китаем и Британской империей начались так называемые Опиумные войны. Победив в первой, Британия решила закрепить свои успехи и начала вторую Опиумную войну.
   Основной базой китайского флота на северном побережье Китая являлся порт Люйшунь, который был захвачен англичанами в 1858 г. и переименован ими в Порт-Артур. Однако англичанам пришлось возвратить его Китаю. Последний, с помощью немецких инженеров, стал усиленно превращать порт в крепость: была вырыта новая бухта, построены доки, проведено электричество, построены 8 фортов с 62–мя орудиями и гарнизоном в 7500 человек.
   Из-за раздела сфер влияния в Корее в 1894 г. началась японо-китайская война. В ноябре 1894 г., воспользовавшись пеленой сильного дождя, десять миноносцев и один эсминец Японского императорского флота ворвались в бухту Люйшуня и высадили десант. В течение часа крепость была занята японцами. Японцам достался порт, множество китайских судов и 15 тысяч тонн угля. В результате победы японцы заключили с Китаем Симоносекский договор, по которому Япония аннексировала юг Ляодунского полуострова с поселениями Люйшунь и Даляньвань. Последний, ранее известный как рыбацкий поселок Саньшань и Циннива, стал местом, где вскоре и началось строительство порта Дальний. Здесь, к моменту захвата Даляньваня японцами, правительство Китая уже построило причальные стенки, фортификационные сооружения с орудиями и казарму минного гарнизона. Захват Люйшуня и Даляньваня японцами не понравился России, Франции и Германии, имевшими здесь свои интересы. В апреле 1895 г. Россия, Франция и Германия потребовали отказа японцев от этих двух портов и начали сосредотачивать военный флот возле Японии. Не желая втягиваться в войну с европейцами, в мае 1895 г. император Японии возвратил юг полуострова Китаю, взяв за это с последнего немалые отступные. А 16 марта 1898 г. в Люйшуне и Даляньване были подняты российские флаги.

   Порт-Артур и Дальний

   В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД – Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу: «Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
   16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование – Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
   В 1898 г. в Китае вспыхнуло Боксерское восстание, свое название получившее от изображения кулака на флаге повстанцев. Восставшие крестьяне были недовольны засильем иностранцев в Китае и свое недовольство вылили на строящиеся «заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы и европейские дома. «Огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», – считали крестьяне и принялись разрушать русскую ветку, ведущую к Дальнему. Появились жертвы и среди русских железнодорожников. Так, строитель КВЖД, инженер Верховский, решил пробиваться в Порт-Артур, но был захвачен повстанцами; его отрубленную голову вывесили на воротах города Ляояна. Для борьбы с повстанцами вокруг Дальнего и Порт-Артура было сосредоточено 23 000 российских солдат. В обоих городах было объявлено военное положение. Борьба закончилась победой русских в 1901 г., а захваченные у китайцев пушки впоследствии стали использоваться для обороны Дальнего во время русско-японской войны.
   В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
   Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо– и паровозостроительных заводов.
   В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
   Одновременно с портами строилась и 950–километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Пришлось построить и 500 мостов. Ветка стала работать раньше, чем основная трасса. Как вспоминал начальник ЮМЖД Феофил Гиршман: «Я горжусь тем, что мне удалось побить железнодорожный рекорд на быстроту постройки. В этой полудикой стране, в которой все материалы приходилось перевозить извне, мы проложили 550 верст за 13 месяцев». С постройкой КВЖД основной импортный товар – чай – пошел в Россию через порт Дальний. В 1903 г. из Москвы в Дальний уже ходили 4 роскошных поезда, преодолевавших расстояние между этими пунктами за 16 суток.
   В Порт-Артуре находилось управление созданного пароходства КВЖД. Это было одно из крупнейших пароходств России, владевших 20 океаническими пароходами. Пароходство, например, осуществляло 59 рейсов в год из Порт-Артура во Владивосток.
   К 1904 г. вложения России в Порт-Артур, Дальний и флот КВЖД составляло 1/10 всех вложений России в северный Китай. А вместе с ЮМЖД это составляло почти 1/5 российских инвестиций. Порт-Артур стал главной базой Тихоокеанского флота России, а в крепости разместилась 21 батарея из 116 орудий. В 1904 г. здесь уже проживало 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
   Дальний и Порт-Артур постоянно развивались и модернизировались. Последний должны были окончательно достроить в 1909 году, но развитию порта помешала начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война, в результате которой Россия на 40 лет потеряла ЮМЖД, военно-морскую базу Порт-Артур и торговый порт Дальний.
...
Ямато-отель
   Самым известным историческим строением Даляня, без сомнения, является здание отеля Ямато. Любой исторический персонаж, будь то знаменитый разведчик Исаев-Штирлиц или певец Федор Шаляпин, – все останавливались в этом отеле. «Выходя из дрожек возле Ямато-отеля в Китае, вы вдруг ловите себя на мысли, что вы в Париже, – такое ощущение вызывает статуя маркиза перед выходом в отель и его величественный фасад», – писал один американский путешественник в 1937 г. Ямато-отель – это крупнейший из пяти отелей сети «Ямато», построенных ЮМЖД на северо-востоке Китая. Ямато – древнее название японской империи, означающее «Великая гармония».
   После освобождения Даляня от японцев отель вошел в сеть отелей советского «Интуриста». В 1950 г. он был возвращен китайскому руководству. Сегодня это один из фешенебельных отелей Даляня с одноименным названием. Расположен отель на исторической площади Джуншань и охраняется государством как памятник истории.

   Русско-японская война

   Влияние, полученное Россией на Ляодунском полуострове, не устраивало Японию, и она начала войну, неожиданно напав ночью 27 января 1904 г. на стоявшую на рейде крепости российскую 1–ю Тихоокеанскую эскадру. Одновременно отряд японских миноносцев был послан и к Дальнему. Из Порт-Артура в Дальний, для минирования подступов к порту, отправились броненосец «Боярин» и минный заградитель «Енисей». Поставив за 2 дня на входе в Дальний 320 мин, «Енисей» подорвался на одной из них. Капитан заградителя Степанов, спасая корабль, погиб вместе с ним, так и не сойдя с мостика тонущего корабля. Там же подорвался и «Боярин», ставший вместе с «Енисеем» первыми жертвами войны.
   Японцы высадились на полуострове и стали по суше двигаться к Порт-Артуру. На подступах к Дальнему, на самом узком 4–х километровом Цзиньчжоусском перешейке, состоялось первое сражение Русско-японской войны. Четыре тысячи русских солдат при 650 орудиях и 2 кораблях 13 часов сдерживали японскую армию в составе 35 тысяч пехотинцев, 216 орудий и 10 кораблей. Однако силы были неравные, и защитники вынуждены были отойти в Порт-Артур, после чего японцы вошли в Дальний, сделав его базой высадки остальных сил. Потери русских у Цзиньчжоу составили 1400 человек, японцев – 4200. Заняв перешеек и Дальний, японцы блокировали Порт-Артур с суши и начали его морскую блокаду, проведя 4 массированных атаки на крепость. 328 дней 52 тысячи русских моряков и солдат отбивали атаки 200 тысяч японцев.
   Эскадра, стоявшая в Порт-Артурской гавани, была потоплена японской артиллерией. Часть кораблей была затоплена самими моряками, но трем крейсерам все же удалось прорваться в другие порты. Во время обороны русские потеряли 28 тысяч человек. Погибли организатор обороны генерал Кондратенко и адмирал Макаров. Потери японцев составили 112 тысяч человек и 15 кораблей.

   Фото с сайта www.firstworldwar.com

   Возглавивший оборону генерал Стессель решил сдать крепость и 23 декабря 1904 г. заключил капитуляцию, согласно которой гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Но многие, узнав о капитуляции, продолжали оборонять свои редуты пока боеприпасы не кончились.
   По договоренности с японцами русские офицеры могли вернуться на родину, дав честное слово, что не будут участвовать в военных действиях. Уволенный в 1906 г. со службы Стессель на следующий год предстал перед военным трибуналом, который приговорил его к смертной казни за сдачу порта. Приговор потом заменили 10–летним заключением, но уже в 1909 г. он был прощён царем.
   С потерей Порт-Артура и проигрышем ряда других сражений Россия летом 1905 г. была вынуждена подписать Портсмутский мирный договор, по которому теряла 715 километров ЮМЖД, Порт-Артур, Дальний и все прилегающие к ним территории. Всего в войне японцы потеряли 690 тысяч, а русские потери вместе с пленными составили 400 тысяч человек.
   В честь победы в войне в центре Порт-Артура на главной высоте города – бывшей горе Куропаткина – японцы установили монумент, напоминающий Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В России же выпустили медаль «В память о русско-японской войне» с надписью: «Да вознесет вас господь в свое время». Интересна история этой надписи. Царю Николаю II подали проект медали с надписью: «Да вознесет вас господь». Николай, ознакомившись, написал на проекте: «В свое время. Николай». Не поняв резолюции, исполнители проекта эту двусмысленную надпись добавили на саму медаль.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация