А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Деловое общение" (страница 12)

   Тема 10. Имидж делового человека

   Занятие 1. Формирование вербального имиджа

   Как утверждают специалисты, в настоящее время борьба на рынке в основном ведется не между фирмами, а между их имиджами. При общении с представителями фирмы, знакомстве с ее товарами, услугами в восприятии партнеров, хотим мы этого или не хотим, складывается определенный образ.
   Вербальный имидж формируется только через речь (устную или письменную). Если есть проблемы с речью (не все умеют достаточно четко и ясно излагать свои мысли в экспромт-речи), то здесь уместна поговорка «Слово – серебро, а молчание – золото». В ряде случаев молчание действительно имеет преимущество перед речью.
   Вспомните четыре техники формирования вербального имиджа при выступлении (кстати, некоторые из этих техник применимы и в других ситуациях, когда вам нужно будет говорить… или разговаривать):
   · позитивнее с людьми разговаривать, а не говорить;
   · необходимо учитывать личные интересы собеседников;
   · не забывать при разговоре с собеседником инициировать улыбку;
   · смелее преодолевать некоторые социальные табу (не явно обоснованные или архаичные запреты на определенные темы).
   А также… Диагностическая роль и значение употребления некоторых достаточно распространенных в обыденной речи вводных слов и негативное их влияние на имидж человека.
   Почему некоторые люди представляются «в ладошку», и как влияет на имидж фактор «четкость речи».
   Кстати, есть ли у вас отклонения в темпе речи? Если есть, их надо откорректировать.
   Вспомните о роли интонирования и о психологической функции пауз в речи.
   Как обычно люди здороваются. Кстати, звучание собственного имени является для человека сигналом, который отвечает требованиям формирования аттракции:
   · не фиксироваться в сознании собеседника;
   · вызывать чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого настолько, чтобы об этом думать).
   Назвать человека по имени – проявить интерес к его личности, а не к социальной или иной функции данного человека… Вы произнесли вслух имя Вашего собеседника, следовательно, проявили внимание к его личности, следовательно, утвердили его (в глазах) как личность, следовательно, вызвали у него (помимо его воли) положительные эмоции, следовательно, сформировали у него невольную тягу к себе.
   Кстати, прием «имя собственное» – замечательное средство диагностики, или Почему вы не называете коллегу по имени.
   А еще… Если кто-то плохо запоминает имена людей вообще – дело не в склерозе, а в… психологической отчужденности этого человека от людей вообще; люди – как часть окружающего мира занимают в его жизни далеко не первое место.
Вопросы для самоконтроля
   1. Что такое «вербальный имидж»?
   2. Назовите и охарактеризуйте техники формирования вербального имиджа.
   3. Как на имидж делового человека влияет манера представляться?

   Задание 1
   Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Попросите кого-нибудь послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

   Задание 2
   Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл
   1. Рад вас видеть!
   2. Спасибо за работу.
   3. Приходите завтра.
   4. Я в восторге.
   5. Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.
   6. Приятно было с вами поговорить.
   7. Спасибо за комплимент.
   8. Очень вам признателен.
   9. Ценю вашу настойчивость.
   10. Мне это очень нравится.

   Задание 3
   Произнесите фразу с разными интонациями
   1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
   2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
   3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
   4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
   5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
   6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
   7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
   8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
   9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

   Занятие 2. Самопрезентация


Взять обычного человека,
Дать немного Воспитания,
Добавить необходимое Образование,
Наделить умением соответствующего Одевания,
Обучить правилам делового Общения.
Четыре добродетели,
Объединенные хорошими манерами
И необходимым набором профессиональных навыков,
Рождают чудеса даже в мире бизнеса.

М. А. Архангельская
   Часто в процессе профессиональной деятельности приходится сталкиваться с тем, что у выпускников университета возникают проблемы при устройстве на работу. И не всегда эти проблемы связаны с плохой профессиональной подготовкой или нехваткой рабочих мест. Зачастую выпускники вуза просто не знают, как грамотно составить резюме; как правильно одеться на собеседование; как успешно построить беседу с потенциальным работодателем, чтобы получить нужную, интересную и высокооплачиваемую работу.
   Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить.
   Если участнику деловой коммуникации, а собеседование при приеме на работу является одной из форм деловой коммуникации, не удается так преподнести себя, чтобы сформировать у партнера положительный и престижный образ, рассчитывать на успех не приходится. Всего несколько секунд нужно для того, чтобы произвести первое впечатление, а сколько времени понадобится, чтобы изменить его?!
   Постарайтесь разобраться в себе, определить свои сильные и слабые стороны. Для самопрезентации важно также помнить о своих достижениях и потенциальных способностях и возможностях, укреплять уверенность в собственных силах.
Первое впечатление: не всегда верно, но всегда устойчиво
   Как вы думаете: за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом? В течение первых 60–90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80 %.
   Первое впечатление складывается на основе вербальных (то, что мы говорим), вокальных (то, как мы говорим) и визуальных (то, как мы при этом выглядим) компонентов общения.
   Вербальные компоненты – это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача вашего отношения к встрече. Обязательно произносится и имя человека, на которого вы хотите произвести хорошее первое впечатление.
   Вокальные компоненты – то, как мы говорим эти слова: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.
   К визуальным компонентам (то, как мы выглядим в процессе общения), на которые следует обращать внимание, относятся: мимика, взгляд, жесты, осанка, одежда. Многое из того, что вы хотите сказать, вы можете выразить своими жестами, одеждой и манерой поведения.
По одежке встречают…
   Если вы выглядите, как президент компании, то при равенстве прочих условий вы им станете.
   Внешний вид и манера держаться при прочих равных условиях являются условием карьерного роста. Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку. Вы не просто надеваете костюм. Вы надеваете униформу для карьеры, ваша одежда является вашей визитной карточкой.
   Ваша культура и ваша хорошая одежда – это возможность сделать скрытый комплимент окружающим: «Вы мне нравитесь, и я хочу вам понравиться, потому что я уважаю ваше мнение». Не пренебрегайте этой возможностью.
   Большинство компаний имеет свой стиль одежды. Если этот стиль обозначен как элемент корпоративной культуры, то при приме на работу вам об этом скажут. Даже в тех компаниях, где нет официальных требований к стилю одежды, на самом деле негласные требования существуют. В этом случае внимательно приглядитесь, во что одеты сотрудники фирмы. Главное – почувствовать нечто общее, что используется каждым. Смотрите на ведущих специалистов. Либо на тех, кто занимает ключевые позиции, и оденьтесь под них.
Три альтернативы выбора одежды
   Элементарные вещи, которые вы должны знать:
   · все, что вы носите, говорит о вас, даже если вы об этом не догадываетесь;
   · в каждой компании есть свой «код» или стиль одежды, который ожидают и от вас;
   · когда вы не можете понять, что ждут от вашей деловой одежды, – не бойтесь спрашивать;
   · помните, что попытка сэкономить на себе в одежде приведет лишь к тому, что на вас попытаются сэкономить все остальные.

   Задание 1. Одежда для первого впечатления
   Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.
   Задание: прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте варианты одежды для следующих деловых целей:
   · самопрезентация,
   · участие в деловом совещании,
   · вечерний ужин с деловыми партнерами.
   Рекомендации:
   1. Самое важное правило – одеться соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде. Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом, одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те, кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к общему стилю своей будущей аудитории.
   2. Приспосабливаться к стилю своей аудитории вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть неряшливо.
   3. Вы можете ободрить аудиторию своим видом. Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут это сделать.
   4. Если вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм, выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего, чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.
   5. Никогда не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением. Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.
   6. Подготовка очень важна. Никогда не оставляйте решения, что же надеть, на последний вечер. Решите это немного раньше, чтобы все было подготовлено, выглажено и проверено заранее.
Поведение порождает поведение ...
   Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.
   Поведение порождает поведение так же, как ваши манеры порождают ответные манеры. Хотите понравиться своему будущему начальнику, коллегам? В деловом мире манера держаться может определять до 50 % от общего впечатления. Рассмотрим, какие жесты и позы наиболее свойственны деловым людям.
   Открытые жесты – это такие, когда движения рук направлены от тела, закрытые – когда движения рук направлены к телу. Остановитесь на спокойных жестах одной рукой (допустим, в такт речи), со средним положением ладони.
   Жесты уверенности – обязательно прямая спина, развернутые плечи, ровное положение головы, взгляд в глаза. А типичными жестами уверенного в себе человека с чувством превосходства будут либо закладывание рук за спину с захватом запястья (но не в замок!), либо закладывание рук за голову. Этот жест характерен также для «всезнаек». Жесты превосходства бизнес-этикет употреблять не рекомендует. Опущенные плечи, согнутая спина, склоненная голова тоже будут не в вашу пользу.
   Жесты согласия – кивание головой, «раскрытые» глаза, легкая улыбка. Поза несогласия, или жесты вытеснения, – взгляд в пол, брови сведены, корпус отвернут от собеседника, пальцы снимают с костюма несуществующие ворсинки. Советуем контролировать степень вашего несогласия.
   Жесты готовности завершить встречу, разговор выражаются в подаче корпуса вперед, при этом руки опираются на колени или ручки кресла, а корпус постепенно разворачивается к двери. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует либо сменить тему, либо завершить разговор. Жесты неготовности (слушать, говорить, принимать решения) связаны с «расфокусированным» взглядом и общей позой расслабленности. Никогда нельзя допускать позу расслабленности, если вы хотите произвести хорошее впечатление на собеседника.
Анализ своих целей
   Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.
   Преуспевающий человек должен выглядеть как преуспевающий человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза. Существует ряд приемов установления успешного первого контакта.
   Приемы установления контакта:
   · улыбка, доброжелательный взгляд;
   · приветствие, включающее рукопожатие и слова;
   · обращение к собеседнику по имени-отчеству;
   · проявление дружеского расположения, использование для этого комплиментов, видимого участия;
   · подчеркивание значимости собеседника, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
   · открытое признание достоинств вашего собеседника.
Уверенность в себе как важная составляющая самопрезентации
   Уверенность в себе несомненно способствует успеху самопрезентации, так как неуверенный в себе человек сомневается в своих возможностях, долго думает. Для развития уверенности в себе делайте следующее:
   1. Перестаньте критиковать самого себя.
   Самокритика чаще всего деструктивна. Любите себя. Не выставляйте напоказ свои недостатки. Принимайте комплименты как должное, просто говорите «Спасибо».
   2. Перестаньте жаловаться.
   Самокопание и самобичевание, как правило, проблем не решают, а публичные рассказы о своей несостоятельности вызывают у окружающих раздражение. Научитесь себя уважать. По-деловому преодолевайте трудности. Ищите пути разрешения проблем, а не причины и обстоятельства, способствовавшие их появлению.
   3. Займитесь своей физической формой.
   Старайтесь больше расслабляться. Сочетайте работу с отдыхом, не перегружайтесь в размышлениях «А что, если…» Решайте проблемы по очереди и конструктивно.
   4. Обретите независимость.
   Не рассчитывайте на то, что другие помогут вам стать счастливым. В работе будьте самодостаточны. Контролируйте свои эмоции.
   5. Смотрите на мир позитивно.
   Оптимизируйте любую ситуацию. Если вы ведете себя так, будто должно случиться самое худшее, то, скорее всего, так и произойдет. Не программируйте неудачи. Наш мозг не в состоянии воспринимать сообщения, начинающиеся с НЕ. Он принимает только позитивную информацию. Вместо того, чтобы самому себе говорить, как не делать плохо, говорите, как сделать хорошо. Прогнозируйте успех, создавайте положительные образы.
Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:
   · он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;
   · он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;
   · он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;
   · он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;
   · о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;
   · он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;
   · он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;
   · он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;
   · он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».
Человек «открыт», если
   · он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;
   · он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее;
   · он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе;
   · он – жизнерадостный, веселый человек;
   · он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»;
   · он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы;
   · он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей;
   · от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.

   Задание 2. Развитие уверенности в себе и позитивной точки зрения
   Начните рисовать стену из кирпичей. Заполните первый ряд кирпичиками с описанием ваших академических достижений – все сданные экзамены и законченные курсы. Сделать это очень просто.
   Следующий ряд заполните теми навыками, которыми вы обладаете, но по которым вы не сдавали экзамены. Не забывайте о мелочах: вспомните все, что вы умеете.
   Следующий ряд – достижения личного плана. Может быть, вы занимались благотворительностью, что-то организовали, что-то преодолели, предприняли серьезные шаги вопреки советам и предубеждениям.
   Последний ряд должен быть заполнен вашими плюсами – личными положительными качествами: на вас можно положиться, вы веселый, честный, добрый, др. Обдумайте и опишите результаты.
   Вот это то, что вам нужно рекламировать. Благодаря именно этим качествам вы нравитесь себе и окружающим. Стройте стену и укрепляйте уверенность в себе. Теперь вы знаете, в чем заключается ваша сила.
14 шагов к уверенности в себе
   1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
   2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь, насколько ваши планы соответствуют сегодняшнему дню.
   3. Проанализируйте свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к нынешнему положению. Поймите и простите тех, кто заставил вас страдать или не помог. Простите и себе все свои ошибки и не возвращайтесь к плохим воспоминаниям. Вспоминайте успехи.
   4. Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не предавайтесь им.
   5. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Будьте терпимы к людям.
   6. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «уродливый», «неспособный», «тупой», «невезучий», «неисправимый».
   7. Ваши действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяет другим критиковать вас как личность.
   8. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
   9. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
   10. Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заниматься тем, что вам по душе. Так вы сможете лучше себя понять.
   11. Практикуйтесь в общении. Помогайте тем, кто испытывает страх и беспокойство. Будьте открыты для общения.
   12. Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я». Оно гнется, но не ломается. Кратковременный эмоциональный удар лучше, чем изоляция и бездействие.
   13. Выберите цели. Достигайте их. Хвалите себя за каждую мелочь.
   14. Помните, что вы – неповторимая личность!
   Человек позитивного типа воспринимает жизнь главным образом положительно. Проблемы он рассматривает как возможность совершенствовать свою личность, достигать зрелости. Его наполняет радостью то, что он успешно справляется с поставленными перед ним задачами. Он стремится быть симпатичным людям. Позитивно настроенные люди любят окружающих и радуются любой возможности пообщаться с ними.
   Кто открыт для других, не должен бояться, что его знания и умения не будут востребованы и оценены. Излучающего спокойствие, уверенного в себе, открытого человека принимают в любых деловых кругах, адекватно оценивают и хорошо воспринимают, более того – к нему прислушиваются, его советам следуют.
Советы специалистов
   Готовясь к трудному разговору, общению с потенциальным работодателем, целесообразно помнить некоторые наблюдения, накопленные специалистами:
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация