А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 5)

   Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
   Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них усложняются) и добавляются новые.

   Упражнение 11. Кольцевое растирание
   К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4 оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава (рис. 18). Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.


   Рис. 18

   Упражнение 12. Повороты со спины на живот
   Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами той же руки – вторую ногу (захват «вилочка») (рис. 19). Поверните таз ребенка вперед, малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он перевернется на живот.


   Рис. 19

   Упражнение 13. «Боксер»
   Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка, остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
   Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими (рис. 20). Избегайте резких рывков.


   Рис. 20

   Упражнение 14. «Пловец»
   Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над столом (рис. 21). Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как на площадке.


   Рис. 21

   Упражнение 15. Покачивание на мяче.
   Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачайте его в различных направлениях (рис. 22). Побуждайте его самостоятельно отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч спиной и покачайте в разные стороны.


   Рис. 22
   Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
   К предыдущим упражнениям добавляются новые.

   Упражнение 16. Скользящие шаги
   Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
   Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или поочередно, широко разводя колени в стороны (рис. 23). Можно менять темп движений: медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.


   Рис. 23

   Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
   Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю часть тела (рис. 24). Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.


   Рис. 24

   Упражнение 18. Круговые движения руками
   Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз (рис. 25). Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.


   Рис. 25
   Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
   К предыдущим упражнениям добавляются новые.

   Упражнение 19. Ползание на четвереньках
   Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его передвигаться вперед.

   Упражнение 20. «Тачка»
   Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под живот (рис. 26). Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка, побуждайте его передвигаться на руках.


   Рис. 26
   Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
   В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его ноги на свои и ходите вместе с ним.

   Что для этого надо?

   Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик). Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое одеяло.
   Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон. Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов, острых углов, опасных предметов.
   Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем интереснее на нем заниматься ребенку. Не забудьте перед началом занятий протереть мяч влажной тряпкой.

   Где узнать об этом подробнее?

   Научиться приемам массажа и гимнастики можно на занятиях в центрах подготовки беременных, в центрах раннего развития, а также в некоторых детских поликлиниках.
   Различные варианты проведения массажа описаны в многократно переиздававшейся литературе. Наибольшей популярностью пользуются книги И. Красиковой «Массаж и гимнастика для грудных детей» (последние издания этого пособия сопровождаются DVD-диском, на котором представлены видеозаписи упражнений, описанных в книге). Также можно рекомендовать книги В. Васичкина «Азбука массажа для грудных детей», Е. Комаровского «Здоровье ребенка и здравый смысл его родителей», Б. Цукунфт-Губер «Гимнастика для грудных детей», М. Симон и М. Санчес «Массаж для малышей».

   Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

   ЗА: Галина К., детский массажист, специалист по лечебной физкультуре
   Массаж и гимнастика – самые простые и самые доступные родителю средства оздоровления и раннего развития ребенка. Не все могут и хотят «плавать» малыша, обливать его холодной водой или крутить-вертеть, занимаясь динамической гимнастикой. Но вот разминать ручки-ножки, гладить их, «боксировать», скрещивать – это может каждая мама. Такие занятия приносят огромную пользу здоровью ребенка, позволяют ему теснее ощутить свою связь с матерью. Если не применять резких рывков, бросков и ударов, то навредить массажем и гимнастикой невозможно. Даже если вы не заканчивали никаких курсов, интуиция подскажет, как правильно провести массаж малышу.

   ПРОТИВ: Ольга М., педиатр
   Далеко не всем маленьким пациентам необходимы массаж и гимнастика. При его проведении следует быть очень осторожными и лучше довериться специалистам по массажу. От простых прикосновений и поглаживаний, конечно, вреда никакого не будет, но вот настоящие массажные и гимнастические приемы требуют подготовки и опыта. Случается, что, насмотревшись видеозаписей или побывав на курсах подготовки к родам, молодые мамы чересчур активно разминают слабые тела своих детей, нанося непоправимый вред и их внутренним органам, и опорно-двигательному аппарату, и нервной системе.

   ЗА: Николай Р., детский ортопед
   Я всегда назначаю серию массажей своим пациентам, даже если они здоровы и никаких отклонений не имеют. Массаж и гимнастика очень помогают развитию детей, приближают время, когда они начинают сидеть, ползать, ходить – то есть это прекрасное средство раннего развития детей. В идеальном случае следует ходить на массаж к специалисту или приглашать его домой, а если такой возможности нет, можно и самим освоить несколько простых приемов.

   ПРОТИВ: Константин Е., детский невропатолог
   По моему мнению, массаж и гимнастику следует применять в редких случаях настоящих проблем со здоровьем и при подтвержденных диагнозах – например, при кривошее, плоскостопии, нарушениях осанки и т. д. В остальных случаях они могут навредить малышу и помешать его естественному развитию. Вот, например, мама жалуется, что ребенок в восемь месяцев начал ползать и постоянно падает, больно ударяясь головой. Она вынуждена одевать ему шлем и ограничивать его активность. А все потому, что психика ребенка еще не доросла до согласованного управления органами, необходимыми для ползания. Массаж простимулировал физическое развитие, ребенок пополз, но морально он к этому еще не готов. Не лучше было бы подождать пару недель и дать ребенку самому по ползти, не опасаясь при этом травм и наслаждаясь свободой?

   ЗА: Елена Г., мама двоих детей
   Я родила первого ребенка еще студенткой и тогда, конечно, ни о каком массаже и гимнастике не помышляла. Дочка была, в принципе, здорова, но, что называется, «тормозила»: поздно поползла, пошла в 14 месяцев, заговорила в три года. Со вторым ребенком все было совсем иначе. Я научилась массажу и гимнастике по книжкам и, как только нас выписали из роддома, потихоньку начала заниматься его физическим развитием. Я пробовала разные упражнения – какие-то мне нравились, какие-то оказались для меня слишком сложными, кое-что категорически не нравилось маленькому Мише. Постепенно у нас сформировался свой любимый массажно-гимнастический комплекс. Встали утром, умылись и начали. Я вспоминаю эти 15-20 минут как самую приятную часть дня, когда мы с малышом принадлежали только друг другу и были очень счастливы.

   ПРОТИВ: Мария Р., мама 6-летней Кати
   Может быть, мой опыт – случайность и исключительный случай, но мне хотелось бы предостеречь родителей от бездумного доверия так называемым «специалистам». Я очень жалею, что не поверила в свои силы и решила не сама заниматься массажем с дочкой, а довериться профессионалам. Кате еще в младенчестве поставили диагноз «плоскостопие». Порекомендовали лечиться массажем. Мы пошли к дорогому и известному специалисту. Через несколько сеансов стопа дочери изогнулась в другую сторону. Я насторожилась, показала ее ортопеду. Тот опять назначил массаж, чтобы «поставить» стопу. И опять массажист переработал, опять мы получили то, с чего начинали. Занятия Кате совершенно не нравились, она постоянно плакала, но массажист не останавливался – типа «отрабатывал» деньги по полной. Все закончилось хорошо, нам помогла остеопатия, но никто из нашей семьи к массажистам с той поры не ходит.
Чтение онлайн



1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация