А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 31)

   Нарушенный звукоряд (от трех лет)
   Сыграйте на пианино или синтезаторе три-четыре белых клавиши на глазах у ребенка. Затем предложите ему отвернуться и сыграйте еще раз тот же звукоряд, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или нажмите черную клавишу вместо одной из белых. Когда ребенок повернется обратно, не забудьте подсказать ему, с какой ноты надо начинать. Пусть ребенок сыграет первоначальный звукоряд и угадает, какую из нот вы заменили. Постепенно дойдите до звукоряда из семи-восьми нот. Играйте в разных местах клавиатуры.
   Исполни выше или ниже образца (от трех лет)
   Объясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте, и покажите это, используя инструмент. Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки, при этом комментируя звуки: высокий или низкий. Используйте образные сравнения: например, тоненький, писклявый звук, сравните с кем-нибудь из живых существ – с птичкой или мышкой. Когда ребенок немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала играйте «в открытую», то есть нажимайте клавишу на глазах у ребенка. Потом отметьте фломастером несколько клавиш на инструменте. Попросите ребенка отвернуться и нажмите одну из них. Когда ребенок повернется, он должен будет нажать клавишу выше или ниже только что прозвучавшей. Затем пробуйте играть со всей клавиатурой «не глядя», то есть ребенок не должен видеть, какую клавишу вы нажали, и не иметь никаких подсказок.
   Не сбейся (от четырех лет)
   Нажимайте клавиши пианино, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, первую клавишу вы нажимаете один раз, следующую – два раза, затем следующую снова один раз, затем два и так далее. Ребенок должен продолжить этот «рисунок» до конца всей клавиатуры, не сбившись. «Рисунок» может быть с «возвращениями». Нажмите подряд три клавиши, затем одну назад. Потом начинайте с той, на которой остановились, – и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо, только звуками на пианино. Ребенок должен уловить рисунок самостоятельно.
   Где узнать об этом подробнее?
   Лена Данилова – один из самых популярных в нашей стране авторов, пишущих о раннем развитии детей. Ее книги есть в большинстве книжных магазинов, в интернете существует ее личный сайт, на котором можно задать автору все интересующие вопросы.

   …вместе с Павлом Тюленевым

   Немного теории
   Павел Тюленев разработал систему МИРР (метод интеллектуального развития ребенка), которая предназначена для детей с рождения и до трех лет. Ее обязательные компоненты:

   1) создание по особым строгим правилам развивающей, максимально полезной среды, тщательный отбор игрушек и пособий;
   2) система обучающих карточек (геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов);
   3) особые правила развивающего общения с ребенком;
   4) принцип максимальной экономии времени при общении с младенцем, который воспринимается как гений, чье время стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

   Методика Тюленева предполагает, что раньше, чем ходить, ребенок должен обучиться чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.
   Для обучения ребенка музыке Тюленев предлагает создать особую музыкальную развивающую среду, в которой ребенок к трем годам сможет хорошо знать и понимать музыку, а также играть на скрипке.
   Практические упражнения
   Пение взрослых
   Начиная с первых дней жизни ребенка пойте ему песни как можно чаще – но только в том случае, если у вас есть музыкальный слух. Если слухом не обладает ни мать, ни отец, ни другой член семьи, то используйте аудиоаппаратуру и видеотехнику, чтобы ребенок не только слышал песни, но и видел исполнителя крупным планом на экране. «Музыкальное меню» ребенка должно составляться по тем же правилам, что и пищевое: сначала предлагайте малышу послушать простые мелодичные песни, «чистый натуральный продукт» человеческого голоса, потом понемногу усложняйте. Научите ребенка самого в 5-6 месяцев включать и выключать аудиоплеер, тогда он сможет самостоятельно выбирать время для музыкальных занятий.
   Игра на музыкальных инструментах
   С 3-4 месяцев учите ребенка извлекать звуки из музыкального инструмента – проще всего и лучше всего начать с использования простого синтезатора, который обладает огромным развивающим потенциалом. Поставьте синтезатор вплотную к детской кроватке, с левой стороны: в какой-то момент малыш случайно обнаружит клавиатуру и начнет извлекать из нее звуки. С этого момента подобное занятие наверняка станет одним из самых любимых для него.
   Приобретите для ребенка простейшие музыкальные инструменты: балалайки, бубны, подойдут даже музыкальные игрушки. Помните: ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до 1,5-2 лет. Затем просите его сыграть, как бежит лиса или летит пчела, как поет птичка и т. д. Постепенно у малыша сформируется привычка воспроизводить «музыкальные образы». Усложняйте задание: попросите его сыграть, как гуляет заяц и как за ним побежала лиса.
   Формирование музыкальных образов
   Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Например, когда малыш нажал клавишу с низким звуком, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок стучит по клавишам с высокими звуками, покажите изображение певчей птицы. Старайтесь сами воспроизводить звуки, который издают медведь или птицы.
   Обучение нотам
   Обучать игре по нотам можно в том возрасте, когда ребенок начинает ходить (примерно около полутора лет). Для этого необходимы синтезатор и рисунок его клавиатуры. На рисунке обведите кружком ту клавишу, которую должен нажать малыш. В самом начале, для полуторагодовалого ребенка, клавиатуру можно не рисовать, а просто изобразить один кружок на чистой бумаге. Это будет означать один звук; два кружка – два звука и т. д. По этому рисунку ребенок должен научиться извлекать указанное количество звуков, а взрослый, если ребенок правильно выполняет задание, тоже отвечает ему определенным звуком (например, «ку-ку»). Затем поменяйтесь ролями: ребенок сам рисует нотки-кружочки, а вы «исполняете» их на синтезаторе.
   Где узнать об этом подробнее?
   Павел Тюленев описал свою методику МИРР в десятках изданий, которые можно найти в продаже в некоторых книжных магазинах и интернет-магазинах.
   Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
   ЗА: Евгений Ш., музыкант, папа семилетней Веры
   Из своего музыкального опыта и образования я знаю, что для формирования музыкального слуха необходимо как можно более богатая музыкальная среда, причем ребенок должен находиться в этой среде с самого рождения, а еще лучше – с самого зачатия. Поэтому мы с женой, как только узнали о будущем ребенке, окружили его музыкой – пели сами, ходили на концерты, играли на инструментах. Следуя советам Тюленева, купили синтезатор. К полугоду Вера уже уверенно извлекала из него звуки. К трем годам она уже осознанно играла на синтезаторе, сочиняла простые пьески. Я верю в ее большое музыкальное будущее.
   ПРОТИВ: Элла Б., учитель музыки
   Вся методика Тюленева основана на совершенно ложных основаниях. Музыкальное мышление сродни математическому, это логика и абстракция, а такое мышление появляется у ребенка не ранее трех лет. Поэтому обучение музыке до этого возраста приносит больше вреда, чем пользы. Кроме того, синтезатор, базовый элемент его методики, вообще нельзя использовать, если мы хотим обучить ребенка «настоящей» музыке. Вы ведь не даете ребенку еду с консервантами и красителями? Синтезатор – именно такой «краситель», он убивает естественное звучание музыки, портит слух и музыкальный вкус ребенка.

   ЧАСТЬ 4
   САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



   В этом разделе собрана необходимая информация о самых популярных методах раннего развития ребенка, которые направлены на общее развитие малыша, а не каких-то конкретных навыков и умений.

   Помоги мне сделать это самому!
   Развитие ребенка глазами Марии Монтессори

   Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». На первый взгляд, в этом лозунге есть противоречие – «помоги» и «самому». Но именно этого и добивалась Монтессори: гармоничного сочетания свободы и дисциплины.

   1. Помоги мне стать свободным! Вот первая часть ее программы. Все хорошо понимают: нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если все подряд ей запрещать: не бери – уронишь, не ходи – испачкаешься, не тронь – взорвется. Ребенку нужна свобода, он должен самостоятельно определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить. Именно из этого в дальнейшем вырастают творческие способности, умение мыслить нестандартно, противостоять чужому влиянию. Но как же предоставить ребенку эту свободу? Ведь предоставленный только сам себе двух-трехлетний малыш вырастет с убеждением, что он просто никому не нужен. Монтессори предлагает давать ребенку столько свободы, сколько ему нужно, – не меньше, но и не больше. Задача родителей – найти ребенку занятия, а затем отпустить в «свободное плавание». Ребенку не навязывают чужой ритм работы и чужой опыт, ему просто предлагают материалы и некоторые способы взаимодействия с ними. Но окончательный выбор, с чем и как играть, остается за малышом. Сложную науку самостоятельного существования он осваивает в своем темпе и тогда, когда почувствует необходимость.

   2. Помоги мне уважать других. Свобода, но не вседозволенность. Монтессори утверждает, что свобода – это не дикое «что хочу, то и делаю», а уважительное «я играю, во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом». Например, в «Монтессори-группах» все игрушки представлены только в одном экземпляре, даже если дети очень их любят. Такой дефицит неслучаен: дети учатся работать в коллективе, ждать своей очереди, уступать и делиться. Если ребенок что-то разбивает, рассыпает, проливает, то его ни в коем случае не надо ругать за это. Но обязательно надо показать, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия надо ликвидировать: вытереть лужу, подмести осколки. Важно не ругать, а показать, как можно исправить ситуацию.

   3. Помоги мне соблюдать порядок. Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка сама требует порядка и определенности. Он очень ценит узнаваемые ориентиры в таком незнакомом мире: постоянное место для его кроватки и одежды, определенную прическу мамы, последовательность событий в течение дня. Постоянные переезды и перемены могут довести малыша до невроза. То есть порядок ребенку жизненно необходим! Но не тот, который установили за него взрослые, а тот, который нужен ему. Помогите ребенку самому выбрать место для игрушек – и каждый вечер настойчиво убирайте вместе с ним игрушки именно туда. Будьте последовательны в своих требованиях: делайте именно то, что говорите, не обманывайте малыша (в надежде, что он забудет, что вы ему обещали), никогда не обещайте невозможного.

   4. Помоги мне узнать этот мир. Один из базовых элементов в педагогике Монтессори – развивающая среда, которая повторяет взрослую. Игрушками здесь служат не «игрушечные» предметы, а самые настоящие, только маленькие и легкие: посуда, коробки, бутылки, мебель, лоскутки, бусины, бумага… И действия с этими предметами аналогичны тем, что совершают взрослые: резать, шить, нанизывать бусины, мыть посуду, вытирать пол. Такие занятия сделают ребенка самостоятельным, научат его обслуживать себя, укрепят самооценку. Кроме того, именно в действии ребенок понимает и осваивает основные физические законы: текучесть воды, сыпучесть песка, хрупкость стекла. А самое главное – игры с мелкими предметами различных форм и текстур развивают мелкую моторику, которая лежит в основе формирования мышления и речи.

   Одним из важнейших открытий Монтессори стало обнаружение ею сенситивных (то есть чувствительных) периодов восприятия мира. Сенситивные периоды развития ребенка – это периоды, когда развивается определенный участок мозга, и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка особую обучающую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных именно с этим участком. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Мария Монтессори выделяла следующие сенситивные периоды:

   • развитие речи – от 0 до 6 лет;
   • сенсорное развитие – от 0 до 5,5 года;
   • социальные навыки – с 2,5 до 6 лет. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
   • период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

   Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима особая обучающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Для создания такой среды используется особый «Монтессори-материал», а сама среда организуется по следующим принципам.

   1. Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.
   2. Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).
   3. На полочках лежит только один комплект материала. Как мы у же говорили, это заставляет детей учиться договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов. Но кроме того, единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность, то есть ребенок может играть только сам, без помощи и подсказки учителей, сверстников, более старших детей.
   4. Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка.

   Наполняя обучающую среду игрушками, вы должны помнить о принципах Монтессори. Подойдет далеко не каждая игрушка, а лишь та, которая:

   • является автодидактической, то есть приспособлена к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет с полки материал, показывает, как с ним работать;
   • соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка;
   • не головоломка. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие вносит хаос в мышление ребенка;
   • не слишком пестрая. Все входящие в развивающую среду предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;
   • не обязательно является детской игрушкой. В дидактический материал входят реальные предметы, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);
   • безопасна, чиста, удобна и легка в применении, привлекательна для ребенка.

   Свобода – этот краеугольный камень системы Монтессори – одновременно и плюс, и минус. Проблемы с дисциплиной: ребенок не привык, чтобы ему приказывали, говорили, чем заниматься (на этом построена классно-урочная система).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [31] 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация