А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 30)

   …«по старинке»

   Немного теории
   Традиционные методики обучения музыке, которые используются в яслях, детских садах и центрах раннего развития, обычно не имеют четко установленного авторства. Педагоги и родители, применяющие их, используют наработки и советского периода, и последних десятилетий, при этом привнося очень много собственных творческих придумок. Эти методики учитывают возрастные особенности детей. Занятия по этим методикам обычно проводятся два-три раза в неделю и основаны, прежде всего, на проигрывании музыкальных произведений на фортепиано.
   Во многих детских учреждениях преподавание музыки строится на методике немецкого композитора и музыкального педагога Карла Орфа. Он разработал специальные музыкальные инструменты, которые носят такие же названия, как обычные (ксилофоны, металлофоны, блок-флейты, трещотки и т. д.), но приспособлены специально для детей. Например: на ксилофоне Орфа коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Кроме того, на ксилофонах Орфа сделаны съемные клавиши. Можно оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом – существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста. Инструменты Орфа очень полезны в домашнем обучении ребенка музыке, но целиком использовать его методику за пределами дошкольного учреждения очень проблематично. Она предполагает групповое обучение и совместное музицирование многих детей, в том числе создание детского оркестра.
   Практические упражнения
   Этап 1
   От рождения до года
   На первом году жизни ребенка лучшая музыка – человеческий голос. Пойте ребенку. Имейте в виду, что до года малыши могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 секунды – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку не более 2-3 минут. Например: для детей в возрасте 1-3 месяцев пойте одну народную песенку (русскую, украинскую, белорусскую и т. д.). Пойте без текста, на «ля-ля», и повторите после паузы.
   С 4-5 месяцев взрослый может не только петь, но и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т. д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В. Моцарта для клавира, например менуэты ранних опусов.
   С 6 месяцев можно «танцевать» с ребенком на руках. Движения могут быть следующими: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), то есть слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись с началом нового куплета.
   Этап 2
   От года до трех лет
   Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 секунды) и опять 40 секунд, пауза и т. д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 минуты, затем пауза и еще полторы минуты музыки и т. д. Одно занятие – 4-5 минут.
   Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным «изобразительным» характером. Ведь детям уже знакомы птицы и кошки, собаки и машины, звук дождя. Поэтому давайте им слушать следующие произведения: «Птички» муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида; «Воробей» муз. А. Руббаха или муз. Е. Тиличеевой, «Кошка» муз. Е. Тиличеевой, «Большая собака» муз. М. Раухвергера; «Медведь» муз. Д. Шостаковича, или муз. Е. Тиличеевой, или муз. В. Ребикова; «Мишка» муз. М. Раухвергера или муз. Г. Фрида; «Дождик» муз. Г. Лобачева или муз. В. Фере, «Машина» («Езда в машине») муз. Г. Фрида; «Автомобиль» муз. М. Раухвергера. Все эти произведения можно найти в аудиозаписях и нотных сборниках для детского сада (младшая группа). На втором году жизни ребенка также можно слушать пьесы С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни – пьесы А. Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э. Грига «Птичка»; музыку В. Моцарта.
   Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами два музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В. Петровой, с малышами проводится еще одно занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, а также музыку И.-С. Баха, К. Дакена, И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, Д. Дворжака.
   Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных инструментах. Непременное условие для музыкальных занятий – тишина в комнате. Ни что не должно отвлекать малыша. Ребенок должен быть рядом с мамой, может быть у нее на руках. Мама слушает музыку с заинтересованным, внимательным, доброжелательным выражением лица – тогда ребенку легко передастся это настроение. Если мама сама играет на фортепиано, то с ребенком должен быть кто-либо из близких родственников: сидит бабушка или папа.
   Слушать музыку лучше всего один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы.
   Учите ребенка подпевать. Для этого пойте ему ежедневно, разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни: колыбельные – спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.
   Например, песня «Птички».
...
   Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
   Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
   Клювиками птички – клю, клю, клю.
   Я смотрю на птичек и пою:
   Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;
   Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
   Продолжайте приучать ребенка к музыкальному движению – танцам под музыку. Для этого на втором году жизни воспользуйтесь пляской «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.

   1-я часть. Мама и малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь вправо-влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают: «Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!»
   2-я часть. Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину. «Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали. (Две строчки повторяются 2 раза.) Ай!»

   К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений; как можно чаще предоставляйте ему возможность танцевать.
   Где узнать об этом подробнее?
   В широкой продаже можно найти множество литературы для педагогов дошкольных учреждений, в которой подробно описана организация музыкальных занятий.
   Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
   ЗА: Раиса Б., мама шестилетнего Остапа
   Я не хотела отдавать Осю в детский сад и с самого начала сама занималась его воспитанием и развитием. В то же время я старалась не упустить ничего важного из детсадовской программы. Мне показалось, что самое интересное в этой программе – как раз музыкальные занятия. К счастью, я сама умею играть на фортепиано, и несколько раз в неделю мы с сыном устраивали музыкальные уроки: играли, пели, плясали, причем оба были в восторге. Недавно показывала его педагогам музыкальной школы: сказали, что он прекрасно развит в музыкальном плане и обладает отличным слухом. Программа себя оправдала!

   ПРОТИВ: Юрий Д., настройщик музыкальных инструментов, отец двоих детей
   В силу своей профессии мне часто приходится бывать на музыкальных занятиях в детских садах, и мне кажется, что все эти попевки и притопы никакого отношения к музыке не имеют. Дети не учатся сами сочинять музыку, не умеют играть на нормальных инструментах. Это не методика, а просто развлечение.

   …вместе с Леной Даниловой

   Немного теории
   Лена Данилова – известный в России специалист по раннему развитию детей, автор множества книг и пособий на эту тему, многодетная мать. Среди ее разнообразных методик особенной оригинальностью отличается методика обучения музыке, основанная на играх и упражнениях, а также изучении нотной грамоты.
   Практические упражнения
   Угадываем клавиши (с двух лет)
   На клавиатуре пианино или синтезатора пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на эти клавиши несколько раз. Затем предложите ребенку отвернуться и угадать, какую клавишу вы сейчас нажмете. Постепенно усложняйте задание, увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними. Когда малыш будет легко выполнять такие задания, отметьте пять – десять клавиш и нажимайте две-три из них подряд. Предлагайте ребенку найти эти клавиши и повторить звуки в правильной последовательности. Затем нажимайте несколько клавиш одновременно или выбирайте клавиши в определенном диапазоне. Самый сложный вариант: вы ничего не отмечаете на клавиатуре, а просто нажимаете любые клавиши и предлагаете ребенку угадать, какие клавиши звучали.
   Играем по нотам (с двух лет)
   Чтобы познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки, взрослым надо самостоятельно освоить азы нотной грамоты (например, по учебнику для первого класса музыкальных школ). Вырежьте из цветной бумаги разноцветные метки (кружочки, квадратики, кляксы или другие символы) и наклейте их на клавиши пианино или синтезатора – на так называемую «первую октаву», которая находится в самом центре. Очень удобно присвоить нотам цвета радуги: «до» – красный, «ре» – оранжевый, «ми» – желтый, «фа» – зеленый, «соль» – голубой, «ля» – синий, «си» – фиолетовый. Прямо над ними желательно написать названия нот (если ребенок умеет или учится читать).
   Рассмотрите клавиши вместе с малышом, обсудите, какого они цвета, попросите его нажать «зеленую» или любую другую клавишу. Заодно назовите названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах. А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).
   После этого переходите к нотной записи «произведений», которые первоначально будут состоять из одной ноты. На небольшом листе картона нарисуйте нотный стан и скрипичный ключ. На нотном стане нарисуйте одну нотку (она должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, саму ноту не закрашивайте, оставьте только цветной контур). Под нотой – слово с одной гласной, это будут «слова» вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее (рис. 45).


   Рис. 45

   С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую «слова»: дом, кот, мышь и так далее.
   Пусть ребенок сам выберет по картинке, какую песенку ему «сыграть». Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре метку такого же цвета, что и нота на карточке. Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка» или «Ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит «исполнить» песню на инструменте. Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов всего семь). На одну и ту же ноту, например «соль», у вас может получиться три, пять или больше песен. Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте «написать песни» на две ноты. Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: МА-МА, ПАПА, КА-ТЯ, МИ-ША, ЛИ-ЗА, ДО-МИК, КУК-ЛА, ЧА-СЫ, ДОЖ-ДИК, ПТИЧ-КА, СОЛН-ЦЕ. Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах).
   Ноты выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половина» или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть» или «четвертная нота») (рис. 46). Аналогично делаются песенки из трех нот (рис. 47).


   Рис. 46


   Рис. 47
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [30] 31 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация