А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 29)

   …вместе с Вадимом Курчевским

   Немного теории
   Рисование для ребенка не просто забава, а радостный творческий труд. От этой идеи отталкивался Вадим Курчевский, художник, режиссер-мультипликатор, автор хорошо известной многим советским телезрителям передачи «Выставка Буратино», посвященной детским рисункам. Задача родителей – развить и закрепить в своем малыше ощущение радости созидания, творческие способности, которые пригодятся ему даже в том случае, если он никогда не станет художником. Ведь художник, по мысли автора, – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать и радоваться окружающему миру. Самое главное, что необходимо делать родителям, желающим развить творческие способности ребенка и научить его рисовать, – это сформировать у самих себя правильное отношение к работам маленького художника. А правильное отношение – это, прежде всего, доброжелательность и заинтересованность. Категорически запрещается сравнивать нарисованное ребенком с реальностью: «Так не бывает», «Не похоже», «Ты что, траву никогда не видел?!» Такие сравнения, как и прямые оценки типа «Ну, художник из тебя не выйдет», «У тебя ничего не получится», – самый верный способ навсегда отвратить ребенка от рисования и погасить его творческие порывы. Также не следует активно вмешиваться в работу ребенка и настойчиво давать свои рекомендации. Но и полное безразличие к творчеству ребенка не принесет пользы. Постарайтесь найти золотую середину и научиться разговаривать с собственным малышом о его произведениях так, чтобы ему хотелось рисовать еще и еще.
   Практические упражнения
   Этап 1
   Организуем рабочее место и выбираем бумагу
   Рабочее место маленького художника – принципиально важный момент в методике Вадима Курчевского. Необходимо подобрать стол и стул по росту ребенка, источник света должен всегда находиться с левой стороны. Подумайте, куда малыш будет убирать карандаши, краски, бумагу, свои работы. Лучше всего бумагу и рисунки хранить в папках, а не в рулонах (иначе они ссыхаются и становятся ломкими). Обеспечьте ребенка самой разной бумагой (шероховатой, гладкой, мелованной), причем различных форматов. Чаще всего родители покупают детям листы и альбомы формата А4, однако рисовать на них не очень удобно. Кроме того, не имея возможности выбрать формат для своей работы, ребенок не может полностью реализовать свой творческий замысел. Поэтому предложите малышу листы и больших форматов, и маленьких, и даже разных форм (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные, овальные). На рабочем месте ребенка также должны присутствовать стирательные резинки, планшеты и кнопки (чтобы прикрепить лист к планшету), емкости для воды, вата, тряпки, точилки, различные кисти, палитры. Позаботьтесь и о специальной одежде для рисования: рядом со столом можно сделать крючок, где ребенок всегда сможет найти свой рабочий халат или фартук. И как можно раньше приучайте ребенка к аккуратности: после окончания работы он должен самостоятельно убрать свое рабочее место.
   Этап 2
   Выбираем изобразительные материалы
   Ребенку доступны многие средства для воплощения своих творческих замыслов: простые и цветные карандаши, фломастеры, чернила, восковые мелки, пастель, акварель, гуашь. Однако выбрать подходящий материал часто бывает сложно не только малышу, но и взрослому. Поэтому, прежде чем оста вить ребенка наедине с многочисленными и разнообразными материалами, вместе с ним по экспериментируйте с каждым из имеющихся материалов. Понаблюдайте, в чем специфика этих материалов, на какой бумаге лучше всего они смотрятся, как организовать работу с ними (заточить карандаши, принести воду и т. д.). Попробуйте вместе с ребенком нарисовать один сюжет (например, цветок или машину) с помощью разных материалов и затем обсудить, в чем особенность каждого получившегося рисунка.
   Этап 3
   Наблюдаем цвета и тени
   Познакомьте ребенка с цветовым спектром, с понятиями «холодного» и «теплого» цвета. Покажите, как смешиваются цвета и как из основных цветов (красный, желтый, синий) можно составить дополнительные (оранжевый, фиолетовый, зеленый). Объясните и покажите, как для этого можно использовать палитру.
   Поговорите с ребенком, какого цвета знакомые ему предметы и явления: чашка, банка, трава, снег, небо, солнце. Для этого внимательно понаблюдайте за этими предметами и явлениями, обсуждая все происходящие с ним изменения. Возьмите, например, белую чашку, поставьте ее на синюю ткань и положите рядом с ней желтый лимон – чашка перестанет быть только белой, на ней появятся синее и желтое пятна.
   Обратите внимание ребенка на его собственные произведения: есть ли у него тени? Переходы? Смешиваются ли цвета?
   Этап 4
   Работаем над композицией
   Рассмотрите вместе с малышом его старые работы и проанализируйте их с точки зрения композиции: не тесно ли рисунку, не сползло ли изображение в сторону. Можно ли понять, что главное в картине?
   Возьмите несколько чистых листов бумаги и нарисуйте какой-нибудь простой предмет в разных частях листа: например, изобразите цветок сверху, у самой нижней границы, в левом верхнем углу, в центре правого края и в центре листа. Пообсуждайте с малышом: в каком из случаев можно будет сказать, что цветок – главное на картине?
   Предложите ребенку нарисовать что-либо с учетом правил композиции. Посоветуйте для этого подумать о выборе формата бумаги: если ребенок хочет нарисовать портрет, то лучше взять лист, вытянутый по вертикали. А если он хочет нарисовать озеро в лесу или пляж – то по горизонтали.
   Этап 5
   Создаем иллюстрации
   Нередко у ребенка возникают сложности с выбором сюжета: цветы он уже рисовал, машины тоже… Подскажите ему неисчерпаемый источник сюжетов: иллюстрации к книгам. Выберите вместе с ребенком его любимые книжки; на первых порах постарайтесь выбирать такие произведения, где задействованы многие известные ребенку предметы. Прочитайте это произведение вместе, рассмотрите иллюстрации к книге, обсудите, к какому фрагменту текста они относятся. Затем предложите малышу создать свои иллюстрации, причем убедите его не повторять существующие картинки, а выбрать другие, непроиллюстрированные к книжке фрагменты. Обсудите незнакомые слова, встречающиеся в тексте, поразмышляйте вместе, какие характеры присущи действующим лицам.
   Этап 6
   Оформляем работы
   Вместе с ребенком выберите несколько его особенно удачных работ – при этом постарайтесь ориентироваться, прежде всего, на вкус самого автора. Затем покажите ему, как выглядят настоящие рамы у картин (если у вас дома картин нет, найдите изображение картины в раме). Пообсуждайте с малышом, зачем нужны рамы. Помогите ему сделать паспарту: вырежете из плотной бумаги или картона окошко размером чуть меньше самого рисунка и наложите его сверху на рисунок, затем приклейте. Нижнее поле может быть немного шире боковых и верхнего полей. Можно также аккуратно обрезать рисунок и просто приклеить его на плотный лист бумаги нейтрального (серого или палевого) цвета.
   Этап 7
   Организуем выставку
   Очень полезно периодически устраивать выставки детских работ. Вместе с ребенком отберите те произведения, которые достойны быть выставлены, причем попросите малыша обосновать свой выбор. Обсудите развеску: пусть малыш сам подумает, на какие разделы он хочет разделить свою выставку (например, по жанрам – натюрморты/пейзажи/ портреты; или по темам – друзья/транспорт/на улице и т. д.). Максимально привлекайте ребенка к развеске его работ. Оформите пригласительные билеты для родственников и друзей малыша, пусть сами билеты тоже будут «произведениями». Предложите ребенку заранее подумать об «экскурсии» на выставке: что он сможет рассказать о каждой картине? Заведите книгу отзывов: пусть посетители оставляют в ней свои впечатления и мнения.
   Этап 8
   Рассматриваем настоящие картины
   Посещайте с ребенком художественные музеи! Пусть каждый такой поход станет событием в жизни ребенка, настоящим праздником, а не скучной тратой времени. Для этого заранее обсудите с ребенком, куда вы собираетесь пойти, расскажите ему о художниках и картинах. Не стремитесь в музее охватить как можно больше картин: лучше остановитесь у двух-трех и внимательно их рассмотрите. Спросите у малыша, что ему понравилось, пусть он попробует рассказать, что изображено на приглянувшихся ему произведениях, какие чувства они у него вызывают. Вернувшись домой, еще раз постарайтесь вспомнить увиденное, расскажите о нем родственникам. Если нет возможности посещать музеи, воспользуйтесь альбомом с репродукциями.
   Где узнать об этом подробнее?
   Вадим Курчевский подробно описал свою методику в книге «Быль-сказка о карандашах и красках», впервые изданной в 1980 году. Она предназначена не только для родителей, но и для детей, специально для которых введен игровой персонаж Чуфело.
   Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ
   ЗА: Анна В., мама четырехлетнего Виктора
   Совершенно случайно мне попалась на глаза старая, еще советская книжка Курчевского, когда Вите еще и года не было. Прочитала запоем – и решила следовать советам. Где-то к полутора годам сделали ребенку специальный рабочий стол, накупили разной бумаги и материалов. Сначала Витя просто любил сидеть за своим столом, изучал карандаши, краски, мелки, но не рисовал. К двум годам проснулось творчество, и до сих пор рисование для нас – главное и любимое занятие. У Курчевского в книжке много умных и тонких замечаний, советов – все это мне очень пригодилось.

   ПРОТИВ: София М., воспитательница детского сада
   Курчевский был художником, а не методистом или педагогом. Поэтому его метод ориентирован на каких-то абстрактных детей, не имеющих возраста, он не предлагает пошаговой инструкции для обучения рисованию. От Курчевского можно взять некоторые упражнения, но я очень сомневаюсь, что по этой методике нерисующий ребенок научится рисовать.

   УРОКИ МУЗЫКИ

   Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто оказывается беззащитным перед звуковой агрессией современного мира. И это одна из важнейших причин, по которой стоит заниматься с ребенком музыкой. Эти занятия подарят малышу гармоничные и мелодичные звуки, научат его прислушиваться и слышать. Но как заниматься? Двадцатый век подарил педагогике исследования трех музыкантов: немца Карла Орфа, японца Синити Судзуки, француза Мориса Мартено. Исследуя процесс музыкального развития, все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Она широко применяется в дошкольных и школьных учреждениях нашей страны. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения. По методике Судзуки ребенок обучается на слух, подражая различным звукам. И только когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он учится читать нотную запись. Метод Мартено включает три этапа:

   1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;
   2) ребенок узнает, как записать ритм или мелодию;
   3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

   На основе этих исследований на рубеже ХХ-ХХI веков появилось несколько вариантов авторских методик обучения музыке с первых дней жизни ребенка.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация