А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 25)

   Упражнение 2
   Знакомимся с рифмами
   Чтобы научить детей воспринимать отдельные звуки в слове (а затем уже соотносить их с буквами), авторы методики особое внимание уделяют знакомству детей со звучащей речью. С самого рождения пойте малышу: на ночь колыбельные, днем – просто песенки с рифмованными строчками, причем акцентируйте именно рифмы. Вместо обычной подвески прикрепите над кроватью «рифмующиеся картинки» – изображения предметов, образующих рифмы. Например, нарисуйте кошку, ложку и мошку или платок, каток и моток. Как можно больше читайте стихов, прибауток, рифмованных присказок. Когда появляется первый детский лепет, относитесь к нему очень внимательно: присоединяйтесь к «разговору» своего малыша, повторяйте звуки за ним, а затем предлагайте ему повторить за вами. Например, он говорит «ба-ба-ба», а вы ему «бо-бо-бо». По мере взросления ребенка и усиления его самостоятельности сопровождайте ежедневные ритуалы (просыпание, умывание, одевание) стишками. После двух лет ребенка наверняка очень заинтересует игра «Лишнее слово»: называйте ему два рифмованных слова и одно нерифмованное, а затем просите выбрать то, которое не подходит к остальным. Например: туча, куча, стена или сушка, мушка, воробей. Поменяйтесь ролями: пусть ребенок называет слова, а вы выбираете лишнее.

   УРОКИ МАТЕМАТИКИ

   Обучение математике маленьких детей – прямой путь к развитию их мышления, умения логически мыслить, сравнивать, выстраивать пространственные отношения, оперировать абстрактными категориями. И если для сторонников раннего развития это несомненный плюс и довод в пользу раннего обучения математики, то для многих психологов и родителей – это существенный минус. Давно установлено, что развитие абстрактного мышления происходит у человека в довольно позднем возрасте и его неоправданное стимулирование приводит к дисгармоничному формированию мозга и различным психологическим нарушениям. Усиленное развитие логики, большой объем абстрактных знаний и умений приводит к росту левого полушария мозга и задержке развития правого полушария, которое является доминирующим в раннем детстве. Поэтому, выбирая методику для обучения ребенка математике, постарайтесь не переусердствовать.
   Великий психолог Жан Пиаже, исследуя, как дети образуют математические понятия, пришел к парадоксальному выводу: «Это большая ошибка – думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его умственным ростом».

   …вместе с Гленном Ломаном

   Немного теории
   В основе метода обучения математике, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7-7,5 года. Учить его надо всему, в том числе математике. И делать это с помощью многочисленных карточек. Приготовьте плотный белый картон, самоклеящиеся красные кружочки диаметром 1,8 см и красный фломастер с толстым стержнем. Разрежьте картон на 100 квадратов размером 27,5x27,5 см. Сделайте комплект карточек с красными кружочками на каждой из них, от 1 до 100. Легче начинать с самой сложной карточки, со 100 кружочками, затем сделать карточку с 99 кружочками и т. д. Размещайте кружочки совершенно бессистемно, не наклеивайте их в виде треугольника, квадрата или какой-нибудь другой фигуры. Старайтесь, чтобы кружочки не касались и не перекрывали друг друга. У края карточки всегда оставляйте небольшие поля, чтобы ваши пальцы не закрывали кружочков. На обороте напишите карандашом количество кружочков.
   Гленн Доман настоятельно рекомендует вести ежедневные записи, посвященные вашим занятиям с малышом. Во-первых, это хорошая памятка для вас, во-вторых, сопоставляя записи, вы сможете точно оценить достижения ребенка.
   Родители, посещающие занятия в Институте Эвана Томаса, заполняют «Ежедневный контрольный листок». Возьмите и вы за правило вести подобный дневник. Отмечайте следующее:

   • частота занятий (чем и сколько раз вы сегодня займетесь с ребенком);
   • интенсивность (как быстро малыш выполняет задание, сколько цифр или математических действий он выучил);
   • продолжительность (какое время отводится на выполнение каждого задания, общая продолжительность занятий за день);
   • цель занятий (чего вы конкретно хотите достичь, выполняя упражнения. Например, запомнить цифру 3);
   • замечания матери (добились ли вы поставленной цели, что не получается).
   Практические упражнения
   Гленн Доман считает, что обучение математике должно начинаться не с цифр, а с фактов. Поэтому нет смысла показывать малышу карточку с цифрой 8; необходимо показать ему карточку с восемью наклеенными кружочками. Ведь цифры – это всего лишь знаки, которые помогают представлять истинное количество. Гораздо проще сразу знакомить ребенка с этим количеством.
   Этап 1
   Узнаем количество
   Первые пять карточек – это значение чисел от 1 до 5. Выберите момент, когда малыш пребывает в прекрасном расположении духа, сыт, здоров и не хочет спать. Покажите ему первую карточку с одним кружком и, улыбаясь, скажите: «Это один». Показывайте ему карточку только то время, что занимает произнесение фразы, затем эту карточку быстро уберите и покажите следующую, с двумя кружками. Скажите: «Это два». Затем продемонстрируйте карточки с числами 3, 4, 5. Не надо ничего объяснять ни словами, ни жестами, не надо заставлять ребенка повторять число. Просто четко произнесите число. После пятой карточки как-нибудь поощрите малыша (погладьте или поцелуйте). В течение дня повторите это занятие (с этими же числами) еще два раза. Итого три раза, примерно по минуте. Для первого дня достаточно. Интервал между занятиями произвольный, но не менее получаса. И не забывайте перетасовывать карточки, чтобы ребенок никогда не мог предсказать, какая карточка будет следующей.
   На следующий день ребенка ожидает шесть занятий. Три раза покажите пять вчерашних карточек и три раза набор из пяти новых, с цифрами от 6 до 10. И не забудьте каждый раз хвалить его!
   На шестой день пришла пора изымать некоторые карточки. Начиная с этого дня, вы должны ежедневно добавлять две новые карточки, а две старые изымать (на время). Так, в шестой день вы убираете карточки с числами 1 и 2, а добавляете карточки с числами 11 и 12. Получается, что вы каждый день проводите шесть уроков математики, каждый из них продолжается не более 10 секунд: по три раза демонстрируете каждый комплект, называя соответствующее карточке число.
   Каждый день вы изымаете по две старые карточки и добавляете новые. Так вы доходите до карточки с числом 100. Изучать числа дальше нет особого смысла, так как начинается, в основном, игра с нолями.
   Этап 2
   Изучаем равенства
   Когда ребенок выучил числа от 1 до 20, переходите к следующему этапу – изучению равенств. Именно в это время он готов к тому, чтобы складывать некоторые количества вместе, то есть он готов приступить к сложению. Фактически, каждый день вы исподволь приучали его складывать числа, добавляя к предыдущему числу один кружочек. В течение нескольких недель вы будете чередовать занятия по изучению чисел и занятия с равенствами. Ваша ежедневная программа должна включать шесть занятий с числами и три занятия с равенствами.
   На обратной стороне каждой карточки заранее напишите равенства, например на карточке с числом 7: 1+ 6 = 7, 2 + 5 = 7, 3 + 4 = 7. Весело скажите: «Один плюс шесть равно семь», и покажите карточки с соответствующими числами. Это нужно сделать очень быстро – малышу совсем неинтересно следить, как вы перебираете карточки в поисках нужных. По этому все следует подготовить заранее и положить в нужной последовательности. Будьте последовательны, называя равенства, употребляйте одни и те же слова: плюс, равно (или равняется, или получится – но выберите только одно слова). Когда ребенок выучит факты, он сам установит правила.
   Каждый урок должен содержать не более трех равенств – можно меньше, но не больше. В день проводите по три занятия, причем на каждом предлагайте малышу три разных равенства и избегайте предсказуемости. Не следует на одном занятии показывать: 1+ 2 = 3, 1+ 4 = 5, 1+ 5 = 6. Лучше покажите: 1+ 2 = 3, 2 + 5=7, 4 + 8 =12.
   Существует 190 различных равенств, которые можно составить с карточками от 1 до 20. Через две недели занятий необходимо перейти от сложения к вычитанию, иначе ребенок утратит интерес. Техника здесь аналогична. Громко и весело говорите: «Три минус два равно один» и показываете ребенку соответствующие карточки. Можно использовать карточки с числами больше 20, так как они уже знакомы ребенку. Занимайтесь вычитанием в течение двух недель, а затем переходите к умножению.
   Методика изучения равенств с умножением строится по тому же принципу, что сложение и вычитание. Скажите: «Два умножить на три равно шесть», и покажите карточки с нужными числами.
   Особо следует сказать о пустой карточке без всяких кружочков, которая обозначает «ноль». Вы должны ввести эту карточку в самом конце, когда изучили все числа от 1 до 100. Использовать ее нужно в равенствах, например: 6 + 0 = 6, 8 – 0 = 8, 12 x 0 = 0. Обычно дети обожают эту пустую карточку, обозначающую отсутствие всякого числа.
   Через две недели изучения умножения перейдите к делению и действуйте по тому же принципу. Громко произносите равенство: «Восемь разделить на четыре равно два», и показывайте карточки с числами.
   После двух недель занятий делением переходите к следующему этапу.
   Этап 3
   Решаем примеры
   Для начала просто покажите ребенку две карточки, например 15 и 32. Спросите его, где 32. Если он смотрит на карточку с 32 кружочками или дотрагивается до нее – все прекрасно. Если нет – ничего страшного, возьмите нужную карточку и поднесите ему со словами: «Вот 32, не правда ли?» Выбор из двух карточек – хорошая тренировка перед тем, как перейти к решению примеров.
   В отличие от предыдущего этапа, вам надо будет показывать не три или больше карточек, а только две, и ребенок должен будет выбирать из них нужную.
   Скажите: «Двадцать два разделить на два равно одиннадцать», и покажите ребенку две карточки: 11 и, например, 27. Подождите, пока он выберет нужную, а если этого не случится – подскажите ему.
   Затем переходите к трехступенчатым примерам: 2x2x12 =? (48). Ежедневно вы должны показывать ребенку девять трехступенчатых равенств и один пример.
   После нескольких недель обучения таким равенствам усложните задание, введя в один пример два различных арифметических действия: 3 x 15-5 = 40 или 50 – 30 :10 = 2.
   Еще через две недели введите четырехступенчатые равенства.
   Если вы вдохновлены успехами вашего малыша и желаете продолжать обучение математике дальше, то с помощью предложенной методики займитесь:

   • последовательностями (возрастающая: 5, 10, 15, 20, 25…; убывающая: 72, 70, 68, 66, 64…; сложная: 6, 12, 10, 16, 14…);
   • больше и меньше (сделайте карточки со значками < и > и показывайте в сочетании с различными числовыми карточками);
   • равенствами и неравенствами (сделайте карточки со значками, обозначающими арифметические действия: +, -, х, = и др., выкладывайте их на полу в сочетании с различными числовыми карточками);
   • особенностями чисел (сгруппируйте карточки по какому-нибудь признаку. Например: 12, 2, 3, 4, 6 или 60, 12, 15, 30, 30);
   • дробями (говорите: «Одна третья от трех равно один», и покажите карточки 3 и 1);
   • простой алгеброй (сделайте карточку со знаком у и показывайте ребенку уравнения, например: 5 – у = 7, положите соответствующие карточки и равенство у = 2, а в следующий раз дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать ответ).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация