А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедия методов раннего развития" (страница 17)

   Пальчиковые игры
   Взрослый массирует ладошку ребенка, загибает поочередно пальцы, начиная с мизинца, и приговаривает:
...
   Этот пальчик маленький,
   Этот пальчик слабенький,
   Этот пальчик длинненький,
   Этот пальчик сильненький,
   Ну а это – толстячок,
   А все вместе – кулачок.
   «Сорока-ворона» еще один вариант этой игры. Следует знать, что до нашего времени игра дошла в «урезанном» виде. Еще в XVIII-XIX веках после загибания пальчиков взрослый, игравший в «Сороку-ворону» переходил к запястью ребенка, затем к локтю и заканчивал присказку щекоткой под мышкой.
...
   Сорока-ворона кашу варила,
   Деток кормила.
   Этому дала, этому дала,
   Этому дала и этому дала,
   А этому не дала!
   Ты кашу не варил, деток не кормил,
   Воды не носил – учись наперед!
   Здесь холодная, здесь теплая,
   А здесь кипяток-кипяток!
   Игры на коленях
   Посадив ребенка на колени и слегка подбрасывая его, взрослый приговаривает стих (существует во множестве вариантов), а в конце слегка раздвигает колени, чтобы ребенок легко «провалился».
...
   Еду-еду к бабе, к деду,
   На лошадке в красной шапке,
   По ровной дорожке на одной ножке,
   В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам,
   Все прямо и прямо, а потом вдруг – бух в яму!
   Колыбельные
   Есть люди, которые и в старости помнят колыбельные, которые им пели в детстве, – для многих из них мамина колыбельная остается самым дорогим и теплым воспоминанием жизни. Существуют сотни колыбельных на русском языке, вот несколько вариантов.
...
   Спи, сыночек мой, усни,
   Спи, сыночек мой, усни,
   Люли-люшеньки-люли.
   Скоро ноченька пройдет,
   Красно солнышко взойдет.
   Свежи росушки падут,
   В поле цветушки взрастут,
   Сад весенний расцветет,
   Вольна пташка запоет.
   Люли-люшеньки-люли,
   Ты, сыночек, крепко спи.

   Гуленьки
   Люли-люли-люленьки,
   Прилетели гуленьки,
   Сели гули на кровать,
   Стали гули ворковать,
   Стали гули ворковать,
   Стали Дашеньку качать,
   Стали Дашеньку качать,
   Стала Даша засыпать.

   Серенький волчок
   Баю-баю-баю-баю,
   Не ложись, дитя, на краю,
   С краю свалишься,
   Мамы схватишься.
   Придет серенький волчок,
   Схватит детку за бочок,
   Схватит детку за бочок,
   И потащит во лесок.
   И потащит во лесок,
   За малиновый кусток.
   Кустик затрясется,
   Детка засмеется.
   Сказки
   Русские народные сказки – настоящий кладезь информации для тех, кто озабочен ранним развитием своего ребенка. Не только классические «Курочка Ряба» и «Репка», но и десятки, сотни других сказок могут научить вашего ребенка думать, сравнивать, переживать за других. Сказки можно не только читать, но и обсуждать.
   Мы предлагаем вам несколько вариантов таких обсуждений.

   Для формирования моральных оценок:
   1) обсудите с ребенком, кто из героев поступил хорошо, а кто – плохо, и почему так произошло; 2) помогите отрицательному герою «исправиться» – пусть ребенок придумает, как он должен был поступить в сложившейся ситуации (например, волк мог не есть семерых козлят, а вместе с ними приготовить ужин).

   Для развития речи:
   1) обсудите с ребенком все незнакомые слова в сказке, придумайте предложения с этими словами; 2) попросите ребенка задать героям сказки любые вопросы; 3) придумайте вместе с ребенком другое название для сказки; 4) вместе с малышом сочините письмо одному из героев; 5) предложите ребенку придумать новую сказку, используя традиционное начало, но с частицей «не» («Не Маша пошла с подружками в лес, а…», «Жили-были не дед и баба, а…»).

   Для развития аналитических навыков:
   1) попросите ребенка рассказать, как он бы поступил на месте того или иного героя; 2) сформулируйте несколько вопросов по сказке, требующих сопоставления фактов (Почему волка считают злым? Почему Колобок лисы не испугался?).

   Для развития воображения:
   1) попросите ребенка придумать сказку о себе; 2) попросите малыша придумать новый конец для старой сказки (например, даже мышка не помогла вытащить репку. Что дальше?); 3) сформулируйте вопросы «А если бы…», предполагающие иное развитие действия сказки (А если бы Машенька не заметила печку в лесу, как бы она братца нашла?).

   Для формирования энциклопедических знаний:
   1) проанализируйте сказку и выделите, какие ценные практические сведения может из нее получить малыш; 2) сформулируйте соответствующие вопросы малышу и помогите ему найти на них ответы (например: зачем журавлю длинный клюв? Какие овощи, кроме репки, растут на грядках? Из чего можно построить избушку?).

   Для развития творческих способностей:
   1) как можно чаще просите ребенка рисовать сцены из сказок, создавать иллюстрации к ним; 2) с помощью аппликации и природных материалов (шишки, яичная скорлупа, ракушки, пух и перья и т. д.) создавайте разнообразные поделки по мотивам сказок: золотое яичко, теремок, Колобка; 3) предложите ребенку рисовать необычных персонажей: добрую Бабу-ягу, честную Лису и др.

   Где узнать об этом подробнее?

   Многократно издавались сборники колыбельных, потешек, пестушек, не говоря уж о русских народных сказках. Одно из наиболее полных изданий называется «Поэзия детства». Много материала на эту тему содержится в книге издательства «Прайм-Еврознак» «Правильно развить ум ребенка. Как?». В этнографических музеях крупных городов устраиваются курсы для родителей по народной педагогике.

   Личное мнение: ЗА и ПРОТИВ

   ЗА: Александра О., мама троих детей
   Я выросла в деревне у обожаемой бабушки, и со своими детьми я просто повторяю то, что сама когда-то любила, – рассказываем сказки, играем в ладушки, сороку, гули, поем колыбельные, причем сейчас это делает старшая дочка по отношению к младшему брату. И мультики смотрим по народным сказкам, и песни народные слушаем, и танцами народными дети занимаются, и даже ходим в этнографический музей на занятия народными ремеслами. Все довольны – дети всегда при деле, а от взрослых не требуется никаких специальных усилиях. Я всем друзьям говорю: гений Пушкина вырос не на карточках Домана или кубиках Зайцева, а на сказках Арины Родионовны! Народная педагогика проверена веками и уж зла точно не принесет.

   ПРОТИВ: Игорь Я., отец восьмилетней Насти
   Наверное, где-нибудь в селе народная педагогика выглядит естественно, но в большом городе, по-моему, это нонсенс. Мы с женой – филологи, даже ездили, будучи студентами, по псковским деревням фольклор собирать и первоначально хотели использовать «русское наследство» в воспитании Насти. Но оказалось ужасно глупо: проговаривать пестушки, одной рукой держа книгу, а другой – ребенка. Или колыбельные петь по книжке: да мы английских колыбельных больше знаем, чем русских! Жена напоминала мне какую-то ряженую актрису, и ребенок, мне кажется, чувствовал всю эту неестественность. Поэтому я сторонник более современных подходов к воспитанию детей.

   Детские знаки: развиваемся вместе со Сьюзен Гудвин и Линдой Акредоло

   Немного теории

   Американские психологи Сьюзен Гудвин и Линда Акредоло много лет посвятили изучению работы человеческого мозга, прежде всего на самом раннем этапе его развития – в первые три года жизни. На основании своего опыта они разработали систему игр и упражнений, которые способствуют быстрому и эффективному развитию мышления и речи. Эта система базируется на уверенности ученых в том, что ранние детские впечатления и ощущения способствуют формированию физической структуры мозга. Гладите вы ребенка по шее, читаете ему стихи, показываете птичек за окном – клетки детского мозга активизируются, формируются новые связи между нейронами. Впечатления ребенка не только способствуют появлению сложных нервных связей, но и укрепляют уже сформировавшиеся.
   Как показали эксперименты, родительские гены влияют только на те области мозга, которые контролируют основные функции – дыхание, сердцебиение, температуру тела и врожденные рефлексы. Развитие всех остальных областей мозга, формирование триллионов нервных связей обусловлено стимуляцией в первые года жизни. Это означает, например, что чем больше ребенок слушает музыку, тем большую активность проявляет «музыкальная» (слуховая) область его мозга. Мало того, развитие этой области стимулирует развитие другой: как показали исследования, раннее музыкальное развитие ребенка положительно сказывается на тех областях, которые отвечают за математическое мышление.
   Основываясь на результатах исследований, Гудвин и Акредоло определили критические периоды развития. Для развития социальной адаптации ребенка ключевыми оказываются первые полтора года жизни. Для моторных навыков критическим периодом развития являются первые четыре года. Речь и словарный запас формируются в первые три года. Для формирования математического мышления и логики важен период от года до четырех лет, а для развития музыкальных способностей – от трех до двенадцати лет.

   Практические упражнения

   Развитие самостоятельности и навыков решения проблем
   Подвесьте над кроваткой новорожденного простые игрушки (желательно звучащие, например колокольчики или погремушки), привяжите к ним ленточку и протяните ее к ручке или ножке малыша – он постепенно будет осознавать связь между своими действиями и издаваемым звуком игрушки. В полгода начинайте играть в «прятки»: мама прячет голову под платком и голосом привлекает внимание ребенка, потом наоборот – ребенок прячется под платком, а взрослый его «находит». Постепенно вводите причинно-следственные игры, построенные по принципу «стимул – реакция»: малыш дотрагивается до вашего носа – вы показываете язык, он дотрагивается до ваших надутых щек – вы их сдуваете. После нескольких повторений резко измените реакцию: ребенок дотронулся до носа, а вы не показали язык, а пощекотали его или закрыли глаза. В полтора года ребенку становятся интересны игрушки, построенные по этому же принципу: повернешь рычаг – выскочит клоун. Воспользуйтесь этим интересом и предлагайте ребенку открыть пакет, чтобы достать игрушку, развернуть салфетку и т. д.
   Развитие памяти
   С первых дней жизни старайтесь разнообразить мир, окружающий малыша, предоставить ему возможность получать новые впечатления (но важно не переусердствовать и не превратить мир ребенка в беспорядочный хаос, загроможденный новыми игрушками, людьми, «выходами в свет»). Берите ребенка с собой в кафе, магазины, на работу, во время прогулки ставьте коляску так, чтобы он мог обозревать окрестности, меняйте положение ребенка в кроватке. В возрасте от года до трех лет многократно повторяйте с ребенком полюбившиеся ему стихи и сказки: так он укрепляет свою память и «выучивает» сценарий действия в различных ситуациях. Помните о важности режима: предсказуемость действий в течение дня является важным фактором развития памяти. Очень полезно смотреть с ребенком фотографии и видеозаписи, запечатлевшие процесс его взросления. При этом важны комментарии взрослых, их вопросы малышу: «Ты по мнишь, что мы видели в зоопарке? А куда мы ездили прошлым летом? Что ты делаешь на этом снимке?» После двух лет можно ввести такой ритуал: перед укладыванием спать обсудите с ребенком все события прошедшего дня, причем обращайте внимание на их эмоциональный фон: что обрадовало ребенка? Что его огорчило?
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация