А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве" (страница 45)

   14.2.3. Порядок закрытия счета 20 «Основное производство»

   Порядок закрытия счетов учета затрат на основное производство продиктован его технологическими особенностями. Именно поэтому первым из данной категории счетов закрывается субсчет 1 «Растениеводство» счета 20 «Основное производство»». На данном субсчете выделяют три группы аналитических счетов:
   1) счета затрат, подлежащих распределению в конце отчетного года. Как правило, к данной группе аналитических счетов относят нераспределенную амортизацию и отчисления на ремонт основных средств. Распределение данных расходов может списываться в течение года по нормативам с последующей корректировкой в конце года. Расходы по основным фондам, специализированным для производства и хранения определенного вида продукции, списывают непосредственно на эту продукцию. Амортизацию и отчисления на ремонт по универсальным объектам распределяют в зависимости от назначения этих объектов, например по площадям, занятым под хранение;
   2) счета затрат под культуры или группы культур текущего года. К концу года в хозяйствах по дебету субсчета 20–1 «Растениеводство» в разрезе аналитических счетов сформированы затраты на производство той или иной культуры или группы культур. На основе данных аналитического учета формируется информация фактической себестоимости производства продукции растениеводства. Эту информацию сопоставляют с плановой себестоимостью и корректируют записи по кредиту субсчета 20–1 (для чего составляют ведомость корректировочных записей). По результатам этих расчетов корректируют себестоимость методом допроводки или методом «красное сторно», закрывая тем самым субсчет 20–1 в части сумм, подлежащих распределению по результатам года;
   3) счета затрат под урожай будущих лет, которые представляют собой суммы, не подлежащие распределению, так как они являются затратами под урожай будущего года. На этой части аналитических счетов формируется остаток, который составляет сумму НЗП растениеводства.
   Закрытие счета 20–1 позволяет сформировать информацию о фактической себестоимости продукции этой отрасли, в том числе кормов, которые являются сырьевой базой для производства продукции животноводства. Следующий шаг – закрытие субсчета
   20–2 «Животноводство». Закрытие этого субсчета не так сложно, как закрытие субсчета растениеводства, поскольку в течение года ведутся аналитические счета по каждой группе и виду животных, что практически исключает затраты, которые необходимо распределять. Исключение составляют расходы по кормоцехам и кормокухням, которые распределяют пропорционально объемам отпущенных кормов.
   Последним из субсчетов учета затрат на основное производство закрывают субсчет 20–3 «Промышленные производства». На первом этапе закрывают аналитические счета по переработке продукции растениеводства, затем – по переработке продукции животноводства.
   Последним из затратных счетов закрывают счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Закрытие этого счета осуществляется как в течение года, так и в конце года. Источниками закрытия счета 29 могут служить счета 86 «Целевое финансирование» и 90 «Продажи» в части услуг, реализуемых на сторону.

   14.2.4. Порядок закрытия счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»

   Первым закрывается счет 90 «Продажи». В результате сопоставления дебетового и кредитового оборотов этого счета формируется финансовый результат от основной деятельности предприятия. По дебету счета 90 в конце года отражается фактическая себестоимость реализованной сельскохозяйственной продукции. Поскольку этот счет закрывается уже после закрытия счетов производственных затрат, на момент сопоставления сальдо по дебету счета формируется фактическая себестоимость с учетом всех основных и накладных расходов. По кредиту счета 90 отражается сумма реализации. Разница между сальдо по кредиту, суммой, сформированной по дебету субсчета 90–3 «Налог на добавленную стоимость», отражающей начисленный НДС, и себестоимостью реализованной продукции составляет итоговую сумму реализации. Если дебетовое сальдо оказалось больше, чем кредитовое, делают проводку по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 99 «Прибыли и убытки», которая отражает убыток от основной деятельности. Если результат от реализации сельскохозяйственной продукции положительный, делают проводку по дебету счета 90 и кредиту счета 99.
   Следующий шаг – закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы». Принцип закрытия тот же, что и при закрытии счета 90 «Продажи». Закрывается счет 91 также путем отнесения полученного результата на счет 99 «Прибыли и убытки».
   Таким образом, счет 99 закрывается последним. Результат, сформированный при отнесении сумм результата между дебетовым и кредитовым сальдо счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, или непокрытым убытком. Итоговый результат относят на кредит или дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
   Процесс счетов доводят до логического завершения путем постепенного сворачивания затратных и распределительных счетов. Это позволит окончательно сформировать предварительный оборотный баланс и представить его в том виде, в котором и увидят его пользователи бухгалтерской отчетности хозяйств, – отражающим реальное положение предприятия.

   14.3. Понятие бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней

   Бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, представляющих собой извлечение из текущего учета – сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период.
   Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении».
   При составлении отчетности необходимо выполнять требования законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету в отношении раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности предприятия, об активах, капитале, о резервах и обязательствах, доходах и расходах предприятия.
   К информации, формируемой в отчетности, предъявляются следующие требования:
   • соблюдение отчетного периода – в России отчетный период (год) совпадает с календарным;
   • достоверность и полнота – все показатели, отражаемые в отчетности, должны быть обоснованы надлежаще оформленными первичными документами и бухгалтерскими записями, и эти показатели должны полно отражать все хозяйственные операции и факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном году;
   • последовательность – соблюдение постоянства в содержании и формах бухгалтерской отчетности и пояснений к ней;
   • нейтральность – информация, включаемая в формируемую бухгалтерскую отчетность, должна обладать признаком нейтральности (отсутствие заинтересованности в ней того или иного лица или группы лиц);
   • сопоставимость – информация, отражаемая в бухгалтерской отчетности, должна быть сопоставима с точки зрения проведения управленческого и финансового анализа и использования их результатов в управленческом процессе;
   • правильность оформления.
   Согласно требованиям ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
   При составлении бухгалтерской отчетности предприятий, в том числе сельскохозяйственных, необходимо руководствоваться принципами достаточности и существенности информации.

   14.4. Виды, формы отчетности и ее состав

   Отчетность сельскохозяйственных предприятий можно классифицировать по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
   По видам различают: бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность.
   Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
   Статистическую отчетность формируют по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета; она содержит отдельные показатели хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
   Оперативная отчетность составляют на основе данных оперативного учета; она включает основные показатели за короткие промежутки времени: сутки, пятидневку, неделю, декаду, полмесяца. Эти данные используют для оперативного контроля процессов снабжения, производства и реализации продукции и управления ими.
   По периодичности составления выделяют:
   • промежуточную бухгалтерскую отчетность;
   • месячную отчетность, составляемую определенного вида предприятиями;
   • квартальную. Эта отчетность сельскохозяйственных предприятий не отличается от отчетов других организаций и состоит из двух основных форм – формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
   • годовую бухгалтерскую отчетность. Такая отчетность сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций. Кроме типовых пяти форм, которые заполняют бухгалтеры всех других организаций, бухгалтерия предприятий аграрной сферы должна подготовить и сдать в федеральный статистический орган и органы Минсельхоза России необходимый набор специализированных форм отчетности.
   Требования к составу бухгалтерской отчетности содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Минфин России приказом от 22 июля 2003 г. № 67н установил следующие формы годовой бухгалтерской отчетности:
   1) бухгалтерский баланс (форма № 1);
   2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
   3) отчет об изменениях капитала (форма № 3);
   4) отчет о движении денежных средств (форма № 4);
   5) приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
   6) отчет о целевом использовании средств (форма № 6);
   7) пояснительную записку;
   8) итоговую часть аудиторского заключения, содержащую мнение о достоверности финансовой отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
   Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. Приказом Минсельхоза России утверждены девять специализированных форм:
   1) форма № 5–АПК «Численность и фонд заработной платы работников сельскохозяйственных организаций»;
   2) форма № 7–АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;
   3) форма № 8–АПК «Отчет о затратах на основное производство»;
   4) форма № 9–АПК «Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства»;
   5) форма № 10–АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»;
   6) форма № 13–АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства»;
   7) форма № 15–АПК «Наличие животных»;
   8) форма № 16–АПК «Баланс продукции»;
   9) форма № 17–АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике».
   В агропромышленном комплексе специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.
   По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные (составляемые организациями), консолидированные (которые составляют материнские организации) и сводные (составляемые вышестоящими организациями на основе первичных отчетов).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [45] 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация