А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве" (страница 38)

   Ключевые слова

   Брак в производстве. Вспомогательные производства. Затраты. Издержки. Калькуляция. Обслуживающие производства. Основное производство. Плановая себестоимость. Расходы. Себестоимость. Статьи затрат. Фактическая себестоимость.

   Контрольные вопросы и задания

   1. Дайте экономическое определение категорий «затраты», «расходы», «издержки».
   2. Что такое калькуляция и как она составляется?
   3. Для чего необходима классификация затрат?
   4. Назовите счета учета затрат.
   5. Какие методы учета затрат влияют на финансовые результаты организации?
   6. Как влияет на финансовый результат порядок списания общехозяйственных расходов?
   7. Что такое себестоимость?
   8. Какие затраты относят к прямым, а какие – к косвенным?
   9. Какие показатели могут служить базой для распределения косвенных расходов?
   10. Какие субсчета имеет счет 23 «Вспомогательные производства»?
   11. Почему фактическая себестоимость готовой продукции может быть исчислена только в конце отчетного периода?
   12. Назовите направления списания затрат вследствие брака в производстве.

   Тесты

   1. Расходы предприятия в соответствии с существующими требованиями группируются по следующим элементам:
   а) расходы на НИОКР;
   б) финансовые расходы;
   в) коммерческие расходы;
   г) амортизация.
   2. Расходы на оплату командировочных расходов сотрудников включаются в состав общехозяйственных расходов:
   а) в пределах установленного на предприятии лимита;
   б) в полном объеме;
   в) в пределах установленного норматива.
   3. При списании расходов, связанных с публикацией бухгалтерской отчетности, бухгалтер составляет проводку:
   а) Дт 20 (44) Кт 76;
   б) Дт 90 Кт 76;
   в) Дт 91 Кт 76;
   г) Дт 99 Кт 76.
   4. В качестве базы для распределения косвенных расходов обычно используется показатель:
   а) «заработная плата основных производственных рабочих»;
   б) «цена на отдельные виды продукции»;
   в) «производственная мощность подразделений предприятия».
   5. Предприятие переводило деньги с расчетного счета в одном банке на открываемый расчетный счет в другом банке. На каком счете отражается данная операция в бухгалтерском учете:
   а) Дт 44 (20);
   б) Дт 90;
   в) Дт 91.
   6. При отражении списания потерь товаров от стихийных бедствий правильна проводка:
   а) Дт 44 Кт 41;
   б) Дт 99 Кт 41;
   в) Дт 90 Кт 41;
   г) Дт 91 Кт 41.
   7. При отражении начисления резерва на естественную убыль товаров при хранении и реализации бухгалтерская проводка имеет вид:
   а) Дт 97 Кт 96;
   б) Дт 44 Кт 96;
   в) Дт 84 Кт 96.
   8. Можно ли использовать добавочный капитал для списания убытков по основной деятельности:
   а) да;
   б) нет.
   9. При начислении резерва на проведение капитального ремонта бухгалтерская проводка имеет вид:
   а) Дт 20 (44) Кт 96;
   б) Дт 99 Кт 96;
   в) Дт 84 Кт 96.
   10. При начислении годового вознаграждения бухгалтерская проводка имеет вид:
   а) Дт 97 Кт 70;
   б) Дт 84 Кт 70;
   в) Дт 20 (44) Кт 70.
   11. При начислении по больничному листу правильна запись:
   а) Дт 70 Кт 69;
   б) Дт 69 Кт 70;
   в) Дт 70 Кт 50;
   г) Дт 20 (44) Кт 70.
   12. На предприятии проценты за кредит, полученный для погашения задолженности по налогам, списали на себестоимость. Правильно ли это с точки зрения требования бухгалтерского и налогового законодательства:
   а) да;
   б) нет;
   в) в бухгалтерском учете – да, в налоговом – нет.

   ГЛАВА 12
   Учет капитала, резервов, целевого финансирования

   После изучения этой главы вы узнаете:
   !!! об учетной категории «капитал»;
   !!! об учете формирования уставного капитала;
   !!! об особенностях формирования и учета складочного капитала и паевого фонда; об учете резервного капитала;
   !!! об учете добавочного капитала;
   об учете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
   !!! о формировании и учете резервов (под снижение стоимости материальных запасов, под обесценение вложений в ценные бумаги, резервов по сомнительным долгам, резервов предстоящих расходов);
   !!! об учете государственной поддержки и целевого финансирования;
   !!! о типовой корреспонденции счетов по учету капитала, резервов, целевого финансирования.

   12.1. Основные нормативные документы

   1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
   2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
   3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах».
   4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
   5. Федеральный закон (с изменениями, вступившими в силу 1 января 2008 г.) от 26 октября 2002 г. № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
   6. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
   7. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
   8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.
   9. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03–6/пз.
   10. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации предприятий, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н.

   12.2. Экономическое содержание капитала и его составляющих

   Капитал предприятия – это финансовые ресурсы, авансированные в производство с целью получения прибыли и характеризующие общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Капитал служит главной экономической базой создания и развития коммерческого (сельскохозяйственного) предприятия, экономическим ресурсом, необходимым для осуществления его финансово–хозяйственной деятельности.
   Существуют разные виды капитала. Так, по принадлежности различают собственный и заемный капитал.
   Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности.
   Эквивалентом собственного капитала предприятия выступают его чистые активы. Чистые активы – расчетная величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия его обязательств.
   В соответствии с приказом Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03–6/пз от 29 января 2003 г. в акционерных обществах расчет чистых активов ведется по утвержденному порядку:
   ЧА = Активы, принимаемые к расчету – Пассивы, принимаемые к расчету.
   В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
   • внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
   • оборотные активы (запасы, НДС по приобретенным материальным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости фактических затрат на выкуп собственных акций (раздел III баланса) и задолженности участников организации по взносам в уставный капитал.
   В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
   • долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие;
   • краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
   • кредиторская задолженность, за исключением задолженности по выплате доходов;
   • резервы предстоящих расходов;
   • прочие краткосрочные обязательства.
   В начале создания организации формируется первоначальный (уставный) капитал. В дальнейшем в процессе осуществления деятельности организации могут создавать добавочный капитал (в результате переоценки основных средств), резервный капитал и прочие фонды потребления и развития (за счет отчислений от прибыли). В результате деятельности организация получает определенный финансовый результат: положительный – прибыль, отрицательный – убыток. Все перечисленные элементы в совокупности образуют собственный капитал организации. Если у организации есть безвозмездное и безвозвратное финансирование, эти источники также включаются в величину собственного капитала. В тех случаях, когда организация формирует доходы будущих периодов, эти источники также приравниваются к собственным, хотя по требованиям бухгалтерского учета они отражаются в краткосрочных обязательствах.
   В таблице представлена характеристика элементов собственного капитала.
   Таблица
   Особенности различных видов собственного капитала
   К задачам учета капитала можно отнести:
   • необходимость правильной оценки паев и акций при их первоначальном выпуске (при создании предприятия), их движении и аннулировании в течение дальнейшей деятельности сельскохозяйственного предприятия;
   • контроль за своевременным внесением учредительных взносов и правильным оприходованием товарно–материальных ценностей, поступивших в счет расчетов с учредителями;
   • контроль за надлежащим оформлением учредительных документов и вносимых в них изменений на первоначальном этапе создания предприятия и в процессе его деятельности;
   • правильность формирования и расходования средств фондов и резервов, предусмотренных законодательством и уставом сельскохозяйственного предприятия;
   • контроль за использованием прибыли, остающейся в распоряжении предприятия по результатам финансового года.

   12.3. Учет формирования уставного (складочного) капитала

   Трактовка таких понятий, как «уставный капитал», «уставный фонд», «складочный капитал», «паевой фонд», зависит от организационно–правовой формы предприятия и положений законодательства, под действие которого подпадают эти предприятия.
   В настоящее время в практике хозяйствования применяются организационно–правовые формы создания организаций, представленные на рис.
   Хозяйственное товарищество – коммерческая организация с разделенным на вклады участников складочным капиталом.
   Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором (учредительный договор) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Ими могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, причем число участников должно быть не менее двух.
   Юридические и физические лица могут быть участниками только одного полного товарищества. Участник полного товарищества обязан внести не менее 50% своего вклада в складочный капитал к моменту регистрации такого товарищества. Остальная часть должна быть внесена в сроки, установленные учредительным договором.
   Рис. Классификация хозяйствующих субъектов по формам собственности
   Прибыль и убытки распределяются пропорционально доле в складочном капитале. Если вследствие понесенных убытков стоимость чистых активов станет ниже величины складочного капитала, то полученная прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока чистые активы не превысят складочный капитал.
   Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – коммерческая организация, в которой наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность (полными товарищами), имеется один или несколько участников – коммандитистов, которые несут риск убытков от деятельности такого товарищества. Риск убытков равен сумме внесенных ими вкладов в складочный капитал. Коммандитисты не принимают участия в хозяйственной деятельности. Положение полных товарищей в коммандитном товариществе, их ответственность по обязательствам определяются в порядке, установленном для полного товарищества.
   В обществе с ограниченной ответственностью формируется не складочный, а уставный капитал, который разделен на доли, определенные учредительными документами (учредительным договором, уставом). Размер уставного капитала должен быть не ниже 100 МРОТ. Если общество учреждается одним лицом, то его учредительным документом является устав. Размер доли участника в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Уставом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участника и возможность изменения соотношения долей его участников. На момент регистрации общества с ограниченной ответственностью уставный капитал должен быть оплачен участниками не менее чем на 50%. Остальные 50% подлежат оплате в течение первого года деятельности.
   Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Данное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
   Если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов будет ниже уставного капитала, то общество обязано объявить о его снижении. Если стоимость чистых активов окажется меньше 100 МРОТ, то общество подлежит ликвидации.
   Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами в порядке, аналогичном порядку учреждения обществ с ограниченной ответственностью. Различие между ними заключается в том, что участники общества с дополнительной ответственностью принимают на себя ответственность по обязательствам общества не только в размере вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости к стоимости их вкладов.
   Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
   Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество обыкновенных и привилегированных акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено; число учредителей закрытого акционерного общества не может превышать 50. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества – не менее 1000 МРОТ; закрытого акционерного общества – не менее 100 МРОТ. На день регистрации акционерного общества его уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%.
   Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от участия в других формах бизнеса членство в кооперативе предполагает личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.
   В сельском хозяйстве в большей степени распространена данная форма организации предприятий. При этом кооператив называется сельскохозяйственным производственным кооперативом. Производственные сельскохозяйственные кооперативы (кооперативные хозяйства, колхозы, сельскохозяйственные и рыболовецкие артели) организуются для совместной производственной деятельности граждан и юридических лиц. Их деятельность основана на личном участии и предполагает объединение паевых взносов. Уставный капитал сельскохозяйственного производственного кооператива называется паевым (неделимым) фондом.
   К моменту государственной регистрации производственного сельскохозяйственного кооператива его члены обязаны внести не менее 10% паевого взноса; остальную часть они могут вносить в течение года с момента регистрации.
   Минимального размера паевого фонда в производственном кооперативе не существует. Увеличение или уменьшение паевого фонда осуществляется с одновременным изменением устава. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Часть паевого фонда кооператива, приходящаяся на неделимые производственные объекты, включается в неделимый фонд, не подлежащий разделу. При выходе из сельскохозяйственного производственного кооператива эти суммы могут компенсироваться денежными выплатами.
   Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам или долям. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственник имущества не отвечает по обязательствам унитарного предприятия. Целью деятельности унитарного предприятия является реализация конкретных производственных, общественных и социальных функций, обозначенных государством.
   Корпорация – юридическое лицо, объединение физических или юридических лиц. Корпорация существует независимо от ее собственников и действует на принципах ограниченной ответственности, т.е. она вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность.
   В результате разделения собственности и управления корпоративная форма имеет ряд преимуществ. Доля капитала акционеров может быть передана другим владельцам. Корпорация привлекает долевой и долговой капитал от своего имени. В результате акционеры несут ограниченную ответственность по долговым обязательствам корпорации. Самое большее, что они могут потерять, – это денежные средства, которые вложили в ее акции.
   В России корпорации представлены финансово–промышленными группами (ФПГ).
   ФПГ – добровольное объединение предприятий; это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основании договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
   Независимо от формы собственности уставный капитал во всех случаях отражает сумму капитала, определяемую в учредительных документах организации.
   У коммерческих сельскохозяйственных предприятий с любым организационно–правовым статусом учет уставного капитала в форме вкладов (паев) и акций по их первоначальной стоимости, определенных в учредительных документах на дату регистрации предприятия, ведется на счете 80 «Уставный капитал».
   Счет 80 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах сельскохозяйственного предприятия. Записи на счете 80 осуществляются при формировании уставного капитала, а также при увеличении и уменьшении уставного капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
   После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами учета внеоборотных активов, товарно–материальных ценностей и денежных средств. Учет организуют таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.
   В процессе деятельности акционерное общество, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции, может увеличить или уменьшить уставный капитал. Изменение размера уставного капитала организации всегда связано с переутверждением его учредительных документов общим собранием учредителей и их перерегистрацией в соответствующих государственных органах.
   На сегодняшний день в сельском хозяйстве существует тенденция к реорганизации предприятий: слиянии, присоединении, разделении, выделении и т.д., при этом возникает ряд вопросов по учету уставного капитала.
   При реорганизации сельскохозяйственных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (лицам) в соответствии с передаточным актом. В состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином России порядке в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). При слиянии и присоединении отдельных юридических лиц – сельскохозяйственных предприятий (подразделений) – к бухгалтерским балансам каждого из них по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей этих балансов. При разделении сельскохозяйственных предприятий формируемый разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входивших в состав прежнего юридического лица. Данные разделительного баланса являются также данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала деятельности после государственной регистрации.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [38] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация