А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Рухнама" (страница 23)

   Труд – спаситель. Вдохновенный труд спасает от болезней, меланхолии, зависти, избавляет от нужды.
   Лень – изнанка корысти.
   Труд – брат удачи и друг богатства.
   Богатство – это благополучие и уверенность в себе.
   Человек является владельцем богатства, а не наоборот. И пока ты хозяин состояния, не становись его рабом!
   Настоящий туркмен никогда не станет рабом богатства. Чем богаче, тем щедрее, тем спокойнее его жизнь. Он равнодушен к деньгам. Он не станет гордиться, если у него их становится больше, но и переживать из-за их нехватки тоже не станет. Он, чем богаче, тем мудрее. Потому что ищет пути разумного использования своих доходов, стремится к тому, чтобы они приносили пользу не только ему, но и обществу в целом.
   Хочу рассказать вам еще одну старинную туркменскую легенду.
   …Однажды одному из волшебников было сказано: «На такой-то улице живет такой-то скряга, сходи к нему, прояви мудрость». Когда наступили сумерки, чудотворец постучался в двери скупца:
   – Я Божий гость, прошу пустить меня на ночлег.
   – Это хорошо, что ты Божий гость, на такой-то улице стоит Божий дом – мечеть, иди туда и гости там сколько угодно, Аллах не прогонит тебя, – сказал хозяин, не открыв двери.
   Волшебник повернул обратно и вдруг заметил, как во дворе этого нехлебосольного человека кто-то копошится возле тамдыра.
   – Проходи, гостем будешь, – сказал незнакомец приближающемуся к нему чудотворцу. – Завтра я должен предстать пред очи кази, мне негде ночевать, нечего есть. А из этого тамдыра только что вынули горячие лепешки. Я нанюхался запаха свежеиспеченного хлеба и утолил голод, а тепло тамдыра отогрело мне душу.
   Вдвоем они провели ночь у тамдыра, греясь возле тлеющих углей, а поутру отправились к кази. Тот, рассмотрев дело бедняка, приговаривает его к смертной казни.
   – Есть ли у тебя последнее желание?
   – Я ни на кого не держу зла, но говорят, что царь Туран справедливый царь. Пусть он разрешит мне вырыть могилу в нашем старом дворе на окраине города, и пусть меня там похоронят.
   Когда желание несчастного было передано царю, тот задумался:
   – До сих пор ни один преступник не обращался ко мне с такой просьбой. Я должен своими глазами увидеть, как он будет рыть могилу для себя. Наверняка, в этом желании что-то сокрыто.
   Оседлав коня, царь отправился к заброшенному двору. Все находившиеся в нем встали навытяжку и лишь приговоренный протянул царю руку. Из милосердия царь пожал ее. После чего говорит:
   – Я ознакомился с приговором, который тебе вынес кази. Против тебя выступают три свидетеля, а у тебя нет ни одного.
   – Мой государь, у меня есть два свидетеля, разве вы сейчас не почувствовали этого?
   – Я-то почувствовал, только вот кази не примет их в расчет.
   – Нет у него никаких свидетелей! – воскликнул кази.
   Тем временем рывший сам себе могилу бедняк наткнулся на большой сосуд, доверху наполненный золотыми монетами.
   – Ну вот, теперь у него три свидетеля, – произнес царь.
   Тут вмешался волшебник:
   – Нет, мой властелин, у него четыре свидетеля, я тоже свидетельствую за него.
   Кази недовольно воскликнул:
   – Где, какие свидетели?
   На что царь ответил:
   – Руки этого человека покрыты кровавыми мозолями, они что панцирь черепахи. Человек, который способен так трудиться, не может быть вором! Его руки есть его два свидетеля!
   Царя поддержал волшебник:
   – Аллах указал мне адрес и велел помочь одному человеку избавиться от жадности, но он даже дверь мне не открыл, прогнал с порога. И потому счастье досталось не тому скряге, а этому бедняку, гревшемуся у чужого пепелища. Ни кази, ни ты, мой властелин, тут ни при чем. Если бы этот несчастный не был приговорен к смертной казни, Господь не внушил бы ему упокоиться на развалинах старого дома, не стал бы он рыть себе могилу, не наткнулся бы на добро, честно нажитое его предками! По милости Божьей стал этот бедняга обладателем целого состояния!
   …У туркмен несколько своеобразное отношение к материальным благам. Обычно они равнодушны к роскоши, богатству. Но иногда относятся к ним благосклонно. То есть туркмены и здесь предпочитают золотую середину. Чрезмерное увлечение накопительством развивает алчность, полное отрицание материальных благ ведет к аскетизму. В этом вопросе лучше не перегибать палку, а найти разумный компромисс. Но для этого необходимо иметь собственный взгляд на богатство, свое отношение к нему, свое мировоззрение.
   В чем смысл философского отношения туркмен к богатству? Туркмены облагораживают его. Они никогда не хвастаются своим состоянием, деньги, вещи не занимают в их жизни важного места. Туркмены предпочитают быть счастливыми и уважаемыми людьми. И сами уважают людей удачливых, счастливых. «Найдешь счастье, не думай о богатстве», – говорят они.
   Что же стоит за этими понятиями? Чем, собственно, богатство отличается от удачи и достатка? На первый взгляд, ничем особенным. И то, и другое символизирует материальное благополучие. Все дело в том, как это представляется людям. Предметы могут разниться между собой, однако представления о них бывают самыми разными. То или иное сложившееся понятие и определяет меру отношения людей к тому или иному явлению жизни.
   Богатство – это всего лишь материальное состояние. Удача и достаток – это материальные блага, заработанные с вложением души. Удача – награда, посылаемая Богом людям за их честность и целеустремленность. Достаток зарабатывается честным трудом. Достаток и удача неотделимы от честности, привязаны к ней. Честный заработок никогда не толкнет человека на грязное дело, не развратит его. Вот в чем суть.
   Судьба и счастье не могут быть безграничными. Господь каждого человека, каждое живое существо наделяет участью. Значит, он знает меру во всем. Понятно, что судьба одного человека никак не может перейти к другому. Но если богатство накоплено недозволенными способами, значит, оно собрано за счет чужой доли.
   Таким образом, судьба и счастье связаны с нравственностью человека. Достаток – это материальное благосостояние, дающее возможность не испытывать нужду. Оно не очень большое, собственно, человеку и не нужно чрезмерно большого богатства. Зато достаток, если он заработан честно, создает душевное равновесие. И уж он-то точно не толкнет в омут разврата, не притянет грязь.
   Честный заработок доставляет человеку удовольствие, вызывает уважение окружающих, приводит к нравственной чистоте. Чистые помыслы, честные заработки еще больше очищают душу человека, просветляют ее. Потому что такой человек чувствует себя уверенно, защищенно. Он ни перед кем не испытывает чувства вины – ни перед Господом, ни перед Родиной, ни перед людьми. Это и есть духовная раскрепощенность.
   Богатство ведет к рабству, заслуженное уважение дает свободу.
   Бегите от рабства, стремитесь к свободе!
   На тех, кто не заработал состояние собственным трудом, богатство обрушивает беды и несчастья. Туркмены говорят: «Для того, чтобы нищенствовать, тоже силы нужны». Прежде чем начать строительство дома, надо расчистить под него площадку, заложить фундамент. Так и здесь – чтобы разбогатеть, надо вначале подготовить себя к этому, научиться беречь заработанное. Потому что сберечь состояние намного труднее, чем пустить его по ветру. Тем более туркмену! Потому что туркмены по натуре своей щедры, их души распахнуты, скопидомство им чуждо!
   Я не сторонник чрезмерной расчетливости, жадности, но и не поддержу тех, кто сорит деньгами направо и налево. Между этими двумя крайностями обязательно должна быть золотая середина!
   Туркменское государство очень богато. Можно было бы раздать все его богатство народу и озолотить каждого. Но готовы ли наши люди после семидесятилетней нужды вдруг стать богатыми? Задумайтесь над поговоркой: «Достаток не развратит только овцу, к тому же черную, черную да старую». Надо обладать огромной волей, чтобы выдержать испытание богатством. К тому же быть мудрым, рассудительным!
   Одной из главных моих целей является воспитание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно. Мои соотечественники, может, и не замечают, как их жизнь год от года, месяц от месяца становится лучше, а они сами живут богаче, зажиточнее… Ни на минуту не забываю я о своем народе, его благосостоянии и его душе.
   Туркмены должны стать очень богатым народом, но при этом не развращенным, умеющим беречь нажитое, извлекать из него пользу для себя и других.
   Умеренный в материальных потребностях, духовно устремленный – таким мне видится туркмен Золотого века.
   Туркмены! Земляки мои!
   Мечтайте о добром богатстве, об уважении к себе, заслужите его своей жизнью, трудом, поведением, а я, в свою очередь, мечтаю видеть вас богатыми и счастливыми. И тогда, объединив наши мечты и стремления, мы одолеем любые препятствия, поднимемся на любую высоту!
Семья начинается с женщины
   Счастливые люди, познавшие возвышенную, неземную любовь, соединившие свою жизнь с любимым человеком, – это люди, отмеченные милостью Бога, Его благословением!
   Любящий свою жену не так страстно, не настолько возвышенно, но уважающий ее, видящей в ней друга и понимающий ее с полуслова, – этот человек получил благословение земли. В такой семье царят мир и лад, это счастливая семья, потому что она сама добилась своего счастья.
   Царица дома, хозяйка семьи – женщина! Она соткана из любви и заботы, нежности и жалости, она достойна уважения и почитания!
   Молодая невестка (гелин – от слова «гелен» (пришедшая), нуждается в помощи всех членов семьи. Муж, его отец и мать должны помочь ей адаптироваться в новой семье, войти в ее уклад. У туркмен есть замечательный обычай: наутро после свадьбы молодая здоровается со свекром и свекровью, низко кланяясь им, после чего девочки из семьи ведут представить ее родственникам, ближайшим соседям, где невестка так же почтительно кланяется всем. Следуя заведенному обычаю, она первой исполняет этот свой долг, показывая тем самым, что, уважая жениха, уважительно относится и ко всей его семье.
   В жизни, однако, не все бывает гладко. Порой, приведя в дом молодую жену, муж с первого дня проявляет недовольство, кричит на нее, унижает, роняя ее достоинство в глазах своих родителей. Женщина, которую не уважают в ее новой семье, не может рассчитывать на уважение соседей, односельчан. И тогда она начинает бороться за свое место под солнцем, препираться, злословить с мужем, отравляя жизнь всем членам семьи, соседям. «Избави вас Аллах от дурной жены!» – говорил мудрый Горкут ата. Но, видно, даже Господь не в силах справиться с той, кто не под Богом ходит, кто продал душу сатане! Такая жена – не женщина, ей недоступна сила женской доброты и ласки. Ведь добрым словом, говорят в народе, можно и змею выманить из норы, злое же слово заставит саблю выхватить из ножен!..
   Добрые отношения в семье начинаются с уважения. Каким бы горячим ни было чувство между молодоженами, отсутствие взаимного уважения никогда не приведет к прочной семейной любви и дружбе. Пусть приходящие в дом невестки приносят в него мир и лад, тепло и любовь! И пусть они станут самыми уважаемыми гелин в семье и в округе. Но это уже зависит от вас, уважаемые мужчины.
   Так уж устроена жизнь, что свой главный выбор – профессию и спутника жизни – человек делает в ранней юности. А молодости свойственно витать в облаках. Молодым подавай принцессу, да еще благородных кровей. Но если ты умен, то и на себя должен посмотреть критическим взглядом, а уже потом выбирать суженую!
   Мальчишкой мне довелось слышать такую легенду.
   …Юноша идет купаться в реке и видит плещущуюся в ней русалку. Он ныряет в воду, подплывает поближе и набрасывает на водяную красавицу свой дон.
   – Я влюбился в тебя, стань моей женой! – говорит он русалке.
   – Ты хорош собой, тебя можно было бы и полюбить, но ты не можешь жить в воде, а я на земле. Эта любовь сделает нас несчастными. Но я исполню твое желание, подберу тебе невесту, только и ты подумай хорошенько, выбери девушку, достойную себя!
   Русалка велит юноше переплыть реку, развести костер у подножия горы и сжечь в нем волосок из своей косы. Едва он исполнил все это, как перед ним разверзлась гора и в ней открылись ворота. Первое, что увидел юноша, было большое волшебное зеркало. Бросив в него рассеянный взгляд, он прошел дальше и вдруг остановился как вкопанный, едва не ослепнув от увиденного великолепия. В центре роскошного зала на высоком троне восседала дивная красавица. Увидев ее, юноша вздрогнул, будто его ударило током, по всему телу пробежала дрожь. Справа от дивной феи на кресле пониже сидела другая красавица – вся с ног до головы увешанная золотыми и серебряными украшениями, слепящими глаза. В кресле слева скромно примостилась еще одна юная пери, лицо которой излучало нежность и доброту.
   Юноша некоторое время разглядывал девушек, потом решительно взял за руку первую красавицу и повел за собой. Когда они вышли за ворота, красота девушки затмила сияние солнца, и небо заволокло тучами. Взглянув на девушку, юноша с ужасом обнаружил, что та, чья красота пронзила его сердце, превратилась в змею. Не помня себя, парень воскликнул:
   – Эй, русалка, ты обещала мне фею, а подсунула змею!
   – Она не просто змея, но еще и дракон, ты убедишься в этом после свадьбы.
   – Что я сделал тебе плохого? – парень едва не заплакал…
   – Разве я не велела тебе посмотреться в зеркало?
   – Я и посмотрелся…
   – Да, но ты не увидел себя, а если и увидел, то не разглядел. Будучи серебром, ты выбрал злато, и теперь твоя избранница один день будет феей, а два – драконом! А твоей судьбой была милая, нежная девушка, но ты пренебрег ею. Так что быть тебе не возлюбленным, а рабом своей красавицы, – сказала русалка и скрылась в пучине вод…
   Сколько несчастий накликает на свою голову человек, сделавший неправильный выбор! За это он расплачивается всей своей жизнью, и нет ничего тягостнее и горестнее этой расплаты! А потому знай себе цену и правильно выбирай свою половину, найди ту единственную, которая полюбит и осчастливит тебя!
   Если юноша и девушка женятся по любви, их ждет огромное счастье в жизни.
   Если юноша и девушка вступают в брак по разуму, они создадут крепкую семью.
   Если юноша и девушка недостойны друг друга, их семья обречена на несчастье.
   Любую семью сплачивают, цементируют дети. Когда в доме появляются малыши, любовь молодоженов перерастает в родительскую любовь, а это самая великая любовь, потому что только мать и отец способны безраздельно отдавать себя детям, посвящать им свою жизнь и видеть в этом самое огромное, самое желанное счастье.
   Мой наказ молодым: любите и будьте любимы, но обязательно будьте достойны друг друга! Коня и вола можно впрячь в одну повозку, но она далеко не уйдет. Господь сотворил каждой твари по паре так же, как небо и землю, солнце и луну, горы и море…
   Молодожены – это новый семейный очаг, новый сачак, новая ячейка общества. Сколько бы детей в семье ни было, дом, оставшийся без хозяина, – осиротевший дом. С мужчиной из дома уходит благополучие. Если же из дома уходит женщина, с ней уходит тепло.
   Женщина – Бог в любом доме. Человек, желающий иметь прочную семью, в первую очередь будет уважительно относиться к хозяйке дома, хранительнице очага, матери своих детей. Будучи любимой, любящая женщина ради своей семьи готова на все, на любые жертвы. Ее любовь возрастает многократно, ею она с великой щедростью и самоотдачей одаривает близких своих, видя в этом смысл и счастье своей жизни.
   Если жизнь дивов спрятана где-то под камнями, то жизнь мужчин в их любимых женщинах. И если женщина добра и нежна, ласкова и трепетна, она окрыляет мужчину, одухотворяет его. Если же жена черства и равнодушна, то муж не находит утешения ни на работе, ни дома, у него ни к чему не лежат руки. По внешнему виду мужчины, даже по тембру его голоса можно определить, обласкан он в семье или нет, любим или отвергнут.
   Однажды у луны спросили:
   – Почему ты иногда бываешь полной, круглой, озаряя все вокруг серебристым светом, а иногда превращаешься в узенький, едва различимый серп?
   – Когда мой муж Гюн – солнце смотрит на меня с улыбкой, я тоже расцветаю, мне хочется всех вокруг обогреть и озарить, но если он посмотрит на меня косо, я тоже сжимаюсь, стараюсь стать невидимой…
   Юноши! Не забывайте, что вы – солнце, что своими улыбками вы должны согревать своих жен и тогда они будут похожи на излучающую счастливый свет полную луну!..
   Мое повествование подходит к концу…
   Довершая духовный портрет нации, вкратце замечу, что в общем и целом туркмены неприхотливый народ, они за все благодарят Аллаха, честно трудятся, свято чтут традиции предков, не гоняются за призраками, на жизнь смотрят трезво, а в людях больше всего ценят порядочность…
   Мой дорогой читатель!
   Если ты туркмен, полагаю, ты узнал себя в этом портрете…
   Если ты друг туркмена, надеюсь, ты глубже прочувствовал его душу, проникся пониманием ее в чем-то особенной, а в чем-то простой человеческой сути…
   Если ты незнакомец, считай, что познакомился с туркменом. Я буду рад, если это знакомство вызовет в тебе неподдельный, искренний интерес к моему народу…
   А теперь я хочу обратиться ко всем вам, мои дорогие соотечественники и земляки, хочу напоследок высказать еще несколько наказов и пожеланий, выразить ряд важных для меня мыслей. Прежде всего я хочу закрепить вашу уверенность в том, что наша свобода незыблема, что, имеющая в своей основе не сломленный национальный дух, она в самой себе несет великий, самовозрождающийся стимул.
   Мой дорогой народ!
   Если не знаешь, то знай, если знаешь, почувствуй, если чувствуешь, убедись:
   Мой путь – это путь свободы.
   Свобода во все времена была главной ценностью туркменского народа, свободолюбие в крови у туркмен!
   Однако свобода, которой так дорожили наши предки, сегодня обрела качественно иное содержание: она стала специфична и по-своему оригинальна. Без свободы в обществе нет удовольствий, но самого общества нет без закона. Так бы я выразил всю особенность сегодняшней свободы как общественной дефиниции.
   Я считаю, что свобода должна быть внутренне востребованной, но разумной, не выходящей за пределы общепризнанных норм. В противном случае свобода переходит в самоуправство, подтачивает основы государства и разрушает общество.
   Между свободой и дезорганизацией должен быть возведен прочный заслон. Свобода может существовать только на законной основе. Сила закона – в подчинении отдельной личности массовому волеизъявлению. Но массы – это не безликое сообщество, это соединение тысяч, миллионов личностей. Выходит, что, в конечном счете, судьбу личности решает все та же личность. Вот в чем глубинный смысл понятия свободы.
   Туркмены в течение многих веков соблюдали свои национальные обычаи и традиции. Обычаи и традиции – это трансформация воли масс в линию общества. Туркменский народ всегда являл собой образец жизни в обществе. Наши предки говорили: «Куда направится народ, следуй за ним и ты».
   Путь свободы – это путь национального самосознания, национального духа. Национальные принципы организации жизни туркменского общества диктуют необходимость опираться на опыт национальной свободы и использовать его. Без учета национальной культуры любые не пересекающиеся с ней социально-экономические преобразования людьми восприниматься не будут, останутся на бумаге. Именно поэтому наш выбор предрешен и оправдан, и этот выбор – подлинный, изначальный духовный путь туркмен.
   Путь свободы туркмен всегда шел параллельно пути его честного, неподкупного духа. Честность – требование, предъявляемое обществом к человеку. Свобода – ценность, которую личность отстаивает в обществе. Если мы, пойдя путем национального духа, учтем нестандартность нынешнего времени, мы добьемся быстрого и качественного развития.
   Для того, чтобы зародить у нации веру в себя, свои силы и в свое будущее, чтобы пробудить ее гордость, необходимо показать ей величие ее истории. Это первое условие, определяющее истинность избранного пути. Развратиться, значит, заблудиться, заблудиться – сбиться с пути, потерять ориентир.
   Впервые в истории нации прошлое туркмен восстановлено в его первоначальном виде, без искажений и купюр.
   Впервые в истории нации появилось туркменское государство, опирающееся в своей политике на национальные ценности. Символизирующий их Государственный флаг – священен. Спустя много веков народ вновь стал обладателем зеленого знамени, отвечающего его национальному менталитету, традициям предков.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация