А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Журнал «Компьютерра» № 19 от 23 мая 2006 года" (страница 7)

   ТЕМА НОМЕРА: Бесконечная игра

   Автор: Владимир Гуриев
   Flickr оказался неожиданным проектом не только для пользователей, но и для самих разработчиков. Хотя, если считать с самого начала, это один из старейших веб-проектов второго поколения: начало Flickr было положено в 2000 году, когда канадский программист Стюарт Баттерфилд (Stewart Butterfield) встретил на блоггерской вечеринке Катерину Фэйк (Caterina Fake). Будучи постоянным читателем ее блога на caterina.net , Стюарт был неплохо знаком с Катериной. Катерине он был куда менее известен, к тому же с личной жизнью у нее все в тот момент было прекрасно, поэтому приглашение Стюарта на свидание Катерина отклонила.
   Судьба Flickr была под угрозой. Но терпеливый Стюарт дождался, когда Катерина расстанется со своим ухажером и пригласил ее на свидание еще раз (что было не так уж просто – молодые люди жили в разных странах, но Баттерфилд, как настоящий джентльмен, приглашал девушку на свидание не через Интернет, а только лично). Когда он почувствовал, что их отношения достаточно серьезны, то сделал следующий шаг и предложил любимой вместе создать какой-нибудь сайт. У Катерины, кстати, был богатейший опыт по этой части – она успела поработать креативным директором в проекте Yellowball (сообщество, позволяющее людям вместе придумывать истории и делать мультфильмы), арт-директором в популярном интернет-журнале Salon.com и главным дизайнером в крупной веб-студии Organic Online.
   Но судьба Flickr вновь оказалась под угрозой, потому что Стюарт и не думал о фотосайте. Он хотел делать многопользовательскую онлайновую игрушку, которой и занялась созданная семейной парой компания Ludicorp. Игрушка получила название The Game Neverending, что, видимо, должно было символизировать бесконечный интерес пользователей к такой замечательной игре.
   Но широкая публика игру так и не увидела, потому что один из разработчиков The Game Neverending придумал механизм для обмена цифровыми фотографиями во время игрового чата, и этот механизм показался Катерине таким перспективным, что разработка игры временно была отложена, а все силы Ludicorp были брошены на реализацию этой модели в виде отдельного сервиса.
   В первой версии Flickr было довольно много от игры (хотя игрового кода в ней практически не осталось) – и Flickr образца февраля 2004 года определенно был не очень похож на то, что можно найти на сайте flickr.com сегодня. По словам Эрика Костелло из Flickr, «это был не фотосайт, это был чат с возможностью обмена фотографиями, причем все происходило в реальном времени: ни сами фотографии, ни обсуждения нигде не сохранялись».
   Почти сразу же стало ясно, что сервис в его нынешнем виде не удовлетворяет ни разработчиков, ни пользователей, которым гораздо удобнее было бы и хранить фотографии где-нибудь неподалеку. Понемногу функциональность Flickr стала расширяться, в какой-то момент Flash-движок уступил место DHTML, и к концу 2004 года Flickr обрел знакомые большинству его пользователей очертания, превратившись в галерею, функциональность которой обогащена тегами и возможностью составления коллекций в реальном времени. К сегодняшнему дню от изначальной функциональности Flickr в сервисе не осталось ничего: мультимедийного чата больше нет, хотя разработчики не исключают, что вернутся к этой идее («в какой-нибудь другой форме»).
   Несмотря на то что фотосайтов хватало и до Flickr, почти все они имели жесткую иерархическую структуру, в которой каждый пользователь мог составлять из своих фотографий альбомы и – если повезет – относить одну и ту же фотографию в разные альбомы без копирования. Система тегов, введенная на Flickr, позволила строить галереи на любую тематику в реальном времени и облегчала создание межпользовательских коллекций в виде сообществ. В нынешнем феврале на Flickr было два миллиона пользователей и 100 Тбайт фотографий (правда, сам Flickr к тому времени был куплен Yahoo!, но в отличие от Writely и большинства веб-проектов, рассчитанных на продажу большим игрокам, Flickr к 2005 году уже приносил прибыль).
   Flickr и сегодня не самый популярный фотосервис (например, у Photobucket больше 14 млн. пользователей), однако он, пожалуй, оказал наибольшее влияние на сайты фототематики (многие из которых скопировали удачные находки Flickr – насколько позволяла внутренняя структура) и на развитие веба вообще, поскольку являет собой яркий пример эффективной работы системы тегов при поиске и каталогизации.
   Скорее всего, для Катерины и Стюарта время революций уже прошло, но работа над интерфейсом Flickr продолжается по сей день. В начале мая 2006 года Flickr занял первое место на конкурсе Webby Awards за лучшую навигацию по сайту. Через неделю после этого сайт был в очередной раз усовершенствован, на логотипе Flickr слово «бета» сменилось на слово «гамма», а сами разработчики признались, что были немного удивлены своей победой, поскольку чувствовали, что Flickr можно сделать лучше. И сделали. И, видимо, будут делать и дальше.
   У «Бесконечной игры» оказалось пророческое название, поскольку ее разработка так и не была доведена до конца. А жаль. Если эти люди смогли заставить 2,5 млн человек играть в фотосайт, представляете, какая у них могла бы получиться игра?

   ТЕМА НОМЕРА: Святая простота

   Автор: Владимир Гуриев
   Джейсон Фрид (Jason Fried) полагает, что люди привыкли все усложнять, и это им мешает. Например, писатели так и не научились толком продавать электронные книги в Интернете не потому, что это сложно само по себе, а потому, что у них неправильный подход. Вот, например, компания 37signals написала книжку, выложила ее на сайт в виде PDF по 19 долларов за копию, и книжка стала бестселлером. А почему книжка стала бестселлером? Потому, что у Джейсона Фрида подход правильный.
   Правда, рассуждая о своих успехах в книгоиздании, Джейсон кое о чем умалчивает. Например, о том, что книжку эту написал не случайно взятый блоггер, которого читают только жена и мама, а настоящие знаменитости веб-программирования. А сама книжка рассказывает о том, как они добились этого статуса. Не так уж и мало за 19 долларов.
   Впрочем, с главным посылом Джейсона Фрида и его коллег из компании 37signals любой может ознакомиться бесплатно, потому что Фрид не устает рассказывать об эффективности упрощенных подходов в каждом интервью. Собственно, одного взгляда на ПО от 37signals хватает, чтобы понять – эти люди не любят лишних деталей, а если вам не хватает каких-то функций, значит, вы просто не достигли нужной степени очищения.
   BaseCamp, BackPack, WhiteBoard и все остальные средства для совместной работы от 37signals построены на единой философии и по единой технологии. Технология, лежащая в основе этих суперхитов, называется Ruby on Rails и придумал ее датский программист Дэвид Хайнамайер Хэнссон (David Heinemeier Hansson). Философия Фрида сводится к тому, что философии во всем должно быть как можно меньше. Фрид – аскет. У компании нет HR-менеджера, потому что вопросами найма на работу занимается сам Фрид. У компании нет PR-менеджера, потому что вопросами PR занимается сам Фрид. У компании нет рекламного менеджера, нет секретаря, нет службы технической поддержки, потому что все эти функции при необходимости могут выполнить программисты 37signals, которых числом всего семь (в прошлом году было и того меньше – пятеро) и которые до недавнего времени были разделены Атлантическим океаном (Хэнссон переехал в США только в прошлом году). Если вы хотите создать фирму по производству ПО, считает Фрид, достаточно взять хороших программистов, правильно поставить задачу и работать. Работать нужно быстро, тратить деньги – в режиме жесткой экономии. Остальное придет само.
   По крайней мере, именно так случилось с 37signals. Их первое приложение – BaseCamp – было написано для внутреннего применения, но продукт получился настолько удачным, что Джейсон выложил BaseCamp в Сеть. По сравнению с конкурентами, список возможностей BaseCamp выглядит куцым, зато BaseCamp очень прост в освоении, недорог и превосходно справляется с теми функциями, которые в него заложены.
   Анализируя то, как пользователи работают с BaseCamp, Фрид заметил, что особой популярностью пользуются простейшие «органайзеры» – не сложнее списка покупок, сделанного второпях на мятом листке бумаги. Может быть, есть люди, для которых BaseCamp слишком сложен? На основе уже освоенной технологии Ruby on Rails лепится еще один хит – веб-приложение Ta-Da-List.
   Популярность самой технологии Ruby on Rails только помогает 37signals выводить на рынок все новые и новые продукты. Функциональный аскетизм, проповедуемый Фридом, позволяет очень маленькой фирме эффективно поддерживать работу нескольких веб-проектов, которыми пользуются сотни тысяч людей. И это очень благодарная аудитория – потому что в кои веки они могут сосредоточиться не на изучении изгибов программистской логики, а на решении своих задач. Они платят за простоту. За то, что продукты Фрида умеют меньше, чем другие.
   Сам же Фрид ни просить, ни тратить деньги на ветер не любит. Компания, основанная в 1999 году, всегда рассчитывала на собственные силы и не взяла ни копейки у венчурных инвесторов. Первые пять лет 37signals просуществовала в режиме веб-студии, а после выхода BaseCamp и Ruby on Rails преобразилась в маленького, но очень успешного веб-разработчика. Чтобы добиться того же, по мнению Фрида, нужно совсем немного: любовь к тому, чем занимаешься, и правильные люди (впрочем, если вы сами очень правильный человек и можете позволить себе несколько месяцев работать без зарплаты, то и последней статьи расходов можно избежать).
   Звучит как пионерская речевка, но для 37signals это сработало.

   ТЕМА НОМЕРА: Тяни – толкай

   Автор: Владимир Гуриев
   Кевин Роуз (Kevin Rose) работал на телевидении и, как все люди, имеющие непосредственное отношение к журналистике, немного завидовал тем, кто занят настоящим делом. Для сохранения душевного спокойствия он помимо основной работы участвовал в разного рода сторонних проектах, не приносивших, впрочем, ни денег, ни славы (внимания публики ему хватало и на основном месте работы). А однажды обратил внимание на то, что редакторы газет и веб-сайтов не всегда акцентируют внимание на самых интересных, с точки зрения Кевина, новостях, и придумал Digg. Сайт, на котором читатели сами выбирают, о чем хотят прочесть.
   Подавляющая часть контента Digg состоит из краткого содержания статей с других сайтов со ссылкой на первоисточник. Если новость кажется посетителю Digg интересной, он может повысить или понизить ее рейтинг. Новости с высоким рейтингом попадают на первую страницу Digg. Нехитрая, в общем-то, штука, которую никому не приходило в голову реализовать до октября 2004 года. Стартовый капитал начинания составил 1000 долларов. На эти деньги Кевин планировал арендовать виртуальный сервер (100 долларов в месяц) и оплачивать услуги PHP-программиста Оуэна Бирна (Owen Byrne).
   Как выяснилось, людей, которым редакторский выбор нравился так же, как Кевину, в мире довольно много. Поэтому Digg, поначалу работавший в полузакрытом режиме, в декабре 2004 года открыл режим регистрации, и читатели-редакторы повалили тоннами. Через полгода на сайте было уже тридцать тысяч зарегистрированных пользователей. Сейчас их около четверти миллиона. И еще в несколько раз больше людей ежедневно приходит на Digg просто почитать, не регистрируясь и не влияя на движение новостных статей.
   Бурный и неожиданный рост аудитории сайта сопровождался техническими трудностями (в первые периоды своей жизни Digg не раз падал, поскольку Кевин и компания не успевали расширять техническую базу) и выявил недостатки, казалось бы, идеальной антиредакторской модели. По мере роста популярности и влияния Digg становился все более заманчивой площадкой для привлечения трафика. Механизмы предотвращения злоупотреблений и защиты от откровенного спама не идеальны и не прозрачны, что привело к нескольким громким скандалам, в которых создателей Digg обвиняли в цензуре, накрутке и бог знает в чем еще. Кроме того, на Digg никакой проверки фактов не производится, поэтому любая ошибка в новости, на которую ссылается Digg, или в ее изложении на самом сайте распространяется со скоростью света.
   Несмотря на то что Digg после размещения на нем рекламных блоков быстро окупил все вложения и начал приносить прибыль, через год после запуска Кевин и товарищи получили 2,8 млн. долларов дополнительных инвестиций.
   Насколько перспективна модель Digg? При всей ее привлекательности, она довольно однобока, как однобока любая демократическая модель, когда решения принимаются не на основе общего анализа ситуации, а простым голосованием. Но Digg и не претендует на правоту в последней инстанции и вообще не рассматривает себя как рейтинговый сервис, используя рейтинговую систему исключительно для внутренних нужд (то есть для выноса на первую страницу самых актуальных и интересных для аудитории Digg новостей). Это просто еще одна выборка, которую можно читать, а можно не читать. Главная опасность для таких ресурсов – стремительное снижение планки как в тематике, так и в изложении новостей. И чем больше аудитория, тем больше эта опасность. Однако пока создателям Digg удается справляться с этой проблемой – во многом благодаря тому, что на сайте введена четкая рубрикация (к тому же он существенно ограничен тематически, и новость о «хищных девственницах, нападающих на прохожих в Битцевском парке» на нем опубликовать просто невозможно за неимением соответствующей категории).
   Digg зависит от традиционных средств массовой информации и не отменяет их. Сами «диггеры» называют свое «сотрудничество» со СМИ симбиозом. И они правы. Digg не только паразитирует на поставщиках оригинального контента (хотя и не без этого – любой информационный фильтр не имеет смысла вне информационного потока), но и помогает СМИ понять, что действительно интересует читателей. Причем делает это безвозмездно и практически в реальном времени.
   Иначе говоря, подталкивает.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация