А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (Н-О)" (страница 89)

   Осина

   Осина (Populus tremula L.) – древесное растение из сем. ивовых (Salicaceae), распространенное по всей Европе, сев. Африке, Малой Азии, Маньчжурии и Японии. В России О. доходит на С до Архангельска, местами образуя леса и встречаясь как примесь к другим древесным видам. О. – стройное дерево, отличающееся быстрым ростом и способностью давать многочисленные корневые поросли. Кора у нее серая; листья широкоугольные, заостренные, к основанию слегка серцевидные, по краю выемчато-зубчатые; молодые листья покрыты редким шелковистым пушком, взрослые голые, нижняя поверхность у них серо-зеленая, верхняя бледно-зеленая; листья снабжены длинным тонким, в верхней части сплюснутым с боков черешком, оттого листья весьма подвижны, при малейшем ветерке, колеблются. Цветет О. ранней весной, до появления листьев. Цветки мелкие, весьма простые, однополые, собранные в густые (однополые) сережки. Растения двудомные. В мужском цветке цветоложе расширено в блюдчатый, косой околоцветник; тычинок 8; в женском цветке околоцветник ворончатый косой, окружающий большую часть пестика; рыльце сидячее, четырех-пяти раздельное, пурпурное. Цветки прикрыты темно-бурым пальчаторассеченными, волосистыми прицветниками. Плод – коробочка, вскрывающаяся двумя створками; семена волосистые.
   С. Р.

   Осирис

   Осирис или Озирис (ўOsiriV) – наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: «De lside» и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, не смотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот – олицетворенная премудрость. Затем О. предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После победоносного возвращения О., брат и противник его, Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросит ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ; там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов. Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий; весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отожествлены с О. – напр. «великий бог, предводитель западных» (т. е. покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных времен привлекавший богомольцев; отсюда Манефон выводит Начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, О. Сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в Книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным («Осирис NN правогласый»= тоже, что у нас «покойный NN»). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия – с разрушением, Нила – с пустыней. Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила – луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В честь О. происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря; особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток; весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае «ОсирисИах» (месяц). Лучшее изд. Трактата Плутарха «De lside» – Parthey (Б., 1850). См. Letebure, «Le mythe Osirien» (Пlap.,1875); Brugsch, «Das Osiris-Mysterium von Тentyra» ("Aegypt. Z., 1881); Loret, «Les fеtes d'Osiris au mois de Khoiak» («Recueil», III, IV и V).
   Б.Т.

   Ослябя

   Ослябя (Роман, в монашестве Родион) – боярин, инок Троице-Сергиевой Лавры. По сказаниям о Мамаевом побоище, сопровождал, вместе с иноком Пересветом, вел. Князя Димитрия в походе против татар, по повелению св. Сергия, и принимал участие в Куликовской битве, где и убит. Могила О. – Близ Симонова м-ря под Москвой.

   Осман

   Осман (сын Аффана) – зять Мохаммеда, третий халиф (644-656), один из пяти лиц, которым доверил выбор халифа умирающий Омар. При нем арабы, продолжая начатые Омаром завоевания, покорили область Карфагена (648), о-в Кипр (649) и докончили покорение Персии (к 651 г.). Внутри халифата при О. Усилилась рознь между искренними мусульманами и людьми светского направления мыслей; принявшими ислам (как напр. Омейады) лишь по необходимости и ради выгод. Семидесятилетний, бесхарактерный О., при всей своей набожности, подчинился влиянию своих ближайших родственников, Омейядов и постепенно роздал все важнейшие и доходнейшие военноначальнические и гражданские места жадным и неверующим мекканским аристократам, обижая ближайших родственников пророка и его старейших сподвижников. В 653 г., Во время войны с Арменией, обнаружилось различие чтений Корана в иракском и сирийском войске. О. велел Зейду ибн Сабиту собрать все суры и установить одну окончательную редакцию. Куфийцы, среди которых жил знаток корана Абдоллах ибн Масуд, обиженный, что не ему поручено было это дело, обвинили халифа (неосновательно, впрочем) в подделке и воспользовались этим случаем, чтобы возмутиться против наместника О. Наступило брожение и в других городах, тайно поддерживаемое Алием, Аишей, Амром (смененным наместником Египта), Мохаммедом, сыном Абу-Бекра, Тальхой, Зобейром и др. В середине 655 г. О. созвал в Медину провинциальных наместников, для совещания об опасном положении государства, но съезд этот не привел ни к каким результатам. В апреле 656 г. к Медине подошла тысячная толпа египтян, куфийцев и басрийцев, с сыном Абу-Бекра во главе, требуя, чтобы халиф переменил образ правления. О. обещал сместить Омейядов, но по бесхарактерности, ничего не сделал. Бунтовщики возвратились в Медину и, когда О. отклонил небеcкорыстный совет Алия отречься от престола, осадили его дом. Через 10 недель, получив известие о приближении к Медине омейядских войск Моавии из Сирии и ибн Амира из Басры, бунтовщики ворвались в дом О., убили его за чтением Корана (17 июня 656 г.) И, сообща с мединцами, возвели на престол Алия.
   А. Крымский.

   Осмий

   Осмий (хим.; Osmium; Os=190, 3[0=15,96], К. Зейберт, 1891) – принадлежит к семье платиновых металлов, один из тяжелых членов ее; по атомному весу он легче иридия, а по удельному Немного тяжелее его. По всем свойствам он занимает в VIII группе периодической системы место под железом и рутением; подобно последнему, образует летучий высший окисел типа RO4, осмиевый ангидрид, который получается весьма легко – при прямом сжигании металла в кислороде или воздухе, к чему рутений неспособен. Открыт О. одновременно с иридием (Теннант, 1803), потому что главный минерал, в котором он находится, есть осмистый иридий, встречающийся вместе с другими платиновыми металлами и отделяемый от них весьма легко при обработке царской водкой, в которой он нерастворим. Способ обработки осмистого иридия: накаливают (Фреми) минерал, помещенный в фарфоровой трубке, в струе кислорода (или воздуха), который предварительно пропущен через серную кислоту ради осушения и очищения от пыли, и уловляют OsO4 в виде кристаллов в хорошо охлажденном приемнике, а небольшое количество несгустившегося пара поглощается в другом приемнике раствором едкого кали. Осмивый ангидрид OsO4 – большие бесцветные призмы; при нагревании рукой он делается мягким, как воск, при 40° плавится, а при l00° кипит, превращаясь в бесцветный пар, плотность которого 128,4 (H = 1, при 246°-285° – Девилль и Дебрэ) вполне подтверждает приведенную формулу, OsO4 сильно и неприятно пахуч (отсюда название металла от osmh – запах) даже при обыкновенной температуре, напоминая запах хлористой серы; пары его ядовито действуют на глаза и органы дыхания. Растворимость в воде значительная, хотя растворение совершается медленно; раствор не имеет кислой реакции и обладает запахом ангидрида; этот запах пропадает, если прибавить щелочи очевидно, вследствие образования соли; но осмивая кислота столь слабая кислота, что вытесняется; в растворе, даже углекислотой, при чем запах ангидрида снова появляется; соли ее некристалличны и при нагревании ангидрид из них обыкновенно улетает, за исключением щелочных солей; растворы солей окрашены в красно-желтый цвет. OsO4 растворяется в эфире и спирте, но такие растворы постепенно выделяют металлический О., причем растворитель окисляется. Вообще OsO4 легко восстанавливается разными, способными окисляться веществами, вследствие чего и необходимо при получении его избегать пыли; по этой же причине осмиевая кислота употребляется для окрашивания гистологических препаратов в черный цвет (порошкообразным О.). Если к щелочному (КОН, а также NaOH) раствору OsO4 прибавить немного спирта, то происходит разогревание, сопровождаемое появлением запаха алдегида и изменением красного цвета жидкости в фиолетовый; из такого раствора спирт осаждает кристаллы осмистокислого калия, состава K2OsO4.2Н2O, которые могут быть получены в более крупном виде, если сильно щелочной раствор OsO4 смешать с азотистокислым калием и дать стоять (Фреми). Та же соль получается, особенно при нагревании, и из раствора OsO4 просто в избытке крепкого КОН, при чем, конечно, должен выделиться кислород (Клаус). Соответствующая осмистая кислота H2OsO4 получается (Морат и К. Бишин, 1893) при разложении водой калиевой соли в присутствии спирта и в струе водорода, так как при доступе воздуха образуется OsO4; эта кислота обладает цветом сажи и нерастворима в воде; серная кислота на нее не действует, соляная на холоде слабо действует, а азотная легко, превращая в OsO4; способ получения:
   K2OsO4 + 2Н2О= H2OsO4 + 2КОН
   Показывает, что это тоже очень слабая кислота; ангидрид ее OsO3 неизвестен. Если нагревать металлический О. В струе хлора, то получаются хлористые соединения – одно более летучее высшего типа OsCl4, возгон которого представляет темно-красный порошок, другое, менее летучее, низшего типа OsCl2, возгоняющееся в виде темно-зеленых игол. Оба соединения в небольшом количестве воды растворимы с желтым или зеленым цветом, но избытком ее разлагаются, при чем образуются осмиевая и соляная кислоты и металлический О.; вода не производит разложения, если присутствует хлористый калий, с которым соединения обоих типов дают двойные соли, напр. OsCl4.2KCI, которая в порошке по цвету напоминает сурик или образует темно-бурые октаэдры. Двойная соль особого типа OsCl3.3KCl.3Н2O, темно-красные кристаллы, получается, если к раствору OsO4 в едком кали прибавить аммиаку (для восстановления) и затем насытить его соляной кислотой. Соответственные кислородные соединения OsO, Os2О3 и OsO2 получаются при нагревании солей с содой в токе углекислоты. В низших типах своих соединений О. играет роль металла. В парах серы О. горит; растворы хлористых его соединений осаждаются сероводородом (Берцелиус); из раствора K2OsO4 сероводород осаждает не OsS3, a OsS2, и в растворе образуется многосернистый калий (Фреми); H2OsO4 легко реагирует с сероводородом – продукт, бурый порошок, имеет состав Os2O3S2H2 (Морат и Вишин) и с серной кислотой выделяет сероводород; подкисленный соляной кислотой раствор OsO4 дает при осаждении сероводородом гидрат OsS4 – этот осадок нельзя сушить при высокой температуре, так как при этом он загорается; сернистые соединения О. нерастворимы ни в щелочах, ни в сернистых соединениях щелочных металлов или аммония. При действии аммиака на раствор OsO4 в едком кали осаждается особая соль, так называемый осмиамовокислый калий (Фритче и Струве, 1847); она кристаллизуется в светло-желтых октаэдрах и имеет состав (Жоли, 1891). OsNO3K, образуясь по уравнению:
   OsO4 +КОН + NH3 = OsN3K + 2Н2О.
   Осмиамовая кислота, OsNO3H, известна только в растворе; получены кристаллические соли аммонийная, серебряная, бариевая. При осторожном нагревании (350°), калиевая соль выделяет азот и превращается в смесь OsO2 и K2OsO4. При ударе и при быстром нагревании эти соли разлагаются со взрывом. Есть основание полагать, что осмиамовая кислота может быть отнесена к разряду нитрозосоединений О: Os(NO).OH и, следов., принадлежит к типу OsX4, а быть может, она содержит группу (N:N)" и выражается такой формулой: HО.O2Оs.N : N.OsO2OH, где О. шестиэквивалентен. Металлический О. разными способами может быть получен из OsO4. Вокелен восстановлял цинком солянокислый раствор ангидрида. Берцелиус пропускал смесь паров его с водородом через накаленную трубку, где и происходило восстановление. Девилль и Дебрэ пользовались для той же цели окисью углерода. Во всех этих случаях металл получался порошкообразный или в виде губчатой массы, смотря по температуре, при которой велась операция. Сплавляя О. с оловом в угольном тигле и удалив по охлаждении олово из королька соляной кислотой, Девилль и Дебрэ получили (1876) кристаллический О., уд. в. 22,477; кристаллы представляли очень маленькие кубики синевато-белого цвета с фиолетовым отливом. Сплавление с пиритом точно также приводит к кристаллическому О. Это самый трудноплавкий металл; в пламени гремучего газа вполне сплавить его не удается, а только в электрической печи (Жоли, 1893); сплавленный О. блестящ, синеватосерого цвета, чертит стекло и кварц и сам чертится топазом; уд. в. 22,48. По удельному весу О. тяжелее всех металлов. Порошкообразный О. окисляется уже при обыкновенной температуре, пахнет ангидридом и, подогретый в одной точке, горит, как трут; сплавленный совсем не окисляется при обыкновенной температуре. При температуре плавления иридия О. летуч. Чистый О. не имеет никаких практических применений, но О. иридий. Вследствие своей неизменяемости и твердости, употребляется для концов стальных перьев, так. наз. «вечных», и для приготовления цапф и остриев в компасах, потому что он и немагнитен.
   С. С. К.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 [89] 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация