А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (Н-О)" (страница 82)

   Ореол

   Ореол (латинск, aureolus, итальянск. aureola, франц. aurеole) – золоченый или золотистого цвета диск, которым живописцы (а на Западе Европы иногда и скульпторы) окружают или увенчивают головы изображаемых ими святых, эмблематически обозначая через то их небесную славу. В русском языке слову этому равносильно «сияние». В христианскую иконографию О. перешел из искусства античного мира, которое снабжало им олицетворения богов и героев, происходящих от Юпитера. У христианских художников О. был в начале атрибутом изображений только самого Спасителя, но потом они стали придавать его также ликам Богородицы, апостолов, ангелов и святых, даже символическим предметам христианского культа.
   Л. С – в.

   Opecт

   Opecт (OresthV) – сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство, совершенное О. в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины – все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии. Трилогия Эсхила («Агамемнон», «Несущие возлияние девушки» и «Евмениды») носит название Орестии. Преследуемый призраком убитой матери и гонимый фуриями, О. Эсхилу, находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии богов – Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль – неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла «Електра» О. является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисеа, за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии «Орест», центр тяжести переносится в сферу душевных состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. О. бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; «подобные ночи три женщины», его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, с змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон, чуткий и тревожный, приносит О. кратковременное успокоение. Он убежден, что пожирающая его болезнь – не более, как муки совести; он умоляет Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери. Сам акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии «Електра», совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь закрыв лицо плащом, подталкиваемый Електрой, в укоряет сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце трагедии Диокуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за все случившееся. Судьба О. послужила сюжетом нескольких новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.). Ср. Раtin, «Etudes sur les tragiques grecs» (II и III); Мищенко, «Опыт по истории рационализма в древн. Греции» (R., 1881).
   Ф. Мищенко.

   Орех

   Орех – принадлежит к сухим, нераскрывающимся плодам. Отличается деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободнолежащее семя. Таков, напр., плод Coryllus Avellana – лесной орех. Плод же грецкого О. и миндаля представляет собой костянку , наружная мясистая часть (epicarpiuin) которой более или менее постоянно уничтожается, вследствие чего косточка (в общежитии – орех) делается свободной.

   Ореховка

   Ореховка, кедровка (Nucifraga caryocatactes Bris.) – птица из семейства вороновых (Corvidae). Признаки рода Nucifraga: клюв длиннее плюсны, с угловатыми при основании краями; в длинных острых крыльях 4-ое и 5-е маховое самые длинные; хвост округленный, гораздо короче тела, прикрыть крыльями не более как до половины, клюв и ноги черные. Несколько видов, водящихся в палеарктической области. О. шоколадно-бурого цвета с белыми пятнами, за исключением темени и затылка, где пятен нет; хвост черный с белым концом, маховые черные. Длина 36 стм., хвост 12 стм. В качестве гнездящейся птицы живет в горных лесах средней Европы, в Скандинавии и северной лесной полосе Европейской и Азиатской России до Тянь-Шаня и Японии. Во время вывода птенцов держится в глухих лесах и очень осторожна. Гнездо строится на ветвях хвойных деревьев из покрытых лишаями сучьев, веточек, мха, травы и т. п.; кладка состоит из 3-5, реже до 7 голубовато-белых или желтовато-белых яиц с оливково-бурыми и фиолетово-серыми пятнами. После вывода птенцов О. переселяются в менее глухие места, а с наступлением осени совершают перекочевки, часто приближаясь к человеческим жилищам; в некоторые годы они появляются громадными массами и переселяются очень далеко. Пища их состоит из семян различных хвойных деревьев, особенно кедров, также из орехов, различных других семян, ягод, насекомых и их личинок, иногда и из мелких позвоночных.
   Н. Кн

   Орешник

   Орешник или лещина (Corylus L.) – род из группы Coryleae, входящий в состав сем. плюсконосных (Cupuliferae). Некоторые ботаники возводят Coryleae, к которым, кроме Corylus L. относятся еще 3 рода: Ostrya Scop., Ostryopsis DC. и Carрinus L. (граб) в самостоятельное семейство – лещиновых (Corylaceae). Лещины – кустарники или небольшие деревья, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Цветы однополые, однодомные, Мужские – собрано густыми цилиндрическими сережками, располагающимися на коротких веточках, развиваются еще осенью, перезимовывают и распускаются рано весной до появления листьев. Они сидят по одиночке в пазухах прицветников-чешуй; околоцветника не имеют совершенно и снабжены лишь двумя чешуйками. Тычинок 4 – иногда они раздвоены, как у обыкновенного О. или лещины, так сильно, что кажется будто их 8. Пыльники на верхушке имеют пучок волосков. Женские цветы собраны соцветиями в виде почек и сидят по два в пазухах прицветников. Каждый женский цветок имеет очень слабо развитый околоцветник. Завязь нижняя, двугнездая, с одним яичком (семяпочкой) в каждом гнезде; столбик очень короткий с двумя рыльцами, в виде красных ниточек, которые весной высовываются из почки – соцветия. Вследствие недоразвития одного яичка, плод получается односемянный с деревянистым окодоплодником – всем известный орех. Каждый орех окружен трубчатым надрезанным покровом, так наз. плюской (cupula), произошедшей из прицветника и двух прицветничков (предлистий) женского цветка. Семя без белка, с толстыми, богатыми маслом семядолями, которые при проростании семени остаются в земле. Известны 7 видов О., которые широко распространены в умеренных странах северного полушария, из них 2 – североамериканских, остальные принадлежат Старому Свету. – О, обыкновенный или лещина (Corylus Avellana L.) – высокий кустарник, с серой корой на ветвях и с железисто-шершавыми молодыми веточками; листья у него очередные, короткочерешчатые, округло-обратно-яйцевидные, снизу пушистые; плюска немного длиннее ореха, наверху раскрытая. Растет в лесах и между кустарниками. Цветет на Ю в феврале, около Петербурга в конце апреля или начале мая. Орехи созревают в сентябре или октябре. Существует множество разновидностей, возникших в культуре. Обыкновенный О. распространен почти по всей Европе. В Норвегии он доходит до 66°, затем северная граница его распространения спускается в юго-вост. направлении – идет через южную Финляндию, Петербургскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую губ. до 57° сев. шир. Южная граница его проходит через Армению, Малую Азию, Алжир и Испанию. С. Colurna L. (mypeцкий или медвежий О.) – небольшое дерево с длинно-черешчатыми листьями; плюска двойная (двурядная), гораздо длиннее ореха. Дико растет в Закавказье, Малой Азии и на Гималаях. С. tnbulosa Wild., Ламбертов О. – родом из Южной Европы С. americana L. встречается на Востоке С. – А. Соед. Шт. и в Канаде, а С heterophylla Fisch. – в Даурии, Амурской обл. и Японии. Подробн. см. F.Goescke, «Die Haselnuss, inre Arten und Kultur» (1887, подробное описание сортов О. и их культуры, с 76 табл.); L. Dippel, «Handbuch der Laubholzkunde»(2-й т.,1892); более кратко у И. П. Бородина, «Дендрология» (лекции, 1885).
   Г.Н.

   Opиeнтирование

   Opиeнтирование – определение стран света или горизонта (от Orient – восток). Простейшим инструментом для О. в незнакомой местности служит компас. Компас с разделенным горизонтальным кругом и прямолинейным краем коробки называется оринтир-буссолью, которая употребляется для О. мензульной доски. Если дано направление на известный предмет, то О. может быть произведено и по этому предмету; такой способ точнее, потому что О. по компасу делается вообще грубо (до 1/4°) и при том требует знания склонения магнитной стрелки для точки наблюдения в данное время. Под ориентировочными предметами разумеют предметы, легко бросающиеся в глаза на местности, каковы отдельные здания, одиноко стоящие деревья, столбы, кучи камней и т. п. Если подобные предметы изображены на плане, то на нем легко ориентироваться. т. е. определять на местности точку, указанную на плане и обратно находить на плане место стояния.
   В. В. В.
   О. у древних народов. Следы сознательного употребления О. при сооружении построек, состоящие в сообщении последним определенного направления от одной из главных стран горизонта к другой, археологи находят уже в отдаленную эпоху свайных построек. У египтян О. при сооружении храмов было не только обусловлено строгими законоположениями, но и успело уже к известным нам эпохам приобрести мифическую окраску. Определение юго-сев. линии или меридиана, закладываемого храма производилось иногда самим царем. В надписи одного из храмов от лица царя, при котором он был построен, говорится: «Взяв деревянный колышек и ручку колотушки; я держу веревку вместе с богиней Сафех (богиня библиотек и повелительница закладки зданий). Мой взор следит за движением звезд. Как только мой глаз достигнет созвездия Большой Медведицы и пройдет назначенное мне число часов, я поставлю на угловую точку твоего Божьего дома». Помещенный под этими словами рисунок изображает царя и стоящую против него богиню Сафех вбивающими в землю по длинному колышку помощью находящейся у каждого в правой руке дубины. В действительности место богини Сафех занимал, конечно, один из гарпедонаптов (в переводе «натягивающий веревку»), членов класса египетской жреческой касты, специальностью которого были между прочим все знания, относящиеся к построению храмов. После определения северо-южной линии с помощью наблюдения над появлением созвездия Большой Медведицы направление перпендикулярной к ней востоко-западной линии могло быть уже найдено всяким плотником с помощью простого инструмента, который употребляется в плотничном ремесле и в новейшее время. Проверка правильности построения перпендикуляра при сооружении храмов могла быть производима гарпедонаптами с помощью прямоугольного треугольника, имеющего стороны, пропорциональные числам 3, 4, 5. В дошедших до нас памятниках древней греческой литературы не содержится описаний способов О., употребляемых греками. Для ознакомления с ними, хотя и из вторых рук, мы должны обратиться к литературе римлян. Восточно-западная и юго-северная линии назывались у римских писателей соответственно decimanus и cardo. Проводили их при закладке храмов и обыкновенных зданий жрецы авгуры. Произведенные в недавнее время исследования над направлением этих линий показали; что иногда они значительно отклонялись от определенных астрономически истинных направлений. Способов построения восточнозападной линии, употребляемых римлянами и описанных жившим около 100 г. по Р. Хр. римским землемером Гигинусом, было три, но один из них, как требующий основательного знания стереометрии, мог перейти от греков к римлянам только незадолго до времени жизни самого Гигинуса и потому едва ли пользовался скольконибудь значительным распространением. Из остальных двух древнейший и более простой состоял в визировании с помощью землемерного инструмента или громы точки горизонта, в которой восходило солнце. Линии визироваяния принималась за восточно-западную линию. Другой более сложный способ пользовался прибором (sciotherum), состоявшим из вертикального стержня, установленного на гладкой горизонтальной подставке, в плоскости которой около основания стержня, как около центра, описывался круг радиусом,. меньшим длины наибольшей отбрасываемой стержнем тени. Направление восточно-западной линии на этом приборе выражалось прямой линией, соединяющей две точки круга, с которыми до и после полудня совпадал конец тени стержня. Можно думать, что к употреблению первого способа Италия пришла самостоятельно, а не заимствовала его от греков. Если принять во внимание описание второго способа, находящееся в сочинении Витрувия, около 15 г. до Р. Хр., а с другой – его близость к солнечным часам, появившимся в Риме не позже 263 г. до Р. Хр.; то придется заключить, что он был введен в Риме задолго до Гигинуса, хотя и едва ли ранее 250 г. После проведения восточно-западной линии авгуры проводили перпендикулярную к ней юго-северную с помощью составляющих главную часть названной выше громы двух прикрепленных друг к другу под прямым углом линеек. Построением этих линий должны были заниматься также и римские землемеры; потому что у римлян земельные участки, для какой бы цели они не отмежевывались, всегда должны были иметь форму прямоугольников со сторонами, параллельными восточно-западной и юго-северной линиям. Более чем какой-нибудь из известных нам древних народов заботились о точности производимого с религиозными целями О. – индусы. По их верованиям, приносящий жертву только тогда мог рассчитывать на принятие ее божеством, когда, при построении жертвенника ребра его были строго перпендикулярны к смежным с ним и когда не существовало никакой ошибки в 0. по указанным в законе странам горизонта. Определение восточнозападной линии у индусов производилось по способу, совпадающему со вторым из описанных выше двух, употребляемых римлянами. Построения прямого угла при какойнибудь из точек восточно-западной линии производилось следующим образом. По направлению восточно-западной линии протягивалась веревка длиной в 36 падас, каждый из двух концов которой отмечался вбитым в землю колышком. К колышкам прикреплялись концы другой веревки, которая при общей длине в 54 падас была разделена узлом на части в 15 и 39 падас. Если, взявшись за этот узел, держать веревку на земле в натянутом состоянии, то меньшая часть ее составит с восточнозападной линией прямой угол. У соседних с индусами китайцев способ определения восточно-западной линии или, по выражению одного древнего китайского математического сочинения (Tcheou pei), точек востока и запада почти вполне совпадал с Индусским, чего, однако же, далеко нельзя сказать об определении югосеверной линии или точек юга и севера. Точки востока и запада обозначались у китайцев концами теней, отбрасываемых вертикальным шестом при восходе и заходе солнца. В то же время точки севера и юга указывались концами прямой, происшедшей от соединения основания шеста с серединой прямой, соединяющей концы отбрасываемых теней. Таковы были раскрытые новейшими исследованиями способы О. в древности.
   В. В. Бобынин.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 [82] 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация