А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (Н-О)" (страница 49)

   Обратная сила закона

   Обратная сила закона, т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав – это положение многими юристами считается повелением права естественного; оно занесено в некоторые конституции и почти во все гражданские кодексы. Смысл правила, однако, представляется спорным. Вся общественно-юридическая жизнь есть результат действий членов общества, наличных или прежде живших; каждое право каждого члена общества приобретено его деятельностью или деятельностью его предшественников, на основании действовавших во время его возникновения законов. С этой точки зрения каждый новый закон, изменяющий основания существующих правоотношений, затрагивает чьи-нибудь приобретенные на старых основаниях права. Само собою разумеется, однако, что допустить обратную неприменимость законов в таком смысле значило бы отказаться от всякого юридического прогресса и удерживать течение жизни в одних и тех же рамках. Следует ли, в виду этого, отказаться от принципа или, признав его в основе, создать ряд исключений; в интересах развития жизни? Старая школа юристов, признавая принцип незыблемым по отношению ко всей сфере юридической жизни, как политической, так и гражданской, пыталась установить состав допускаемых законом исключений, основывая их или на естественном праве, или на усмотрении законодателя. Шталь развил крайнюю консервативную политическую теорию, основанную целиком на начали неизменности приобретенных прав, и доказывал принципиальную неотменимость политических и сословных привилегий, равно как и гражданских прав личности; для крайних случае в, когда государству приходится прибегать, по неизбежности, к отмене этих привилегий, он требовал выкупа их у обладателей. В его учении принцип, являющийся одною из основных гарантий свободы личности, сделался тормозом ее развития. Савиньи, изучая «исключения» из общего правила, допускавшиеся законодателями и судами, нашел необходимым различать приобретение прав на основании существующих норм и самое существование норм, определяющих возможность приобретения прав. Обратная сила закона, по его мнению, неприложима только к первому. Поскольку закон не затрагивает нормы, определяющей права, или не отменяет самого института, при наличности которого норма имеет силу, постольку действия лиц и последствия этих действий не могут быть затронуты новым законом; но как скоро закон отменяет самый источник прав, норму – тот институт, с наличностью которого связывалось существование данных прав, – то вместе с его уничтожением уничтожаются и его последствия. Лассалю принадлежит, наконец, заслуга нахождения общего принципа, к которому может быть сведено и различение Савиньи. Господствующее учение об обратной силе закона стоит теперь на точке зрения Лассаля. Правило об обратном бессилии закона является выражением основного начала, определяющего положение личности по отношению к государству. Оно обеспечивает неприкосновенность прав, приобретенных, по воде лица, на основании существующих узаконений. Закон отводит лицу определенную долю свободы. Если лицо, пользуясь такой свободой, заключило юридическую сделку, последствия которой связывались старым законом с соблюдением известных условий, а затем новый закон изменяет эти условия, сохраняя, однако, последствия сделки, то судья должен оценивать сделку по моменту ее заключения и признать за ней силу, не смотря на изменение условий (тата например, бесформенная сделка, заключенная до издания закона об обязательной форме для подобных сделок, остается действительной и при действии нового закона); иначе легальные действия членов общества, направленные на приобретение законных прав, были бы опорочены, не смотря на дальнейшее признание существования самых прав. Иное дело, когда изменяются права и последствия прав. Лицо не вольно установлять нормы и создавать институты права; это – задача государства и закона. Если государство изменяет существо института или видоизменяет последствия правоотношения, то этим оно затрагивает не субъективные права отдельного члена общества, признаваемые законом, а самые пределы свободы лица в установлении субъективных прав. Оно осуществляет здесь лишь свое право, перед которым отступает право личности. Если, напр., закон, признававший прежде правило об обязательственном характере договора найма (Kauf bricht Miethe), заменяет его потом вещным (Kauf bricht nicht Miethe), то этой новой норме подчиняются и все ранее заключенные договоры найма. Точно также при изменении сроков совершеннолетия все сделки лиц, считавшихся совершеннолетними до нового закона, остаются в силе, как совершенные на основании раньше признававшейся законом дееспособности, но все совершеннолетние по старому закону в момент издания нового становятся несовершеннолетними, раз что наступление совершеннолетия для них отдалено. В сфере уголовного права все деяния, бывшие ненаказуемыми, след. дозволенными, и совершенные до издания нового закона вводящего их наказуемость, должны считаться не подлежащими его действию; иначе свободе лица, выражением которой является право поступать в пределах закона по своему усмотрению, грозила бы опасность. Точно также деяния, подлежавшие по старому закону более мягкому наказанию, не могут быть наказаны по новому, более строгому закону, если совершены до его издания. Наоборот, деяния, прежде подлежавшие каре, но по новому закону освобожденные от ее, или подлежав прежде более тяжкому наказанию, чем установленное новым законом, подводятся под действие нового закона, хотя бы и были совершены до его издания; в противном случае обратная сила закона была бы не гарантией свободы, возрастающей от смягчения угол. закона, а ее ограничением, стеснением вновь приобретенного права. Наконец, во всей остальной области публично-правовых отношений О. сила закона имеет полное применение, так как здесь дело идет об изменении не прав личности, а государственного устройства. Когда; напр., новые суды становятся на место старых, то лица, вчинившие иски в старых учреждениях, не могут ссылаться на право суда в этих учреждениях, как на приобретенное право: где и как должен быть веден процесс, как должны быть устроены суды – все это решает государство, а не воля сторон.
   В русском праве правило об О. бессилии закона включено в число основных законов: "закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния совершившиеся до его обнародования (ст. 60). Правило это было формулировано в законодательстве Екатерины II и с тех пор проводилось последовательно. «Поелику Свод Законов – сказано было при издании Свода – заключает в себе одни токмо ныне действующие законы, в производстве же дел иногда встречаются случаи, кои, обращаясь на прошедшее, должны быть судимы и разрешаемы не по законам настоящими, но по тем, кои действовали во время, когда случаи сии возникли, то во всех делах сего рода приводить те самые указы и постановления, кои им приличны» (2 Полн. Собр. Зак. № 7654). Из общего правила, установленного ст. 60 закон. основн., ст. 61 приемлет следующие случаи: 1) когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего, и 2) когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию. Оба исключения вызывают возражения. Многие юристы находят, что законодательное изъяснение закона, т. е. его аутентическое толкование, есть по существу новый закон, если оно издано вопреки установившемуся в практике пониманию закона, и потому также не должно иметь применения к старым случаям. Еще более несправедливо второе исключение, дающее законодателю возможность отступать от основного начала современной юридической жизни и разрушать легальность действий граждан, построенных на прежней воде того же законодателя. Историческая справка показывает, что второе исключение основано на отдельном случай старой административной практики, не дававшем основания к возведено его в общее правило и закон. На практике, впрочем, ошибка кодификаторов подала повод только к незначительному, сравнительно, числу отступлений от общего начала. Ср. Градовский, «О действии законов во времени» («Журн. Гражд. и Угол. права» 1873, 4) и «Начала русск. госуд. права» (и, 82 – 94); Цитович, «Курс русского гражд. права», 13 – 19 (О., 1878); Lassalle, «System der erworb. Bechte» (I, Лпц., 1861); Laurent, «Principes de droit civil francais» (I, 141 cл.); Unger, «System des Osterreich. Privatrechts» (I, 20 cл.); Regelsberger, «Pandekten» (I, 47 – 48, Лпц., 1893).
   В. Н.

   Обрезание

   Обрезание – составляет весьма распространенный обычай, получивший у некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы встречаемся с обычаем О. во всех частях света, в Австралии, Полинезии, Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике, у евреев и магометан. У большинства народов О. совершается над мальчиками и юношами 10 – 17 лет (в древнем Египте – на 14-м году) и составляет как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости. У магометан О. не составляет догмата, а только традиционный обычай (соннат), унаследованный, по-видимому, от эпохи до Магомета. Турки совершают О. над мальчиками 8 – 13 лет, персы – над 3 – 4 летними, магометане Малайского архипелага – над 10 – 18 летними арабы городские – на 5 – 6 году, деревенские – на 12 – 14 году. В Африке обычай О. мог распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500 лет до Р. Хр.), но возможно, что он был известен издревле или был усвоен с вост. берега. По данным, собранным Заборовским, О. в Африке стоит в связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в некоторых местностях – и с распространением; сравнительно недавним, культуры риса. В Австралии О. соединяется иногда с варварскими операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со стороны мужчины. Среди племен американских индейцев О. встречается лишь спорадически. В Полинезии и Меланезии О. ограничивается обыкновенно только надрезом praeputii; на некоторых островах, напр. Новой Зеландии, оно неизвестно. Андрэ определяет все число практикующих О. людей приблизительно в 200 милл. = 1/7 всего человечества. Обыкновенно племена, разделяющие этот обычай, смотрят презрительно на «необрезанных». Совершение О. сопровождается обыкновенно празднествами, отчасти религиозного характера (как у евреев и магометан), отчасти только знаменующими наступление половой зрелости у одного из членов семьи; для выполнения операции приглашается у первых духовное лицо (раввин), у других – врач-знахарь. Производится О. у некоторых народов еще кремневыми или обсидиановыми ножами; тоже было, по-видимому, в древнем Египте и у евреев, что указывает на древность обычая. У некоторых народов О. имеет характер жертвы богам; так, на островах Вити или Фиджи, в целях облегчения от трудной болезни, приглашают жреца и приводят еще необрезанного мальчика, над которым и совершают операцию, принося затем отрезанную плоть и другие дары божеству. Весьма невероятно, чтобы в деле О. играли какую-нибудь роль санитарные цели, как это пытались некоторые доказывать. Кое-где, напр. в Африке, у арабов и т. д. практикуется и О. девочек (удаление clitoris, малых губ), иногда в связи с так наз. инфибуляцией; но этот варварский обычай вызывается другими целями, в частности – предупреждением возможности полового сношения.
   Д. А.
   Взгляды врачей на гигиеническое значение О. диаметрально противоположны. В то время как одни смотрят на О. как на печальный атавизм, лишенный всякого научного значения (Португалов), многие, и весьма компетентные исследователи (Нуrtl, Malgaigne, Tilmans. Erichsen, Reverdin, Lalemand и др.), признают за О. весьма важную в профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют распространение операции в более широких сферах населения. Действительно, операция О. устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных. У некоторых субъектов, как известно, отверстие крайней плоти бывает крайне узко, такой прирожденный порок развития (фимоз), сопровождаясь обыкновенно частичными сращениями крайней плоти с головкой, влечет за собой многочисленные болезненные явления. Скопляющаяся при этом в препуциальном мешке смегма своим механическим и химическим раздражением вызывает воспаление головки или причиняет зуд и щекотанье, заставляющее детей чесаться, что служит обыкновенно первым толчком к онанизму. При несоответствии наружного отверстия мочеиспускательного канала с отверстием крайней плоти могут встретиться затруднения и при мочеиспускании, с задержанием мочи в препуциальном мешке и расширением пузыря. В раннем детском возрасте узость крайней плоти и сращения последней с головкой представляют почти физиологическое явление и констатируются, по наблюдениям Бокая, Зейделя и Парка, у 80 % детей, хотя, с возрастом последних, сращения эти постепенно уничтожаются. В детском возрасте даже сравнительно незначительные периферические раздражения вызывают нередко различного рода нейрозы как в двигательной, так и в чувствительной сфере, чем и объясняются многочисленные, описанные у детей случаи столбняка, эпилепсии, истерии и параличей, устраненных обрезанием. Этим, может быть, отчасти объясняется, почему, детская смертность, особенно в первые месяцы жизни, у евреев и магометан меньше, чем у христиан. По Веселовскому, на первом году жизни в России умирают: у евреев 14,69 % всех родившихся, у магометан 17,53, у христиан 21,26; в великом герцогстве Баденском, за период времени от 1864 до 1873 гг., в первый месяц жизни у католиков умирало 10,71 – 11,21 % детей, у протестантов 7,93 – 8,26 %, у евреев 5,73 – 6,73 %. Заражения, per coitum, сифилисом распространено среди христиан несравненно значительнее, чем среди евреев и магометан. Среди 3214 больных (из них 1734 христиан и 1480 евреев), пользованных д-ром Минором (в Москве) от различных нервных болезней, % христиан, в анамнезе которых был сифилис, равнялся 16,8, а евреев лишь 3,5. Медико-хирургическое общество в Лидсе и международный конгресс в Париже (в 1865 г.) признали за «обязательным О.» одну из важных профилактических мер против заболевания сифилисом. О. производится на 8 день после рождения. Оператор отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения отверстия ее, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, захватывает губами новообразованную рану, отсасывает и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истертого порошка перегнившего дерева или так наз. пульвером (semen lycopodii). С санитарной точки зрения практикуемая по традиционным методам, выработанным много веков тому назад, операция далеко не всегда представляется безопасной (заболевания туберкулезом или сифилисом после О.). Для упорядочения еврейского обряда О., как в различных государствах Зап. Европы, так и у нас (общество охранения народного здравия в СПб., в 1890 г.), проектированы были различные меры, которые, щадя религиозные чувства массы, имели целью лишь обезопасить обряд. Представители еврейского духовенства, при обмене мыслей с врачами, нашли возможным допустить употребление особых высасывающих приборов в роде употребляемых для отсасывания молока из грудей. Еврейские консистории многих городов Зап. Европы требуют, чтобы правом на производство операции пользовались лишь лица, после предварительного испытания в теоретическом и практическом знакомстве с операцией и послеоперационным лечением, согласно современным воззрениям хирургии, сама же операция должна производиться в присутствии врача. В настоящее время в более интеллигентных сферах еврейства О. производится врачами, с соблюдением всех приемов асептики. Ср. Ploss, «Geschichtliches und ethnologisches ub. Knabenbeschneidung» (Лпц., 1885); В. Португалов, «О. у евреев» («Медиц. Обозр.» 1884, с. 1065); М. Конельский, «Обряд О. у евреев с точки зрения современной медицины» («Врач», 1887, № 33, 34 и 35); Погорельский «О еврейском обряде О.»; Вермель («Врач». 1890, № 37); «Журнал Рус. Общ. Охранения Народ. Здравия» (1891, № 8 и 9); Грузенберг, «Реальная энциклоп. медиц. наук» (т. XIII); Минкевич, «О. у древних колхов» («Медиц. Сборн. Кавказского Медиц. Общества», 1896).
   М. Б. К.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [49] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация