А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 6)

   Саллюстий

   Саллюстий (вернее Саллустий, Gains Sallustius Crispus) – знаменитый римский историк, род. в 86 г. до P. Хр. в сабинском городе Амитерне; происходил из плебейской фамилии; провел в Риме свою очень разгульную молодость. В 59 г. С. получил звание квестора, а в 52 г. был народим трибуном и в этой должности выступил энергическим противником партии сената и злейшим врагом Милона (убийцы Клодия) и защитника его Цицерона. В 50 г. С. был изгнан цензором из сената за свою беспорядочную жизнь, вероятно – по проискам аристократической партии. В следующем году, при начале междоусобной войны, С. присоединился к Цезарю, получил место квестора и вновь сенаторское звание. Посланный в военную экспедицию в Иллирию, он потерпел поражение от помпеянцев; также неудачна была его миссия к взбунтовавшимся кампанским легионам. В 47 г. С. в качестве претора командовал флотом у берегов Африки и перехватывал у врагов Цезаря хлебные запасы, по окончании гражданской войны в 46 г. С. был назначен проконсулом в Нумидию, где составил себе всякими злоупотреблениями большое состояние; по возвращении в Рим был предан суду и избежал осуждения лишь благодаря заступничеству Цезаря. О богатстве С. свидетельствовал устроенный им в Риме роскошный парк (Horti Sallustiani) между Пинчио и Квириналом, бывший впоследствии любимым местопребыванием императоров Нерона, Веспасиана и Аврелиана. После убийства Цезаря С. удалился в частную жизнь в посвятил себя исключительно литературной деятельности. Умер в 85 г. до Р. Хр. От него дошла до нас в целости два небольших историч. сочинения: «О заговоре Катилины» («Calilina», «De coniuralione Catilinae», «Bellum Calillnarlum») и «О югуртинской войнй» («Jugurtlia», «Bellum Jugurthinum»); от главнейшего же исторического труда С.: «Historiarum libri quinque», обнимавших описание 12 лет современных автору событий, от 78 до 66 г. до Р. Хр., осталось лишь несколько отрывков. Исторические сочинения С. носят совершенно иной характер, чем сочинения его современника Цезаря. С. стремится главным образом не к передаче фактов и событий в возможно полном и точном виде, а к изложению нравственного смысла событий и к поучению современников и потомства на основании уроков истории: он хочет, чтобы его рассказ произвел известное впечатление на читателя, и, сообразно с этой задачей, обращает особенное внимание на изображение характеров действующих лиц, побуждений, по которым они действуют, и нравственного состояния общества. Этот способ исторического повествования введен в римскую литературу впервые С.; затем он встречается у Ливия и особенно у Тацита. Вводя в историю психологический анализ и элемент поучения, С. указывает также на причины, которые произвели события, и на последствия, которые от них произошли; моралистическая точка зрения на предмет стоит у него в теснейшей связи с прагматическим методом повествования. Идею исторического прагматизма С. почерпнул из сочинений Фукидида, а моралистическая точка зрения, которою проникнуты все его сочинения, принадлежит ему самому. Первое сочинение С.: «Катилина», написанное около 44-43 гг., в историческом отношении далеко не безупречно: не смотря на изобилие материалов, которые могли быть у автора, его повествование весьма неполно и дает меньше сведений, чем напр. сочинение Цицерона, Плутарха и Дионисия. Кроме того, книга С. страдает отсутствием беспристрастия: так напр., он умалчивает о многих действиях Цицирона, из видимого нерасположения к нему, и, напротив, не скрывает своих симпатий к Цезарю, о котором говорит с особенной любовью. Замечательно что сочинение С. литературными достоинствами и в особенности искусством, какое обнаружил С. в уменье переплетать исторические события с нравственными рассуждениями и психологическими картинами. Другое сочинение С.: «Югурта», написанное, вероятно, около 41 г., стоит гораздо выше и по тщательному собиранию материала, и по исторической точки зрения на дело, и по верности изображения характеров, и по отделке сочинения в частях и в целом. Историческое беспристрастие автору удалось сохранить, хотя и заметно, что это сочинение писал человек партии, отъявленный демократ и непримиримый враг олигархии: он показывает, как выродилась ко времени Мария римская аристократия, которую можно было без особенного труда подкупить всякому интригану и которая ради личных выгод жертвовала интересами и честью государства (известны слова Югурты: «Продажный город, который тотчас погибнет, как только найдет покупателя!»). С особенным сочувствием С. относится к энергическому представителю римской демократии, Марию. В этом сочинении исторический талант писателя высказался в полном блеске и в искусстве рассказа; в уменье представить в речах, влагаемых в уста действующих лиц, общую картину политического положения и настроения массы в данную минуту. После этого сочинения были написаны дошедшие до нас в отрывках «Истории», в 5 книгах. Кроме исторических сочинений, с именем С. дошли до нас два письма его к Цезарю («Duae epistolae ad Caesarem senem de republica») и «Декламация против Цицерона» («Declamatio in Ciceronem»); но в настоящее время эти сочинения признаются риторическими упражнениями последующего времени. Несмотря на значение трудов С., он не находил единодушного признания в римской литературе. Против него высказывались самые резкие суждения, вследствие разлада между его прошлой небезупречной жизнью и нравственными размышлениями в его сочинениях; ему приписывались самые омерзительные пороки (напр. грамматиком Ленеем, а также в пасквильной речи «Declamatio in Sallustium»); его же, за несоответствие морали с жизнью, упрекают отцы церкви, как Лактанций, и позднейшие римские писатели, как Макробий и Симмах. Кроме того, Саллюстий подвергался нападкам за риторически колорит повествования, за употребление древних слов, затемняющих смысл, за темноту языка, происходящую от сжатости (obscura brevitas). Не смотря на эти неблагоприятные отзывы, С. пользовался во время империи большой популярностью и имел репутацию лучшего римского историка: его изучали в риторских школах и особенно любили грамматики за его архаизмы; даже сжатость его языка, Sallusliana brevitas, восхвалялась Квинтилианом. При Адриане сочинения С. были переведены на греческий язык ритором Зиновием. И в средние века моралистическое направление сочинений С. приобретает ему многочисленных почитателей, о чем свидетельствует и множество дошедших до нас списков «Катилины» и «Югурты». Лучшие из дошедших до нас списков сочинение С. – два парижских и базельский – все три Х-го стол. Важнейшие из старинных изданий С.: первое издание в Венеции 1470 г., вышедшее в том же году издание в Риме, первое парижское издание 1509 г., издание Карриона в Антверпене 1573 г., издание Корте в Лейпциге 1724 г. Более новые издания: Gerlach (Базель, 1833 – 1831 и 1852), Kritz (Лпц., 1828, 1853), Dietsch (Бррл., 1859), Jacobs-Wirz (10 изд., Берл., 1894), Jordan (3 изд., 1887). Maurenbrecher издал все отрывки «Истории» С. (Лиц., 1893). Ср. Ch. de Brosses «Vie de Salluste» (в 3-м т. его "Hlstoire de la repubilque Romaine dans le cours du Vllе siecle par Salluste, Дижон, 1777); Vogel, «De C. Sallustii Crinpl vita, moribus ac scriplis» (Майнц, 1857); Gerbach, «Ueber den Geschichtsschreiber C. Salliistius Сrispus» (Базель, 1831); Dreis, «Ueber Sallust als Geschichtsschreiber» (Итцегое, 1845); Touffel, «Ueber S. und Tacitus» (Тюбинг., 1868); ст. Новоселова в «Журн. Мин. Нар. Просв.» (1862, авг. и сент.); ст. Бабста в «Пропилеях» (I, стр. 223); Nisard, «L'historien Salluste» (Пар., 1879). На немецкий яз. соч. С. переводили Cless (3 изд., Берл., 1882) и Holzer (Штутг., 1868), на русский – В. Рудаков (СПб., 1892 – 93).

   Салон

   Салон (франц. salon, от итальянск. salone – большая зала) – комната, служащая для приема гостей. В истории парижского общества, начиная с XVII в., С. играют немаловажную роль. Название С. присвоено устраиваемым в Париже большим ежегодным выставкам новейших произведений искусства, вследствие того, что эти выставки первоначально (в XVII и XVIII стол.) происходили в большой зале Луврского дворца.
   Салоны – во Франции играли в прежнее время видную роль в истории литературы и политики. Это – кружки, группировавшиеся вокруг какой-либо выдающейся женщины, царицы салона, блестевшей остроумием, талантливостью или красотою. В С. собирались выдающиеся представители науки, искусства и политики, и вели, в изящной форме, беседы по вопросам политики и литературы. До известной степени, таким образом, С. заменяли нынешнюю печать в выражении общественного мнения. Здесь зарождались веяния и требования, вырабатывавшиеся потом в целые системы и налагавшие свой отпечаток на литературу и общество. Явление, подобное франц. С., можно видеть в истории Афин, где у некоторых гетер собирались выдающиеся современники: такова была в особенности Аспазия, у которой сходились Перикл, Сократ, Алкивиад и др. и обсуждались различные вопросы философии и политики; она давала уроки риторики. И в византийской истории встречаются подобные собрания поэтов, музыкантов и др. артистов. Образование французских С. относится к XVI и особенно к началу XVII в., когда женщина в высшем обществе Франции делается предметом особого культа и около ее образуется круг поклонников. Первые С. посипи исключительно литературный характер. Маргарита шотландская и Маргарита наваррская в XVI в. были из числа первых женщин, дом которых служил сборным местом для поэтов и ученых. Одним из первых и наиболее блестящим в XVII в. был С. Рамбулье, сделавшийся сборным пунктом всех хорошо воспитанных, остроумных людей. Его душою была хозяйка, маркиза Рамбулье; в ее отеле собирались Корнель, Ротру, Скюдери, Малерб и др.; этот С. оказал благотворное влияние на развитие франц. литературы. К началу XVII в. относится также С. г-жи Поле, пользовавшийся в Париже большой известностью и посещавшийся королем Генрихом IV. Из великосветских С. того века блистал еще С. г-жи Бурдоне, в Пале-Рояле. К С., в которые был открыт доступ и буржуазии, относится С. m-lle де Скюдери, у которой собирались Шапелен, Саразен, г-жи де Севинье, Скаррон, читались стихи и др. литературные произведения, обсуждались события дня и т. п. Размножившиеся при Людовике XIV С., большая часть которых отличалась вычурным тоном, жеманством и пустозвонством, осмеяны Мольером в комедии «Precieuses ridicules». Последние годы царствования Людовика XIV не благоприятствовали развитию общественной жизни, но при регентстве С. вновь появились, более блестящие, чем когда-либо. В XVIII в. сюда начинают проникать новые идеи, и С. получают политическое значение. В отеле Сюлли появлялся Вольтер; в отеле Виллар собиралась вся знать; С. супруги маршала Бово, известный независимым образом мыслей, поддерживал находившегося в опале Шуазеля, а впоследствии Неккера; С. супруги маршала д'Анвиль был одним из первых, где свободно разбирались философские вопросы; хозяйка его была предана идеям Тюрго и покровительствовала Вольтеру. В С. герцогини Эгильон находили убежище преследуемые философы; им же оказывал покровительство С. г-жи Гудето. С. в Тампле, хозяйкой которого была г-жа де Буффлер, любовница принца Конти, отличался богатством своих приемов. С. г-жи Граммон, сестры Шуазеля, является первым истинно политическим С.: он представлял собою род тайного комитета, куда каждый являлся с отчетом и где велись рассуждения о государственных делах. Некоторую политическую роль играл и С. г-жи Рошфор. Финансовая знать собиралась в С. Самюэля Бернара, Ло, Пленеф, Трюден, Ла-Попелиньер. Чисто литературный характер имели С. д'Эпине, Дюдеффан, Леспинасс; здесь вокруг блестящих хозяек собирались философы и вообще остроумные люди; эти С. имели такое же влияние на литературу, как С. г-жи Рамбулье. К началу революции С. представляли собою уже как бы переход к революционным клубам; таковы были в 1789 г. С. Неккер, где собирались Сиейс, Кондорсе, Талейран, аббат Делиль и др. и блистала дочь хозяев, впоследствии г-жа де Сталь; С. Богарне, Жанлис, Гельвециус, в котором бывали Вольней, Сиейс, Бергасс, Манюель, Кабанис; С. г-жи Панкук, где собирались Мармонтель, Соден, Лагарп, Фонтан, а также Баррер, приносивший с собою революционный элемент, которого в то время по мог избежать ни один С.; С. Жюли Тальма, супруги знаменитого актера, откуда впоследствии Наполеон направлял переворот 18 брюмера; С. г-жи Кондорсе, бывший как бы центром всей мыслящей Европы; здесь считали долгом бывать все выдающиеся ученые иностранцы. После 1790 г. С. сменились клубами; первые, как собранья людей небольшого круга светского общества, оказывались недостаточными для потребностей времени. Последним С., уже исключительно политическим, является С. г-жи Ролан, который был блестящим очагом революции; у ее бывал сначала Робеспьер, затем ее дом сделался центром партии жирондистов. После переворота 9 термидора вновь появились С.; наиболее блестящим из них был С. г-жи де Сталь, во время террора принимавшая гостей в замке Коппе, близ Женевы; теперь у нее собирались все выдающиеся деятели эпохи директорш – Бенжамен Констан, Талейран, Карно, Бонапарт, Барбе-Марбуа, Буасси д'Англа, г-жи Крюденер, Рекамье. При первом консуле С. г-жи де Сталь делается очагом оппозиции, хотя там появлялись и приверженцы правительства, братья консула, министры и т. д. Изгнанная во время империи из Франции, г-жа Сталь вернулась в Париж в 1814 г. и восстановила свой С., где бывали Бенжамен Констан, аббат Прадт, Лафайет, Фуше, Веллингтон. Блестящий С. г-жи Таллиен во время директории несколько напоминал времена регентства; в С. Сюар собирались ученые и светские люди. При Наполеоне I, когда политическая свобода во Франции была сильно стеснена, С. потеряли свое прежнее значение; единственной приманкой в С. является женская красота. Прежний блестящий С. возрождается в эпоху реставрации и вновь начинает играть выдающуюся роль. С. г-жи Лебрен являлся местом собрания старых легитимистов; у барона Жерара собирались главным образом писатели, артисты, художники и др. Блестящий С. г-жи Ансело являлся в конце эпохи реставрации как бы путем в академию; там собирались литературные и другие знаменитости, как Викт. Гюго, Альф. де-Виньи, Эмиль Дешан, Шатобриан, Консидеран, кн. Чарторыйский, кн. Полиньяк. С. Шарля Нодье объединял собою главным образом писателей новой школы – Виктора Гюго, Мюссе, Алекс. Дюма, Дешана и др. С. Виктора Гюго, бывший вначале чисто литературным, с 1848 г. обратился в политический и просуществовал до декабрьского переворота 1851 г. С. красавицы г-жи Рекамье посещали ее многочисленные поклонники: Шатобриан, Балланш, Ампер, герц. Ноайль, Паскье, Монталамбер, Фаллу и др. В С. герцогини Абрантес собиралось небольшое общество представителей бонапартистской знати и современной литературы, напр. Люсьен Бонапарт, Бальзак; это был С. артистический по преимуществу, славившийся своею роскошью и празднествами, которые совершенно разорили хозяйку. Между С. последних лет июльской монархии выдавались С. г-жи де-Кюстин, с особым оттенком легитимистского романтизма, и С. г-жи Жирарден, посещавшийся Викт. Гюго, Готье, Мери, Гозланом и др. Во время второй республики С. имели исключительно политический характер; таков был С. депутата Флавиньи, где, кроме депутатов, собирались и иностранные дипломаты. После переворота 2 декабря появились официальные С., напр. С. государственного министра (при Фульде). С. президента законодательного корпуса, блиставший при герцоге Морни. Исключительно аристократический характер имел С. г-жи Меттерних, жены австрийского посла. С. г-жи Свечиной был сборным местом легитимистов и клерикалов. В настоящее время значение парижских С. исчезло, как и влияние их на литературу и политику. В истории русского общества также можно указать женщин, вокруг которых группировались литературные и общественные деятели. Таковы, напр., С. Д. Пономарева, А. П. Елагина, баронесса Э. Ф. Раден. Крупное политическое значение имел С. вел. княг. Елены Павловны.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация