А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 42)

   Семенова Екатерина Семеновна

   Семенова (Екатерина Семеновна) – знаменитая актриса (1786 – 1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновенно красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствовали ее успеху сила чувства и искреннее увлечете. С. появилась на рубеже двух течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только начинала нарождаться. Переходной ступенью этих двух течений были трагедии Озерова. С. (с актерами Шушериным и Яковлевым) была соратницей Озерова в первых завоеваниях нового направления. Первым большим успехом и писателя, и артистки было первое представление траг. Озерова: «Эдип в Афинах» (1804). С. Т. Аксаков рассказывает, что во время представления «Эдипа», когда у С.-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинов и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть ее на сцену. Образование С., не только общее, но и сценическое, было очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у других. Сперва С. разучивала роли под руководством начальника репертуара, князя Шаховского; потом, заподозрив его в пристрастии к Вальберховой, стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного поэта Гнедича; наконец, она много присматривалась к приемам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы, Жорж. Но силу ей давал все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонников Жорж и С.; наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства С. Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток. темперамента, всегда блещущего у С. Лучшие роли С. были в пьесах Эдип, Фингал, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред, Меропа, Медея, Семирамида, Федра. Она играла и в Шекспировских трагедиях, а также в Шиллеровской Марии Стюарт. Успех и поклонники избаловали С.: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем Иваном Алексеевичем Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением как на службе, так и в литературных кружках. По назначении директором театров князя Тюфякина С. не вынесла его грубости и резкости и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял Майков, снова выступила на сцене. В 1826 г. С. окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского: «Пожарский». Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры С. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. Переехав в Москву, С. согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники С.: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 г. умер князь Гагарин; последние годы жизни С. были омрачены семейными неприятностями. Ср. «Исторический Вестник» 1886 г., сентябрь.
   В. Крылов.

   Семенов Петр Петрович

   Семенов (Петр Петрович, род. в 1827 г.) – госуд. деятель и ученый; происходит из дворян Рязанской губ. До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг родовой библиотеки; затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а по окончании курса сделался вольнослушателем в СПб. унив. на физико-математическом факультете по отделу естественных наук. Выдержав экзамен на степень кандидата, в 1849 г. был избран в члены Имп. русского географич. общества и с этого времени принимает постоянно самое деятельное участие в трудах общества, как секретарь отделения физической географии, потом как председатель того же отделения и, наконец, как вицепредседатель общества (с 1873 г.). В 1851 г. совершил поездку в бассейны рек Оки и Дона, результатом которой было исследование: «Придонская флора в ее отношениях с географическим распределением растений в Европ. России». Этот труд доставил ему степень магистра ботаники. В 1852 г. С. отправился за границу и 3 года слушал лекции в берлинском унив. Тогда же он напечатал «Ueber die Fossilien der Schlesischen Kohlenkalkes», в трудах германского геологического общ. Время, остававшееся от кабинетных занятий, было посвящено им многочисленным научным поездкам по Германии, Швейцарии, Тиролю и Италии. Издав в 1856 г. первый том перевода «Землеведения Азии» K. Риттера, с дополнениями, равными по объему самому оригиналу, С. предпринял, по поручение географич. общ., экспедицию для исследования горной системы Тянь-Шаня, являвшейся тогда местностью недоступной для европейцев. В течение двух лет С. Посетил Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, оз. Иссык-Куль, первым из европейских путешественников проник в Тянь-Шань и первый посетил высочайшую горную группу – Хан-Тенгри. В это время им были собраны богатые коллекции по естественной истории и геологии страны. Предварительный отчет о путешествии его был помещен в «Вестнике Имп. Русс. Геогр. Общества» за 1858 г., а затем в 1867 г. краткий обзор результатов путешествия появился в "Записках Имп. Русс. Геогр. Общ. " и в «Peterm. Mittheil.». Другие материалы были использованы при составлении дополнения ко II т. "Азии Риттера и «Географо-статист. словаря Росс. империи», изданных географ, обществом, под ближайшим руководством и при деятельном сотрудничестве С. В 1858 г. С. был приглашен принять участие в занятиях по крестьянскому делу, а в 1859 г. сделан членом экспертом «Редакционных комиссий» и заведующим их делами. Как один из ближайших сотрудников Я. И. Ростовцева, он принимал деятельное участие во всех трудах по освобождению крестьян и составлению Положений 19 февр. 1861 г. В 1864 г., в сотрудничестве с В. И. Мелдером, С. напечатал геологическое исследование о переходных пластах между девонской и каменноугольной системами в Средней России в «Bulletin de l'Acad. Imper. des Sciences». В 1864 г. назначен директором центр, статист, комитета, которым пробыл 16 лет, а в 1875 г. – председателем стат. совета, во главе которого стоял до 1897 г. За это время им устроена правильная система официальной статистики и произведен ряд работ по статистике (напр. «Статистика поземельной собственности в России» и ряд докладов на международных статистических конгрессах). В 1882 г. назначен сенатором 2-го (крестьянского) дпт. правит... сената. В 1873 г. избран почетным членом академии наук. Собрав богатейшую коллекцию картин фламандских и голландских художников XVI и XVII в., вторую по полноте в Европе, С. издал обширный труд: «Этюды по истории нидерландской живописи». В 1874 г. он избран в почетные члены академии художеств. Участие в деятельности многих благотворительных обществ, в качестве их председателя, дало повод к нескольким статьям С. по вопросам благотворительности. В 1888 г. С. совершил поездку по Закаспийской обл. и Туркестану, результатом чего были обширные энтомологические коллекции, пополнившие его громаднейшее собрание насекомых, и статья: «Туркестан и Закаспийский край в 1888 г.» («Известия Имп. Русс. Геогр. Общ.»). Кроме вышеупомянутых работ, С. написал целый ряд статей и очерков по разным вопросам географии (напр. все введения к томам «Живописной России», выходившей под его редакцией) и все статьи по географии в «Энциклопед. Словаре», выходившем в 60-х годах. В 1893 г. он. участвовал в составлении сборника "Сибирь, Великая сибирская ж. д. ", изданного министерством финансов для всемирной выставки в Чикаго, и в том же году написал статью: «Колонизационная роль России». Продолжая редактировать издание «Азии» Ритгера, С. в 1894 и 1895 гг. выпустил два обширные тома, составляющее громадное дополнение или в сущности совершенно новый труд по географическому описание Забайкалья, в котором самому С. принадлежит немалая доля. Когда же вышло в свет "Описание Амурской обл. " Г. Е. Грум-Гржимайло, составленное по поручению министерства финансов, при чем многие главы были написаны С. В 1895 г. был отпразднован 50-летний юбилей Имп. русс. геогр. общ., по поводу которого С. написал "Историю полувековой деятельности географ, общ. " (3 т.). В 1896 г. С. организовал сибирский отдел нижегородской всеросс. выставки, а в настоящее время состоит организатором окраинного отдела на всемирной выставке в Париже. Первая всеобщая перепись России, совершенная в 1897 г., была подготовлена и выполнена под главным руководством С., напечатавшего по этому случаю статью: «Характерные выводы из первой всеобщей переписи» («Известия Имп. Русск. Географич. Общ.», 1897). С 1899 г. начал выходить новый обширный труд «Россия» – полное географическое описание нашего отечества, редактируемый В. П. Семеновым под общим руководством С. С 1897 г. С. состоит членом государственного совета, присутствуя в департаменте законов. В честь С. названы многие местности в Европе, Азии и Сев. Америке.
   Ю. Шокальский.

   Семинария

   Семинария (лат. seminarium – рассадник) – образовательное учреждение для подготовления духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545 – 63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовление духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовления будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнесть Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон, в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе «Seminaire des maitres d' ecole», Мысль герцога Эрнеста была осуществлена. в Германии Авг. Герм. Франке в Галдел учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. – близ Магдебурга, в 1784 г. – в Берлине и т. д. Мало помалу эти учреждения, часто носившие. название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии; пользуясь покровительством как католических, как и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома. 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40 были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно В некоторых из них воспитанники – интерны, в других – экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 – 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии: во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством своих учителей. Многие С. находятся в тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 Июля 1881 г. Кроме этих школ во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебных заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XYIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при университете, 1776 г.), в Берлине (при гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их с средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн, просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [42] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация