А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 21)

   Сардина

   Сардина (Clupea pilchardus, Val.) – маленькая морская рыба (обыкновенно 15 – 20 – стм., реже до 25 стм. длины) из сем. сельдевых (Clupeidae) подотряда открытопузырных (Physostomi) отряда костистых (Teleostei). С. несколько толще сельди. Спина ее синевато-зеленого цвета, бока и брюшко серебристо-белые. Жаберная крышка с золотистым отливом и бороздчатыми темными полосками, лучеобразно расходящимися от нижнего и заднего края ее.
   Д. П-о.
   С. служит материалом для приготовления всемирно-известных консервов С. в оливковом масле (Sardines u l'huille). Водится в Атлантическом океане и в Средиземном море и ловится преимущественно у берегов Англии, Франции, Испании и Португалии. Чешуя на С. довольно крупная и трудно сходящая. В живом виде это одна из красивейших рыб: на спине можно видеть отливы нескольких цветов радуги. Образ жизни сардины недостаточно изучен: известно только, что детом С. из глубины моря выходить к берегам стран, расположенных по берегу Атлантического океана на весьма короткое время, после чего вновь пропадает. Более верным является предположение, что С. приходит вслед за животными, служащими ей пищей. Лов С. производится плавными сетями из весьма мелкой ячеи с употреблением для приманки С. тресковой икры: зерна последней, заготовляемой впрок в соленом виде, выбрасываются горстями в море; С., набрасываясь на это лакомое блюдо, попадает в сеть.Свеже пойманная рыба в тот же день поступает на консервные заводы, которых по берегу Бретани (Франция) расположено весьма большое количество. Здесь рыбе отрубают голову, кладут на 1 час в рассол, отмывают, просушивают, окунают в кипящее масло (оливковое с примесью, обыкновенно, хлопчатникового или арахисового), укладывают в жестяные коробки, заливают оливковым маслом, запаивают герметически и подвергают в обыкновенном котле или автоклаве действию высокой температуры и консервы С. в масле готовы. Коробки для С. делаются исключительно четырехугольные: цельные, половинные и 1/4; всего более готовится последних, на которые идет 10 – 12 рыбок, весом в 1/4 фн. Настоящий вкус С. принимает через 2 – 3 месяца лёжки в ящиках. Сардиночный промысел во Франции имеет громадное значение: многие тысячи лодок занимаются ловом С., десятки тысяч пудов тресковой икры ввозится во Францию исключительно для лова С., сотни тысяч кило разного масла ввозится для сардиночных фабрик, многие тысячи рук заняты изготовлением посуды и самых консервов, так что замечающиеся иногда недоловы С. очень чувствительно отражаются на благосостоянии всей массы заинтересованных лиц. Экспорт С. из Франции достигает 12 милл. кило, более чем на 20 милл. франков. Под именем С. и на манер их приготовляют и другую рыбу: так в СевероАмерик. Соед. Штатах миллионы коробок С. готовят из молодой сельди (Cl. harengus), в России (Балаклава) русские С. в масле готовят из хамсы или анчоуса (Engraulis engrasicholus); наконец, под именем русских С. в Австрии и Германии циркулирует мелкая порода сельди (килька), приготовленная на манер анчоусов с специальным острым соусом. Все эти консервы ничего общего, кроме названия торгового, с С. не имеют; кроме прекрасного способа приготовления ее во Франции, выработанного годами, самое мясо С. в значительной степени обеспечивает вкус консервов из этой рыбы.
   Н. Б-н.

   Саркофаги

   Саркофаги – первоначально название известкового камня особой породы, который, по словам Плины («Hist Natur.», XXXVI, 27), добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости, за исключением зубов. Этот «телопожирающий» камень в древние времена употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжигались, а хоронились. Впоследствии, в позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешло вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны. Самые ранние из дошедших до нас С. принадлежали египтянам. В Греции, каменные С. сначала не употреблялись; трупы умерших, если их не предавали сожжению, клались в деревянные гроба, которые ставились в погребальные склепы, сложенные из кирпичей или пластинок обожженной глины. Настоящие саркофаги явились у греков позже, в александрийскую эпоху. То были большие, вырубленные из мрамора и по большей части архитектурно расчлененные гробницы, в виде храмов, с выделанными на крышке фронтонами и с скульптурными украшениями на наружной стороне стенок. У этрусков, роль С. играли так назыв. погребальные цисты – небольшие терракотовые или алебастровые ящики, или, вернее, сосуды для хранения пепла покойников, выкрашенные в черный или темный цвет, с рельефными изображениями на лицевой стороне и с полулежащею фигурою усопшего на крышке. Римляне во времена республики и при первых императорах погребали своих покойников очень редко, так как в ту пору сожигание трупов было во всеобщем употреблении, и только для особенно важных и знатных лиц изготовлялись каменные гробницы, образцом которых может служить хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического стиля С. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р. Хр. Впоследствии, когда распространился обычай погребать покойников, не предавая их огню, римские С. заимствовали свою форму от греческих, а именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к жизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и героях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечности человеческой жизни и о загробном существовании (напр. мифы об Адонисе, Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С., дошедших до нас вообще в значительном количестве, встречаются замечательные по художественности своего исполнения, но есть немало и таких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов. С. первых христиан в начале нисколько не отличались от языческих и даже удерживали их скульптурную орнаментацию, с устранением из ее лишь тех изображений, которые противоречили духу новой религии; но постепенно эта орнаментация уступала свое место христианским эмблемам и сценам из истории Ветхого и Нового Заветов. К римским С. приближались по форме также гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в средние века. вплоть до XVI стол.
   А. С-в.
   Саркофаги египетские. – Форма их была обусловлена религиозными представлениями. Вера в бессмертие заставляла окружать покойника обстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их росписью, убранством и инвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков, напоминающей дом, с скульптурными или нарисованными подобиями дверей. С другой стороны вера в необходимое условие этого бессмертия – сохранение всех составных частей человеческой организации – заставляла заботиться о сохранении тела путем превращения его в мумию и, на случай порчи или потери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии – так назыв. С. антропоиды. Эти два типа С. – четырехугольные ящики, иногда с закруглением в головах, и антропоиды – являются господствующими в Египте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим сочетание этих двух типов. С. царя Микерина, найденный в его пирамиде в 1837 г. и потерянный, кроме небольшой части, находящейся в Брит. музее, при перевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание со входами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии, с молитвой богине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее. В Гизе есть другие интересные экземпляры С. из времен древнего царства; они делались из базальта, гранита, известняка; крышки были плоски или сводообразны; внутренние С. были из дерева, в форме мумий; надписи незначительны (имена покойных и заупокойные формулы). В среднем царстве также встречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени – большею частью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями дверей и с двумя глазами на длинной стороне, близ головного угла; внутри они исписаны длинными, интересными иероглифическими текстами, представляющими заупокойные формулы того времени, еще мало разработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных С. ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные образцы: Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко – в Берлине, Ата – в Петербургском Эрмитаже. Часто на этих С., кроме иероглифов, находим изображения заупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в Берлин С. Хенуи и жрицы Энт-тефес) – даже роспись, представляющую покойных пирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с их мумиями. С. в форме мумий довольно просты: на груди нарисовано ожерелье, а остальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими покойника. С. царя Интефа в Лувре позолочен, а С. царя Интефа в Лондоне дает портретные черты и отличается изяществом. В начале нового царства появляются деревянные черные С. в форме мумий, с золотыми изображениями божеств смерти, золотыми имитациями пелен и краткими иероглифическими надписями. При XVIII и XIX дин. С. были каменные в форме мумий; при XIX-й в руках амулеты, и покойный лежит в рельефе в земном одеянии, во весь рост; на стенках вырезаны изображения Тота, Анубиса, гениев, сыновей Гора, а также глаза, чтобы чрез них покойник мог видеть солнце. С конца XIX дин. начинают входить в моду деревянные С. в форме мумий, на которых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большею частью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о боге солнца и т. п. На крышке обыкновенно изображались: на груди – Нут, простирающая крылья над покойником, скарабеи – символы солнца, разные фетиши, а в ногах – Анубисы, путеводители по преисподней. Краткие надписи содержат имя и заупокойные формулы. На внутренней части дна бывали изображения богини «запада», т. е. преисподней, а у ног – Анубиса. Обыкновенно несколько С. вкладывались один в другой. При XXII дин. внутренние С. делались из так назыв. египетской папки – слоев полотна, склеенных известкой; здесь по белому фону расписывались изображения божеств, особенно Исиды и Нефтиды, в виде ястребов, простирающих крылья над покойным. В саисскую эпоху каменные С. достигают очень больших размеров, имеют как форму ящиков, так и антропоидную; на первых часто высечена вся книга «о том, что в преисподней»; подавляющая масса изображений, хотя и тщательно исполненных, утомляет глаз. Деревянные С. этой эпохи – также двух типов, при чем нередко оба соединены. На крышках четырехугольных С. часто изображалась солнечная барка, влекомая кобчиками и шакалами, на груди антропоидных – страшный суд или покойник, вводимый в общество богов Тотом. Тексты заимствовались из Книги мертвых. В греко-римское время деревянные С. в форме мумий принимают большею частью угловатую форму; они расписываются иногда изображениями из книги «о том, что в преисподней», иногда просто фигурами божеств, исполненными небрежно. В то же время все более входит в моду облекать мумию в расписные пелены, вместо чехла или внутреннего С., и покрывать лицо художественно исполненным восковыми красками портретом, вместо прежних розовых или золотых масок. С. встречаются и в христианское время; в Musee Guimet в настоящее время есть нисколько расписных С. коптских монахов. Кроме двух господствующих типов изредка встречаются и другие: С. Рамсеса III в Лувре сделан в форме овала при царском имени; на Синае найдены С. в форме двух соединенных глиняных сосудов (в руанском музее); грубые глиняные С. отчасти в форме мумий, бывали находимы в провинциальных городах Дельты. См. W. Schmidt, «Sarcophages Egyptiens» (в «Transact, of the IX Congress of Orientalists», II); Budge, «The mummy» (Кембридж, 1893); Steindorff, «Grrahfunde des mittleren Reichs». Подробные описания отдельных С. см. в каталогах и изданиях музеев и коллекций находящихся в русских музеях – в «Inventaire» В. С. Голенищева и в XI т. «Записок Вост. Отд. Арх. Общ.»). Изданные в красках С. лейденского музея в натуральную величину – у Leemanus «Monuments de Leyde» (т. III и вып. 31 и 32).
   Финикийские С., которыми богат Луврский музей, представляют антропоидный тип, близкий к египетскому саисской эпохи; некоторые из них, напр. базальтовый царя Эшмуназара, найденный в 1850 г. в сидонском некрополе – даже египетской работы. Большая их часть из белого мрамора и найдены во время экспедиции Ренана.
   Б. Тураев.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация