А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 137)

   Схима

   Схима великая и малая. – Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин»-, «образ»-, которому стало усваиваться наименование «великого», в отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени – новоначальных, малосхимников и великосхимников – окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотой и краткостью, чинопоследование великой С. – большой торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С. с одной стороны – таинству крещения, с другой – таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, «Пострижение в монашество» (Вильна, 1899).

   Сцевола

   Сцевола– имя трех римских юристов: 1) Публий Myций С. (трибун 141 г. до Р. Хр., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г.), Цицерон называет его одним из немногих «истинных» юрисконсультов, так как он, исполняя судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при защитах соединял юридические познания с удивительным ораторским искусством. Юристы – плохие ораторы вызывали со стороны С. скорбь и насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал внимание на усиление юридических знаний коллегии, считая главной ее задачей основательное знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых содействовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных обработки jus civile. Помпоний называет Публия С., вместе с М. Ю. Брутом и М. Манилием, «основателем» цивильного права. -2) Квинт Муций С., сын предыдущего (консул в 95 г., великй понтиф в 84 г., умер в 79). Получив широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в юридическую интерпретацию начало «доброй совести». Около 100 г. до Р. Хр. он написал свое знаменитое сочинение «De jure civile» (18 книг), в котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке, покоившемся на совместной разработки сродных юридических понятий, в противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические определения и формулы Квинта Муция С. отличались удивительным сочетанием краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла ему внести единство во многие частный определения, выразить их в более общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (напр. praesumptio Muciana, cautio Muciana и т. п. формулировки, сохранившиеся с его именем). Если его отец был одним из первых юристов, начавших литературную интерпретацию норм цивильного права, то Квинт Муций С. может быть назван основателем науки гражданского права. 3) Квинт Цервидий С., юрист второй половины II века по Р. Хр., грек по происхождению, написавший 40 книг Дигест и 6 книг «Responsa», в которых разрабатывал право казуистически, давая прямые, но не мотивированные ответы на многие юридические вопросы. При Марке Аврелии, в качестве члена его совета, был главным его помощником и руководителем при разрешении юридических вопросов. Непосредственными учениками Цервидия С. были император Септимий Север и знаменитый юрист Папиниан, а также, повидимому, Павел и Трифонин, называющие Цервидия «Scaevola noster». cm. Kruger, «Gesch. der Quellen» (Лпц", 1888)1 Муромцев, «Гражданское право древнего Рима» (М., 1883); Sohm, «Institutionen»; Karlowa, «Rom. Rechtsgeschichte». В. H. Сципион (Scipio) Публий Корнелий Африканский Старший – один из замечательнейших римских полководцев. Родился около 235 г. до Р. Хр. Во время битвы при р. Тичино спас своего отца. После Каннского поражения С., бывший начальником легиона, заставил Цецилия Метелла и его единомышленников, в отчаянии задумавших было покинуть Италию, отказаться от этого плана. 22 лет от роду был избран в эдилы. Когда его отец и дядя погибли в Испании в борьбе с карфагенянами и никто не желал занять должность главнокомандующего тамошними римскими силами, двадцатичетырехлетний С. выступил кандидатом и был единогласно выбран на этот ответственный и опасный пост. Рядом блестящих успехов С. оправдал доверие своих сограждан. Не смотря на то, что ему приходилось иметь дело с такими опытными противниками, как Газдрубал, сын Гизгона, Газдрубал, сын Гамилькара (брат Ганнибала), и Магон, С. действовал очень удачно: он взял Новый Карфаген, разбил под Бекулой Газдрубала, сына Гамилькара, после чего последний ушел в Италию на помощь брату (208); в следующем году С. там же разбил другого Газдрубала и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Кроме военных талантов, он выказал также значительные дипломатическая способности, искусно располагая испанских туземцев в пользу Рима, великодушным обращением с ними. Успехи С. настолько подняли престиж Рима что африканские цари Масинисса и Сифакс завели сношения с Римом. С. лично явился в Африку для свидания с Сифаксом и заключил с ним союз. Возвратившись в Испанию, он окончательно очистил ее от карфагенян: Магон ушел в Италию, Гадес сдался римлянам. С. привез из Испании в римскую казну громадные суммы серебра и стал популярнейшим человеком в Риме. Он задумал высадку в Африку, хотя Ганнибал находился еще в Италии. Этот смелый план показался опасным осторожным людям, во главе которых стояли Кв. Фабий Максим и Кв. Фульвий, но он встретил сочувствие в обществе. К С. являлось много добровольцев и пожертвования всякого рода. Ему сначала удалось организовать набег в Африку (под начальством Лелия) и принудить карфагенский гарнизон удалиться из Локр; в тоже время ему пришлось вынести много неприятностей по делу Племинии. Наконец, сенат разрешил организовать высадку в Африку (204). Военные действии в Африки закончились поражением вызванного из Италии Ганнибала при Заме и заключением мира. По возвращении в Рим С. получил блестящий триумф и прозвание «Африканского», но другие почетные награды, предложенные ему, он отклонил. Он был бесспорно первым человеком в Риме и признанным главой аристократической партии, Вскоре он стал princeps senatus, затеем был цензором, пять лет спустя – консулом во второй раз (отличие, в ту эпоху исключительное). Он сопровождал своего брата Луция, бывшего консулом в 190 г., в походе против Атиоха Сирийского и фактически руководил войной. По возвращении в Рим братьям пришлось вынести много неприятностей со стороны партии, руководимой М. Порцием Катоном. Против Луция С. был начат процесс до обвинению его в утайки денег (повидимому, действительно имевшей место) и в даровании Антиоху, из личных выгод, слишком снисходительных условий мира. Поведение Публия С. в этих процессах давало повод к справедливым нареканиям. Противники Сципионов одержали верх; Луций был обвинен и присужден к штрафу. Вскоре он умер, а несколько времени спустя умер и Публий С. (около 183 г.), который жил последнее время в своем имении в Кампании. Перед смертью С. запретил переносить его прах в Рим. Он стоял во главе нового культурного движения, имевшего результатом перенесение в Рим греческой образованности. Вражда к Сципионам таких людей, как Катон, в значительной степени объясняется именно этим. Дочь С.. Корнелия, была замужем за Тиберием Семпротем Гракхом, отцом братьев-реформаторов. Ср. Fr. Dor. Gerlach, «P. Cornelius Scipio Africanus der Aeltere und seine Zeit» (Базель, 1868); его же, «De vita P. Cornelii S. Africani Superioris» (Базель, 1865); Th, Mommsen, «Die Scipionenprocesse» («Hermes», 1 в., 1866). Д. E. Сыпи. – Под именем С. известны разнообразные заболевания кожи, которые или имеют симптоматический характеры, т. е. сопровождают основную болезнь (таковы С. при кори, оспе, скарлатине и др.), или представляют специфическое заболевание кожи (пемфигус, пруриго, псориаз, себорея, экзема, эритема и мн. др.). Кроме того, заболевания нервной системы часто также сопровождаются различными страданиями кожи, выражающимися появлением высыпей. Наконец, введение в организм различных веществ в виде лекарств, содержащих например йод, бром, мышьяк, белладону и др., или в виде пищевых продуктов (наприм. раков, земляники и др.) бывает иногда причиной появления С. В первом случай (после приема лекарства) появление С. обусловливается токсическим действием введенных в организм химических веществ, а во втором (после поступления пищи) токсические соединения образуются в самом организме, т. е. происходит самоотравление. Лечение всякого рода С. должно происходить под непременным наблюдением врача.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [137] 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация