А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 121)

   В. Р-в.

   Стронций

   Стронций (Strontium) – химический элемент, принадлежащий к группе щелочноземельных металлов. Химический знак – Sr, атомный вес 86,95 (Н=1). Название получил от местечка Strontian в Argyleshire (Англии), где впервые (1787) был найден минерал стронцианит, принятый сперва за витерит, но вскоре признанный самостоятельным (Crawford и Cruichanks, 1790). В 1792 г. Hope одновременно с Клапротом, а также Кирван и Гиггинс доказали, что в состав стронцианита входит новый элемент. В природе С. встречается в виде минералов – стронцианита SrCO3 кальцио-стронцианита (Sr, Са)СО3 стромнита (Ва, Sr)CO3, целестина SrSO4, баритоцелестина (Ва, Sr)SO4 и в виде силиката в минерале брьюстерите; в водах некоторых минеральных источников; в золе Ficus vesiculosus; в каменной соли из St.-Nicolas-Varengeville (в России целестин встречается в Киргизской степи и в Архангельской губернии по берегу Сев. Двины, около села Троицкого). По химическому характеру С. является аналогом бария и кальция, занимая между ними промежуточное место, соответственно своему атомному весу. Это– металл двуэквивалентный, дающий окись SrO и соли типа SrX2 В периодической системе Менделеева он помещается во II группе в 6-м ряду. Металлический С. был впервые приготовлен Дэви (1808) электролизом гидрата окиси; он может быть получен также электролизом расплавленного хлористого С. SrCl2, или, в виде амальгамы, действием амальгамы натрия на крепкий и горячий водный раствор SrCl2. С. – белый с желтоватым отливом, ковкий металл; тверже свинца; плавится при красном калении, но при этой температуре не улетучивается. Окись SrO получается прокаливанием гидрата Sr(OH)2 или углекислой и азотнокислой солей в виде белой пористой массы или в кристаллическом виде (в форме кубов) при прокаливании больших количеств Sr(NO3)2. Растворима в воде легче извести. Поглощает углекислоту. Гидрат окиси Sr(OH)2 (едкий стронциан) получается действием воды на безводную окись или осаждением крепких растворов солей С. едкими щелочами и едким баритом. Кристаллогидрат Sr(OH)2.8H2O легко теряет 7Н2O, оставляя Sr(ОН)2.Н2O. Теплота образования гидрата: SrО+Н2О=26280 м. к., теплота растворения Sr(OH)2.8H2O + Aq=l4640 м. в. 100 частей насыщенного раствора содержат Sr(OH)2.8H20 при 0°-0,90 ч., при 20°– 1,74 ч., при 100°– 47,71 ч. Действием перекиси водорода на Sr(OH)2 получается перекись С., дающая кристаллогидрат SrO2.8Н2O, теряющий при 100° всю воду. Трудно растворим в воде.
   Соли С, SrХ2 с бесцветными кислотами бесцветны. Соли серной, угольной, фосфорной и щавелевой кислот нерастворимы в воде и потому осаждаются из растворов при действии соответствующих реактивов, подобно солям бария. В отличие от последних, соли С. не осаждаются кремнефтористо-водородною кислотою и двухромовокалиевою солью (или K2CrO4 в присутствии уксусной кислоты)– сходство с солями калция. Вследствие меньшей растворимости SrSO4 по сравнению с CaSO4, раствор последней соли может осадить первую из растворов других солей С. [напр. из SrCl2, Sr(NO3)2]. Этим пользуются, как качественною реакцией на С. в присутствии кальция (но в отсутствии бария); однако, многие условия делают эту реакцию малочувствительной. Отсутствие характерных реакций делает лучшим средством для открытия С. его спектр. Соли С. окрашивают пламя в карминовокрасный цвет, подобно солям лития. Спектр этого пламени дает: красные линии b (31-33) и g (34), широкую оранжевую a (44-47) и синюю d (107-108; l =460,7). Последняя особенно характерна для отличия от Ва и Са. Хлористый С. SrCl2.6H2O легко теряет 5Н2О и при 100° всю воду. Из горячих растворов кристаллизуется SrCl2.2H2O. 100 частей воды растворяют безводного SrCl2: при 0°– 44,2 ч., при 20°– 53,9 ч., при 100°– 101,9 ч.; 1 часть SrCl2.6H20 растворяется на холоду в 116 ч. алкоголя 99 %. Известны также SrBr2.6H2О, SrJ2.6Н2О. Фтористый С. SrF2 трудно растворим в воде. Сернистый С, SrS получается восстановлением SrSO4 углем при высокой температуре– белый порошок, способный фосфоресцировать голубоватозеленоватым цветом. При растворении в воде разлагается, образуя Sr(OH)2 и Sr(HS)2. Известен еще SrS4.6H2O. Серно-стронциевая соль SrSO4 встречается в природе в виде целестина. Весьма трудно растворима в воде (1:10000) и потому легко может быть получена осаждением растворимых солей С. серной кислотой или ее солями. Растворимость SrSO4 увеличивается присутствием соляной, азотной и уксусной кислот; уменьшается присутствием серной; но концентрированная серная кислота довольно легко растворяет SrSO4. Кипячением с крепкими растворами углещелочных солей SrSO4 можно сполна превратить в SrCO3 (Rose), В отливе от CaSO4 серно-стронциевая соль не растворяется в растворе серно-аммиачной соли. Известны также кислая соль Sr(HSO4)2 и Sr(НSO4)2.Н2O и пиросоль Sr2S2O7. Из остальных солей кислот серы приведем: SrSO3– безводна, плохо растворима в воде: SrS2O3.5Н2O, SrS2O6.4H2O, SrS4O6.6H2O – легко растворимы. Азотно-стронциевая соль Sr(NO3)2.4H2O теряет воду при 100° и из горячих растворов кристаллизуется в безводном состоянии; 100 ч. воды растворяют безводной Sr(NO3)2: при 20°-70,8 ч.; при 100°-101,1 ч.; едва растворима в абсолютном спирте (1:8500) и еще менее в смеси спирта с эфиром, В технике она готовится обменным разложением SrCl2 и NaNO3 и употребляется для красных бенгальских огней и фейерверков. Углестронциевая соль SrCO3 встречается в природе в виде стронцианита, нерастворима в воде и осаждается поэтому из растворов солей С. углещелочными солями. Может быть также получена из SrSO4 (и целестина) обработкой их растворами K2CO3, Na2CO3 и угле-аммиачной соли. При прокаливании теряет СО2 оставляя SrO. С углеродом С. дает карбид SrC2. который, подобно карбиду кальция, дает с водой ацетилен. Известны также соединения С. с азотом Sr3N2 и с водородом SrH; последнее в чистом виде еще не получено. Средняя фосфорно-стронциевая соль Sr3(PO4)2 осаждается из аммиачного раствора SrCl2 с помощью Na2HPO3; разлагается кипячением с водой. Из нейтрального раствора SrCl2 фосфорно-натровая соль осаждает кислую соль состава SrHPO4, легко растворимую в разбавленных кислотах и в солях аммония; при прокаливании дает Sr2P2O7 Соль метафосфорной кислоты Sr(PO3)2 и фосфористой SrНРО3.Н2O– трудно растворимы; соль фосфорноватистой кислоты Sr(H2PO2) – легко растворима. Силикат С. известен в минерале брьюстерите, содержащем Al2O3.3SiO2+SrO.3SiO2+5H2O вместе с силикатом бария. Кремнефтористо-водородная соль, SrSiF6.2H2O, растворима в воде (отличие от бария) и может быть получена действием кремнефтористо-водородной кислоты, H2SiF6 на SrCO3; 1 ч. соли при 15° растворяется в 31 ч. воды; несколько растворима и в спирте. В аналитической химии С. помещается в одной группе с барием, кальцием и магнием. Для отделения от бария этот последней осаждают в виде BaCrO4 в присутствии уксусной кислоты; С. при этом остается в растворе. Отделение от кальция основано на нерастворимости в смеси спирта с эфиром азотно-стронциевой соли и растворимости в ней азотно-кальциевой соли; можно также воспользоваться различным отношением сернокислых солей SrSO4 и CaSO4 к крепкому раствору серноаммиачной соли: в избытке последнего CaSO4 растворяется. Количественно С. определяется в виде SrCO3 или в виде SrSO4. В технике соединении С. находят применение в сахарном производстве [Sr(OH)2], а также для фейерверков, бенгальских и сигнальных огней [Sr(NO3)2].
   В. Бурдаков.

   Строфа

   Строфа (от греч. strojh – поворот – часть торжественного шествии хора в греческой трагедии) – определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха – versus – означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин – меньшей (стопа), в стихе, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть «периода», подвигаясь обратно – вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха – третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости древних к размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным – напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов – Stollen – и третьего – Abgesang. Уже из понятия С., как ритмического целого, следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова «Нейди просторной дорогой торной» (из «Кому на Руси жить хорошо») – на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другой; так, в «Весне» Тютчева, в «Недоноске» Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в «Песне о колоколе») где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в «Женихе» Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов «особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности»; четверостишие из трехстопных трохеев «дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя». Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для «выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения» и т. п. На античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов ( – И – И – И И – И – И) и одного адония ( – И И – И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три – И – И И – И И и один – И – И И – И), и классическое элегическое двустишие (гексаметр – пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишия (ааеа), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие, столь же употребительные С., не имеющие названий, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишия («Саша», Некрасова, «Морская царевна» Лермонтова) и др.
   Л. Горнфельд.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [121] 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация