А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Энциклопедический словарь (С)" (страница 119)

   Стрептококк

   Стрептококк (Streptococcus Billroth)– род бактерий из сем. Coccaceae Migula. Тело С. состоит из кокков, соединенных в оболочки. Органы движения отсутствуют. Деление происходит перпендикулярно оси цепочки, при чем вновь образующиеся кокки– большей частью– не отделяются. Если С. состоит только из двух члениковкокков, то его иногда называют диплококком. У С. наблюдается ослизнение оболочек, достигающих колоссальных размеров, напр. у S. mesenterioides (Van Tieghem) Migula (=Leuconostoc mesenterioides Van Tieghem). В природе С. весьма распространены; встречаются как на поверхности человеческого тела, так и в естественных полостях его. С. бывают сапрофитные и паразитные; к последним принадлежат С. рожи, гноеродные и др. В культурах патогенные С. быстро теряют свою вирулентность.
   Б. И.

   Стрижи

   Стрижи (Cypselidae) – одно из сем. дятловых птиц, относимое в настоящее время к подотряду сивоворонок или ракшевидных. Характеризуются короткой шеей, широкой головой с очень коротким и низким клювом, сжатым на кончике с боков, – весьма глубоким расщепом рта, заходящим за глаза, – длинными саблеобразными крыльями, у которых первое или второе из главных маховых перьев длиннее других, и коротким, десятиперым, обыкновенно вырезанным хвостом. Большие маховые перья искривлены и заострены на концах. Коротких малых маховых перьев 7 или 8. Ноги и пальцы, оканчивающиеся острыми искривленными когтями, очень коротки. Из анатомических особенностей С. заслуживает внимания недоразвитие у некоторых С. (напр. у Cypselus) фаланг среднего и наружного пальцев, которые имеют только 3 сустава вместо обычных 4-х для среднего пальца и 5 для наружного, – а также своеобразное развитие большой грудной кости, расширяющейся к заднему краю, на которых не существует вырезок или отверстий, затянутых перепонками, и который снабжен высоким гребнем. Замечательно также сильное развитие, в особенности в периоде гнездования, слюнных желез, вырабатывающих липкую, отвердевающую на воздухе, слюну, которая служит цементом при постройке гнезд. У некоторых, как у саланганы, она образует единственный или по крайней мере главный материал для постройки. Свыше 50 видов, относящихся к сем. С., напоминающих по общему виду ласточек, распространены во всех зоогеографических областях, кроме Новозеландской. Все С. отличаются быстрым, искусным и очень выносливым полетом. На землю спускаются в крайних случаях, так как ходить на своих коротких и слабых ногах С. не в состоянии. Для отдыха прицепляются к отвесным скалам или стволам деревьев, по которым могут лазать, цепляясь своими острыми когтями и опираясь на пятку, а иногда и на хвост (Chaetura). Почти все С. питаются только насекомыми, которых ловят всегда на лету. С. умеренного пояса относятся к перелетным птицам. Большинство видов живет в горах, некоторые– в лесах или в городах. Многие держатся всегда стаями и гнездуют колониями. Гнёзда устраиваются обыкновенно в щелях и углублениях скал. Виды, живущие в городах, гнездятся в щелях под крышами высоких зданий. Гнёзда в большинство случаев представляют беспорядочную кучку из стеблей растений и перьев, более или менее склеенных между собой слюной. Кладка (обыкновенно один раз в год) состоит из одного или немногих, большею частью матово-белых, более или менее эллипсовидных, яиц. насиживаемых одной самкой. Из С. в Европе встречается только два вида: С. обыкновенный или башенный (Cypselus apus)– черновато-бурого цвета с грязно-белым горлом (дл. 18 см.) – и несколько более крупный С. белобрюхий (Cypselus mella), отличающийся, кроме своей величины (22 см.), белым цветом нижней стороны тела. С. башенный распространен повсеместно в Европу в сев. Африке и в большей части Азии до южной Сибири. Зимует в Пенджабе и во всей Африке. Охотно поселяется в городах, колониями, под крышами высоких зданий. Гнёзда устраивает также в дуплах. С. белобрюхий гнездится в высоких горах. окружающих Средиземное море, а также в южной Азии и спорадично на Кавказе; зимует в южн. Африке. Род Cypselus отличается длинными, далеко заходящими за вырезанный хвост, крыльями– оперенной до пальцев плюсной и способным поворачиваться наперед задним пальцем. Другими характерными родами С. являются салангана (Collocalia), древесные С. (Dendrochelidon) и щетинохвост (Chaetura). Род древесных С. в числе 5 видов распространен в восточных областях Старого Света. Отличается необыкновенно длинными маховыми перьями и очень удлиненными крайними перьями вилкообразного хвоста. Плюсна очень коротка, на лбу хохолок из приподнятых перьев. Относящийся сюда вид, клэхо (D. longipennis), живущий в лесах о-вов Явы, Суматры и Борнео и на полуо-ве Малаке, лепит из слюны несоразмерно маленькие плоские гнёзда величиною с скорлупу грецкого ореха (длина самой птицы– 18 см.), которые он прикрепляет боком к выдающимся голым ветвям высоких деревьев. В такое гнездо кладется только 1 яйцо, бледно-зеленого цвета. Щетинохвост, к которому относится один ост-индский вид (Ch. gigantea), замечателен своим хвостом. Стержни рулевых перьев заострены и выступают за бородки, как у дятлов. Подобно дятлам, щетинохвосту рулевые перья служат опорою при лазаньи по отвесным скалам.
   Ю. Вагнер.

   Стриндберг

   Стриндберг (Auguste Strindberg)– знаменитый шведский романист и драматург, род. в Стокгольме в 1849 г. Жизнь его была полна лишений, разочарований и нравственных потрясений. Не кончив курса в университете, он часто менял род занятий, был учителем, телеграфистом, библиотекарем, служил в театре, занимался живописью и, наконец, сосредоточился на литературной деятельности. Преследования со стороны общества и правительства заставили С. в 1884 г. покинуть родину. Он много путешествовал по Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Дании и до сих пор ведет кочующий образ жизни. С. начал писать в спокойном тоне, защищая в журнальных статьях, исторических очерках, стихах и драматических пьесах демократические принципы; потом он перешел в озлобленный сатирический тон и начал свои нападки на общество с беспощадного обличения женщин. Его возмущало крайнее развитие феминизма в Скандинавии; он стал доказывать, что женская эмансипация – великое зло, так как она усиливает влияние женщины, и без того пагубное для общества. В 1884 г. он написал 12 повестей, под общим заглавием: «Очерки из брачной жизни». В них С. еще довольно спокойно и даже с юмором описывает мелкие невзгоды и разочарования семейной жизни, превращение поэтичной, любящей невесты в сварливую и мелочную хозяйку дома, переход от возвышенного счастья влюбленной четы к унижающей душу будничной прозе жизни. Рассказы написаны с беспощадным реализмом и вместе с тем очень просто и наивно. В более резком, фанатическом тоне написана драматическая трилогия С.: «Отец» (1877), «Девица Юлия» и «Заимодавцы» (1889). В них женщина рисуется как исчадие ада, воплощающее в себе силу и обаяние его над душой человека. Чувствуется нечто средневековое и католическое в том непритворном ужасе, с которым С. смотрит на женщину. В «Отце» рисуется беспощадная жадность женщины и ее грубая привязанность к земным благам: отец, застраховавший свою жизнь, ясно сознает, что ему непременно нужно поскорее умереть ради своих дочерей, которым деньги дороже и нужнее, чем его жизнь. В «Девице Юлии» женщина– воплощение низших чувственных инстинктов, грубая самка: утонченная аристократка с изнеженными нервами отдается лакею и любит его за грубость, за то, что он не стесняется поднять на нее хлыст. В «Заимодавцах» С. доказывает, что в женщине нет ничего оригинального, что она ничего не создает, но чрезвычайно хитро эксплуатирует мужской ум и мужскую душу. По силе и уменью изображать болезненность и изломанность современной души эти три короткие драмы принадлежат к числу самых сильных и оригинальных произведений современной литературы. На ту же тему написан большой роман: «Исповедь Безумца» (1893), где женщина представлена апокалиптическим чудовищем, которое хочет творить зло и имеет для того неисчерпаемые силы. Герой повести сливается с автором, описывающим пережитые им самим душевные состояния. Объективная психологическая правда отсутствует в повествовании, похожем, большей частью, на бред; но такова захватывающая сила художественного таланта С., что созданный им образ женщины-дьявола, утонченно и могущественно лживой, кажется глубокой правдой. Дальнейшее романы и драмы С. написаны под влиянием новейших философских течений. В двух романах: «Чандала» и «Аксель Борг» С. отражает учение Нитцше о сверхчеловеке. Презрение Нитцше к толпе пришлось очень по душе С., пессимизм которого крайне аристократичен. В идее «сверхчеловека» заключается и понятие о существовании низшего человека (Untermensch); власть последнего на столько же унижает человечество, на сколько наступление царства сверхчеловека вознесет его выше его теперешнего состояния. В «Чандала» С. изображает целую касту низших существ, рабов в духовной жизни. Роман написан в виде сказки, и вопрос о добре и зли решается в дуге Нитцше. Его герой– сверхчеловек, который борется против низшего человека, духовного пария. Их борьба символизирует для С. борьбу инстинкта и духа. В «Акселе Борге» (1891) также представлен непримиримый контраст между героем, почти воплощающим в себе Нитцшевского сверхчеловека, и той жизнью, которую он видит вокруг себя. По своей художественности, особенно в описаниях природы, это– одно из лучших произведений С. Заканчивается оно тем, что герой навсегда отрекается от общения с людьми и уезжает «в открытое море», обрекая себя на одиночество. В новейших своих произведениях – «Легенды», «Путь в Дамаск» – С. все более обнаруживает крайне нервную возбужденность, доходящую то до мании преследования, то до религиозного бреда. Здесь замечается крутой поворот в сторону христианства и смирения, отрицание прежней гордыни. С. сохранил прежнюю силу художественного изображения, но идейные его замыслы становятся спутанными. В общем С. – один из самых оригинальных современных писателей, яркий поборник индивидуализма, часто доходящий до крайности и слитком склонный к одностороннему освещению жизни. Все его произведения (кроме выше названных он написал еще прекрасную драму «Маргит, жена кавалера Бенгста», сатиру «Красная комната», мистерию «Олоф» и др.) переведены на немецкий и на франц. языки; драмы и некоторые повести имеются и в русском переводе.
   З. Венгерова.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [119] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация