А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Наведение транса" (страница 21)

   Итак, теперь я хотел бы, чтобы вы возвратили вашего партнера в состояние транса, восстановили подсознательную сигнальную систему «да-нет» и попросили вашего партнера идентифицировать – и сознательно, и подсознательно, – вполне определенный и немаловажный шаблон поведения, который он хотел бы изменить. При вербализации вы можете обозначить этот шаблон поведения как "Х" или "Y", – или как-нибудь еще, на ваше усмотрение.
   3. Выделениеположительнойфункции_
   поведения а) Теперь мы можем приступить непосредственно к стандартной модели переработки. Сперва вы говорите нечто вроде: хочу,чтобыджойсовскоеподсознаниепередалоинформациюопальцевыхсигналахвтуегочасть,котораязаставляетегоделать "Х". Икогдаэтачастьподсознаниябудетполностьюконтролироватьпальцевуюсигнализацию,обапальцадолжныбудутподняться,такчтобыязналобэтом". Для поддержания обратной связи постоянно используются идеомоторные сигналы. б) Следующий вопрос очень важен. Вы спрашиваете: "Желаетеливыпозволитьсвоемусознаниюузнать,какоедействиеизвсего,чтопроисходит,когдавыделаете "Х", самоеважное,самоезначительное?" Этот вопрос рассчитан на ответ «да» или «нет». Если вы получили ответ «да», скажите: "Действуйте, пусть ваше сознание узнает об этом, и когда вы это сделаете, пусть ваш палец поднимется и скажет «да» (или пусть ваше лицо покраснеет и скажет «да»), – «…и с каждым таким движением вы все глубже погружаетесь в транс». Тогда Используйте все средства, чтобы направлять, вести партнера. Используйте ответы «да» и «нет» в качестве направляющих, наводящих сигналов, а не только как ответы.
   Между прочим, не имеет значения, какую реакцию – «да» или «нет» – вы получите в ответ на вопрос "Позволите ли вы сознанию узнать об основном предназначении действия "Х"?" Это не имеет значения, потому что в любом случае вы сохраняете коммуникацию с пациентом – а это именно то, чего вы хотите добиться. Если же вы употребите вопрос «Желаете ли вы сообщить об этом?», может последовать ответ «нет», – а это значит, что вы влипли. Придется начинать заново, и как-нибудь по-другому.
   Представьте себе, что вы занимаетесь семейной психотерапией, и спрашиваете отца: «Желаете ли вы изменить свое поведение по отношению к сыну?». Он может ответить: «Нет». Но если вы спросите его: «Любите ли вы вашего сына?», – от ответит: «Да». Если вы спросите затем: "Любите ли вы вашего сына насамомделе?", – от опять ответит: «Да». Но если вы спросите потом: "Любите ли вы его настолько, чтобы захотеть изменения в собственном поведении, которое позволило бы вам жить в согласии с сыном?", – найдется не так уж много отцов, которые ответят «Нет».
   Процедура переработки, которой вы теперь учитесь, – сходный процесс. Предположив заранее, что вы хотите от партнера чего-то очень важного, вы поможете ему легче ответить на поставленный вопрос.
   Чтобы заранее выработать предположение, я использую коммуникацию. Если подсознание клиента говорит: «Нет, я не хочу сообщать об этом сознанию», – я уже знаю об этом, при помощи коммуникации. Я говорю: «А теперь не желаете ли вы представить самому себе, что именно вы считаете наиважнейшим, самым значительным аспектом такого поведения?» Как видите, все, что мне нужно – это коммуникация. Что отвечает клиент – «да» или «нет» – не имеет значения. Дело не в том, узнает ли об этом сознание. Даже если оно уже узнало об этом, клиенту это еще не сможет помочь. Иногда знание дает иллюзию безопасности, но информация, поступающая в сознание, сама по себе не является основной целью. Все, что меня интересует – это коммуникация.
   В равной степени меня интересует и то, чтобы пациент ощутил разницу между тем поведением, которое ему не нравится, и полезным предназначением этого поведения. Такое выделение предназначения заранее предполагается в моем вопросе. Я не спрашиваю о том, существует ли вообще такое полезное предназначение. Я спрашиваю о том, желает ли часть подсознания клиента сообщить, в чем состоит такое полезное предназначение. Если такая область подсознания не желает сообщить свою положительную функцию, я говорю: «Прекрасно», – и продолжаю свое дело. Самое важное – разница между поведением и его полезным предназначением – уже существует. Это придает большую гибкость моим действиям, когда я изменяю состояние личности. Клиенту не нравится его поведение, но я открываю ему глаза на положительную функцию этого поведения. Это позволяет приступить к созданию новых возможностей.
   4. Созданиеновыхальтернатив а) После того, как сознание узнало о полезном предназначении данного шаблона поведения, – или после того, как область подсознания, ответственная за это поведение, идентифицировала его положительную функцию, – следующий этап заключается в том, чтобы выработать альтернативные способы поведения, удовлетворяющие его полезному предназначению. Вы можете просто спросить,желаетлиданнаяобластьподсознанияобратитьсяксозидающимисточникам,функционирующим,когдачеловекспитивырабатываетидеи, – при этом можно описать любые понятия, связанные с обнаружением новых возможностей, переосмыслением вещей или творчеством, – ивыработатьнекиеновыеспособыповедения,удовлетворяющиеегоположительнойфункции, отличающиеся от тех, которые используются теперь. Следует снова полностью проинструктировать эту область подсознания о том, что она не должна довольствоваться какими-либо отдельными способами поведения и не должна возвращаться к старому шаблону поведения. Она должна найти и извлечь весь набор возможных способов поведения, удовлетворяющих данному положительному побуждению. б) Получив сигнал «да», вы можете продолжать, и попросить ответить «да», когда подсознание найдет десять новых способов поведения. Если сознание клиента уже знает, о каком шаблоне поведения идет речь, и в чем заключается его функция, вы можете позволить сознанию узнать и о новых возможностях поведения. Но в сознательном понимании новых возможностей поведения нет никакой необходимости.
   Я хотел бы, чтобы вы сами сделали все, о чем я сейчас говорил – даже если не видите в этом особого смысла. Прежде всего вы просите партнера выбрать манеру поведения, которую он хотел бы сменить на другой способ поведения или несколько других способов поведения. Затем вы говорите, в сущности, следующее: «Выберите из данного поведения то, что непосредственно служит цели – предназначение этого поведения». Затем вы говорите: «Хорошо. Раз вы уже выделили предназначение и понимаете разницу, я хочу, чтобы вы привлекли все ваши творческие способности и нашли десять новых способов, удовлетворяющих такому предназначению. Вы не должны использовать их. Вы не обязаны сейчас что-либо изменять. Просто найдите десять новых способов поведения, которые могли бы удовлетворить тому же предназначению».
   Когда партнер просигнализирует вам, что уже нашел десять новых способов поведения, или пускай только восемь, остановитесь. Возвратите партнера в нормальное состояние.
   Теперь попробуйте все это сделать.

***
   Основная цель всего, что вы только что делали, заключается в том, чтобы научить партнера отделять поведение от того, для чего это поведение предназначено. Если данное поведение является способом достижения определенного результата, уже одно то, что вы заставили партнера ощутить разницу между поведением и результатом, поможет ему легче представить себе новые возможности достижения того же результата – три, десять, пятьдесят способов поведения, удовлетворяющих тому же предназначению и отличающихся от первоначального поведения. Вы пожелаете, чтобы партнер закончил выбор на тех способах поведения, которые настолькоженепосредственны,эффективныидоступны, как и прежний шаблон поведения. После того, как вы это сделали, как правило, уже нетрудно начать наведение очень глубокого изменения состояния личности.
   Если вы представляете себе изменение поведения только в таких терминах, как «бросить курить», у вас не будет достаточной мобильности и гибкости. Вы можете курить или не курить – и то, и другое есть шаблоны поведения, и очень трудно заставить людей неделать того или другого. Если же вы обратитесь непосредственно к положительной функции курения – например, к релаксации, расслаблению, и будете мыслить в этих терминах, это придаст вашим действиям большую гибкость. У человека есть много других способов снять напряжение, расслабиться.
   Тот, кто пытается осуществить обязательное замещение симптома, как правило, встречается со значительными трудностями. Например, представьте себе человека, чье подсознание хочет удовлетворения, и он достигает этого удовлетворения, съедая плитку шоколада. Замещение съедения плитки шоколада на рисование акварелей, например, не приведет ни к чему хорошему, потому что купить плитку шоколада значительно легче, чем нарисовать картину акварелью.
   Гораздо легче выкурить сигарету и снять этим напряжение, чем съездить с той же целью в Мексику. Курение, может быть, и не снимает напряжение настолько, насколько это вам нужно, но зато курение есть действие немедленное и доступное. На деле ваше подсознание не ощущает качественной разницы того типа, который достигается путем размышления. Сознательно вы можете понять, что есть шоколад все время далеко не полезно, что вы будете сожалеть об этом впоследствии, и это отразится на вашей дальнейшей жизни. Сознательно вы понимаете, что могли бы заняться чем-нибудь другим, найти какое-нибудь увлечение, хобби, которое будет удовлетворять вас больше, чем шоколад. Но при этом вы чувствуете, что все ваши попытки сменить привычку не обещают такого же немедленного и доступного удовлетворения, какое вам дает плитка шоколада – и вы возвращаетесь снова к прежнему шаблону поведения или переходите на что-нибудь еще более легкодоступное.
   Но случается, что, когда вы находите еще какой-нибудь способ немедленного удовлетворения, оказывается, что за это приходится платить еще большую цену. Например, человек бросает курить – и начинает постоянно прибавлять в весе. Человек начинает с того, что отказывается от давней привычки, а кончает тем, что приобретает привычку, еще более губительную для него. Поэтому очень важно, что у людей есть иной способ оценки и выбора возможных способов поведения.
   5. Оценкановыхальтернатив а) Теперь я снова попрошу вас разбиться на пары, с тем же партнером, и приступить к следующему этапу. Введите партнера снова в измененное состояние, восстановите сигнальную систему, которую вы использовали, и попроситепартнераперебратьодинзадругимвсевозможныевариантыповеденияиоценитькаждыйизнихвзависимостиоттого,насколькоподсознаниепартнераверитввариант,наскольконепосредственным,эффективнымидоступнымоносчитаетданныйновыйспособповедения,насколькоподсознаниеверитвто,чтотакойспособвыполнитположительнуюфункциюпрежнегошаблонаповедения. Каково бы ни было побуждение к поведению старого типа, смогут ли альтернативные способы поведения настолько же эффективно выполнять ту же функцию? Каждыйраз,когдаподсознаниеидентифицируетальтернативныйспособповедениякакудовлетворяющийтойжеположительнойфункции,пустьпоявляетсясигнал«да», так, чтобы вы могли подсчитать количество подсознательно отобранных способов поведения. Вы должны знать, сколько подсознательно подтвержденных возможностей соответствует поставленному критерию. Если вы насчитаете десять таких возможностей, вы на правильном пути. б) Если вы насчитаете хотя бы три приемлемых способа поведения, хорошо, – но если их меньше, заставьте партнера еще раз проделать ту же работу и выработать еще новые возможности, до тех пор, пока их не будет три. Если ваш партнер нашел только одну возможность действовать иначе с той же целью и с тем же успехом – этого недостаточно для выбора. Одну альтернативу имеет каждый из вас всегда, чем бы вы ни занимались. Если у вас есть толькоодин способ вознаградить себя за потерю удовлетворения, такой же эффективный и быстрый, как переедание, скандалы с детьми или что-нибудь еще – в действительности у вас еще нет возможности выбора. Даже если вы представили себе еще одну равноценную возможность – выбора все еще нет. Все, что у вас есть, называется дилеммой.
   Имея три возможных способа поведения, не считая того, который вам не нравится – вы тем самым находитесь уже в Стране Выборов, где выбор действительно значит все. Поэтому я хочу, чтобы вы заставили партнера выработать по крайней мере три возможности поведения, настолько же доступно, непосредственно и эффективно удовлетворяющие данному предназначению, как и прежний шаблон поведения.
   6. Выборединственноговарианта а) После того, как вы получили сигнал о том, что ваш партнер уже выбрал три возможных варианта поведения, заставьте его подсознание выбрать, какой из новых способов оно предпочитает. Нельзя допустить, чтобы подсознание предпочло прежний вариант, поэтому лучший способ исключить такую возможность состоит в предварительном предположении: вы просите партнера выбрать,какойизновыхспособовповеденияпредставляетсяемунаиболееэффективным,наиболеедоступным,лучшевсегоудовлетворяющимсвоемупредназначению,идатьсигнал«да»,когдавыборбудетсделан. б) Затем попроситеобластьподсознанияпартнера,ответственнуюзаиспользованиеновогоспособаповедениявместопрежнего,оценитьегоэффективностьврасчетенаближайшиетринедели. Если окажется, что новый способ не подходит, партнер может попытаться использовать два оставшихся, либо вернуться к прежнему шаблону. Возвращение к прежнему шаблону поведения не означает неудачи, а служит сигналом для поиска и осуществления большего количества возможностей – возможно, ночью, в полусне и во сне, возможно, в снах наяву.
   Работая с людьми, я обнаружил одну вещь, а именно, – что проходя через психотерапевтические, гипнотические и медицинские процедуры с целью изменения личности, люди начинают изменяться менее самостоятельно и непосредственно, чем это происходит в повседневной жизни. Не достигнув желаемого результата, люди начинают строить обобщение, суть которого в том, что изменение – процесс слишком трудный, что они на него не способны, – вместо того, чтобы рассматривать отсутствие изменений как свидетельство неадекватности полученных возможностей поставленной цели, вместо того, чтобы найти еще лучший вариант.
   После того, как вы поручите данной области подсознания нести ответственость за испытание новых возможностей, попросите ее дать сигнал в том случае, если новый способ поведения окажется недостаточно хорош. Затем заставьте подсознание партнера воспринять это как сигнал к поиску и оценке новой, еще лучшей возможности поведения. Это может быть сделано в процессе сна, в мечтах, или же полностью на подсознательном уровне. Неподходящийновыйспособповедениястановитсясигналомкпостроениюновогопонимания,вместотого,чтобыобозначитьнеудачу. Не правда ли, это имеет смысл? Это на самом деле важный принцип, даже если вы не занимаетесь гипнозом. Изменяя людей, каждый раз определяйте все, что можно воспринять как неудачу, наоборот, как возможность вырасти. Это гораздо лучшее, всеобъемлющее обучение, чем вы способны дать человеку, производя какое-либо отдельное изменение личности с помощью психотерапии. Когда кто-нибудь приходит к вам с онемевшей ногой, вы осуществляете гипнотическое обучение и помогаете пациенту избавиться от онемения таким образом, чтобы онемение возвращалось только тогда, когда нужно сделать нечто определенное; это не значит, что психотерапия не помогает, или что пациент потерпел неудачу.
   Иногда психотерапевты говорят мне, что они проводят курс лечения, после которого поведение пациента изменяется на шесть месяцев, но затем прежние проблемы возвращаются. Они спрашивают меня – в чем они ошиблись? Подобная позиция меня удивляет, потому что если последствия лечения сказываются так долго, значит, психотерапевт делал все правильно. Даже если последствия лечения сказываются всего в течение недели – значит, психотерапевт нашел что-то удачное, приемлемое для пациента. Упущение здесь заключается только в том, что психотерапевт, нашедший удачный вариант поведения, не использовал его в качестве основания для осмысления пациентом его дальнейшего поведения. Симптом должен быть чем-то вроде барометра; он должен сообщать человеку, когда избранный им вариант поведения не соответствует стоящим перед ним задачам, причем делать это так, чтобы человек реагировал на возникшую ситуацию самым приемлемым для него образом.
   Стресс, чувство подавленности и напряженности, тоже можно рассматривать как своеобразный барометр, указывающий, когда ваше поведение не соответствует поставленной задаче. Однажды я работал с группой психотерапевтов, организовавших некое учреждение под названием «Клиника Стресса». Само это название показалось мне весьма любопытным – своего рода метафорой. Группа эта стремилась помочь окружающим уменьшить количество стресса в их жизни, обучая их различным методам релаксации, снятия напряжения. Но во всем, что делали с клиентами в этой клинике, и в позиции самих психотерапевтов было одно упущение – они не учитывали, что само явление стресса можно рассматривать как нечто полезное. Они определяли стресс как недуг, подлежащий излечению, вместо того, чтобы объяснить его как полезный способ получения информации о том, что поведение в данном случае не соответствует поставленной задаче. Стрессовое состояние может быть сигналом, оповещающим, что следует остановиться, применить какой-либо метод релаксации, снятия напряжения, итемсамым получить возможность поиска нового, более конструктивного способа решить данную проблему.
   Я хотел бы, чтобы вы снова выполнили все предварительные процедуры, заставили подсознание партнера выбрать действительно приемлемые возможности поведения, а затем избрать один из этих новых способов поведения для того, чтобы испытать его в течение определенного промежутка времени. Если этот новый способ не подойдет, подсознание должно испытать другой способ, или же найти такой способ поведения, который позволил бы выработать новые возможности. Придерживаясь поведения, предоставляющего потенциальную возможность поиска новых вариантов, человек тем самым начинает чувствовать, что прежний, нежелательный шаблон поведения уже необязателен.
   7. Подстройкакбудущемуповедению_
   Если ваш партнер на подсознательном уровне полностью подтвердил, что он желает обучиться новому способу реагирования и использовать этот способ, вы можете, не узнавая, в чем именно состояла проблема, сказать ему следующее: "Представьтесебе,чтовынаходитесьвситуации,длякоторойнаиболееподходящимспособомреагированиябылбыпрежнийшаблонповедения,которыйвамненравится,иощутитенеожиданнуюрадость,попытавшисьприменитьновыйспособповедения". Попросите подсознание партнера сообщить вам «да», если это получится, и дать сигнал «нет», если не получится. Еслипокакой-либопричиненовыйспособповеденияокажетсянеприемлемымиливызоветкакие-либоболезненныеощущения,попроситеподсознаниепартнерадатьсигнал«нет»,изатемвозвратитьсякпоискуивыработкеновых,другихвариантовповедения. Будьте добры, займитесь этим в течение ближайших двадцати минут, осуществите все процедуры, о которых мы говорили, и доведите их до завершения.

***
   Общаясхемапереработки_
   1. Выработкаподсознательнойсигнальнойсистемы«да-нет».
   2. Идентификацияшаблонаповедения,подлежащегоизменению. Вы просите пациента избрать некое поведение "Х", которое не нравится ему подсознательно. Вы просите подсознание партнера выбрать в этом поведении самое главное и жизненно важное для его дальнейшего благополучия. Вы просите подсознание партнера дать сигнал «да», когда идентификация будет завершена.
   3. Выделениеположительнойфункцииповедения. а) Вы просите подсознание партнера подключить сигнальную систему «да-нет» к той области его подсознания, которая ответственна за выполнение действия "Х". В то же время вы просите эту область подсознания подать сигнал «да», или же подать сигналы «да» и «нет» одновременно, когда сигнальная система будет подключена к этой области подсознания. б) Спросите: "Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда вы выполняете действие "Х", как вы это оцениваете?" Если последует сигнал «да», скажите: "Продолжайте, проинформируйте ваше сознание, и когда это будет сделано, подайте мне сигнал «да». Если последует сигнал «нет», переходите к следующему этапу.
   4. Созданиеновыхальтернатив. а) Спросите данную область подсознания, желает ли она обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, удовлетворяющие положительной функции поведения "Х", но отличающиеся от шаблона "Х". (При этом подсознание не обязано осуществлять или использовать такие способы поведения – оно должно только найти их). б) Получив сигнал «да», попросите подсознание продолжать, и подать вам сигнал «да», когда оно найдет десять новых вариантов поведения.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация