А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Windows XP. Библиотека пользователя" (страница 33)


   Рис. 10.24. Включение русского интерфейса в программе TweakkXP Pro
   Рис. 10.25. Параметры жесткого диска в программе TweakkXP Pro

   Рис. 10.26. Автоматическая настройка системы в программе TweakkXP Pro

   10.4. Восстановление работоспособности операционной системы

   Несмотря на то что Windows XP – достаточно стабильная и надежная операционная система, в ее работе иногда возникают серьезные ошибки. Зачастую они связаны с некорректными действиями пользователя, поэтому существует одно общее правило: чем меньше изменений вносится в конфигурацию системы, тем стабильнее она будет работать. Между тем полностью следовать этому правилу не удается, ведь время от времени любому пользователю приходится устанавливать новые программы и удалять ненужные, настраивать новое оборудование и т. д.
   Все эти действия приводят к изменению конфигурации операционной системы, что, впрочем, абсолютно нормально. Однако может случиться так, что в какой-то момент Windows откажется нормально загружаться. Что делать в такой ситуации? Самый простой и надежный (а вместе с тем – и самый радикальный) вариант – отформатировать системный раздел и переустановить операционную систему. Основное преимущество такого способа – практически стопроцентная гарантия устранения проблемы (если, конечно, она не была связана с оборудованием компьютера). Недостатков всего два, однако и их достаточно для того, чтобы задуматься о целесообразности такого радикального решения проблемы:
   ♦ на установку операционной системы, драйверов и набора программ необходимо время;
   ♦ при форматировании диска можно потерять значительную часть важной информации.

   Существуют и другие способы восстановления работоспособности системы, которые хоть и не дают такую гарантию, однако достаточно часто способны решить имеющуюся проблему.
   Прежде всего следует обратиться к различным вариантам загрузки операционной системы, которые могут помочь вам в процессе восстановления работоспособности Windows XP.

   Восстановление системы
   Перейдем непосредственно к восстановлению работоспособности системы. Следует отметить, что для этого существует немало способов. Они не являются взаимозаменяемыми, поэтому если выбранный метод не дал положительного результата – используйте другой.
   ♦ Восстановление последней успешной конфигурации. Этот метод восстановления работоспособности системы основан на том, что Windows загружается с использованием конфигурации (информации реестра и настроек драйверов), в которой она была успешно загружена в последний раз. Учтите, что при этом восстанавливается только ветвь HKEY_LOCAL_MACHINESystem CurrentControlSet системного реестра Windows, а значит, данный метод восстановления не решит проблем с утерянными или некорректно измененными системными файлами. Несмотря на это, сначала стоит попробовать решить возникшую проблему именно таким образом, ведь зачастую оказывается, что ошибки были вызваны некорректно установленным драйвером или отредактированным значением реестра. Перейти в режим загрузки последней успешной конфигурации можно из Меню дополнительных вариантов загрузки операционной системы (см. подразд. «Различные варианты загрузки операционной системы»).
   ♦ Использование утилиты Восстановление системы. Данная утилита отслеживает не только изменения реестра операционной системы, но и изменения, которые происходят с основными системными файлами. При установке нового драйвера, некоторых новых приложений или автоматическом обновлении системы создается Контрольная точка восстановления, к которой впоследствии можно будет возвратиться. Следует отметить, что все пользовательские документы, почтовые базы Microsoft Outlook и Outlook Express, а также временные файлы Интернета останутся в сохранности, так как восстановлению подвергнутся только системные файлы. Пользователям рекомендуется время от времени создавать контрольные точки самостоятельно, особенно если в конфигурацию операционной системы необходимо внести серьезные изменения.
   Чтобы создать контрольную точку, нужно выполнить Пуск ►Все программы ►Стандартные ►Служебные ►Восстановление системы. Перед вами сразу же появится главное окно утилиты (рис. 10.27), в котором вам предложат выбрать одну из доступных возможностей: Восстановление более раннего состояния компьютера или Создать точку восстановления.
   Рис. 10.27. Начало работы с утилитой Восстановление системы
   Чтобы создать контрольную точку, установите переключатель в нижнее положение и нажмите кнопку Далее. В следующем окне вам понадобится придумать имя новой точке (учтите, что дата и время будут автоматически добавлены в название, так что можете их не указывать). После этого контрольная точка будет создана.
   Если впоследствии вам понадобится восстановить систему из контрольной точки, то в главном окне утилиты установите переключатель в положение Восстановление более раннего состояния операционной системы. Перед вами появится календарь, а рядом с ним – контрольные точки, соответствующие выбранному дню (рис. 10.28).
   Перемещаться между различными днями можно с помощью стрелок, которые расположены вверху списка контрольных точек. Как только нужная точка будет найдена, выберите ее и нажмите кнопку Далее. Утилита предупредит вас о том, что для восстановления понадобится перезагрузка системы, и настоятельно порекомендует сохранить все необходимые данные. После перезагрузки Windows начнет работать с восстановленной конфигурацией.
   Если эта операция не даст положительных результатов, то вы можете отменить выполненное восстановление (в главном меню утилиты будет присутствовать пункт Отменить последнее восстановление) или использовать другую контрольную точку. Следует отметить, что утилита Восстановление системы работает и при загрузке Windows в безопасном режиме, однако в этом случае недоступна возможность создания контрольной точки восстановления.
   Рис. 10.28. Выбор точки восстановления
   Чтобы настроить основные параметры утилиты, выполните команду Пуск ►Панель управления, выберите категорию Производительность и обслуживание и щелкните на значке Система. В появившемся окне перейдите на вкладку Восстановление системы (рис. 10.29).
   В данном окне расположен список ваших логических дисков. Щелкнув на определенном диске и нажав кнопку Параметры, вы сможете выбрать размер части жесткого диска, которая будет отведена для создания контрольных точек восстановления (не более 12 % общего места на диске). Кроме того, для каждого логического диска, кроме системного, с помощью соответствующего флажка можно отключить систему восстановления. Впрочем, установив флажок Отключить восстановление системы на всех дисках, вы отключите систему восстановления (что крайне не рекомендуется и может быть использовано только в случае нехватки места на жестком диске). По мере заполнения места, отведенного для контрольных точек, старые записи будут удаляться. Поэтому не удивляйтесь, если обнаружите исчезновение какой-нибудь прошлогодней записи.
   ♦ Загрузка системы в безопасном режиме. В этом случае загружаются только самые необходимые драйверы и службы, поэтому данный режим – хороший способ для нахождения различных сбоев и конфликтов, которые возникают при загрузке системы в обычном режиме. После загрузки в безопасном режиме постарайтесь обнаружить причину сбоя в работе системы.
   Рис. 10.29. Настройка работы системы восстановления на каждом диске компьютера
   В первую очередь войдите в систему с правами администратора и просмотрите журнал событий. Для этого выполните команду Пуск ►Выполнить и в открывшемся окне введите eventvwr.msc. В появившемся после нажатия кнопки ОК окне Просмотр событий (рис. 10.30) внимательно изучите раздел Приложение, обращая внимание на источники ошибок.
   Затем запустите утилиту Сведения о системе (Пуск ►Все программы► Стандартные ►Служебные ►Сведения о системе), где вы сможете узнать о возможных конфликтах между устройствами (рис. 10.31).
   ♦ При обнаружении конфликтов попробуйте отключить проблемное устройство. Это можно сделать в окне Диспетчера устройств. Для вызова этого окна выберите на Панели управления категорию Производительность и обслуживание, затем щелкните на значке Система и на вкладке Оборудование появившегося окна нажмите кнопку Диспетчер устройств. В окне Диспетчера выберите нужное устройство, щелкните на нем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите пункт Отключить (рис. 10.32).
   ♦ Если после перезагрузки компьютера проблема не исчезла, нужно заняться списком программ, которые автоматически загружаются вместе с операционной системой. На вкладке Автозагрузка окна Настройка системы (данное окно рассмотрено в разд. 10.3) снимите флажки всех приложений и снова перезагрузите компьютер. Если система запустится нормально, начните постепенно устанавливать флажки на данной вкладке до тех пор, пока не будет выявлено приложение, вызывающее сбой.
   Рис. 10.30. Журнал событий, в котором можно узнать о возможных причинах возникновения сбоя
   Рис. 10.31. Информация о конфликтах между устройствами, а также данные о совместном использовании устройствами ресурсов системы
   Рис. 10.32. Отключение устройства
   ♦ Консоль восстановления. Данный инструмент восстановления системы подробно описан в соответствующем подразделе.
   ♦ Еще один вариант восстановления системы – использование утилиты Архивация данных, описанной в разд. 3.1 и 9.4. Запустите данную утилиту, выполнив команду Пуск ►Все программы ►Стандартные ►Служебные ►Архивация данных. Во втором окне мастера установите переключатель в положение Архивация файлов и параметров, затем выберите вариант Всю информацию на данном компьютере. В результате вы получите архив в формате BКF, из которого впоследствии можно будет восстановить систему (с помощью этой же утилиты).
   Этот способ имеет два основных недостатка: полученный архив будет достаточно большим (около 200 Мбайт) и восстановить его можно будет только в случае запуска системы хотя бы в безопасном режиме (что возможно далеко не всегда). Если вы хотите сэкономить место, то можете просто сохранить файлы, находящиеся в папке C: WINDOWSSystem32config (файлы системного реестра размером от 10 до 30 Мбайт). Как вы понимаете, такая резервная копия выручит вас только в случае проблем с реестром.

   Различные варианты загрузки операционной системы
   Чтобы вызвать Меню дополнительных вариантов загрузки операционной системы, необходимо нажать клавишу F8 сразу после окончания загрузки BIOS. Если вы точно не знаете, когда это нужно сделать, то нажимайте F8 с самого начала загрузки компьютера.
   Перед вами появится меню, изображенное на рис. 10.33.
   Рис. 10.33. Выбор варианта загрузки операционной системы Windows XP

   Кратко рассмотрим доступные варианты загрузки.
   ♦ Безопасный режим. Операционная система будет загружена только со стандартным набором драйверов и файлов. Этот режим полезен, если нестабильная работа системы связана с каким-нибудь драйвером или программой, загружающимися вместе с Windows XP. Специалисты утверждают, что если систему удается загрузить в безопасном режиме, то вероятность восстановления работоспособности Windows составляет почти 90 %.
   ♦ Безопасный режим с загрузкой сетевых драйверов. Кроме стандартного набора драйверов, будут загружены драйверы и службы, необходимые для работы в сети.
   ♦ Безопасный режим с поддержкой командной строки. Еще одна разновидность безопасного режима. При выборе этого варианта после загрузки операционной системы на экране появится не стандартный интерфейс Windows, а командная строка (аналогично выполнению команды Пуск Все программы Стандартные Командная строка).
   ♦ Включить протоколирование загрузки. При выборе этого режима операционная система создаст специальный файл отчета, где будет сохранена информация обо всех драйверах и службах, которые загружаются вместе с Windows. Этот вариант полезен для обнаружения компонентов, которые вызывают сбои при загрузке операционной системы. Файл отчета носит имя Ntbtlog.txt и находится в корне папки WINDOWS (по умолчанию – C: WINDOWS). Данный файл автоматически создается при загрузке системы в безопасном режиме.
   ♦ Включить режим VGA. Соответствует стандартному режиму загрузки Windows, однако вместо установленного пользователем драйвера видеоадаптера будет использован стандартный VGA-драйвер (в безопасном режиме он используется по умолчанию). Данный режим загрузки позволяет устранить проблемы, связанные с некорректной работой драйвера видеоадаптера.
   ♦ Загрузка последней успешной конфигурации (с работоспособными параметрами).
   Этот режим позволяет загружать систему с использованием конфигурации, с которой Windows XP в последний раз была успешно загружена. Предназначен для решения проблем, связанных с некорректным изменением конфигурации системы (учтите, что все изменения, произведенные на протяжении последнего сеанса работы, будут потеряны).
   ♦ Восстановление службы каталогов (только на контроллере домена Windows). Значение этого варианта загрузки четко описано в его названии. Данный режим используется для восстановления службы каталогов, если компьютер работает в качестве контроллера домена (достаточно специфический случай с точки зрения рядового пользователя).
   ♦ Режим отладки позволяет послать данные, касающиеся отладки системы, на другой компьютер по подключенному кабелю. Этот режим полезен, если необходимо получить отладочную информацию, однако на поврежденном компьютере это сделать не удастся. Данные будут переданы на работоспособный компьютер для последующего анализа.
   ♦ Обычная загрузка Windows. Загрузка операционной системы в нормальном режиме.
   ♦ Перезагрузка. Перезагрузка системы.
   ♦ Возврат к выбору операционной системы. Если на вашем компьютере установлено несколько работоспособных операционных систем, то этот пункт возвратит вас к меню выбора ОС.

   Консоль восстановления
   К данному способу восстановления следует прибегать, если все предыдущие методы не дали положительного результата или система отказалась загружаться даже в безопасном режиме. Используя консоль восстановления, вы сможете:
   ♦ запускать или приостанавливать системные сервисы;
   ♦ копировать данные с дискеты или компакт-диска;
   ♦ корректировать загрузочный сектор файловой системы и главную загрузочную запись;
   ♦ форматировать и создавать разделы на жестком диске;
   ♦ восстанавливать системные файлы и т. д.
   Для работы с консолью восстановления вам понадобится загрузочный компакт-диск Windows. С его помощью вы можете установить консоль на жесткий диск (при этом она появится в меню выбора операционной системы) или просто запустить консоль на одном из этапов установки системы. Если вы хотите установить консоль на жесткий диск, вставьте компакт-диск в привод и введите в окне Запуск программы (Пуск Выполнить) команду disc: i38 6winnt32.exe /cmdcons, где disc – имя привода для чтения компакт-дисков (рис. 10.34), после чего нажмите кнопку OK. Если вы не хотите скачивать обновления с сайта Microsoft, то во время подключения программы установки к серверу Microsoft нажмите клавишу Esc и продолжите инсталляцию без обновления.
   Рис. 10.34. Установка консоли восстановления на жесткий диск
   После перезагрузки компьютера в меню выбора операционной системы появится пункт Консоль восстановления.
   Если вы не хотите устанавливать консоль на винчестер, то у вас есть возможность запустить ее, загрузившись с установочного компакт-диска. На вопрос программы установки о том, нужно ли выполнять новую инсталляцию или попытаться восстановить имеющуюся систему, следует выбрать второй вариант (клавиша R), после чего нажать клавишу С для запуска консоли восстановления. В процессе загрузки консоли вам предстоит выбрать из списка нужную копию Windows, а также ввести пароль администратора (при отсутствии пароля достаточно просто нажать клавишу Enter). Когда на экране появится путь к папке операционной системы (как правило, C: Windows) и мерцающий курсор, загрузка консоли окончена (рис. 10.35).
   Помните, что, несмотря на схожесть с командной строкой MS-DOS, консоль восстановления Windows использует свои собственные команды. Чтобы ознакомиться с полным списком команд консоли восстановления, воспользуйтесь командой help. В табл. 10.2 приведено краткое описание всех команд консоли восстановления. Если вы хотите узнать более подробную информацию о конкретной команде (например, используемые параметры или формат ввода), введите команду help и нажмите клавишу Enter.
   Рис. 10.35. Начало работы с консолью восстановления
   Перед использованием любых команд консоли восстановления рекомендуется проверить жесткий диск на наличие ошибок. Это можно сделать с помощью команды chkdsk /г (параметр /г указывает на необходимость поиска и восстановления поврежденных секторов). Если существуют проблемы с жестким диском, с которыми chkdsk справиться не может, то, возможно, повреждена файловая система или главная загрузочная запись. Для их исправления существуют команды Fixmbr и Fixboot. Если не помогают и они, то вам, скорее всего, придется заново форматировать разделы жесткого диска.
   Кроме того, ошибки при загрузке операционной системы могут быть связаны с повреждением системных загрузочных файлов, которые находятся в папке WINDOWS (файлы Ntldr, Ntdetect.com, Boot.ini, Ntbootdd.sys, bootfont.bin). Эти файлы можно восстановить из папки i386, которая расположена на загрузочном компакт-диске Windows. Для этого просто скопируйте их в папку WINDOWS, заменяя существующие.
   Вполне возможно, что проблемы могут быть связаны с реестром операционной системы. При создании копии состояния системы файлы реестра копируются в папку repair каталога WINDOWS (по умолчанию C: Windowsrepair). Вы можете восстановить реестр из этой копии, просто скопировав все файлы из этой папки в каталог C: WindowsSystem32Config, однако предварительно обязательно сохраните куда-нибудь все файлы из этого каталога. Дело в том, что резервная копия может оказаться достаточно старой, поэтому многие изменения конфигурации системы будут потеряны.
   Таблица 10.2. Краткое описание команд консоли восстановления
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [33] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация