А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Ушу – путь к победе
Игорь Авраамович Красулин


Одним из наиболее популярных в нашей стране видов восточных боевых единоборств является ушу. В чем секрет притягательности школы Шаолиньского монастыря? Каковы ее философские основы и как они реализовались в мастерстве борьбы без оружия? Что нужно, чтобы овладеть воинским искусством ушу? Об этом и о многом другом вы узнаете из данной брошюры.

Для широкого круга читателей.





Игорь Красулин

УШУ – ПУТЬ К ПОБЕДЕ



КРАСУЛИН Игорь Авраамович – лауреат всесоюзных и международных фестивалей оздоровительных и воинских искусств, директор культурно-оздоровительного центра Фитмесс-Полиформ, автор книг по теории и практике воинских единоборств.




Поиск гармонии с миром и самим собой


Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как Земля…

    ГУАНЬ ИНЬ ЦЗЫ, X век

Боевые искусства Востока: китайское ушу, корейское тэквондо, японское дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, каратэ, вьетнамское вьетводао и многие другие национальные виды борьбы предстают перед нами как ни на что не похожий мир, как уникальная самобытная культура. Овладеть ими в совершенстве – это значит приобщиться к тысячелетней традиции, уходящей корнями в глубинные пласты культуры древних цивилизаций Востока, у которых понятие «воинские искусства» наделялось совсем иным смыслом, нежели на Западе, являясь сплавом физических упражнений и философского учения.

Не победа над противником была конечной целью изучения воинских искусств, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков для жизни в согласии с самим собой, окружающим миром, природой, космосом.

Восточные мудрецы утверждали, что Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной, следовательно, он может обладать всей ее мощью, но для этого ему нужно найти правильный способ, свой путь. Согласно учению для человека существует пять возможностей достижения совершенства: путь монаха, путь мага, путь философа, путь йога, путь воина. Только для выбравшего правильно свой путь и верно ему следовавшего доступно слияние с мировой гармонией, достижение внутреннего равновесия, то есть обретение дао.

В достижении этой цели человеку содействовали существовавшие на Востоке многочисленные эзотерические (тайные) школы. Их наставники помогали ученику постепенно, шаг за шагом, подниматься по ступеням знания все выше и выше. Восхождение по пути совершенствования занимало всю жизнь и насчитывало от 7 до 12 ступеней. Сумевший постичь всю мудрость учения школы считался совершенным человеком, обладавшим высшим учением, он становился мастером, или гунфу.

В Древнем Китае термин «гунфу» имел довольно широкий смысл, но при всем многообразии оттенков неизменным оставалось его духовное содержание как огромной ценности и приобщенности к высшему знанию. Причем стать гунфу мог в равной степени и тот человек, который выбрал путь философа, и тот, который выбрал путь воина. Например, понятие «гунфу» часто можно встретить в философских трактатах об искусстве кулачного боя. Там оно употребляется рядом со словом «учение» как величайшее внутреннее откровение древних мудрецов.

О гунфу в Европе узнали довольно давно. В 1779 г. во Франции появилась книга миссионера-иезуита Сибо и называлась она «Заметки о Гунфу даосских бонз». Автор книги пользовался услугами обращенного в христианство китайца и с необыкновенной для того времени точностью описал многие особенности практики гунфу. В то же время иезуит подходил к древнекитайскому учению со своими, европейскими, мерками. Он увидел в гунфу лишь «утонченную и разумную систему» физических упражнений, а главную цель – реализацию человеком всех потенциальных возможностей своего бытия – понять не смог. Потому и трактовал идеалы китайских мастеров лишь как желание достичь бессмертия. Практицизм одержал верх, эзотерический смысл подменился подражанием форме, и от комплексной системы остались лишь отдельные фрагменты, вырванные из общего контекста культуры, – различные виды восточных единоборств (дзю-дзюцу, каратэ, джиу-джитсу, айкидо и другие).

Между тем стержнем всех древних систем является учение о том, что «ключ» к управлению телом лежит в нашем сознании. Правильно им пользуясь, можно полностью контролировать, развивать и корректировать свой организм. По собственному желанию владеющий этим умением может увеличить свои возможности, поддерживать хорошее здоровье, причем гораздо успешнее, нежели пользуясь другими путями, минующими сознание.

На этом принципе основывалось и воинское искусство ушу, в котором физические приемы лишь помогали в совершенстве управлять внутренней энергией. Естественно, если человек реализует свои возможности через сознание, то он должен ясно представлять свое место в окружающем мире, из которого черпает энергию. Потому в общих чертах расскажем о древнекитайском философском учении, которое нашло прямое отражение в комплексах физических упражнений ушу, в особенностях движений и методике подготовки.

Согласно учению человек, представляя собой отражение громадного мира, является микрокосмом по отношению ко Вселенной (макрокосм). Будучи частицей Вселенной, он обладает информацией о всех ее тайнах. Сила, связывающая человека и Вселенную, проявляется в виде двух энергетических потоков: нисходящего потока неба – ян (мужской радикал, положительный) и восходящего потока Земли – инь (женский радикал, отрицательный). Соединение двух радикалов образует энергетический потенциал человека (ци– энергия). Восхождение, или, иначе говоря, совершенствование по 12 ступеням, идет от земли к небу, то есть от минуса к плюсу. Течение и поток энергии зависят от гармоничного сочетания внешних и внутренних причин, которые образуют многочисленные связи между человеком и окружающим миром.

Поэтому человек должен жить в гармонии с природой и самим собой, следуя принципу «не навреди» – своему организму, окружающему миру, земле. Не покорение природы, а познание ее – главное условие на пути к совершенству.

Человек и внешний мир подчиняются одним и тем же законам. Как в природе ночь сменяет день и чередуются сезоны года, так и в человеческом организме постоянно происходит движение внутренней энергии ци. Кстати, в индийской традиции она называется «прана». Упадок сил и подъем их, смена настроения – все зависит от преобладания положительного или отрицательного энергопотока, что в человеке доминирует – ян или инь. Первоначально обозначавшие темноту и свет, в дальнейшем они стали синонимами полярных принципов мироздания.

Каждое явление природы и действие человека несут в себе оба начала – инь и ян. Между этими вечно движущимися потоками есть точка равновесия – «Великий Полюс», от которого как бы волнами распространяется бытие. Достигшему совершенства человеку дано ощутить его, представить себя центром мироздания, образно говоря, точкой в центре круга, он обретает покой и приобщается к мировой гармонии. Но это доступно лишь тем, кто следует выбранному пути.

В процессе взаимодействия сил инь и ян образуются пять первоэлементов, составляющих основу всего материального мира. Философ Чжоу Дуньи (XI век) в труде «Объяснение плана Великого Полюса» сообщает: «Положительные силы Вселенной превращаются в отрицательные и, сочетаясь, порождают пять элементов: воду, огонь, дерево, металл, почву (землю). Эти пять элементов согласованно распространяются повсюду и таким образом устанавливаются четыре сезона».

Сочетания этих первоэлементов определяют все явления и процессы во Вселенной и в природе. Они имеют соответствия во внутренних органах тела, во всех пяти чувствах человека. А следовательно, научившись их контролировать, человек обретает силу и над первоэлементами. В обучении ушу этому отводилось значительное место.

Уникальным памятником древнекитайской культуры является «Книга перемен», которая более трех тысячелетий была базой для развития философии, медицины, астрономии, исторической науки, воинского искусства. В ней графически изображено взаимодействие сил ян-инь и пяти первоэлементов, образующее определенную систему. С помощью ее возможно не только правильно оценивать происходящие события, но и заглянуть в будущее.

Основу «Книги перемен» составляют восемь комбинаций двух видов линий: целой, символизирующей положительное начало ян, и прерванной, отражающей отрицательное начало инь. Эти знаки называются триграммами. Значения каждой из универсальных сил определяются «по обстоятельствам», в зависимости от которых одно и то же явление может соотноситься и с силой инь, и с силой ян. Считается также, что каждое явление, достигнув своего предела, переходит в иное начало. Например, твердый металл (ян) при нагревании до определенной температуры переходит в иное, жидкое качество (инь). Соответственно меняется и его знак.

Триграммы указывают на определенные фазы состояния и принципы взаимодействия мировых сил. Согласно учению жизнь – это бесконечная череда перемен, проистекающих из взаимодействия и борьбы инь-ян, сил света и тьмы, упругости и податливости, жары и холода. Триграммы располагаются по кругу, как бы символизируя собой мировой круговорот. Отсюда мастерство в традиции ушу, истинное гунфу – это умение сохранять равновесие разнонаправленных процессов нашей жизни.

Комбинации двух триграмм образуют в совокупности 64 гексаграммы, которыми, согласно китайским представлениям, исчерпывается все разнообразие явлений в мире. Таково состояние «Великого Предела».

Любопытно, что китайская медицина различает в человеке 64 сустава, соответствующих 64 гексаграммам. Таким образом, человеческое тело является прообразом не только строения Космоса, но и единого мирового творческого процесса.

Схему мировых перемен своеобразно воспроизводят и комплексы (тао) ушу. Не случайно основополагающими в них являются круговые, спиральные движения. Стремление к достижению равновесия разнонаправленных процессов выражается в таких характерных для тао понятиях, как раскрытие и закрытие, наполнение и опустошение, растяжение и сжатие, покой и движение. Древние мастера так поэтично описывали эти состояния: «Стоишь как гора, ступаешь, как будто идешь под водой, воля твоя подобна развивающемуся флагу или колеблющемуся пламени свечи, энергия организма клубится подобно облакам и растекается по всем порам тела. Дух и энергия, воля и сила собраны воедино…»

Таким образом, наследие ушу являет собой пример соединения эстетико-философской мысли, мистики и воинского искусства. Причем последнее выходило далеко за рамки воинской практики. Воинское искусство на Востоке развивалось в русле трех основных направлений:

а) воинское ремесло;

б) искусство (воинское, театральное, цирковое);

в) оздоровительное.

И какому бы направлению ни отдавал предпочтение ученик, цель была одна – добиться гармоничного взаимодействия с окружающим миром и, став гунфу, максимально реализовать свой творческий потенциал. Вот почему в древнекитайском воинском искусстве совершенствование в мастерстве неразрывно связано с преображением в духе. Другими словами, физические упражнения обязательно должны дополняться психическим тренингом.

При выборе определенных упражнений учитывалось буквально все – место проведения занятий, погода, расположение сторон света, время суток. Например, днем, в часы преобладания ян, следовало использовать вращение в левую сторону и делать упор на физические упражнения, а ночью, когда преобладает сила инь, нужно делать вращение в правую сторону и заниматься отработкой технических приемов, а также психических упражнений.

Многолетняя, кропотливая работа над телом и духом шедших с помощью ушу по пути воина приводила к впечатляющим результатам. Предание гласит: «Великие мастера хранят в своем сердце принципы всех вещей, телом они охватывают все явления мира. Они спокойны, в их сердца вмещаются все их Ци. Они вмещают в себя исконную энергию Неба и Земли, следуя своей природе и совершенствуясь в Дао, а поэтому их тело – словно девятислойные небеса и прекрасные драгоценные камни. Волнение не проникает, не замутняет их сердца, каждая мысль – чистый образ правды, каждое движение тела – действие небесного Дао. Вот почему они способны всюду поспевать без усилий, всего добиваться без мучительных раздумий и безупречно претворять Срединный Путь (путь равновесия)».




Великая река ушу


Вся наша жизнь есть лабиринт, мы путники, идущие по нему, мы несем свет и открываем новые пути, на самом же деле мы ищем из него выход.

    Из канонов Шаолиня

Неповторимость и неиссякаемость искусства ушу, которое древние любили сравнивать с могучей, полноводной рекой, заключаются в многообразии школ, стилей и технических приемов. В различных местностях, храмах или монастырях возникали самобытные разновидности единой системы, многочисленные ручейки, которые слились в могучий поток, сумевший прорваться к нам сквозь тысячелетия. И хотя за это время некоторые секреты древних мастеров были утеряны, но даже то, что сохранилось, поражает своим многообразием. По мнению знатоков, на сегодняшний день существует более 130 стилей ушу.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, лапы орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чен, Ча, Мо, Хун). Но бывают характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Син-и-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», – бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Излюбленным сюжетом для современных кинофильмов стала легенда о создателях стиля «Пушечные удары» – 13 шаолиньских монахах, спасших от преследования князя царства Цинь Ли Шимина. В 627 г. невзгоды князя закончились, и он взошел на престол, став вторым императором династии Тан. Тогда же он издал указ, согласно которому 13 шаолиньским монахам был пожалован почетный титул «Наставник императора».

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.

Исторически сложилось так, что в Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками основных направлений в ушу: шаолиньского, уданского и змейского.

Уданское направление сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его дао, то есть пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-ян и пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.

Для даосских отшельников



Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация