книга Ландшафтоведение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Ландшафтоведение

скачать Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений бесплатно
Название: Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
Автор: Колбовский Е.Ю.
Страниц: 480
Формат: PDF
Размер: 19,8 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
Жанр: учебное пособие
Год издания: 2006


Ландшафтоведение — своего рода квинтэссенция физической географии.
По ландшафтоведению написано множество научных статей и монографий, а также несколько учебников.Все они чрезвычайно сложны для восприятия (на взгляд автора, тоже когда-то бывшего студентом) и не столько привлекали обучающихся к ландшафтоведению, сколько отлучали от него.

Возникли различные научные школы (например, московская и ленинградская), а в рамках школ оформились свои концептуальные направления, причем никто так и не взял на себя рискованную задачу их согласования и интеграции.
«Война школ», с одной стороны, будила научную мысль, с другой — не всегда позволяла развиваться новым и весьма продуктивным идеям.

Так, десятилетия «пробивалось» направление, связанное с подводными (морскими, речными) ландшафтами; долго опровергалось право на существование «культурных» ландшафтов; да и вообще практикующие ландшафтоведы предпочитали иметь дело с «правильной» дикой природой.
Подобное положение имело свои последствия. Несмотря на тончайший исследовательский аппарат и теоретические разработки, не имевшие аналогов за рубежом, в советскую эпоху прикладное значение ландшафтоведения было, мягко говоря, незначительным.

Практики различных отраслей только продекларировали свое желание перейти на «ландшафтные основы» хозяйствования, планирования или проектирования, но на деле остались в рамках сугубо отраслевых подходов и ведомственных представлений.
Так, например, произошло с двумя важнейшими отраслями — лесоводством и сельским хозяйством. Ни лесоводы, ни агрономы не смогли сколько-нибудь продуктивно адаптировать достижения теории ландшафта к своим производственным нуждам.
Ландшафтоведение оказалось слишком «затеоретизированным» и далеким от практики. Это тем более досадно, если иметь в виду, что в странах Запада (например, Великобритании, Нидерландах, Франции, США и Канаде) географы смогли выдать практикам очень полезные и конкретные рекомендации по обустройству лесных ландшафтов, агрономии, созданию сетей «живой природы».
По этой же причине понятие «ландшафт» самым досадным образом выпало из школьных учебников — школьные методисты попросту боялись к нему подступиться. Это обстоятельство само по себе печально: не понимая ландшафта родной страны, подрастающий молодой человек вряд ли приобретет столь необходимое каждому ее обитателю «ландшафтное зрение», следовательно, не поймет красоты родной природы и останется глух к ее экологическим бедам.

Автор стремился (насколько мог) преодолеть главную проблему и решить одну задачу, а именно: показать, что в ландшафтоведении нет ничего непостижимого и недоступного человеческому (а значит, и студенческому) пониманию. Автор старался изложить суть предмета, опираясь на опыт бытовых впечатлений среднестатистического россиянина, живущего где-то между Рязанью и Вологдой — на просторах Русской равнины в ее центральной или северной части.
Некоторые излагаемые здесь положения могут показаться специалистам излишне упрощенными, однако это впечатление возникает потому, что раньше они были излишне усложнены.
Так или иначе, имея многолетний опыт преподавания, автор убедился, что именно такой подход: постепенное раскрытие ландшафта как хорошо знакомого вместилища нашей жизни — делает ландшафтоведение дисциплиной, доступной для студента — будущего географа, эколога, агронома, специалиста по развитию туризма и рекреации.

Ландшафт — не вполне «книжный» объект, можно прочитать сотни страниц и даже выучить наизусть многие определения и методики исследования, но необходимо еще и видеть — ельники на холмах и сосняки на террасах, вересковые пустоши на дюнах и ольховое болото на пойме...
Исходя из этого убеждения автор построил это учебное пособие не традиционно: теория сочетается с виртуальными экскурсиями, которые, впрочем, можно (и нужно!) при первой же возможности превратить в реальные полевые изыскания.
Кроме того, автор считает ландшафт природно-культурным объектом, непосредственно связанным с историей освоения территории человеком, поэтому вопросы, посвященные типологии и морфологии ландшафтов, рассматриваются совокупно с процессами «окультуривания» ландшафтов.


  [turbobit] [dfiles] [dfiles]




С этой книгой бесплатно скачивают:



1

 

 


Поделитесь ссылкой на книгу со своими друзьями:

HTML ссылка:


Ссылка для форумов:


Прямая ссылка:



Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent



Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация