книга У истоков европейской цивилизации

У истоков европейской цивилизации

скачать У истоков европейской цивилизации бесплатно
Название: У истоков европейской цивилизации
Автор: Чайлд Гордон
Размер: 28 Мб
Год издания: 1952

Эта книга уникальна тем, что в ней скрупулезно собраны точные, документированные факты. Данный труд полно и весьма досконально озаряет археологию континента Европейского.Автор отлично знает археологическую советскую литературу, и в следствии этого в освещение археологических европейских культур интегрированы и культуры Европы Восточной.
Чайлд отрицательно относится к очень распространенному в реакционному течению, признающему формально типологический метод универсальным методом археологического исследования. Правда, этот метод очень важен для классификации и датировок археологического материала. Если формально типологические сравнения связаны с историей развития общества, они становятся важным материалом исследования. Но реакционная школа формальной типологии рассматривает вещи вне рамок истории. Многие даты, установленные на основании формально типологических схем, как и основанные на них выводы, далеки от истины. Чайлд считает, что установленные на основании формальной типологии данные нуждаются в критической проверке с помощью других методов археологического исследования и что типологические исследования должны носить строго локальный характер, а попытки распространить установленные системы за пределы тех районов, к которым эти системы относились и пользоваться такими системами как общей меркой вредны. В этом вопросе его позиция близка к позиции наших ученых.
Чайлд в своем труде показывает прогрессивное развитие древних культур и тем самым дает материал для Дальнейших социологических и исторических обобщений. Чайлд понимает различие между базисом и надстройкой. Так, Чайлд совершенно справедливо говорит: «Идеологическая надстройка, покоившаяся на этом единообразном способе производства, насколько о ней можно судить по следам, находимым в археологических летописях, едва ли отличалась большим разнообразием». Чайлд признает возможность восстановить картину общественных отношений по археологическим данным. Он пишет о том, что «захоронение вместе с покойниками домашних животных указывает не столько на начало скотоводства, сколько на переход от коллективного владения скотом к индивидуальному», и высказывает мнение, что дунайцы жили на первобытно-общинных началах, судя по раскопанному целиком поселению в Коломийщине. Он считает возможным согласиться с тем, что трипольское общество было построено на таких же, как дунайское, началах, он согласен с социологическим истолкованием кубанских курганов и т. д.
Но одновременно необходимо иметь в виду, что книга Чайлда содержит ряд важнейших принципиальных ошибок.
Из за того, что данная книга впервые была издана в Англии в 1925 г. Настоящий перевод сделан снятого английского издания 1950 г. За годы, протекшие между первым и пятым изданиями, в археологии Европы было сделано много открытий, и Чайлд подверг книгу значительной переработке, тем более, что в результате более близкого ознакомления с трудами советских ученых и сам он за эти годы проделал большую эволюцию. Изменение во взглядах Чайлда было отражено в книгах «Прогресс и археология» (1945 г.) и «Шотландия до шотландцев» (1946 г.). Но переработка данной книги выразилась главным образом в пополнении книги новым материалом и в уточнении ряда данных; многие ошибочные положения автора остались без изменения. Это относится прежде всего к основному принципу, на котором построена книга,— идее диффузионизма (так называемой «теории распространения»). Когда археолог имеет дело с тем или иным крупным открытием древности: изобретением керамики, металлургии и т. п., он должен решить вопрос о том, сделано ли это открытие тем обществом, которое он исследует, или принесено извне. Это подчас является решающим для определения экономического и социального развития общества, для изучения его истории.

[dfiles] [turbovit]

Благодаря электронной библиотеке Kodges.ru вы получите доступ к необходимым книгам в любое удобное время и совершенно бесплатно. Разделы сайта постоянно обновляются, навигация совершенствуется, а выбор изданий растет — вот почему стоит обратиться именно к нам. Библиотека позволяет скачивать литературу в различных форматах. Kodges.ru — настоящая находка для книголюбов вне зависимости от возраста и предпочтений. В разделе «Наука и образование» можно найти такие интересные издания, как «У истоков европейской цивилизации», а также погрузиться в увлекательный мир эзотерики, психологии и истории.