книга Жан Кокто. Собрание сочинений

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Жан Кокто. Собрание сочинений

скачать Жан Кокто. Собрание сочинений бесплатно
Название: Жан Кокто. Собрание сочинений
Автор: Жан Кокто
Формат: FB2
Размер: 5.0 mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1995-2013


Жан Кокто - легенда XX века. Поэт и кинорежиссер, драматург и художник- график, авиатор и автор романов...Перечислить все области, где он пробовал свои силы, почти невозможно - проще сказать, чем он не занимался. В выборе творческих методов Кокто был не менее всеяден: за долгие годы прошел путь от сюрреалиста к неоклассику. «Избалованный ребенок века», как его называли, он, казалось, с легкостью преуспевал
в любом деле, за которое брался. Однако сам Кокто творчество неизменно связывал с трудом.
Когда Жану Кокто было десять лет, его отец умер, и семья переселилась в парижский особняк деда. В доме часто бывали знаменитые актеры. Мальчик, увлекшись театром, посещал спектакли чаще, чем школу, откуда его выгнали за нарушение дисциплины: образование он продолжил в другом колледже. В романе «Трудные дети» (1929 г.) писатель обращается и к опыту собственного детства.
В начале ХХ ст. Кокто, начинающий поэт, сближается с С. П. Дягилевым и И. Г. Стравинским, с Пабло Пикассо и кубистами, другими представителями «нового» искусства. Он выпускает книгу афоризмов «Петух и Арлекин» (1918 г.), теоретические работы, в которых выступает как защитник модернистской поэзии, живописи, музыки. В 1917 г. труппа Сергея Дягилева ставит балет «Парад» по его либретто (музыка Эрика Сати, декорации Пикассо) - первый сюрреалистический балет, по определению Гийома Аполлинера. Премьера вызвала скандал, принесший Кокто громкую славу.
Война оставила свой след в судьбах современников Кокто, не обошла и его. Он обманом попал на фронт, работал санитаром в полевом госпитале, был принят в полк морских пехотинцев. Когда обман раскрылся, его отправили с передовой, а на следующий день весь полк погиб в бою. Этот эпизод лег в основу сюжета романа «Самозванец Тома» (1923 г.).
С 1921 г. начинается новый этап в творчестве Кокто. Теперь он все чаще обращается к традициям и опыту предшественников, выбирая в качестве образца французских поэтов XVI в. В 1923 г. выходит поэтический сборник «Церковное пение». Этот год завершается для поэта трагедией - смертью близкого друга. Он пытается найти утешение в наркотиках, но настоящим спасением становится работа. В 1924 г. Кокто выдает полное собрание своих стихов, в 1925 пишет пьесу «Орфей» (поставлена в 1926 г.), в 1927 г. выпускает поэтический сборник «Опера».
В 1930 г. Кокто впервые пробует себя в кино - снимает короткометражный фильм «Кровь поэта».
Но и работая в кинематографе, он никогда не оставляет литературной деятельности.
При всем разнообразии жанров и родов искусства большинство произведений Кокто строится по одним и тем же законам. Недаром все виды творчества он называл поэзией: поэзия романа, поэзия театра, критическая поэзия, графическая поэзия. Итак, что же такое поэзия Жана Кокто?
Популярность Кокто - поэту приносят сборники, в которых нашел отражение его военный опыт, - «Мыс Доброй Надежды» и «Речь большого сна» (оба 1919 г.). Война, увиденная глазами Кокто - «завод по производству мертвецов». Этот образ появляется в стихотворении, описывает одно из самых мирных занятий - мытья в душе.
Большинство солдат боится душа, морская пехота, привыкший ценить пресную воду, «как девушку», представляет собой исключение, а негры, которые есть в каждом подразделении, испытывают особый ужас: но когда мероприятие заканчивается - наступает период веселья. Простота предмета описания, его конкретность подчеркиваются присущей Кокто лаконичной манере письма, ритмичностью стиха и даже необязательностью рифмы, иногда - случайностью ассоциаций: взгляд поэта свободно скользит по предмету на предмет.
Однако эта алогичность возможна только в мире людей. Там, где речь идет о Судьбе, все иначе. Образ завода не случаен, в нем воплощена одна из центральных идей Кокто: рок, тяготеющий над человеком, предельно логичен. В творчестве поэта он часто принимает формы новейших достижений технического прогресса. Смерть использует электрический прибор, чтобы проникнуть в жизнь (пьеса «Орфей» ), ее кортеж составляют мотоциклисты (фильм «Орфей» ), кодированные послания с того света передаются по радио.
Или война определила основные мотивы творчества Кокто, или идеи сюрреалистов, к которым поэт был близок в свое время, или же это особенности его трагического мировосприятия, но смерть становится и действующим лицом его произведений, и их неизменным финалом.
Поэтому Смерть в его произведениях - не античная богиня в грозном блесеа своего оружия и не скелет в саванне и с косой. Напротив, это молодая и очень красивая женщина в ярко-розовом бальном платье и накинутом поверх него меховом пальто. Ее прическа, платье, пальто, туфли, даже походка - все соответствует последней моде. Ее «рабочая» одежда - белый медицинский халат и резиновые перчатки. Так описана в авторских ремарках Смерть - героиня пьесы «Орфей». А вот Орфей и его жена Эвридика, согласно авторскому замыслу, «неприметного» действующие лица, их одежда не привлекает к себе внимания.
В трактовке Кокто миф об Орфее приобретает не только рис современности, но и дополнительных фантастических деталей. Так, одним из главных персонажей предстает ангел-хранитель супругов Ертебиз, земное ремесло которого - стекольщик, и герои только в конце понимают его истинную роль в их жизни.
Как всегда, пьеса Кокто заканчивается смертью героев. Только она их примиряет: в финале Орфей, Эвридика и Ертебиз могут мирно поговорить и - наконец - пообедать. Но это не торжество смерти, а торжество любви. Если Смерть мощная, оснащенная по последнему слову техники и очень хорошая, то ангел, что противостоит ей, простой, одет в рабочий комбинезон и значительно слабее.
В 30 - х гг Кокто обращается к популярному жанру бытовой психологической драмы, исключая из своих пьес фантастические элементы. Так появляются монодрама «Человеческий голос» (1930 г.) - монолог женщины, ее телефонный разговор с человеком, которого она любила, «Трудные родители » (1938 г.), «Священные чудовища» (1940 г.). Сюжеты пьес не выходят за пределы обычной мелодрамы: любовь, предательство, но героями обладают страсти, о которых они сами часто не подозревают. Их поступки, как правило, непоследовательны. Так, героиня пьесы «Священные чудовища», прекрасная актриса, сама толкает горячо любимого мужа в объятия другой, чтобы потом вернуть его ценой страданий.
Последний и, вероятно, наиболее лирический поэтический сборник Жана Кокто - «Реквием» - был создан в 1959-1961 гг. уже смертельно больным поэтом. Поздравление болезни автор подал в этой книге в качестве эпиграфа.



  [turbobit] [dfiles]




С этой книгой бесплатно скачивают:



1

 

 


Поделитесь ссылкой на книгу со своими друзьями:

HTML ссылка:


Ссылка для форумов:


Прямая ссылка:



Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent



Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация