книга Ибсен. Г. Кукольный дом

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Ибсен. Г. Кукольный дом

скачать Ибсен. Г. Кукольный дом бесплатно
Название: Ибсен. Г. Кукольный дом
Автор: Генрик Ибсен
Формат: FB2
Размер: 5.5 mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 2010


От произведения к произведению росло и укреплялось психологическое мастерство норвежского драматурга.. В этом плане его первые аналитические пьесы - «Столпы общества» и «Кукольный дом» - значительно уступают следующим. Впрочем, именно они наиболее известны европейском (в частности, и российскому) зрителю - особенно вторая из них, под названием «Нора» стала для публики настоящим потрясением. Такой эффект был связан с новизной как самой формы ибсеновских аналитических драм, так и их содержания.
19 сентября 1878 Ибсен написал «Записки современной трагедии», которые считаются первым наброском к пьесе «Кукольный дом».
Вот как драматург формулирует основные проблемы задуманной им «современной трагедии»: «Есть две морали, две разных совести: одна предназначена для мужчин для мужчины, другая для женщины, но в реальной жизни женщин оценивают по мужским критериям»
Вам наверняка известно, что проблемы женской эмансипации широко обсуждались в Европе как минимум с середины XIX в. За этот период в обществе является исключительно мужским», сформировалась потребность в умных женщинах. Оставаясь существами по сути бесправными (европейки XIX в. не имели избирательного права, права избираться в парламент, возглавлять государство, их не допускали в университеты и т.д.), женщины, однако, были «допущены» к чтению серьезной литературы, обсуждения важнейших вопросов бытия... Однако стоило им, убедившись в собственной способности мыслить, попробовать применить это на решение практических вопросов собственной жизни, их ждала «современная трагедия».
Казалось бы, Нора Хельмер, героиня «Кукольного дома», не имела ни малейших причин жаловаться на судьбу. Жена преуспевающего адвоката, она всю жизнь была окружена любовью и заботой - сначала отца, потом мужа... Однако мелочное, с «женской» точки зрения героини, событие - Нора подделала родителей подпись на финансовом документе - разрушает «Кукольный дом», с таким вкусом возведен для нее мужчинами. Поэтому Нора впервые сталкивается с реальной жизнью - с тем, по словам Ибсена, «исключительно мужским обществом, где все правила диктуют мужчины, они же обвиняют и судят женщин за их поступки, исходя из своих собственных взглядов».
Нора собиралась рассказать о своем поступке отцу, но тот неожиданно умер. А вот признаться мужу, как выяснилось, она боится, потому что нет между ними настоящего, не «кукольного», доверия...
Однако не мелковата ли эта чисто бытовая драма для «современной трагедии»? Откуда мировой успех, рыдания зрительниц на спектаклях, более того - сотни, а может, и тысячи семей, разрушенных по примеру Норы, что в конечном итоге покинула свой « кукольный дом»?
Так норвежский драматург постепенно учит европейского зрителя выделять и различать такие понятия, как внешнее и внутреннее действие и подтекст.
Конечно, не только внешнее воздействие влияет на внутреннюю, но и внутреннее не менее, а иногда и больше, влияет на внешнюю жизнь человека. Непосредственно же они объединяются, в частности, и подтекстом.
Первыми, классическими примерами подтекста и отсутствия прямых совпадений между внешними и внутренними действиями в пьесе обогатил мировую театральную практику именно ибсеновской «Кукольный дом».
Звезды театра на рубеже XIX -XX вв., В частности итальянка Элеонора Дузе, украинка Мария Заньковецкая, россиянка Вера Комиссаржевская, в своих сценических образах Норы явили миру подлинно трагическую героиню.
Создавая образ Норы, автор лишил его привычного для героини трагедии внешнего фона - злодеев, желающих ей гибели, неумолимого рока в виде непреодолимых обстоятельств и т.п.. Лишь позже литературоведы связали композиционные принципы аналитических драм Ибсена с принципами построения античной трагедии, а вместе и с его собственной биографией, обнаружив в них «тень отца». И даже говоря о «Кукольном доме», исследователи творчества драматурга, к «новой» проблеме - «мужчины и женщины», часто добавляют «старую» - «отцов и детей».
Смерть отца в драме Ибсена, как и во многих античных трагедиях, состоялась в начале первого акта, в предыстории, «из-за далекого прошлого». Однако ее тень легла на поведение и мироощущение главных героев. Создаваемой автором «трагедийности» в пользу даже сюжетная путаница, ведь она позволяет зрителю почувствовать всю «густоту» этой тени. Подпись на финансовом документе Нора подделала вроде еще при жизни отца. А мотивацией шантажа, которого она боится, является то, что дата документа позднее даты его смерти. Героиня и дальше действовует «от имени» отца, « вместо» отца, но уже без отца. Поэтому перед нами стоит инфантильный персонаж, всю жизнь чувствует себя ребенком.
Норвежские биографы Ибсена (X. Хейберг, Б.М. Кинкта другие) неоднократно подчеркивали, что изображение сильного трагического персонажа, которым стала Нора на театральной сцене, не входило в первоначальный замысел автора. По этому поводу они вспоминают прототип героини - молодую норвежскую писательницу Лауру Киллер, к которой драматург «проявлял родительский, хотя и не без оттенка юмора, интерес». По утверждению биографов, Ибсен интересовался также браком этой «экзальтированной молодой женщины». Оказывается, что и знаменитые слова-понятия «жаворонок» и «Кукольный дом» драматург использовал, общаясь с Лаурой, задолго до того, как задумал свою пьесу. Даже безрассудное - отношение к финансам и финансовым документам, вымышленная Нора унаследовала именно от реальной Лауры. Скандал в семье Хельмеров и развод - тоже реальные факты биографии писательницы Киллер. Однако в реальной жизни «безответственный жаворонок» не вылетел с насиженного гнезда на волю, а попал в психиатрическую больницу, после чего, получив прощение от мужа, вернулся в свой «кукольный дом».
Так, если бы Норе Хельмер так же, как и ее прототипу - Лаури Киллер, не пришлось допустить досадную юридическую ошибку, то им обоим не суждено бы пожить «по - настоящему». Хорошо это было бы для них или плохо - решать читателю. Зрителю же конца XIX в. его выдающиеся современницы, актрисы выбора не оставляли, Нора была для них искренней, настоящей героиней, ведь им самим так хотелось пожить по настоящему.



  [turbobit] [dfiles]




С этой книгой бесплатно скачивают:



1

 

 

Kodges.ru — электронная библиотека, которая избавит вас от ненужных трат и разочарований, когда купленная книга оказывается неинтересной и пылится на полке. Сервис Kodges.ru дает возможность скачать электронные издания бесплатно и в различных форматах в удобное время. В разделе «Художественная книга» вся литература разбита по темам. Здесь можно найти «Ибсен. Г. Кукольный дом» и другие книги от серьезной классики до современных авторов.


Поделитесь ссылкой на книгу со своими друзьями:

HTML ссылка:


Ссылка для форумов:


Прямая ссылка:



Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent



Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация