книга Без догмата

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Без догмата

скачать Без догмата бесплатно
Название: Без догмата
Автор: Сенкевич Генрик
Формат: FB2
Размер: 6.4 mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1983


1891 выходит в свет роман Сенкевича «Без догмата», свидетельствующий о заметном видоизменение писательских интересов.После углубленной в прошлое, красочной и динамичной, остросюжетной трилогии появляется исповедальный роман, типичное психологически аналитическое исследование интересного человеческого феномена в его связях с определенным укладом общественно-культурных отношений в Польше конца XIX века.
Философско-психологическая линия романа, его направленность на воспроизведение диалектики души нового «героя времени» подчинялась откровенно публицистически воспитательной цели цели.
Писатель стилизует свой рассказ под дневник, который ведет герой - тридцати пятилетний польский граф Леон Плошовский, человек состоятельный и образованный. Начавшийся в четко очерченное время - 9 января 1883 - дневник распространяется на два года жизни, которое трагически обрывается самоубийством героя. День за днем подается детальная, почти клиническая история любви Леона Плошовского к девушке, а потом замужней женщине Анели. Критической оценке подвергнуто жизнь без определенных занятий и идеалов, без четко обозначенной цели, анализируются мнения и чувства, обозначены скепсисом, разъедающей душу рефлексией, нерешительностью.
Произведение прослеживает истоки и непосредственные проявления душевного состояния, которое выходит за пределы личной драмы Плошовского. Речь идет о признаках вырождения целой общественной прослойки, которая самоустранилась от активного участия в жизни. Плошовский уверен, что подобных ему людей много и «имя им легион».
Чем же характеризуется этот «легион» в лице одного из типичных его представителей? Прежде изолированностью от мира труда. Образование, которое герой произведения получил, окончив университет в Польше и сельскохозяйственную школу в Париже, не находит своего практического применения. Накопленное предками богатство устраняет необходимость работать ради куска хлеба. Леон представляет собой классический пример бездельника по традициям, обычаям, воспитанием, призванием. Духовный аристократизм, который издавна лелеялся в семье, питается теперь веяниями эпохи, обозначенными окончательным кризисом позитивистских идеалов, декадентским бегством от земных дел в герметично изолированный внутренний мир. Речь идет, по сути, о новейшем варианте «лишних людей».
Плошовский весь в плену вопросов, на которые не способен ответить. Причину своей беспомощности он начинает искать в новейшей науке и в материалистической философии, которая, по его мнению, руководствуясь законами диалектики, заставляя человека искать и сомневаться, породила скептицизм. Виной отягощается объективная направленность передовой философии нового времени - все подвергать сомнению.
Плошовский не умеет и не хочет понять положительной, жизнеутверждающей материалистической философской мысли, зато он хорошо осознал признаки неизбежного упадка, гибели своего класса, своего общественного слоя. Свою обреченность, отчужденность Леон Плошовский тяжело переживает, но преодолеть не в силах. Не находит он в близлежащей жизни дела, которое стало бы для него жизненной необходимостью, страстью, идеалом. Между ним и реальным миром пролегла пропасть, что то и дело напоминает о себе, которая мучает, смущает, болит. Существующие социальные контрасты и национальные притеснения абсолютно Леона не касаются. Он страдает прежде всего от собственной обособленности, бездействия, оставаясь во всем эгоистом и индивидуалистом, эстетом, провозглашающим культ красоты и самоуглубления, которое граничит с обычной самовлюбленностью.
Страницы дневника героя изобилуют тонкими наблюдениями и оценками, афоризмами, парадоксальными, эффектными сопоставлениями, которые должны характеризовать их автора, как человека умного, образованного, изящную и остроумную. Критика окружающего мира (без проникновения в его природу) идет в паре с очень самокритичным отношением к себе. Раз за разом Леон впадает в своеобразное анатомирование своего внутреннего мира. Сочетая в себе двух людей, которые постоянно резонируют и критикуют друг друга, он лишается чувства непосредственности порывов и переживаний, не может выработать окончательного суждения. Бездействие, нерешительность, вечный самокритицизм порождают инертность души, без сильных возбуждающих средств, что грозит перерасти со временем в полную атрофию чувств.
Весь во власти всеобъемлющего скепсиса и разочарования, не опираясь па какие догматы - ориентиры Плошовский будто повисает в воздухе. Незаурядному уму и нерастраченным жизненным силам и страстям нужен был какой-то выход, и герой находит его в сфере личных переживаний. Во имя своеобразной самозащиты он начинает отчаянно верить только в правду и право любви, свободной, ничем не сдерживаемой. Но и здесь, в кругу сугубо интимных переживаний, Плошовский оставался самим собой - привычка потакать своим прихотям, чувство вседозволенности, эгоизм выхолащивали с чувств влюбленного сердечность и теплоту. До встречи с Анелькой и после этого - достаточно вспомнить взаимоотношения с Лаурой - чувства к женщине ассоциировалось в воображении Леона с чисто спортивным испытанием сил, с чем-то подобным фехтованию...
Отношение к Анельке тоже поначалу не предвещало ни глубины, ни продолжительности. Превалировала привычная для Леона «игра на струнах души», флирт опытного донжуана, частые переходы от влюбленности до почти полного безразличия и наоборот. Когда Анеля вышла замуж, чувства к ней приобретают черты какой-то маниакальности: «Моя любовь - это в определенной степени болезнь, какое-то нервное отклонения». Как таковое оно властно перерастает в незыблемый догмат, возможность появления которого в своей жизни герой произведения до сих пор категорически отрицал.
Этот безоговорочный, близкий к прихоти, болезненный догмат, как и предыдущее бездогматство, бередит душу, лишает душевного покоя и внутреннего равновесия, что еще больше насыщает книгу психологизмом.



  [turbobit] [dfiles]




С этой книгой бесплатно скачивают:



1

 

 

Kodges.ru — электронная библиотека, которая избавит вас от ненужных трат и разочарований, когда купленная книга оказывается неинтересной и пылится на полке. Сервис Kodges.ru дает возможность скачать электронные издания бесплатно и в различных форматах в удобное время. В разделе «Художественная книга» вся литература разбита по темам. Здесь можно найти «Без догмата» и другие книги от серьезной классики до современных авторов.


Поделитесь ссылкой на книгу со своими друзьями:

HTML ссылка:


Ссылка для форумов:


Прямая ссылка:



Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent



Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация